Добыча сланцевого газа: опыт румынии и США




В.В. Налимов

студент кафедры «Бурение нефтяных и газовых скважин»

Самарского государственного технического университета, г. Самара

e-mail: bngssamgtu@mail.ru

Ю.И. Минина

к.э.н., доцент кафедры «Национальная и мировая экономика»

Самарского государственного технического университета, г. Самара

 

В статье рассматривается экономическая польза от увеличения добычи сланцевого газа и существование налогов, связанных с ней. Приводится сравнение в разработке и добычи сланцевого газа между США и Румынией.

Ключевые слова: сланцевый газ, добыча, США, разработка, Румыния, налог.

 

Между 2005 и 2012 годами в результате революции в разработке месторождений сланцевого газа увеличилась добыча на 30% с 511 до 677 миллиардов кубометров. Следовательно, цены на природный газ снизились почти вдвое, с 8 до 4 долларов за тысячу британских термальных единиц за период 2008-2013 годы. Ожидаемый сценарий на 2014-2020 годы, опубликованный Управлением энергетической информации в январе 2014 года, прогнозирует устойчивый рост (2,6% в год до 2040 года) добычи сланцевого газа в ближайшие 27 лет. Эксперты проанализировали степень выгоды для потребителей от низкой цены на газ, заключив, что основными получателями были промышленные и, в значительно меньшей степени, домашние хозяйства. Кроме этого, снижение цены на природный газ незаметно на фоне роста цен на электроэнергию и горючее топливо. Влияние цен на электроэнергию было так же значительно ниже, чем это чувствовалось на газовом оптовом рынке, из-за незначительных издержек на энергоснабжающие единицы. В 2010 году в Румынии доля расходов природного газа среди общей численности населения составляла 2,22%. Производственные отрасли классифицируются по чувствительности к ценам на газ на три категории: а) отрасли, использующие природный газ как сырьё; б) отрасли, использующие природный газ как топливо; в) энергоёмкие отрасли, использующие другие источники энергии. Четыре подотрасли составляют первую категорию: нефтехимия; азотные минеральные удобрения; пластмассы и полимеры; другие основные органические химикаты. Американская нефтехимическая промышленность извлекает наибольшую выгоду от низких цен на газ, в то время как европейские производители по-прежнему зависят от мировых цен на нефть. Таким образом, европейская промышленность сталкивается к лицу с более дорогим газом, но страны-участницы отмечают очень низкие затраты на единицу энергии по сравнению с добавленной стоимостью, что отражает их стремление на повышение энергоэффективности и высокой добавленной стоимости продукции. В энергоёмких подотраслях, использующих газ как топливо (такие как глинозём и алюминий; железо, сталь и ферросплавы; НПЗ), счёт за газ составляет только 6% от его добавленной стоимости, в результате чего они менее чувствительны к ценам на газ, чем предыдущая категория. К главной подотрасли третьей категории относятся производство цемента с 40% потреблением энергии в добавленной стоимости; тем не менее, газ представляет только 5% от общего энергопотребления. Подотрасли с чувствительным производством составляют 0,5% валового внутреннего продукта США и менее 5% от добавленной стоимости в 2010 году. Вывод авторов состоит в том, что влияние низких цен на газ в производстве будет ограничено. Этот результат подтверждается так же тем фактом, что снижение расходов на энергозатраты не передаются на всю цепочку создания стоимости продукта. В любом случае, истинным масштабам влияния низких цен на конкурентоспособность промышленности нужно время для раскрытия, потому что рецессия делает неясным важную часть положительных эффектов. На макроэкономическом уровне увеличение добычи газа может повлиять на экономический рост в двух направлениях: а) дешёвая энергия может повысить конкурентоспособность за счёт снижения потребительских цен и снижения импорта; рост ВВП за счёт мобилизации инвестиционных ресурсов, неактивных во время рецессии. Таким образом, в соответствии с вышеупомянутыми авторами, экономические последствия революции в добыче сланцевого газа были более скромными, с большим количеством местных и отраслевых воздействий, чем макроэкономические. Авторы подчёркивают, что эти результаты не повторяются в таком же масштабе в других местах.

В 2012 году Румыния извлекла около 15,67 млрд. кубометров газа, потребляя 13,6 млрд. кубометров. В том же году импорт составил 18,4% внутренних ресурсов (добытых и фондовых). Энергетический баланс обеспечивается Государственным статистическим институтом и позволяет определять цены на газ для чувствительных отраслей. Таким образом, мы можем заметить вклад во внутреннее потребление отрасли (23,9%) и населения (23,5%). Наиболее важными потребителями природного газа в 2012 году были выработка электрической и тепловой энергии с 26,2% внутреннего потребления, подотраслевых производствах «Химические и фармацевтические препараты» с 9,2%, «Металлургия» с 4,2%, «Производство продуктов питания, напитков, табачных изделий» с 2,9%, «Добыча углеводородов и вспомогательных услуг» с 2,7% и «Производство кокса и очищенных нефтепродуктов» с 2,8% от внутреннего потребления (ГСИ, 2013). Эти подотрасли обеспечивают 13% валовой добавленной стоимости в Румынии (наиболее важные потребители природного газа – энергетическая и химическая промышленности, обеспечивающие 4% и 0,36% соответственно). Можно предположить, что влияние возможного снижения цен на газ не вызовет значительный рост конкурентоспособности.

Хотя американская литература изобилует исследованиями касательно налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), европейская библиография крайне скудна в этой области. Лепори определяет НДПИ как «налог на стоимость невозобновляемых природных ресурсов, которые будут использоваться за пределами государства, из которого они были добыты. НДПИ предназначен для покрытия расходов, связанных добычей ресурсов, а так же для компенсации потери невозобновляемых ресурсов». В США этот налог применяется на все виды невозобновляемых ресурсов (нефть, газ, уголь, древесина, уран, железная руда, рыболовство и т.д.). Мы считаем эту тему крайне щекотливой в нашей стране, которая существует за счёт продажи брёвен, лесоматериалов, металлолома и другого сырья или за счёт экспорта продукции с низкой добавленной стоимостью. Поэтому мы будем уделять этому вопросу заслуженное внимание в этой работу и в наших будущих исследованиях.

Рэйб и Гамптон обеспечивают обширный и тщательный анализ нормативно-правовой базы США в период «десятилетия сланцевого газа» (2004-2014). Эта структура изменялась во многих случаях, особенно в 2013 и 2014 годах. Авторы подчёркивают нежелание увеличения налогов на энергию из-за возможной реакции потребителей. С другой стороны они отмечают успех реализации НДПИ, поскольку существует добавочные расходы на «экспорт», то есть они оплачиваются компаниями, использующими ресурсы за пределами государственных границ. Доход от НДПИ удвоился за последние 10 лет: 18,2 млрд. долларов (для всех невозобновляемых ресурсов). В 2013 году процент дохода от НДПИ сильно различался: 78% в Аляске и 0,03% в Калифорнии со значительными различиями среди других штатов. Как упоминалось раннее, в США существуют различные подходы в использовании НДПИ. Уровень налогов обычно выше в штатах с низкой степенью собственных энергетических ресурсов. Наилучшим примером является Аляска – единственный штат, который ввёл постепенное увеличение НДПИ законом «Об очевидной и справедливой доле штата Аляска» (ACES) в последние 10 лет. Закон устанавливал налог в размере 25%, который постепенно увеличивается с каждым повышением цены на нефть свыше 30 долларов за баррель по прогрессивной шкале, разработанной на примере норвежской модели. Налоговый уровень приближается к 75% при цене свыше 90 долларов за баррель. Новая стимулирующая система для гидравлической ректификации значительно снизила уровень налогов и вернула Аляску к конкурентоспособным поставщикам энергии. Новая стратегия не получила полного одобрения населения, поэтому к 2014 году решится судьба старой стратегии. В противоположность этому в Пенсильвании, третий самый крупный поставщик газа в США (после Техаса и Лузианы), решили стимулировать добычу сланцевого газа с помощью очень низкого уровня налогообложения. Временное отсутствие НДПИ привело к ряду дискуссий, которые привели к увеличению налога на добавленную стоимость на 2% в 2010 году. Доход от НДПИ либо поступает в общий бюджет, либо в резерв, предназначенный для противодействия негативным внешним факторам из-за продления буровых работ, или к долгосрочной защите невозобновляемых ресурсов. Например, на Аляске существует Долгосрочный Фонд, ежегодно выделяющий дивиденды каждому жителю. Что касается ренты, выплачиваемой собственникам земли, в США она составляет 12,5% от производства валовой добавленной стоимости, но рента может превысить этот уровень в соответствии с размером резервного фонда. Таким образом, некоторые выплаты могут составлять несколько сотен тысяч долларов в год. В Румынии, с некоторыми уступками, платежи устанавливаются на следующих уровнях в зависимости от валовой добываемой продукции (таблица 1):

Таблица 1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: