Композиция как главное средство гармонизации художественных изделий




Творческая деятельность дизайнера состоит в организации определённого пространства для разнообразных общественных потребностей. В кругу проблем, с которыми сталкивается дизайнер, находится и проблема композиции, создание гармонического, художественно выразительного произведения.

Под композицией в искусстве понимают строение художественного произведения, расположение его основных элементов и частей в определённой системе и последовательности.

Во всех определениях композиции постоянно присутствует её основной признак – целостность формы. Композиционная деятельность имеет своей конечной целью достижение такого единства и целостности.

Целостность композиции и единство её элементов проявляются в таком качестве как гармоничность. Каждый элемент проявляется в своей подчиненности целостной форме. Поэтому единство и целостность рассматриваются в качестве основного закона композиции. [3].

Началом структурного единства формы может быть её монолитность, внутреннее и внешнее равновесие компонентов.

Основные свойства объёмно – пространственных форм следующие: геометрический вид, положение в пространстве, величина, масса. К дополнительным свойствам можно отнести: фактуру, свет и цвет.

При сопоставлении различных состояний свойств возможны самые разнообразные их сочетания. Для этого мы рассмотрим каждое из этих свойств, которые будут полезны в нашем случае.

1. Геометрический вид формы.

Вид формы композиционного элемента определяется:

стереометрическим характером очертания поверхности фигуры;

соотношением размеров формы по трём координатам.

Композиционные элементы по характеру стереометрического очертания включает все тела вращения и формы, образованные криволинейными поверхностями, шар, цилиндр, конус, формы с параболическими и гиперболическими поверхностями и т. д.

Форма композиционного элемента в зависимости от соотношения величин измерений по трём координатам может быть объёмной плоскостной и линейной.

В объёмной форме измерения по всем трём направлениям равны (куб, шар).

В плоскостной форме две развитые координаты подчиняются третьей (плоскостной параллелепипед).

Линейная форма характеризуется преобладанием одного какого-либо измерения над двумя другими.

2. Положение формы в пространстве.

Это свойство определяется по отношению: к осям координат, к зрителю, к другим формам.

По положению доминирующей оси форма может быть вертикальной, горизонтальной. Все остальные положения будут промежуточные.

Наиболее активное взаиморасположение в композиции – врезка одного элемента в другой.

3. Величина формы.

Величина формы рассматривается как соотношение протяженностей формы по трем координатам, как соотношение двух или более форм между собой и по отношению к человеку.

4. Масса.

В художественно – композиционном плане масса на основе ассоциативного восприятия рассматривается как массивность. Большая форма воспринимается более массивной; массивность формы изменяется в зависимости от объема, плоскостности или линейности. На ассоциативное восприятие влияет также стереометрическое очертание формы. Массивность зависит от плотности заполнения формы материалом, из которого она сделана, его цвета и фактуры.

5. Фактура.

Под фактурой подразумевается характер поверхности того слоя художественного произведения, который непосредственно воспринимается зрителем. Фактурой можно считать характер поверхности различного масштаба.

Восприятие фактуры поверхности зависит также от положения зрителя. При отдалении от поверхности отдельные элементы, ранее воспринимаемые как членения формы, будут сливаться в общий фон и выглядеть как фактура

поверхности.

Фактура в определённой степени характеризует объёмно-пространственную форму и всегда являлась одним из средств художественной выразительности.

6. Светотень.

Свет обеспечивает возможность восприятия зрителем объёма поверхности и пространства.

Неопределенность формы, отсутствие чётких границ элементов формы определяет основную форму: игра светотени и разрушение геометрической определенности в построении формы.

7. Цвет.

Различают цвет света, падающего на объемно-пространственную форму и цвет тела, т.е. собственный цвет формы.

Цвет можно классифицировать по таким категориям:

цветовой тон;

насыщенность и яркость (или светлота);

Цвет следует рассматривать как дополнительный компонент, который может выявить, но может и зрительно деформировать, разрушить объемно-пространственную форму.

Используя особенности цвета, можно компенсировать недостатки формы или подчеркнуть, усилить характерные черты.

Можно сказать что композиция формирует программу восприятия, моделирует характерные позиции зрителя в маршрут его движения [4].

Одним из важнейших методов построения выразительной и целостной формы является пропорционирование.

Пропорция (лат. proportio) – соразмерность, определенное соотношение частей между собой. В современной литературе понятие пропорции употребляется в трёх основных, частично перекрывающих друг друга значениях.

Первое – наиболее близкое к понятию соразмерности – означает соотношение основных параметров формы (длина, ширина, высота). Пропорция здесь характеризует объект как целое, составляет основу его образа [5].

Выделяют три основных вида композиции – фронтальная, объёмная, и глубинно-пространственная.

Фронтальная композиция характеризуется развитием по двум фронтальным координатам, горизонтальной и вертикальной, с подчиненной глубинной координатой. Фронтальная композиция воспринимается зрителем при движении вдоль неё или по направлению к ней.

Объёмная композиция имеет относительно равномерное развитие по трём координатам пространства и характерна замкнутостью поверхностей элементов организующих такую композицию. Объёмная композиция воспринимается при движении зрителя вокруг неё.

Пространственная композиция характеризуется превалированием пространства над элементами, формирующими его. В такой композиции зритель воспринимает и оценивает в основном количество пространственного решения, а не элементы, организующие пространство. Элементы композиции (объёмные формы, поверхности) могут развиваться и организовывать восприятие зрителя по глубинной, фронтальной или вертикальной координатам. Пространственная композиция с преобладанием глубинной координаты называется глубинно-пространственной и воспринимается при движении зрителя в главном направлении развития пространства [6].

Следует подробнее рассмотреть объёмную композицию, так как объём – первичная форма, с которой начал свою строительную деятельность человек.

Поставив вертикально красивый камень, он отметил место, чтобы лучше ориентироваться в пространстве. Во все времена значительные события отмечались возведением монументов, которые представляют собой, как правило, объёмы, обтекаемые пространством. Это сразу выделило их из окружения. Объём – одна из самых активных форм.

Объём в архитектуре, как правило, «скорлупа» вокруг пространства, имеющего определённое назначение. Внутреннее пространство влияет на формообразование объёма, но не обязательно вполне соответствует ему.

Взаимодействие массы объёмов и пространства, как внешнего, так и внутреннего, присуще любому произведению архитектуры и определяется главным образом концепцией зодчего – автора конкретного сооружения. Масса объёмов и пространство всегда взаимодействуют в неразрывном единстве.

При решении объёмно-пространственной композиции сооружения за массу принимается объем не только самых конструктивных элементов, но и пространство, заключённое внутри воспринимаемых извне границ сооружения, а за пространство – внешнее пространство, непосредственно взаимодействующее с объёмом, которое для краткости изложения можно назвать межобъёмным.

Объёмная композиция определяется не столько развитием формы по координатным направлениям, сколько таким соотношением массы и пространства, при котором преобладает именно объём, его масса, а пространство композиционно подчинено ему. Определение соотношения массы объёмов и пространства основано на визуальном сравнении этих компонентов. Этот факт вносит определенную степень субъективности в рассмотрение композиции. Особенно в тех сооружениях, в которых соотношение массы и пространства находится в относительно равных пропорциях [7].

При оценке характера формы необходимо изучить условия восприятия формы зрителем. Форма может находиться в открытом пространстве и восприниматься со всех точек зрения равноценно. В таком случае предполагается круговой обход формы.

В другом случае, объём может находиться в сложном пространстве и иметь определенную ориентацию. Здесь появляется одна из нескольких точек зрения и второстепенные.

Чтобы объём, необходимо ввести соответствующие элементы, подчеркивающие характер данного объёма, положения его в пространстве, сделать его выразительным при любом освещении. Приступая к выявлению формы, необходимо помнить, что решение должно быть целостным, композиционно законченным. Композиция должна восприниматься в развитии, последовательно, в процессе обхода вокруг формы.

Для выявления объёмной формы, так же как и для выявления фронтальной поверхности, используются следующие приемы, обусловленные характером самой формы:

1. Членения: по характеру – полные и неполные; по направлению – вертикальные, горизонтальные и наклонные; по очертанию – прямолинейные, криволинейные, ломаные и сложные; по пластике – членения могут лежать в плоскости формы, выступать или быть заглубленными.

2. Сопоставление контрастных поверхностей.

3. Сопоставление массы и пространства.

4. Фактура и цвет.

Прием применяется лишь для придания композиции большой выразительности и законченности. [10].

Приёмы выявления пространственной композиции направленны на создание выразительной композиции пространства, на организацию условий более ясного и доступного восприятия зрителем. Приёмы выявления можно разделить на две группы, которые при создании композиции используются на разных стадиях.

Первая группа приемов выявления органично связана с построением композиции и применяется при построении пространства, с использованием основных свойств объёмно-пространственных форм.

Вторая группа приёмов выявления пространственной композиции включает в себя непосредственные приёмы выявления фронтальной поверхности и объёмной формы и может быть использована только на завершающем этапе работы.

Первая группа приемов выявления пространственной композиции. При построении композиции ограниченного пространства применяются приемы выявления, основаны на использовании основных свойств объёмно-пространственной формы: вид, величина, положение в пространстве.

При использовании элементов различной геометрической формы пространственная композиция выявляется посредством сопоставления однотипного или разнохарактерного очертания поверхности объемов: прямолинейной, криволинейной, ломаной, сложной.

Сравнение различных очертаний поверхностей, освещенности, силуэтных линий и т.п. дают возможность более ясно воспринимать пространство, ограниченное этими элементами (поскольку на рассматриваемой стадии создания композиции берутся обобщённые формы, членение поверхности в данном случае во внимание не принимается).

При использовании величины как свойства формы композиция пространства выявляется посредством сопоставления нюансных и контрастных величин элементов и за счёт силуэта, создаваемого ими.

Вторая группа приемов выявления пространственной композиции.

Выявление пространственной композиции приемами второй группы возможно лишь, когда композиция построена. Выявление на этом уровне связано с разработкой (детализацией) поверхности элементов, организующих пространство: ограничивающих по периметру поверхности основания и перекрытия (в интерьерах).

Выявление поверхности элементов, организующих пространство, обостряет восприятие пространства.

Таким образом, приемы выявления фронтальной поверхности и объема можно считать приемами выявления пространства на завершающей стадии создания пространственной композиции.

Приемы выявления формы элементов следующие: членение поверхности, сопоставленные массы и пространства поверхности.

Членения могут быть различными по характеру, полные, когда они целиком членят элемент в каком-либо направлении; неполные, когда элемент членения частичен. Членения элементов, ограничивающих пространство, можно разделить:

по направлению: вертикальные, горизонтальные, наклонные;

по очертанию: прямолинейные, криволинейные, ломаные, сложные. Пластически членения могут быть выражены следующим образом:

членения, находящиеся в плоскости элемента;

членения, выступающие из плоскости (рельеф);

членения заглубленные (контррельеф).

Членения могут иметь различную форму (прямолинейную, криволинейную, ломаную, сложную) и находиться под всевозможными углами и наклонными между собой и основной поверхностью элемента.

Выявлению пространства способствует разработка (детализация) поверхности основания и перекрытия в интерьерах. Приемы их выявления те же, что у элементов, ограничивающих пространство по периметру.

Членения могут проходить по поверхности основания пространственной композиции. Поскольку основание связано с движением человека, транспорта, то членения на нем чаще всего встречаются в виде замощения или не большого рельефа.

Членения иногда представлены в виде газонов, клумб, разделительных полос на дорогах и площадях. Возможны рельефные решения поверхности основания.

В интерьерах перекрытие пространства может иметь членения в виде несущих конструкций, осветительных фонарей, декоративных рельефов и т.д.

Таким образом, выявление поверхности основания и перекрытия дает возможность сделать более выразительными эти плоскости и их положение в пространстве. Это, в свою очередь, создает условия для более ясного восприятия не только их самих, но и пространства, в которых они находятся.

Методы выявления. Метод выявления пространственной композиции представляет собой наиболее общую форму использования приемов выявления пространства. Так, на основании практики архитектуры и особенностей человеческого восприятия выведены три метода выявления глубинности пространства:

метод сечения;

метод перспективного сокращения;

метод наложения планов.

Суммируя приемы выявления композиции пространства, следует сказать, что большей выразительности можно достичь с помощью: сопоставления однотипных разнохарактерных форм поверхностей: создания силуэта композиции и перспективных планов: расположения элементов, ограничивающих пространство по периметру, таким образом, чтобы наиболее благоприятно воспринимались линии пересечения, грани и различные повороты поверхностей элементов; расчленения пространства и введения членящих элементов, что позволяет получить зрительный отсчет в пространстве; членения элементов и их пластического решения; использования различных методов выявления пространства [11].

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: