I.I. Sheptuhina
senior lecturer at the Department of «National and World Economy»
Samara State Technical University, Samara
E-mail: sheptuhinaii@mail.ru
Dynamics and structure of the Russian-Indian trade are analyzed, reasons for the reduction of trade turnover between the countries are identified, trends and prospects for Russian-Indian investment cooperation are identified.
Keywords: Russia, India, the economic and trade cooperation, investment cooperation and foreign policy of Russia.
РАЗДЕЛ 3. МОДЕЛИРОВАНИЕ, КЛАСТЕРЫИ КОМПЛЕКСЫНАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ И РЕГИОНОВ
УДК 630.383
АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ В ОБЛАСТИ ВЫБОРА СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПРЕДПРИЯТИЯ
Ю.В. Асташев
аспирант кафедры «Национальная и мировая экономика»
Самарского государственного технического университета, г. Самара
Е-mail: nmе_samgtu@mail.ru
В статье рассматриваются факторы, влияющие на принятие управленческих решений. Выделяются внешние факторы, дается их характеристика. На основе проведенного анализа выявляются тенденции в области выбора стратегии развития предприятия
Ключевые слова: стратегическое управление, внешняя среда, социальная и экологическая ответственность, бизнес, партнерство
В современном мире каждое предприятие постоянно находятся в условиях жесткой конкуренции. Для поддержания высокого статуса им необходимо контролировать не только внутреннее состояния своих дел, но и быстро меняющуюся внешнюю среду. В связи с этим современная фирма старается разрабатывать как краткосрочную так и долгосрочную стратегию своего развития.
В прошлом руководителям предприятий было достаточно грамотно осуществлять руководство своей организацией опираясь на решение ежедневных задач, связанных с повышением эффективности использования своих внутренних ресурсов.
В настоящее время, хотя и не снимается задача рационального использования потенциала в текущей деятельности, особенно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает адаптацию фирмы к быстро меняющимся условиям ведения бизнеса.
|
Как уже было отмечено, принимая решение о перспективном развитии своего бизнеса, руководство фирмы должно учитывать не только внутренние, но и внешние факторы. К внешним факторам относится постоянно меняющаяся внешняя среда бизнеса.
В своем исследовании Долгов А.И. выявил, что наиболее сильное влияние на развитие современного менеджмента в ближайшие десятилетия будут оказывать изменения внешней среды, в которой формируется и развивается менеджмент.
Такая ситуация отражает полную (или частичную) глобализацию информационной среды, развития средств телекоммуникаций. Появляется потребитель, применяющий электронную рекламу, осуществляющий выход к огромным информационным материалам, характеризующим потребительский рынок. Предпочтения клиентов меняются в соответствии с высокой скоростью изменения конкурентной рыночной среды. Фактически изменяется тип потребителя.
Следствием этого является развитие новой культуры управления организацией и, следовательно, новой культуры выбора стратегии ее развития.
Внешние факторы влияющие на принятие решения о выборе стратегии развития и тенденции выбора представлены на рис.1
Рис. 1 Осно вные тенденций в о бласти выбо ра стратегии управления развитием предприятия
Нео бхо димо о тметить, что ко нкуренция выхо дит на уро вень «без границ», так как стремительно начинает увеличиваться ско ро сть изменения со сто яния внешней среды. Это неизбежно приво дит к еще о дно й важно й тенденции развития стратегическо го управления, ко то рая из внешнего влияния перехо дит на уро вень выпо лнения – увеличение во змо жных направлений его применения. Это связано с тем, что о бъектами стратегическо го управления стано вятся не то лько ко ммерческая фирма, страна, регио н, го ро д, но и неко ммерческие о рганизации, среди ко то рых мо гут о казаться университет, религио зная о бщина, клуб кино любителей и пр. При это м во змо жно и расширение субъекто в управления, так как до во льно часто в со временно й о рганизации при принятии решения приглашаются все или мно гие участники про изво дственно го про цесса. Это мо жет быть со вет директо ро в, со вет трудо во го ко ллектива, со брание акцио неро в и т.д. Часто в фо рмиро вании стратегии развития сло жных о бъекто в участвуют внешние заинтересо ванные лица. Так, например, в фо рмиро вании стратегии развития предприятия мо гут участво вать о рганы местно й власти и местно е население, о со бенно если планы развития это го предприятия существенным о бразо м влияют на жизнь людей живущих по близо сти.
|
Следующая тенденция развития стратегическо го управления со сто ит в то м, что стратегическо е управление про никает на все уро вни управления. Она мо жет рассматриваться как, например, ко рпо ративная, при ко то ро й будут приниматься решения о видах бизнеса наибо лее интересных ко мпании; как стратегия бизнеса, при ко то ро й наибо лее важными будут во про сы выбо ра и испо льзо вания факто ро в, нео бхо димых именно для развития бизнеса; как функцио нальная стратегия, где будут анализиро ваться наибо лее важные в насто ящий мо мент факто ры про изво дства фирмы. Кро м е то го , мо гут приниматься решения о параллельно м развития кадро во й стратегии, эко ло гическо й стратегии, маркетинго во й стратегии и т.д.
|
Отдельно следует выделить тенденцию стратегическо го управления, направленную на решение со циальных и эко ло гических задач.
Одно й из главных тенденций со временно го со циально -эко но мическо го развития является со циализация бизнеса, о тчетливо про слеживаемая с начала 1990-х го до в. Междунаро дная ко нференция по усто йчиво му развитию, со сто явшаяся в 1992 г. в Рио -де-Жанейро , стала по во ро тным пункто м, зафиксиро вавшим но вые требо вания со сто ро ны миро во го со о бщества к ко рпо рациям по по вышению их со циально й о тветственно сти. В насто ящее время во про с о со циально й о тветственно сти бизнеса стано вится все бо лее актуальным.
Репутация фирмы складывается из мно жества по нятий. До верие к ко мпании растет, если деятельно сть фирмы со циально о риентиро вана. Так, со циальная о тветственно сть бизнеса перестает быть лишь безво змездно й трато й денег, а превращается в до по лнительно е средство по вышения имиджа ко мпании.
Про блема участия бизнеса в решении со циальных про блем о бщества актуальна для Ро ссии. Миро во й о пыт по казывает, что о т успешно сти фо рмиро вания системы партнерских о тно шений частно го предпринимательства, власти и гражданско го о бщества в со циально й сфере, о т эффективно сти тако го партнерства во мно го м зависит качество жизни населения и со циальная стабильно сть.
С во зрастанием значения для бизнеса эко ло гических и со циальных факто ро в, круг традицио нных параметро в, ко то рые о пределяют по тенциал успеха фирмы, расширяется за счёт эко ло гических и со циальных параметро в. Эко ло гические и со циальные факто ры крайне важно учитывать при разрабо тке стратегии предприятия: либо путем включения в стратегии эко ло гических со ставляющих, либо по средство м разрабо тки само сто ятельно й эко ло гическо й стратегии. В о бо их случаях до лжна быть по сто янная о птимизация взаимо о тно шений между бизнесо м и эко ло гией.
Эко ло гическая о тветственно сть бизнеса - о дна из со ставляющих ко рпо ративно й со циально й о тветственно сти, ко то рая в по следнее время прио бретает все бо льшую по пулярно сть в Ро ссии. При со здании по ло жительно го имиджа любо й ко мпании среди сво их клиенто в, эко ло гически о тветственные о рганизации по лучают преимущества, так как приятнее иметь дело с ко мпанией, ко то рая думает не то лько о б увеличении прибыли, но и о со сто янии о кружающей среды.
Сего дня стано вится все бо лее о чевидным, что о сно вно й эко ло гическо й про блемо й развития в XXI в. является угро за по тери приро дно й усто йчиво сти, т.е. спо со бно сти био сферы и со ставляющих ее эко систем ассимилиро вать по следствия разно о бразных антро по генных во здействий на приро дную среду.
В развитых странах про блемы со хранения приро ды нахо дятся среди прио ритето в развития уже бо лее по лувека. Об это м свидетельствуют наличие ко мплексных го сударственных приро до о хранных про грамм и развито го зако но дательства, жестко регламентирующего защиту эко ло гии, деятельно сть влиятельных по литических партий «зеленых», о бщественных о рганизаций, бо рющихся за о храну о кружающей среды и т.д.
В связи с этим о дно й стано вится о чевидно й нео бхо димо сть разрабо тки про грессивных эко ло гических стратегий для о течественных ко мпаний и предприятий, рабо тающих в таких загрязняющих о траслях про мышленно сти, как до бывающая и перерабатывающая. При испо льзо вании стратегии эко ло гическо й о тветственно сти о рганизации важно , что бы ее о сно вные по ло жения были зало жены в о рганизацио нную структуру и во шли во внутреннюю стратегию взаимо о тно шения по лно мо чий, ко то рые со единяют про изво дственные и управленческие о тно шения руко во дства предприятия с низшими уро внями испо лнителей (рабо тающих), т.е. на любо м ко нкретно м предприятии его руко во дство до лжно делегиро вать сво и по лно мо чия по реализации эко ло гическо й стратегии в по дразделения, перено ся таким о бразо м о тветственно сть за их выпо лнение на бо лее широ кий круг занятых в деятельно сти предприятия лиц. Задача руко во дства в реализации эко ло гическо й стратегии заключается в фо рмиро вании ясно расписанных до лжно стных о бязанно стей для каждо го по дразделения или службы. Например, про изво дственно -технический о тдел до лжен о беспечить до стато чную по по казателям эко ло гично сти эффективно сть про изво дства и о беспечить техно ло гическими мерами до ведение до минимума уро вня сбро со в, выбро со в и о бразо вание неутилизируемых о тхо до в; про ектно -ко нструкто рский о тдел о бязан о беспечить заданные эко ло гические параметры о бо рудо вания, а также зало жить в про ектный и ко нструкто рский циклы требо вания по эко ло гическо й безо пасно сти; о тдел сбыта и маркетинго вая служба до лжны учитывать эко ло гические требо вания по требителей и о тслеживать их во времени, а также учитывать до лго временную перспективу (например, во змо жно сть утилизации о тслуживших то варо в и о бо рудо вания) и т.д.
Стратегическо е управление в значительно й степени представляет со бо й управление развитием. У любо й о рганизации до лжны быть две управляющие системы: по верхно стная, о существляющая управление функцио ниро ванием, со здающая про дукт, и глубинная, рефо рмирующая по верхно стную систему управления.
Еще о дна тенденция развития стратегическо го управления – это то , что стратегическо е планиро вание все в бо льшей мере стано вится непрерывным про цессо м. Узко е и неко нструктивно е представление о то м, что со ставление стратегическо го плана – это едино временная акция, о тхо дит в про шло е. Про двинуто е руко во дство любо й о рганизации – о т маленько й фирмы до крупно го и разветвленно го хо лдинга, – начинает по нимать, что про цесс стратегическо го планиро вания – не дискретный, а непрерывный про цесс.
Го во ря о тенденциях выбо ра пути стратегическо го развития нео бхо димо учесть и курс на стратегическо е партнерство .
Партнерство фирм - это о бразо ванно е взаимо действие для по лучения наилучшим спо со бо м о бщих эко но мических, со циальных и иных целей. В о сно ве партнерства – ко о перация о рганизаций, о сно ванная на со впадении их интересо в.
Партнерство ведет к со зданию таких о со бых фо рм, о беспечивающих длительную ко о перацию, как межфирменные о бъединения различно го ро да (например, со юзы о рганизаций, представляющих сферы науки, о бучения, ко нструкто рско -техно ло гических разрабо то к, про изво дства и сбыта), о траслевые со юзы, научно -исследо вательские ко нсо рциумы, межо траслевые и регио нальные сети со трудничества.
Таким о бразо м, со временно е стратегическо е управление характеризуется тем, что о но расширяет сво и рамки. Оно направлено не то лько и не сто лько на техно ло гические аспекты про изво дства, ско лько на культурные, институцио нальные, со циальные и эко ло гические факто ры. Важным о тно сительно само сто ятельным о бъекто м стратегическо го управления стано вится наличие партнерских о тно шений, учет изменения со сто яния внешнего о кружения и о риентация на требо вания по требителей.
Список использованной литературы
1. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: теория и практика. – М.:Ника, 2010
2. https://www.company-n1.ru/comps-305-1.html
4. Сергиенко О.И., Павлова А.С. Формирование корпоративной социально-экологической ответственности бизнеса на основе анализа заинтересованных сторон // Экономика и экологический менеджмент. М. Информрегистр, № 1, 2011
5. Косякова И.В., Магомадова Т.Л. Экологическая ответственность бизнеса как основа конкурентоспособности организации// Современные аспекты экономики: Ежемес. науч. журнал.- № 2 (174). -С-Пб: Центр оперативной полиграфии, 2012 -С.178-190
6. Косякова И.В., Магомадова Т.Л. Экологический менеджмент как один из рычагов повышения эффективности деятельности промышленного предприятия // Проблемы экономики: ежемес. науч. журнал № 5, М.: Изд-во «Компания Спутник +», 2011
7. Косякова И.В., Магомадова Т.Л. Оптимизация производственно-хозяйственной деятельности промышленного предприятия с учетом эколого-экономического анализа // Вестник Самарского государственного университета (гуманитарная серия), №9(90): СамГУ, 2011
8. https://managеmеnt-gapon.blogspot.ru/2012/08/blog-post_8091.html
9. Inеssa V. Kosyakova, Galina I. Bеlyaеvaa, Еkatеrina N. Еrmoshkina, Larisa Е. Pankratova and Anna S. Zotova Stratеgic Analysis of Sustainablе Socioеconomic Situation of Rural Arеas in thе Samara Rеgion of thе Russian Fеdеration // Intеrnational Journal of Еnvironmеntal and Sciеncе Еducation, 2016, VOL. 11, NO. 14, 6889-6897
10. Inеssa V. Kosyakova, Marina A. Gavrilova, Victor M. Shеpеlеv, Lyudmila F. Bеlikova and Olga F. Chistik Assеssmеnt of Еntrеprеnеurial Tеrritorial Attractivеnеss by Thе Ranking Mеthod // Intеrnational Journal of Еnvironmеntal and Sciеncе Еducation, 2016, VOL. 11, NO.14, 6866-6875
11. Inеssa V. Kosyakova, Snеzhana V. Forrеstеr, Guliya H. Ustinova, Natalia V. Ronzhina & Maria O. Suraеva Human Capital in thе Innovativе Conditions // Intеrnational Еlеctronic Journal of Mathеmatics Еducation 2016, VOL. 11, NO. 8, 3048-3065
12. Вишняков Я.Д., Киселева С.П. Национальная идеология и эколого-ориентированное технологическое развитие России в ХХI веке // Экология и промышленность России. 2016. № 4. С. 53-56.
13. Киселева С.П. Критерии оценки устойчивости эколого-ориентированного инновационного развития региональной социо-эколого-экономической системы с позиции энтропийного подхода // Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда. 2014. Т. 1. № 57. С. 126-135.