ВАЛОВОЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ




Валовой внутренний продукт (ВВП) – обобщающий показатель, характеризующий масштабы экономики страны и в динамике - темпы экономического роста. ВВП измеряет стоимость конечных товаров и услуг, произведенных в течение определенного времени резидентами данной страны. Использование различных методов расчета ВВП позволяет анализировать взаимосвязь отдельных аспектов воспроизводственного процесса: производства товаров и услуг, распределения доходов и конечного использования товаров и услуг.

ВВП может измеряться в текущих ценах (отчетного периода) или в постоянных ценах (базисного периода). Отношение объема ВВП, измеренного в текущих ценах, к объему ВВП в постоянных ценах называется дефлятором (или индексом-дефлятором) ВВП.

В целях обеспечения международных сопоставлений макроэкономических показателей, характеризующих уровень развития экономики, в конце 1960-х годов Статистическим Отделом ООН в сотрудничестве с другими международными организациями, национальными статистическими службами и исследовательскими организациями был разработан Проект (с 1989 г. Программа) международных сопоставлений (ПМС ООН), который основан на расчете паритетов покупательной способности (ППС) национальных валют.

Принятие Программы связано с тем, что пересчет национальных стоимостных показателей в единую валюту на основе валютных курсов неадекватно отражает сравнительную покупательную способность национальной валюты на внутренних рынках. Пересчет ВВП по валютному курсу, в особенности в странах переходного периода и в развивающихся странах, приводит к искажению данных за счет многих факторов: фактический валютный курс неточно отражает исходный экономический потенциал, динамика изменения курса не совпадает с динамикой инфляции на внутреннем рынке и т.п.

Предыдущие раунды ПМС проводились за базисные 1970, 1973, 1975, 1980, 1985, 1993, 2005 гг. В связи с ростом числа участников сопоставлений с 1980 г. международные сопоставления проводятся по региональному принципу один раз в 3-5 лет. Европейские страны участвовали в Европейской программе сопоставлений (ЕПС, раунды 1980, 1985, 1990, 1993, 1996, 1999 гг.). С конца 90-х годов сопоставления в Европейском союзе, координируемые Евростатом, стали ежегодными в силу административного использования результатов сопоставлений. Неевропейские страны-члены ОЭСР проводят сопоставления в режиме трехлетнего цикла – 2002, 2005, 2008, 2011 гг. В этой связи объединенные сопоставления ОЭСР – Евростата осуществляются каждые 3 года.

Российская Федерация принимала участие в международных сопоставлениях ВВП за 1993, 1996, 1999, 2002, 2005, 2008 и 2011 годы.

В международных сопоставлениях ВВП ОЭСР – Евростата за 2011 г. приняли участие 47 стран, включая Российскую Федерацию, в Глобальном раунде международных сопоставлений ВВП стран мира за 2011 г. приняли участие 179 стран, включая Российскую Федерацию и 8 стран – членов СНГ.

В настоящее время проводятся международные сопоставления ВВП по данным за 2014 г.

Базовый подход к проведению международных макроэкономических сопоставлений заключается в следующем.

1. ВВП каждой страны разбивается на ряд однородных товарных групп («первичные группы») по компонентам конечного использования (фактическое конечное потребление домашних хозяйств, фактическое конечное потребление государственного управления, валовое накопление основного капитала, изменение запасов материальных оборотных средств и чистое приобретение ценностей, чистый экспорт товаров и услуг). В сопоставлениях ОЭСР – Евростата за 2011 г. выделялись 202 первичные группы, в сопоставлениях стран СНГ – 183 первичные группы, в Глобальном раунде сопоставлений – 155 первичных групп.

2. В рамках каждой товарной группы странами производится регистрация национальных цен на отобранные репрезентативные товары и услуги по согласованному списку товаров-представителей. Согласно процедуре каждой стране было предложено включить в перечень продуктов для каждой первичной группы по меньшей мере один продукт, репрезентативный для структуры ее национального потребления. При расчете паритетов первичных групп учитывалась информация о характерности для внутреннего рынка товаров-представителей. Окончательный список товаров-представителей в сопоставлениях за 2011 г. включал около 3000 наименований потребительских и инвестиционных товаров и услуг. Для расчета ППС на уровне первичных групп соотношения цен на эти отдельные товары в различных странах подвергаются агрегированию. Затем эти ППС взвешиваются с использованием весов структуры расходов для расчета ППС по всем уровням агрегирования, вплоть до уровня ВВП. Используемая методология расчетов результатов сопоставлений позволяет получать результаты сопоставлений, независимые от выбора счетной единицы (денежной единицы) и базовой страны.

3. Стоимостные показатели конечных расходов по ВВП в национальной валюте по всем уровням агрегирования пересчитываются в «международно-сопоставимые» показатели с помощью соответствующих ППС.

Основными показателями, рассчитываемыми в рамках международных сопоставлений, являются:

паритеты покупательной способности (ППС) - представляют собой количество единиц валюты, необходимое для покупки стандартного набора товаров и услуг, который можно купить за одну денежную единицу базовой страны (или одну единицу общей валюты группы стран). Например, для покупки в США в 2011 г. условной корзины товаров необходимо иметь 100 долларов США. Для покупки той же корзины товаров в России необходимо иметь 1735 рублей. ППС являются одновременно и дефляторами, и инструментами пересчета стоимостных показателей в национальной валюте в сопоставимую валюту. В своей простейшей форме ППС являются соотношениями цен. ППС рассчитываются не только по индивидуальным продуктам, но также по группам продуктов и по каждому из различных уровней агрегирования расходов, вплоть до уровня ВВП. В сопоставлениях ОЭСР - Евростата ППС традиционно выражаются в долларах, в Европейском союзе – в стандарте покупательной силы (СПС) (эквивалентно евро);

индексы физического объема ВВП и физического объема ВВП на душу населения – представляют собой соответственно отношение ВВП и отношение ВВП на душу населения сопоставляемой страны к ВВП и к ВВП на душу населения базисной страны (группы стран). Стоимостные показатели в национальной валюте пересчитываются с помощью паритетов покупательной способности в реальные величины;

сопоставимый уровень цен - рассчитывается как отношение ППС к валютному курсу. Различие между ППС и валютным курсом используется в качестве критерия выявления «более дешевых» или «более дорогих» стран по сравнению с другой страной. Индексы сопоставимого уровня цен рассчитываются по каждому компоненту расходов ВВП. Этот показатель применяется при разделении стран на «дешевые» (с низкими значениями показателя) и «дорогие» (с высоким национальным уровнем цен). Этим показателем широко пользуются туристы на бытовом уровне.

4.4. ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА ВАЛОВОГО ВНУТРЕННЕГО ПРОДУКТА1)

(структура валовой добавленной стоимости в текущих ценах; в процентах к итогу)

  Год Валовой внутрен-ний продукт - всего в том числе в отраслях
сельское и лесное хозяйст-во, рыболовство и охота промыш-ленность2) строи-тельство торговля3), гостиницы и ресто-раны, транспорт и связь финансовая деятельность, операции с недви-жимым имуществом, аренда и предоставление услуг государственное управление, оборона, образование, здравоохранение, социальные услуги прочие услуги
Россия     4,7 26,7 5,9   21,6 14,8 2,3
                   
Европа                  
Австрия     1,5 21,84) 6,9 25,25) 24,1 17,6 2,9
Беларусь     7,5 29,5 9,3 23,6 15,4 12,2 2,5
Бельгия     0,8 15,64) 5,7 23,95) 28,6 23,3 2,1
Болгария     5,3 23,54) 4,8 26,95) 23,8 13,2 2,5
Венгрия     4,4 26,44) 4,3 23,75) 21,0 17,3 2,8
Германия     0,8 25,94) 4,8 20,25) 26,0 18,3 4,1
Греция     3,8 11,64) 1,8 30,05) 27,5 20,8 4,5
Дания     1,3 18,14) 4,4 23,85) 25,4 23,4 3,6
Ирландия     1,6 26,34) 1,6 25,25) 25,4 17,8 2,1
Испания     2,5 17,54) 5,6 28,05) 23,4 18,6 4,3
Италия     2,2 18,54) 4,9 23,95) 29,4 17,2 4,0
Латвия     4,9 18,74) 6,4 33,55) 20,6 13,4 2,6
Литва     3,8 24,24) 6,5 35,75) 14,1 13,9 1,8
Нидерланды     1,8 16,74) 4,5 24,95) 27,2 22,2 2,7
Норвегия     1,7 32,44) 5,8 18,05) 19,2 21,1 1,9
Польша     3,3 25,94) 7,5 30,25) 16,6 14,2 2,3
Португалия     2,3 17,04) 4,2 28,55) 24,6 20,5 2,9
Республика Македония     11,0 17,94) 6,6 24,95) 20,9 15,9 2,7
Республика Молдова     13,9 17,4 4,1 29,3 16,8 15,9 2,6
Румыния     5,3 27,14) 7,1 24,75) 21,9 10,5 3,4
Словакия     3,7 24,74) 8,3 27,05) 18,4 14,5 3,3
Словения     2,2 27,14) 5,7 24,55) 20,8 17,0 2,7
Соединенное Королевство (Великобритания)     0,6 13,54) 6,4 24,65) 32,6 18,3 4,1
Украина     14,0 23,6 2,7 29,7 14,7 13,9 1,4
Финляндия     2,8 19,84) 6,2 22,15) 23,8 22,2 3,1
Франция     1,7 13,84) 5,7 22,55) 30,1 23,2 3,0
Чешская Республика     2,7 32,44) 5,6 22,95) 19,5 14,8 2,2
Швеция     1,4 19,74) 6,0 22,95) 22,6 24,5 3,0
Эстония     3,7 21,14) 7,1 27,35) 23,0 15,4 2,4

Продолжение табл. 4.4

  Год Валовой внутрен-ний продукт - всего в том числе в отраслях
сельское и лесное хозяйст-во, рыболовство и охота промыш-ленность2) строи-тельство торговля3), гостиницы и ресто-раны, транспорт и связь финансовая деятельность, операции с недви-жимым имуществом, аренда и предоставление услуг государственное управление, оборона, образование, здравоохранение, социальные услуги прочие услуги
Азия                  
Азербайджан     6,8 37,0 13,2 21,9
Армения     19,0 17,8 10,4 19,7 16,1 12,6 4,4
Бангладеш     16,3 20,4 7,2 25,4 10,6 7,9 12,2
Вьетнам6)     18,1 33,24) 5,3 21,25) 12,3 7,5 2,4
Израиль     1,4 18,34) 5,6 21,75) 31,0 18,9 3,2
Индия     18,0 22,44) 8,3 18,65) 19,8 10,8 2,1
Индонезия6)     14,4 35,7 10,0 21,3 7,5 11,07) ...
Исламская Республика Иран     7,7 41,3 4,2 19,2 15,9 11,87) ...
Казахстан     5,0 26,2 6,3 31,0 20,2 7,1 4,2
Киргизия     15,4 16,8 9,1 31,6 9,8 15,5 1,8
Китай     9,7 36,9 6,9 15,7 19,3 8,7 2,6
Пакистан     25,1 19,24) 2,1 30,35) 16,58) 6,99) ...
Республика Корея     2,7 33,84) 5,9 18,85) 19,3 16,9 2,6
Таджикистан     25,0 14,6 13,4 28,5 1,0 13,3 4,2
Таиланд6)     11,3 34,3 2,7 24,7 13,4 11,7 1,9
Турция     8,0 22,04) 5,1 32,05) 20,6 10,7 1,7
Филиппины6)     11,3 24,84) 6,4 25,65) 20,1 9,4 2,4
Япония     1,2 20,44) 5,9 25,05) 16,3 11,4 19,9
Африка                  
Алжир     10,2 36,4 9,8 21,9 4,9 16,87) ...
Египет     14,0 31,7 4,4 22,8 13,0 14,07) ...
Марокко     13,0 23,0 6,3 18,7 17,1 22,07) ...
Объединенная Республика Танзания     31,1 11,34) 13,4 19,55) 11,7 11,6 1,4
Южно-Африканская Республика     2,3 25,9 4,0 24,9 20,3 21,4 1,3
Америка                  
Аргентина     8,2 22,8 6,0 19,6 15,8 21,3 6,3
Бразилия     4,9 21,1 6,3 20,9 22,9 19,3 4,7
Канада     1,5 20,44) 7,2 20,15) 27,8 20,0 2,9
Мексика     3,3 27,14) 7,4 27,55) 21,6 11,0 2,1
США     1,4 16,64) 3,9 21,95) 30,4 22,6 3,2
Чили     3,2 26,8 8,3 17,6 26,5 14,6 3,0
Австралия и Океания                  
Австралия     2,5 18,64) 8,4 19,45) 30,9 17,4 2,7
Новая Зеландия     6,9 17,64) 5,8 20,35) 29,4 16,3 3,7

1) По странам СНГ- отраслевая структура валовой добавленной стоимости. Структура по странам СНГ, кроме Беларуси, России и Таджикистана приведена по КДЕС (NACE, ред.2), по Беларуси, России и Таджикистану – по KДEC (NACE, ред. 1). По остальным странам – по МСОК (ISIC).

2) Горнодобывающая промышленность и разработка карьеров, обрабатывающая промышленность, производство
и распределение электроэнергии, газа и воды.

3) Включая ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования.

4) Включая виды деятельности «Системы канализации, удаление отходов и меры по восстановлению окружающей
среды».

5) Включая информационную деятельность и исключая ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования.

6) Структура ВВП.

7) Включая прочие услуги.

8) Включая образование, здравоохранение и социальные услуги.

9) Исключая образование, здравоохранение и социальные услуги.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: