Пусть биологи определяют всех нас как представителей вида «гомо сапиенс», но управляющий персоналом будет настаивать на том, что люди в огромной степени отличаются друг от друга по своей способности внести вклад в конечный продукт фирмы.
Не смотря на то, что многие различия в квалификации труда определяются неэкономическими факторами, решение о накоплении человеческого капитала необходимо оценить с экономической точки зрения. Сам термин «человеческий капитал» относится к запасу полезных и ценных знаний, накопленных в процессе обучения и образования. Врачи, инженеры, юристы отдают годы на образование и практическое обучение. Часть высокого жалования этих профессионалов можно рассматривать как доход по их же собственным инвестициям в человеческий капитал, то есть как доходность образования, которое сделало их высококвалифицированными специалистами.
Инвестиции в человеческий капитал – любое действие, которое повышает квалификацию и способности, или, другими словами, производительность труда рабочих.
Подобно затратам предпринимателей на станки и оборудование, затраты, которые способствуют повышению производительности, можно рассматривать как инвестиции, ибо текущие расходы, или издержки, осуществляются с тем расчетом, что эти затраты будут многократно компенсированы возросшим потоком доходов в будущем.
Инвестиции в человеческий капитал бывают двух видов:
1) Расходы на образование (общее и специальное, формальное и неформальное, подготовка по месту работы). Образование формирует рабочую силу, которая становится более квалифицированной и более производительной;
2) Расходы на здравоохранение. Хорошее здоровье – следствие расхода на профилактику заболеваний, медицинское обслуживание, питание и улучшение условий жизни – удлиняет срок жизни, повышает работоспособность и производительность труда рабочих.
|
Согласно теории человеческого капитала, производительность труда и соответственно рыночная трудовых услуг (заработная плата) определяются в значительной степени тем, сколько отдельный человек, его или ее семья и наниматель считают необходимым инвестировать в образование и здравоохранение.
Экономические исследования доходов и образования показывают, что человеческий капитал в среднем является хорошим капиталовложением. Чем выше уровень образования группы, тем с больших доходов они начинаются и тем быстрее эти доходы растут.
«Судьба благосклонна к подготовленным умам» - писал Луи Пастер. В мире стремительно развивающихся технологий, образование подготавливает людей к тому, чтобы приспосабливаться к новой обстановке и извлекать из нее прибыль.
|
|
|
|
|
Инвестиции в образование дают отдачу в виде дифференцированного дохода в течение всей трудовой деятельности.
Распределение доходов
Дифференциация заработной платы предопределяет неравенство в распределении личных доходов. В основе его в конечном счете лежат различия в способностях, образовании, профессиональном опыте. Важным фактором неравенства является и неравномерное распределение собственности на ценные бумаги (акции, облигации) и недвижимое имущество. Чтобы определить глубину неравенства, используют кривую Лоренца.
|
Отложим по горизонтальной оси процент населения, а по вертикальной – процент дохода. Обычно население делят на пять частей (квинтилей). В каждый из них входят 25% населения. Группы населения на оси от самых малообеспеченных до самых богатых. Если все группы населения обладают одинаковыми доходами, то на 20% населения приходится 20% дохода, на 40% населения – 40% доходов и т.д. Абсолютное равенство – биссектриса ОВ. Абсолютное неравенство – линия ОАВ. Кривая Лоренца отражает фактическое распределение доходов. Реально беднейшая часть населения получает обычно 5-6%, а богатейшая – 40-45%. Кривая Лоренца лежит между линиями, отражающими абсолютное неравенство доходов.
Уровень неравенства определяется с помощью коэффициента Джини. Он рассчитывается как отношение площади фигуры О1234В к площади фигуры ОАВ. Чем больше коэффициент Джини тем больше неравенство.