Причины ухода участников группы.





Проблема исключения или досрочного ухода клиентов из группы является обратной стороной проблемы отбора и подготовки участников к групповой работе. Основной причиной прекращения участия в группе является то, что клиенты оказываются неспособными участвовать в выполнении поставленных перед группой задач. Можно выделить несколько факторов, провоцирующих клиентов прервать участие в работе группы:

1) внешние факторы;

2) девиантность по отношению к группе;

3) страх перед «эмоциональным заражением»;

4) несоответствие цели группы потребностям участника или неадекватные ожидания от групповой работы;

5) неудачная техника проведения тренинга.

Внешние факторы. Внешний стресс, вызванный не связанными с группой жизненными проблемами (развод, неудачи в карьере или учебе, в личной жизни, заболевание). Чаще всего внешние факторы оказываются вторичными по отношению к другим поводам прекращения групповой работы и являются формой рационализации тревоги, возникающей в процессе работы группы, или средством избегания опасности самораскрытия, агрессии, близости или встречи с новыми аспектами «Я».

Девиантность по отношению к группе (отклонение от групповых норм). Девиантность в этом контексте представляет собой факт отличия какого-либо участника группы от других участников в области, критически важной с точки зрения решения групповых задач и достижения целей группы, т.е. неспособность участника выполнять задачи, стоящие перед группой. Этот участник обычно оказывается изолированным и воспринимается в качестве тормозящего, не вписывающегося в групповой процесс. Отличие может касаться другого уровня коммуникации по сравнению с большинством участников группы (например, неспособность обсуждения непосредственных переживаний, взаимодействия по принципу «здесь и теперь», особенная манера комментирования). Или личностных аспектов, которые требуются для решения групповых задач (например, психологическая сензитивность, умение регулировать коммуникацию и взаимодействие, способность к самокритике). Что интересно, люди, более других участников группы довольные собой и склонные переоценивать степень позитивности мнения окружающих о себе, извлекают из группового опыта значительно меньше пользы, чем излишне самокритичные клиенты. Девиантность также может вызываться недостаточной мотивацией. Групповой опыт оказывает на девиантов негативное влияние и скорее может им навредить, чем помочь. Сохранение девианта в групповом процессе возможно только при интенсивной его поддержке ведущим, в том числе – в индивидуальных встречах помимо группы. Но это всегда негативно влияет на групповую динамику: группа не способна двигаться быстрее самого медленного из своих участников. Поэтому важно в предварительном собеседовании попытаться выявить потенциальных участников-девиантов по отношению к целям конкретной группы и направить их в более подходящие группы. При этом следует иметь в виду, что девиантами их делает поведение на групповых встречах, а не девиантный стиль жизни.

Страх перед эмоциональным заражением. Эмоциональное заражение – это негативные эмоции, возникающие у участника во время выслушивания проблем других участников. При помощи ведущего, заключающейся в разъяснении причин подобных состояний (чаще всего – проекции собственных нежелательных личностных черт и потребностей на других участников, реже – чувство одиночества или неспособность отделять свои проблемы от проблем других людей), проблема досрочного прекращения работы в группе решается.

Несоответствие цели группы потребностям участника. Человек, приходя на группу, рассчитывает на достижение конкретной цели, которая может не учитываться запланированным форматом групповой работы. Поэтому целесообразно в начале групповой работы задать каждому участнику вопрос, что он/а лично хочет вынести из участия в группе. Для повышения мотивированности участников можно попросить их ответить на вопрос «А что я получу от участия в тренинге?», «Для чего я пришел на него?». Можно разделить участников на небольшие группки и предложить им высказать свои ожидания. Затем обсудить ожидания всей группой, используя общий лист бумаги. Записанные после обсуждения пожелания необходимо вывешивать во время каждой сессии и на разных этапах тренинга периодически возвращаться к ним, планируя перед этим соответствующие упражнения. При предложении упражнений необходимо объяснять, зачем это нужно выполнять, чтобы участники знали, с какой целью они тратят свои силы. Необходимо также предоставлять участникам выбор: например, делать задание индивидуально или в малых группах, предлагать разные задания на выбор. Иногда полезно идти на компромиссы (например, изменение расписания работы или организация дополнительного времени на отдых). В случае выполнения участниками домашних заданий, желательно спросить участников, с какими сложностями они столкнулись при их выполнении. Кроме того, участники всегда должны иметь возможность выполнить задание на любом этапе (например, не дома, а в предварительном обсуждении задания в малых группах). Можно спросить участников, какие упражнения или задания они хотели бы выполнить в следующий раз. Участники должны иметь ясные представления о том, каких результатов им следует добиться по окончании тренинга (конкретные умения, навыки, опыт). Для измерения текущих достижений необходимо применять соответствующие виды заданий и упражнений, а также просить участников высказывать свои субъективные оценки о результатах занятий (чего добился, чего еще не добился из того, чему собирался обучиться). На первом занятии целесообразно заключение некоторого психологического контракта, в котором будут оговорены не только цели и задачи, но и роль каждого участника в их достижении (например, задать вопрос «Что потребуется от меня для достижения желаемого, и что мне потребуется от группы для достижения этого?».

Неудачная техника проведения тренинга. Этот фактор связан с особенностями групповой динамики, которые будут рассмотрены позднее.

Что делать, если возникла ситуация исключения или досрочного ухода участника из группы? Прежде всего, нужно попытаться воздействовать на факторы, провоцирующие прерывание участия человека в группе, и попытаться сохранить изначальный состав. Поскольку исключение или выбытие участника негативным образом сказывается на групповой динамике.

Для предотвращения досрочного ухода участника из группы (добровольного или по настоянию ведущего) следует провести с ним несколько индивидуальных собеседований и постараться выяснить источники стресса в группе. В процессе собеседований необходимо подчеркнуть, что в групповой работе неизбежны периоды упадка духа и уныния. Это необходимо делать уже на этапе до-групповой подготовки. Однако не следует непременно останавливать участника, желающего покинуть группу и после таких собеседований. Если ведущий сделал все от него зависящее (постарался выявить возможные препятствия и устранить их), а участник не работает в группе, он должен быть непременно удален по следующим причинам: а) он все равно не получит пользы от участия; б) дальнейшее участие, наоборот, принесет ему вред, связанный с ролью девианта; в) он будет тормозить работу группы. Лучше всего осуществлять процедуру удаления во время индивидуального собеседования, а не в группе. После ухода участника оставшимся участникам группы необходимо разъяснить, что вы действовали в интересах самого удаленного участника и оставшихся членов группы. Для удаленного участника ведущий должен интерпретировать уход не как неудачу, а как следствие неэффективности для него работы в группе с таким составом.

 





Читайте также:
Технические характеристики АП«ОМЕГА»: Дыхательным аппаратом со сжатым воздухом называется изоли­рующий резервуарный аппарат, в котором...
Методика расчета пожарной нагрузки: При проектировании любого помещения очень важно...
Основные понятия ботаника 5-6 класс: Экологические факторы делятся на 3 группы...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.013 с.