ВВЕДЕНИЕ
Архитектура или зодчество — искусство и наука строить, проектировать здания и сооружения, а также сама совокупность зданий и сооружений, создающих пространственную среду для жизни и деятельности человека. Но архитектурные работы часто воспринимаются как культурные или политические символы, как произведения искусства.
К сожалению, в наше время перестали ценить культуру прошлого и стали уничтожать памятники, старые здания, которые несли культурную ценность прошлого. Все чаще в средствах массовой информацию можно встретить репортажи о том, как, вандалы уничтожают памятники архитектуры.
Данная исследовательская работа является актуальной, так как в настоящее время утеряны многие архитектурные памятники и сооружения. Изучение и популяризация старинных объектов архитектуры поможет привлечь внимание многих людей, а особенно молодежи, к старинным зданиям, а также к истории, изучаемых объектов. Это даст толчок к более глубокому осмыслению исторических и культурных изменений в различных странах, а значит, поможет сохранить эти памятники для потомков.
Целью данного исследовательского проекта является изучение архитектуры Франции XVII- XVIIIвв
Задачи:
1. Рассмотреть основные архитектурные стили Франции. XVII- XVIIIвв..
2. Рассмотреть основные архитектурные сооружения Франции XVII- XVIIIвв.
3. Выявить архитектурные объекты Франции XVII- XVIIIвв., которые сохранились до нашего времени.
4. Сделать выводы о степени сохранности и мерах, принимаемых для сохранения архитектурных сооружений прошлого во Франции в настоящее время.
ГЛАВА 1. АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ ФРАНЦИИ XVII-XVIII ВВ.
Архитектурные стили Франции XVII в.
|
Официальное придворное искусство в первой половине XVII в. развивалось, главным образом, в формах помпезного барокко.
Архитектурными стилями XVII в. во Франции были барокко и классицизм их основные черты, например у барокко: избегая идеальных форм, они обратились к прямому, непосредственному воплощению явлений и образов реальной действительности; а у классицизма: гармония, упорядоченность и простота форм, геометрически правильные объемы.
В борьбе с официальным искусством сложились две художественные линии, каждая из которых явилась выражением передовых реалистических тенденций эпохи.
Мастера первого из этих направлений, получившие у французских исследователей наименование peintres de la realite, то есть живописцев реального мира, работали в столице, а также в провинциальных художественных школах. При всех своих индивидуальных отличиях их работы были объединены одной общей чертой: избегая идеальных форм, они обращались к прямому, непосредственному воплощению явлений и образов реальной действительности.
Но наиболее глубокое отражение существенных особенностей эпохи проявилось во Франции в формах второго из этих прогрессивных течений — в искусстве классицизма.
Представители классицизма находили воплощение своих общественных идеалов в Древней Греции и республиканском Риме, так же олицетворением эстетических норм для них было античное искусство.
Принципы классицизма, почва для которых была подготовлена зодчими французского и итальянского Возрождения, в первой половине XVIIв. еще не отличались целостностью и однородностью. Они нередко смешивались с традициями средневековой французской архитектуры и влияниями итальянского барокко, для сооружений которого характерны раскрепованные карнизы, усложненная форма треугольных и криволинейных фронтонов, обилие скульптурного декора и картушей, особенно в отделке интерьеров.
|
Архитектура, по самому своему характеру в наибольшей степени связанная с практическими интересами общества, оказалась в наиболее сильной зависимости от абсолютизма. Только в условиях мощной централизованной монархии было возможно в то время создание огромных, выполненных по единому плану городских и дворцовых ансамблей, призванных воплотить идею могущества абсолютного монарха. Не случайно поэтому, что расцвет архитектуры французского классицизма относится ко второй половине XVII в., когда централизация абсолютистской власти достигла своей вершины.
1.2 Архитектурные стили Франции XVIII в.
Если XVII век в архитектуре Франции ознаменован грандиозными строительными работами для короля, главным результатом которых было создание монументального ансамбля Версаля, где сам стиль классицизма в своей импозантной парадности обнаруживает элементы внутренней связи с барочным зодчеством, то XVIII век приносит с собой новые веяния.
Строительство переместилось в города. Новые потребности эпохи обнаружили проблему создания типа городского жилого дома-особняка. Развитие буржуазных отношений, рост торговли и промышленности, усиление роли третьего сословия в общественной жизни выдвинули задачу сооружения новых общественных зданий — бирж, торговых помещений, публичных театров. Возрастание роли городов в экономической и политической жизни страны, появление новых типов частных и общественных сооружений ставят перед зодчими новые требования в создании городского ансамбля.
|
Претерпевает изменения и архитектурный стиль эпохи. Характерное для классицизма прошлого века большое единство образных решений наружного облика и внутреннего пространства к началу XVIII в. распадается. Этот процесс распада сопровождается разъединением строительной практики и теоретических учений, различием принципов оформления интерьера и фасада.
Новый стиль, получивший название рококо или рокайль, нельзя рассматривать только с одной стороны, видя в нем лишь реакционное и бесперспективное порождение упадочного класса. В этом стиле нашли свое отражение не только гедонистические устремления аристократии. В рококо своеобразно преломились и некоторые прогрессивные тенденции эпохи; отсюда — требования более свободной и соответствующей действительной жизни планировки, более естественного и живого развития, внутреннего пространства. Динамика и легкость архитектурных масс и декора противостояли тяжеловесной помпезности оформления интерьеров в эпоху высшего могущества французского абсолютизма.
В начале XVIII в. основное строительство еще ведется аристократией, но его характер значительно меняется. Место усадебных замков занимают городские особняки, так называемые отели. Ослабление абсолютизма сказалось и в том, что дворянство покидает Версаль и оседает в столице. В зеленых предместьях Парижа — Сен Жермен и Сент Опоре — один за другим на протяжении первой половины века строятся роскошные особняки-отели с обширными садами и службами. В отличие от дворцовых сооружений предшествующего века, преследующих цели импозантной представительности и торжественного величия, в создаваемых теперь особняках большое внимание уделено действительному удобству жизни. Архитекторы отказываются от цепи больших залов, вытягивающихся торжественной анфиладой, в пользу комнат меньшего размера, располагающихся более непринужденно в соответствии с потребностями частного быта и общественного представительства хозяев. Множество высоких окон хорошо освещает внутренние помещения.
По своему расположению в городе отели первой половины XVIII в. представляли в значительной мере еще переходное явление от загородного поместья к городскому дому. Это замкнутый архитектурный комплекс, своеобразная усадьба внутри городского квартала, связанная с улицей только парадными воротами. Сам дом стоит в глубине участка, выходя фасадом на обширный двор, обстроенный низкими служебными помещениями. Противоположный фасад обращен к саду, сохраняющему регулярную планировку.
В отелях первой половины XVIII в. наиболее ярко проявилось характерное противоречие французского зодчества этой эпохи — несоответствие наружной архитектуры декору интерьера. Фасад здания, как правило, сохраняет традиционные ордерные элементы, трактованные, правда, более свободно и облегченно.
Оформление же внутренних помещений часто совершенно порывает с законами тектоники, сливая стену с потолком в целостную, не имеющую определенных границ оболочку внутреннего пространства.
Архитектурным стилям XVIII в. во Франции был рококо или рокайль основная черта: динамичные ассиметричные формы. В XVIII в. во Франции пришлись изменения ведь раньше все работы выполнялись для короля, но в этом веки пришлись изменения. Раньше все работы выполнялись в стили барокко или классицизм но эти стили отошли на второй план или вовсе ушли с приходом рококо или рокайль.