Основными характеристиками принадлежности к любой профессиональной группе являются владение знаниями и умениями и сознательное следование этическим нормам, принятым в данной профессии. Кодекс этических норм состоит из правил, которые служат руководством в вопросах профессионального поведения, исполнения служебных обязанностей и разрешения моральных проблем. Данный документ, подготовленный Ассоциацией Специалистов по Групповой Работе (ASGW), определяет этические нормы профессионального поведения ее членов. Ассоциация Специалистов по Групповой Работе признает первичность и обязательность для своих членов Этического Кодекса, принятого вышестоящей организацией — Американской Ассоциацией Консультирования и Развития (AACD) — и предупреждает, что никакая часть настоящего документа не должна использоваться для замены Этического Кодекса. Данные стандарты призваны дополнить кодекс AACD в области групповой работы: прояснить природу нравственной ответственности группового консультанта и подчеркнуть особую важность компетентности руководителя группы. Предполагается, что групповой консультант должен быть профессионалом и относиться к принятию этической ответственности со всей серьезностью. ASGW рассматривает Этические нормы как неотъемлемую часть групповой работы и, соответственно, рассматривает групповых консультантов как «проводников этики». Групповые консультанты должны обращать особое внимание на цель и содержание своих действий, поскольку попытки консультантов повлиять на поведение человека с помощью групповой работы всегда имеют этические последствия.
Приведенные в этом документе этические нормы должны рассматриваться как материал для размышлений, анализа своей работы и обсуждения сложных вопросов, возникающих в ходе работы. Они определяют степень ответственности групповых консультантов перед клиентами. Предполагается, что групповые консультанты знакомят членов группы с данными стандартами.
|
Этические нормы
1. Предоставление клиенту полной информации. Групповые консультанты должны соответствующим образом подготовит потенциальных или новых членов группы, предоставив им все необходимые сведения о планирующейся или существующей группе.
2. Отбор участников. Групповой консультант может провести собеседование с кандидатами в группу. Насколько это возможно, консультант должен отбирать в группу тех людей, чьи цели и потребности соответствуют задачам группы.
3. Конфиденциальность. Групповые консультанты должны защитить членов группы, ясно определив, что подразумевается под конфиденциальностью и почему она необходима, а также описав трудности, связанные с ее соблюдением.
4. Добровольность/принудительность участия. Групповые консультанты должны информировать членов группы о добровольном или принудительном характере участия в группе.
5. Выход из группы. В случае, если член группы принимает ре
шение покинуть ее до окончания работы, необходимо помочь
ему сделать это оптимальным образом.
6. Сдерживание и принуждение (границы жесткости веде
ния группы). Групповые консультанты должны обеспечить мак
симально возможную защиту членов группы от физического
насилия, угроз, принуждения и чрезмерного давления
|
7. Система ценностей ведущего при работе в группе. Групповые консультанты должны осознавать свои собственные ценностные установки и потребности и понимать, что они могут оказывать влияние на групповую работу.
8. Непредвзятость. Групповые консультанты должны стремиться к одинаково уважительному отношению ко всем членам группы с учетом их индивидуальности.
9. Двойственные взаимоотношения. Групповые консультанты должны избегать двойственных отношений с членами группы, поскольку они могут повлиять на их объективность и профессиональные суждения либо затруднить члену группы возможность полноправно участвовать в работе.
10. Использование техник и приемов. Групповые консультанты
могут использовать только те методики, которыми они хоро
шо владеют, все остальные они имеют право применять толь
ко под руководством супервизора.
11. Выработка целей. Групповые консультанты должны помогать
членам группы выработать личные цели участия в группе.
12. Консультации между занятиями. Групповые консультанты
должны разработать и объяснить участникам правила прове
дения консультаций между занятиями.
13. Окончание групповой работы. Консультант должен обеспе
чить своевременное завершение работы группы в случае, если
количество занятий не оговорено заранее.
15. Помощь других специалистов. Если потребности конкрет
ного члена группы не могут быть удовлетворены в рамках темы
предлагаемой работы, групповой консультант должен реко
мендовать данному участнику обратиться за помощью в дру
гую профессиональную службу.
|
16. Профессиональная компетентность группового консультанта. Групповые консультанты должны профессионально со вершенствоваться в течение всей своей деятельности. Это является их профессиональным долгом.
Кодекс фасилитатора обеспечивает клиенто-центрированный или человекоцентрированный подход. Для меня этот подход выражает основной предмет всей моей жизни как профессионала, поскольку он прояснялся для меня по мере получения опыта, взаимодействия с другими людьми и проведения исследований. Он проявил себя и свою эффективность в различных областях еще до того, как название «человекоцентрированный подход» оказалось для него наиболее подходящим.
Центральная гипотеза этого подхода кратко может быть сформулирована так: человек обладает огромными ресурсами для самопознания, изменения я-концепции, целенаправленного поведения, а доступ к этим ресурсам возможен только в том случае, если создается определенный фасилитирующий психологический климат.
Существуют три условия, которые образуют такой климат, обеспечивающий рост и развитие, — идет ли речь об отношении между терапевтом и клиентом, родителем и ребенком, лидером и группой, учителем и учащимся, руководителем и подчиненным. В действительности эти условия применимы в любой ситуации, в которой целью является развитие человека. Я подробно описал эти три условия в моих предыдущих работах. Я представляю здесь краткую их характеристику с точки зрения психотерапии, но следует иметь в виду, что это описание приложимо и ко всем другим видам отношений.
Первый элемент — это искренность или конгруэнтность. Чем более терапевт является самим собой в отношении с клиентом, чем менее он отгорожен от клиента своим профессиональным или личностным фасадом, тем более вероятно, что клиент изменится и продвинется в конструктивном ключе. Подлинность означает, что терапевт открыто проживает чувства и установки, которые имеют место в данный момент. Существует соответствие или конгруэнтность между тем, что испытывается на соматическом уровне, что представляется в сознании и тем, что выражается клиенту.
Второй по важности установкой для создания климата, благоприятствующего изменению, является принятие, забота или признание — безусловный позитивный взгляд на клиента. Когда терапевт ощущает позитивную, неосуждающую, принимающую установку по отношению к клиенту безотносительно к тому, кем этот клиент является в данный момент, терапевтическое продвижение или изменение более вероятно. Принятие терапевта предполагает позволение клиенту быть в любом его непосредственном переживании — смущении, обиде, возмущении, страхе, гневе, смелости, любви или гордости. Это бескорыстная забота. Когда терапевт признает клиента целостно, а не обусловленно, продвижение вперед более вероятно.
Третий фасилитирующий аспект отношения — эмпатическое понимание. Это означает, что терапевт точно воспринимает чувства, личностные смыслы, переживаемые клиентом, и коммуницирует это воспринятое понимание клиенту. В идеальном случае терапевт так глубоко проникает во внутренний мир другого, что может прояснить не только те смыслы, которые тот осознает, но даже те, что лежат чуть ниже уровня осознания. Эта особая, активная разновидность слушания — одна из самых мощных известных мне сил, обеспечиващих изменение.