Механизм государственной власти и кризис системы управления




Институт власти как понятие означает образование:

Ø Специально создаваемое людьми;

Ø В силу появления потребностей, интересов и для их удовлетворения;

Ø На основе официальных политических правовых решений, нормативных актов;

Ø Имеющего возможность оказывать властно-управляющее воздействие на общество.

Орган государственного управления - учрежденная в установленном порядке структура, выполняющая от имени государства какую-либо одну или несколько его функций в соответствии со своим специальным общественным предназначением, обладающее организационным единством, собственной компетенцией, полномочиями, которые он должен реализовать и за пределы которых не должен выходить в своей деятельности.

Органом гос-го управления может быть одно должностное лицо или организованная группа должностных лиц, уполномоченных государством на реализацию властно-управленческих функций.

Сущность этих органов можно определить как целостную совокупность составляющих компонентов:

Ø Политических (государственно-властный характер);

Ø Социологических (решает общезначимые дела, ориентация на потребности и интересы социума);

Ø Юридических (принимает нормативные, правовые акты, осуществляет правоприменительную, правоохранительную деятельность);

Ø Административно-управленческих (выполняет функции по руководству обществом).

Государственная власть строится, держится, и реализуется через:

· Источник власти;

· Ресурсы власти

Выделяют источники и ресурсы государственной власти:

1. Традиции, мифы, освящающие носителя власти (государь-батюшка). Традиции общественного сознания и бытия могут долгое время питать и поддерживать власть (династии Романовых в России более 300 лет). Мифы, запущенные сверху (о незаменимости президента) оказываются ненадежным ресурсом, так как весь народ долгое время обманывать невозможно.

2. Авторитет, престиж, харизма (греч. божественный, дар, благодать) т.е. исключительные личные качества правителя, политического лидера. Этот источник также ненадежен. Носитель гос-ой власти имеет право приказывать, издавать указы, но его они силы не имеют Это право считается без власти.

3. Сила, т.е. физическое, экономическое, военное могущество. Сила не гарантирует процесс властвования, пока объект сопротивляется власти нет, а есть борьба за власть.

4. Воля, т.е. через действенное сознание субъектов, носителей политической воли, стремящихся овладеть реальностью, подчинить себе объективное бытие, активно формировать жизнедеятельность общества. Власть как сила воли.

Гос-ная власть – это воплощение общей воли народа. Механизмом выявления воли большинства являются референдумы.

Ресурсы гос-ной власти могут быть:

Ø Природными;

Ø Экономическими;

Ø Социальными;

Ø Информационными;

Ø Демографическими;

Ø Силовыми;

Ø идеологическими.

По определению американского политолога М. Роджера, ресурсом может стать любой атрибут, обстоятельство или благо, обладание которым повышает способность его обладателя оказывать влияние на других индивидов.

Важнейшим ресурсом гос-ной власти является право, дающее возможность управляющего воздействия, знание и компетентность, определяющие способность лиц, наделенных властными полномочиями, принимать решения.

Ресурсы позволяют поощрять и наказывать, стимулировать и принуждать, убеждать и использовать все приемы и средства для властвования.

Т.о. гос-ная власть и управление как способ ее реализации – это:

Ø Право, возможность и способность государства через гос-ные органы и должностных лиц оказывать воздействие на судьбы, отношения и деятельность людей;

Ø Система соответствующих институтов и гос-ных органов, принимающих властные решения;

Ø Деятельность лиц, наделенных властными полномочиями.

Признакам гос-ной власти и системы гос-го управления являются легитимность, т.е.:

1. признание обществом их законности и правомерности;

2. официальный характер, регламентируемый Конституцией и законами;

3. структурированность аппарата власти, т.е. наличие специально созданных институтов власти;

4. обязательный характер ее решений;

5. наличие права на легитимное принуждение и использование специальных служб;

6. возможностью отменять постановления и решения негос-ных политических организаций в установленном законом порядке;

7. обладание исключительными правами (законное изъятие части доходов граждан и организаций посредством налогообложения).

 

4. Причины и последствия кризисов гос-ного управления.

 

Кризис гос-ного управления – особое переломное состояние в развитии и функционировании политической системы общества, государственно-властных структур, характеризуемое нестабильностью деятельности политических институтов, снижением уровня управляемости социально-экономическими процессами, обострением политических конфликтов, нарастанием критической активности масс.

Признаками кризиса гос-ного управления являются:

1. обострение экономических и социальных конфликтов, которое приобретает политический характер, где требования адресуются структурам власти для изменения ее политического курса, стратегии и методов управления;

2. неспособность гос-ной власти управлять разрастающими конфликтами, регулировать социально-экономические процессы и отношения прежними традиционнми меитодами;

3. разбалансированность структурно-функциональной системы управления и политических институтов власти, разрыв взаимодействия, констуктивных связей; крах легитимности гос-ной власти; напряженное состояние общества, гразящее политической катастрофой;

Этапы развития кризиса:

1 этап. Характеризуется многочисленными конфликтами в различных областях общественной жизни. В жестких общественно-политических системах конфликты выполняют дестабилизирующую роль, углубляют политический кризис.

2 этап. Характеризуется развитием конфликтных ситуаций в обществе до такой степени, когда они не могут разрешены путем компромиссов и отражают расстройство деятельности гос-ной власти, общественных институтов, несоответствие структур, форм и методов управления.

3 этап. Характеризуется развитием и обострением кризиса, включающие распад существующих политических структур и ведущие к энтротопии системы гос-ного управления, т.е обесценению гос-ной власти, утрате властными органами своего сущностного качества- оказывать управляющее воздействие на общественные процессы.

Возникновение и прохождение кризиса гос-ного управления. Конфликт является объективным элементом человеческих отношений. Это постоянно присутствующий и не поддающийся абсолютному устранению динамический тип социальных взаимоотношений, связанных с потенциально возможным или реальным столкновением субъектов на почве тех или иных противоречивых предпочтений, интересов или ценностей.

В целом конфликт гос-ного управления или политический конфликт – это всегда противоборство по поводу организации, осуществления или перераспределения власти. Разрешение их является потребностью гос-ной власти. Появляется проблема формирования новой современной парадигмы развития гос-ного управления и превращения гос-ной власти в стабилизирующий центр общества.

Управление конфликтом подразумевает урегулирование, разрешение, подавление или даже инициирование некоторых конфликтов в интересах общества

Разрешить конфликт- значит удовлетворить взаимные интересы конфликтующих сторон или определенным способом подавить одну их сторон.

Урегулировать – значит ввести конфликт в правовой коридор, подчинив определенным правилам.

Большинство социально-экономических конфликтов может быть оптимизировано на любом уровне и любой стадии.

Последовательность действий по управлению конфликтом:

а) институализация – установление норм и правил разрешения конфликта;

б) легитимизация – постановка институциональной процедуры в жесткую зависимость от добровольной ответственности большинства участников конфликта соблюдать предложенные нормы и правила;

в) стуктурирование противоборствующих групп; создание условий для проявления и организованного закрепления коллективных субъектов – носителей тех или иных интересов;

г) редукция конфликта, т.е. его постепенное ослабление за счет перевода на другой уровень.

Антикризисное управление означает придание конфликтному процессу формы, обеспечивающей минимизацию неизбежных политических, социальных, экономических и нравственных потерь.

Сглаживание противоречий и гармонизация социально-политических отношений возможны за счет создания механизма адекватной передачи «кризисной ситуации» снизу вверх.

На конфликт глазами власти можно взглянуть как на ценность, который сигнализирует о неблагополучии в обществе, указывает на определенные проблемы и помогает лучше сформулировать цели политики, взять на контроль опасные точки, открыть новые направления социального развития.

Гос-ное управление должно строится на профилактике, на упреждении конфликтов.

Управлять значить прередвидеть и упреждать, иначе гос-ная власть обречена бороться с симптомами конфликтов вместо причин.

Системный кризис гос-ного управления. Означает, что основные компоненты общества (технический, экономика, социальная сфера, политика и др.) пришли в такое несоответствие, что эта разбалансированность системы не может быть преодолена в рамках существующего социально-экономического строя.

Признаки проявления кризиса могут быть определены:

Ø длительный, скрытый паралич гос-ной власти, полная потеря гос-ми структурами возможностей, потенциала управляющего воздействия, стратегической инициативы и творчества, и т.п.

Ø повышение критической активности, напор недовольных масс;

Ø абсолютное и относительное обнищание значительной части населения, резкое падение уровня жизни, разрушение привычного образа жизни, лишившихся работы, достаточного материального благополучия.

Составляющие элементы политического кризиса:

1. конституционно-правовой кризис- разрыв правового пространства, ограничение или фактическое прекращение действия Конституции;

2. правительственный кризис- потеря авторитета, разрыв вертикали единой исполнительной ветви власти и сокращение гос-но-админисиративного управляющего воздействия;

3. кризис партийной системы- раскол в партиях, движениях, потеря авторитета и доврия у масс ведущими политическими силами, правящими партиями; идеологический кризис- крушекние принципов, устоев, нравственности, возрастание преступности;

4. внешнеполитический кризис- падение престижа и международного влияния у государства, появление угрозы разного рода международных конфликтов и войн.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: