Практические рекомендации




В отличие от взрослых, дети не умеют самостоятельно ставить себя на место другого и осознавать, что их переживания сходны с чувствами других, этому их надо учить. Поэтому важно с самого начала занятий использовать утверждения и вопросы, которые помогут детям поделиться опытом и выразить сочувствие.

 

Под "проблемными" участниками понимаются те, кто по каким-то причинам различными способами (вербально, невербально, агрессивно, спокойно и т.д.) выражают свою незаинтересованность, неудовлетворенность процессом обучения, тренером, темой семинара или тренинга. Такое поведение участников в тренерском сообществе называется сопротивлением. Сопротивление может возникнуть в самых разных ситуациях взаимодействия на семинаре / тренинге, и перед тренером стоит непростая задача — найти адекватные способы реагирования на слова и поведение участников, снять возникшие противоречия для того, чтобы найти контакт с аудиторией, оптимальный способ организации процесса обучения, сделать его адекватным по отношению к образовательным потребностям участников, их целям участия, результатам образовательного события. По мнению А. Барышевой, сопротивление является "продуктом подсознания и может принимать разнообразные формы" Она (А. Барышева) считает, что причинами неадекватного поведения участников могут быть избегание ответственности или неприятных чувств, защита своей индивидуальности, отсутствие желания менять что-то в своей деятельности, поведении или, наоборот, желание показать свое влияние на группу, быть в центре внимания. Выявление тренером наличия сопротивления участников на семинаре / тренинге является первым шагом к его разрешению. Тренеру важно уметь определить не только наличие сопротивления и его причины, но и выбрать адекватный способ реагирования и его нивелирования для того, чтобы найти контакт с аудиторией, создать оптимальные условия для обучения, использовать сопротивление как часть успешного обучения.

Когда же нужно начинать работу с сопротивлением участников? Здесь ответ однозначен: чем раньше, тем лучше. Ведь многое можно предвосхитить и предварить. В этом смысле особое значение приобретает предварительная работа тренера, которая может осуществляться по двум основным направлениям.

1. Предварительная работа тренера с участниками —

направлена на ознакомление их с темой семинара, согласование ожиданий участников с целями и задачами самого семинара, снятие чувства неопределенности и тревожности у будущих участников, формирование положительной внутренней мотивации участия в образовательном событии. Для чего это необходимо делать? Для того чтобы устранить некоторые причины сопротивления, например, тревогу и недоверие участников, вызываемые непониманием, что с ними будет происходить, как будет организована работа. Для того чтобы тренеру быть "предсказуемым", информировать участников, предварительно познакомить с программой семинара.

Проведение предварительной работы с участниками может способствовать также отсеиванию "случайных участников". Например, в виду некорректно проведенной предварительной работы, на семинаре для преподавателей по методам активного обучения с учащимися (работа с текстом и дискуссия), одним из участников оказался учитель физкультуры. Такая ситуация вызвала у него сопротивление и трудности в переносе предлагаемой информации в свою профессиональную деятельность.

2. Предварительная работа тренера по подготовке к семинару — заключается в выборе тренером актуальной для участников темы (или участников, для которых эта тема актуальна), подборе адекватного содержания, разнообразных методов с учетом индивидуальных и возрастных особенностей целевой группы, ее профессиональной направленности, в постановке адекватных целей и задач. Также важно определение тренером своей готовности, компетентности в заявленной теме, поскольку его авторитетность может оспариваться участниками. Приведем пример из практики, в котором показан случай, где тренерам пришлось подтверждать свой профессионализм, не только как участника, но и как специалиста в изучаемой области. Так, в начале первого дня семинара с учителями средней школы тренерская команда столкнулась с сопротивлением некоторых опытных учителей: "Чему Вы можете нас научить, у нас по двадцать лет работы за плечами?".

Качественно проведенная предварительная работа по разработке концепции и методологии семинара / тренинга может во многом предвосхитить сопротивление участников к его теме, к процессу проведения образовательного мероприятия.

Особенностям и методам проведения предварительной работы с участниками семинаров посвящены работы И. Губа-ревич, О. Дугиной, О. Осиповой и др. Использование такой формы позволяет снизить сопротивление участников к процессу и самому участию в семинаре, к его теме.

Исходя из контекста ситуации на семинаре / тренинге, тренер может нейтрализовать сопротивление в процессе работы с помощью:

• уточняющих вопросов, направленных участнику, перефразирования, вербализации чувств участника. Например, на одном из семинаров с подростками, во время их индивидуальной работы, один из участников позволил себе оскорбить тренера и отказаться от выполнения задания (практически завершенного). Вызов был брошен. Ответ тренера был достаточно прост: "Ты считаешь, что я уделяю тебе мало внимания в процессе подготовки задания?". Ответ последовал: "Да". Ситуация была разрешена;

• подробных ответов или разъяснений. Желательно на семинаре тренеру самому быть открытым и пояснять логику движения, задачи каждого задания и т.д. для того, чтобы снизить уровень тревоги у участников, быть понятным, насколько это возможно; для того, чтобы участники не чувствовали манипуляции со стороны ведущего.

Участникам необходимо давать возможность влиять на то, что происходит, когда происходит и как происходит, например, по мере возможности вовлекать участников в процесс принятия решения о способах работы. Этот подход чаще всего используется при построении семинара в стратегии "от участника".

В то же время тренеру важно демонстрировать участие и заботу, внимание к проблемам, эмоциональным затруднениям, с которыми сталкиваются участники;

• в избегании прямого ответа на "провокацию" участников семинара. Действия тренера могут заключаться как в игнорировании реакции участников, так и косвенном реагировании (тренер игнорирует выпад, но в действительности интерпретирует его содержание и затем реализует потребность, лежащую в его основе). Например, несколько участников отвлеклись на собственные дела. Тренер никак не выказывает своего отношения к данному факту, расценив его как желание участников отдохнуть. Через несколько минут он делает перерыв [7].

• Из опыта собственной тренерской деятельности хотелось бы предложить еще один способ реагирования на сопротивление и его нивелирование — индивидуальную беседу с участником после занятий — с целью нахождения контакта с участником (-ами), снятия противоречий, разногласий, уточнения позиций, создания оптимальных условий для обучения. Примером такого взаимодействия между тренером и сопротивляющимся участником стала ситуация на одном из семинаров, проводимых в стратегии построения программы "от участников". Причиной сопротивления, как позже выяснилось, явилась сама форма проведения семинара.

При групповом сопротивлении участников реакция тренера также может варьироваться.

- Тренер может быть достаточно гибким, пойти на поводу у группы, корректировать методы, содержание работы, стараться удовлетворить потребности участников. С одной стороны, такой шаг будет способствовать снятию напряжения, активизировать работу группы (ведь тренер делает то, что она хочет), с другой стороны, вызывает сомнение достижение группой целей семинара, овладение его содержанием.

- Тренер может игнорировать сопротивление группы и строго придерживаться запланированной ранее программы. Будет ли это эффективным? Вопрос остается открытым.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: