Основные принципы комплектования групп.





Вопрос о том, насколько показана человеку групповая терапия во многом зависит от вида группы и ее задач. Для долговременной группы, направленной на изменение личности, можно выделить следующие проблемы, хорошо поддающиеся разрешению в условиях групповой работы:

1. Проблемы, связанные с представлением о себе - отсутствие четкого представления о своей идентичности, низкая самооценка, отсутствие представления о смысле и направлении

2. Симптоматические проблемы - тревожность, депрессия, соматизация, трудности в учебе или работе, неумение эффективно справляться со стрессом, нарушение сексуальных функций

3. Эмоциональные проблемы - отсутствие осознавания собственных чувств, неспособность их выражать, неумение управлять эмоциями (например, когда человек легко выходит из себя и подвержен смене настроений), обсессивность (когда он, наоборот, ригиден и постоянно сдерживает свои чувства)

4. Проблемы межличностного взаимодействия - неспособность к установлению близких отношений, трудности в групповых ситуациях, специфические межличностные конфликты, отсутствие доверия, чрезмерная зависимость, наигранность.

Большинство терапевтов сходятся во мнении, что участник группы должен обладать следующими желательными качествами:

· желание измениться и готовность приложить для этого усилие

· добровольное принятие решения об участии в группе

· настроен на групповую работу и иметь о ней высокое мнение

· достаточно развит психологически

Сидней Блох выделяет следующие группы людей, которым не показана интенсивная интерактивная форма групповой терапии

1. пациенты в состоянии глубокой депрессии

2. пациенты с острой формой шизофрении

3. пациенты с паранояльным развитием личности

4. ярко выраженные шизоиды

5. ипохондрики

6. нарциссические пациенты

7. психопаты

8. наркоманы и алкоголики

Для двух последних типов клиентов желательна гомогенная жестко структурированная группа, так как они плохо переносят фрустрацию и тревогу.

Состав группы

Вопрос о необходимости сбалансированности труппы не однозначен.

Витакер и Либерман полагают, что в одну группу могут быть объединены очень разные люди, но с общим уровнем устойчивости и тревоги.

Бах (Bach 1954) считает, что любая группа должна быть гетерогенной и в ее состав должен входить определенный набор ролей.

Большинство ведущих придерживается принципа «Каждой твари по паре»: группа должна быть разнообразной, чтобы участники имели возможность познакомиться с альтернативными способами построения отношений, и не включать сильно отличающегося человека (только одного мужчину, или одного человека, который на много старше остальных участников)

Процедура отбора и подготовки группы

Поскольку судьба группы во многом зависит от входящих в нее членов, процесс отбора должен проводиться с большой тщательностью.

Сидней Блох рекомендует следующую процедуру: с каждым потенциальным участником провести две встречи. На первой - собрать необходимую информацию, составить первоначальное впечатление о человеке и рассказать ему о задачах группы и ее процессе. Ко второй встрече предлагается задание. К примеру: список проблем, с которыми человек хотел бы поработать в группе; цели, которые он хотел бы достичь; автобиографию.

На второй встрече ведущий обсуждает с потенциальным участником написанное и решает подходит ли он для групповой работы и для данной группы. Также следует прояснить сомнения по поводу группы, подробно обсудить задачи группы, и то, что ожидается от самого участника.

Многие трудности в существовании группы закладываются на этапе планирования. Очень подробно это излагается в книге Дороти Сток Витакер «Группа как инструмент психологической помощи». Мы попробуем остановиться на основных вопросах, которые следует продумать ведущему.

1. Моя цель? - Осознать свою мотивацию вести группу, насколько эта мотивация является внутренне непротиворечивой

2. Цель группы?

3. Как я представляю цели потенциальных участников? Количество?

4. Какие отношения необходимы для эффективного существования в группе?

Ответ на эти вопросы позволит ведущему определиться в вопросах:

· Тип группы (открытая - закрытая, экспрессивная - поддерживающая, структурированная - неструктурированная и.т.д.)

· Продолжительность существования группы

· Частота и продолжительность встреч

· Количество участников

 





Читайте также:
Что входит в перечень работ по подготовке дома к зиме: При подготовке дома к зиме проводят следующие мероприятия...
Этапы развития человечества: В последние годы определенную известность приобрели попытки...
Виды функций и их графики: Зависимость одной переменной у от другой х, при которой каждому значению...
Основные понятия ботаника 5-6 класс: Экологические факторы делятся на 3 группы...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.011 с.