Церковь Христова при Константине Великом




 

Победа христианства

Изучая ис­торию, замечаешь, что великие изменения в жизни человеческого общества подготавливаются заранее, порой, казалось бы, не такими уж заметными события­ми. Так, когда историческая обстановка созревает для великих перемен, появляется выдающийся человек или происходит особое событие, резко изменяющее жизнь общества.

Такая необычайная перемена в истории Церкви про­изошла с участием римского императора святого Кон­стантина Великого. Переме­на эта была подготовлена долгими годами христианской проповеди, исповедничества и мученичества множест­ва людей, постепенным ростом Церкви Христовой и развитием христианской мысли. И тогда в относительно короткое время произошла удивительная перемена – вместо рухнувшего язычества христианство заступило на место официальной религии Римского государства.

В самом конце III века император Диоклетиан разделил империю на две части и кроме двух императоров учредил две должности Цезарей, ближайших помощников Августов. Этим было положено начало отделению Востока от Запада, которое было решающим для дальнейшей судьбы Церкви. В 305 году император Диоклетиан неожиданно отрекся от власти, а Цезарь Галерий заболел страшной болезнью и, наконец, перед смертью, в 311 году издал эдикт о веротерпимости, который был торжественно подтвержден и введен в действие во время встречи в Милане в 313 году двух соправителей, Константина и Лициния.

Обращение императора Константина

За год до Миланского соглашения произошли события, о которых рассказывает церковный историк, епископ Евсевий Кесарийский, в своей «Жизни Константина».

В 312 году у правителя Галлии и Британии Константина возникла борьба с Максенцием, правителем Италии. Константин двинулся с войском из Галлии через Альпы к Риму и подошел к нему 27 октября. В этот день ему и его свите было чудесное явление «Креста над солнцем». Ночью Константину явился во сне Спаситель и приказал начертать знак имени Христа – пересекающиеся буквы X и Р – на щитах и шлемах воинов.

На следующий день Константин разбил Максенция и вступил торжественно в Рим. Тогда на памятнике, воздвигнутом в его честь, Константин был изображен с Крестом в ру­ках. При этом он велел начертать на этом памятнике надпись, которая гласила: «Этим спасительным знаме­нием, истинным доказательством мужества, я спас и освободил ваш город от ига тирана...» С этой поры, по словам епископа Евсевия, Константин твердо уверовал во Христа и всю свою жизнь посвятил служению Ему.

Император Константин принадлежал к благочестивой языческой семье и вырос в обстановке веротерпимости. И его отец, Констанций Хлор, и он сам, были поклонниками солнца, но современное им язычество их не удовлетворяло, и они стремились к более возвышенному идеалу. Мать Константина – Елена, обратилась в христианство. Поэтому Константин так легко стал сам защитником новой веры. В ней он видел свой идеал, к которому стремились все лучшие люди империи. Но все же посягнуть на Рим с его древними языческими святынями было для него святотатством и он решился на это лишь после видения креста над солнцем, когда он понял, что есть символ, который превосходит все, во что веровали его предки.

Значение Миланского эдикта

Миланским эдиктом в Римской империи объявлялась полная свобода религии. В связи с этим христиане теперь не только могли свободно исповедо­вать свою веру, но и каждый желающий мог свободно и безбоязненно стать христианином. Кроме того, этим эдиктом государство обязывалось вернуть Церкви все храмы и другую собственность, отнятую у нее во время гонений. Так христианство и другие религии были уравнены в правах с официальным культом и, таким образом, впервые в истории была установлена полная религиозная свобода.

Однако при тогдашнем государственном строе и политическом мышлении такое положение не могло сохраняться долго. Выйдя из подполья, христианство завоевывало себе все новых приверженцев. Согласно оценкам церковных историков, ко времени обнародо­вания Миланского эдикта христиане, пережившие про­должительное гонение, составляли порядка десяти про­центов населения империи, что, несомненно, было яр­ким свидетельством успеха миссии Церкви. Однако теперь их число стало значительно возрастать. Людей бедных и простых Церковь привлекала своей активно­стью в деле общественной благотворительности, тем, что в ней каждый человек, независимо от своего проис­хождения, способностей и достатка, рассматривался как образ Божий, достойный внимания и уважения. Люди образованные, в свою очередь, находили в хри­стианстве новое возвышенное учение, превосходившее известные им философские и нравственные учения и прежние религиозные мифы. Число вступающих в Цер­ковь росло так быстро, что Римское государство уже стало смотреть на нее как на свою возможную опору, идущую на смену прежней официальной религии. При этом оно шло навстречу Церкви, принимая все новые и новые законы, расширяющие права духовенства и уси­ливавшие общественную роль христианства.

Так, была упразднена казнь через распятие на кре­сте, христианское духовенство было освобождено от всяких государственных повинностей, в церковных со­браниях было разрешено предоставлять свободу рабам без обычных долгих формальностей. В дальнейшем языческие жертвы было запрещено приносить иначе как только в языческих храмах. Был установлен общий седмичный день отдыха в воскресенье.

Христианам теперь стали доступны высокие госу­дарственные должности. Началось строительство мно­гих христианских храмов, в которых было уже запре­щено ставить статуи императоров.

В течение десяти лет со времени издания Милан­ского эдикта христианство фактически превратилось в государственную религию Римской империи, и теперь уже почти все государственные чиновники являлись христианами. Государство официально отмечало хри­стианские праздники, а христианская нравственность, по крайней мере на словах, признавалась всеми. Так в течение одного поколения произошла огромная пере­мена, коснувшаяся существенных сторон жизни Церк­ви. Вместо того чтобы быть верой, из-за которой при­ходилось терпеть презрение и ненависть общества, а нередко страдать и умирать, христианство теперь для всех стало общепризнанной религией.

Но могли ли все люди вдруг стать христианами – сознательно и искренне принять Благую Весть? Понима­ли ли все те, кто стал называть теперь себя христианами, в чем смысл их новой веры? В баптистериях (крестильнях) толпились тысячи людей, желавших креститься, но их вера уже не испытывалась, как у прежних поко­лений христиан, живших в эпоху гонений.

Все это, несомненно, имело свою отрицательную сторону. В Церкви ослабла дисциплина. Многие от­рекшиеся от Христа во времена гонений теперь стали приниматься в нее вновь через частную исповедь, а не через продолжительное публичное покаяние, как это было прежде. Но главное, в Церковь стало приходить много лю­дей, по своему образу мысли и жизни в большей степе­ни продолжавших оставаться язычниками, нежели ста­новиться христианами.

Тем не менее число благочестивых христиан в то время все же было немало. Кроме того, стали появ­ляться и новые христианские обычаи. Одним из них стало посещение христианами святых мест, связанных с земной жизнью Господа Иисуса Христа или с подви­гами святых мучеников.

Император Константин стал с 312 года покровителем христиан, но сам принял крещение только перед смертью в 337 году. Император Константин был человеком глубоко религиозным и верил в свое призвание, но он одновременно хотел водворить через новую веру мир и порядок в империи. С самого начала на этом пути у него возникли трудности.

Арианство

Основным догматом христианства является учение о Святой Троице, как оно раскрыто Самим Спасителем в Евангелии. В отношении Первой Ипостаси Святой Троицы, Бога Отца, Творца и Промыслителя, почти не возникало лжеучений.

А о Сыне Божием часто, под влиянием философских систем древности, высказывались мнения, не соответствующие церковной традиции, основанной на учении о Логосе, изложенном апостолом Иоанном Богословом в его Евангелии. Уклонения эти встречаются у Оригена и других апологетов, и у Лукиана Антиохийского, влияние которого на Востоке было очень сильно. Все эти утверждения оставались, однако, личными мнениями отдельных богословов, не принятыми Церковью, которая не имела еще возможности высказаться как таковая в своем целом. В 323 году возникло в Александрии движение, возглавляемое местным пресвитером Арием, человеком ученым и прекрасным оратором, но необыкновенно гордым, который считал себя призванным истолковать учение Церкви на свой лад. Он объединил вокруг себя не только свой многочисленный приход, но и много духовенства и мирян из окрестностей Александрии, и начал проповедовать, что Сын Божий сотворен и не вечен. Учение Ария в корне разрушало догмат христианства о Святой Троице. Непризнанием божественности Спасителя оно подрывало основу христианского учения о воплощении Сына Божия ради нашего спасения.

Первый, кто понял опасность для Церкви нового лжеучения, был епископ Александрийский Александр, который устроил публичный диспут с Арием, изъяснил, в чем его утверждения противоречили церковной традиции и, когда последний не пожелал подчиниться авторитету своего епископа, запретил ему проповедовать.

Арий покинул Египет и переселился в Палестину, а оттуда в Никомидию, где нашел влиятельных защитников.

Епископ Александр и его ближайший помощник, дьякон Афанасий, начали борьбу с новым лжеучением, но Арий и его защитники развили также очень большую деятельность по всему Востоку. Учение Ария было осуждено, но не все на Востоке согласились с соборным постановлением. Тогда возникла мысль вынести вопрос об арианстве на решение всей Церкви, и было предложено императору созвать Первый Вселенский Собор в Никее.

Первый Вселенский Собор в Никее

Созыв Вселенского Собора был очень большим событием в жизни Церкви. Впервые представители всех поместных Церквей могли встретиться и обсудить вместе важнейшие церковные дела. В первый раз мог быть услышан голос всей Церкви.

Созвав собор, император Константин предоставил съезжавшимся в 325 году в Никею (небольшой городок в Малой Азии, напротив Константинополя) всевозможные льготы и облегчения во время пути. Многие из прибывших только недавно претерпели мучения и заключение за веру. Всем был оказан особый почет со стороны государственной власти.

Церковный историк, Евсевий, епископ Кесарийский, так описывает состав собора: «От всех Церквей, которые наполняли империю и находились во всей Европе, Ливии и Азии, собрался цвет служителей Божиих. Единый дом Божий, как бы раздвинутый божественной силой, заключил в себе и сирийцев и сицилиан, арабов и жителей Палестины, Египта, Фиваиды, Ливии и Месопотамии. Епископ Персии присутствовал так же, как епископ Скифии. Понт, Галатия, Памфилия, Каппадокия, Азия, Фригия прислали лучших своих представителей. Приехали фракийцы и эпироты, македонцы и ахайцы. Даже из Испании прибыл епископ, знаменитый между всеми (Осия Кордубский), чтобы заседать среди всех. Епископ императорского города (Сильвестр) был задержан возрастом, но был представлен священниками своей Церкви».

Всего собралось на собор 318 епископов. Кроме них были пресвитеры и диаконы, среди которых выделялся Афанасий Александрийский. В числе других святителей в соборе приняли участиe святители Николай Мирликийский и Спиридон Тримифунтский.

Император Константин вошел без свиты в своем золотом царском одеянии и сел рядом с епископами, а не на особом троне, который для него приготовили. Он выслушал приветствие старейшего из епископов, Евстафия Антиохийского, и обратился к собравшимся с речью по-латыни. В ней он выразил свою радость видеть представителей всей Церкви собранными вместе и заявил, что все разногласия внутри Церкви он считает более опасными для государства, чем внешние войны.

Собор разобрал дело Ария и единогласно осудил лжеучение. Когда приступили затем к составлению Символа Веры епископ Осия Кордубский предложил внести слова «единосущный Отцу», которые и были приняты значительным большинством.

Первый Вселенский Собор имел исключительное значение, так как, кроме осуждения лжеучения Ария, он составил первые 7 членов Символа Веры, принял решения относительно отдельных церковных расколов, установил время празднования Пасхи, издал 20 дисциплинарных канонов и подтвердил старшинство за древними апостольскими кафедрами Рима, Антиохии, Александрии и Иерусалима.

Проверочные вопросы:

1. Почему император Константин Великий изменил свое отношение к христианской религии?

2. В чем значение Миланского эдикта для христианской Церкви?

3. Когда император Константин крестился и почему?

4. Какое отношение имеет император Константин к созыву I Вселенского Собора?

5. Чем отличается ересь от раскола?

6. Почему ереси столь опасны для Церкви?

7. В чем состояла ересь Ария?

8. Какое слово, поясняющее неправоту Ария, было добавлено в Символ Веры?

9. Какие известные святые присутствовали на I Вселенском Соборе?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: