практические методы конструктивного решения семейных проблем




Коменикативная семейная психотерапия

Цель семейной коммуникативной психотерапии сформулировал П. Вацлавик: «Сознательные действия с целью изменить плохо функционирующие модели интеракций» (Watzlawick, 1967). Так как интеракции – синоним коммуникации, это означает, что в процессе психотерапии должны меняться и формы общения.

Правила эффективной коммуникации:

- говорить о своих чувствах, мыслях, потребностях от первого лица, без посредников и метафор вместо "мне плохо с тобой" - «я хочу внимания»);

- передача своих чувств и переживаний другим людям с ориентацией на уровень их понимания;

- послания должны быть конгруэнтными (соответствие вербальных и невербальных сигналов);

- разделение факторов субъективных переживаний;

- эмпатия к чувствам и состояниям других людей.

Типы неконструктивных коммуникаций (игры общения с целью избежать отвержения):

- заискивание - демонстрируется угождение, чувство вины, подчинение;

- обвинение - демонстрация силы, власти, контроля;

- расчетливость - демонстрация эмоциональной холодности, поиск выгоды;

- отстранение - демонстрация безразличия.

Любая семейная система характеризуется 4 параметрами: самооценка членов семьи, модели коммуникаций; семейная система - свод правил и норм; социальные связи с внешним миром.

Здоровая семья характеризуется:

- высокой самооценкой членов семьи;

- открытыми, ясными, конгруэнтными, адекватными, прямыми коммуникациями;

- гибкими, меняющимися по необходимости семейными правилами и нормами, автономностью и свободой членов семьи, совместным обсуждением проблем.

- открытыми внешнимиграницами, многообразием внешних связей.

Неблагополучная семья:

- низка самооценка у членов семьи;

- закрытые, неконгруэнтные, непрямые, неадекватные, неопределенные коммуникации.

- жесткие и неизменные семейные правила, контроль и оценивание членов семьи друг другом, много запретов, отсутствие совместного обсуждения;

- закрытые внешние границы, страх перед социумом.

- деструктивные представления: отношения в семье строятся на силе и страхе наказания: всегда есть кто - то, кто знает лучше тебя, что тебе необходимо; люди по природе аморальные, поэтому должны находиться под контролем; все решает тот, у кого находится власть, остальные подчиняются.

Коммуникацию можно анализировать на уровне синтаксиса, семантики и прагматики (Морлис, 1938; Карнап, 1942). Синтаксис объясняет, как из слов конструируются фразы и предложения. Семантика изучает значение послания и то, каким языком пользуются члены семьи – понятным или нет. Прагматика изучает поведенческий аспект коммуникации.
П. Вацлавик и соавт. (1967) предприняли попытку описать всю систему человеческой коммуникации.
1. Люди всегда общаются, даже тогда, когда они не совершают никаких поступков.
2. Любое послание является одновременно и сообщением, и командой. Каждый раз, когда люди общаются, они не только нечто сообщают, но и уточняют свои взаимоотношения. В семьях командное послание воспринимается как правило.

практические методы конструктивного решения семейных проблем

Ø Опросник «Общение в семье» (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская) измеряет доверительность общения в супружеской паре, сходство во взглядах, общность символов, взаимопонимание супругов, легкость и психотерапевтичность общения.

Ø Проективный тест «Семейная социограмма» (Э.Г. Эйдемиллер) направлен на диагностику характера коммуникаций в семье.

Ø Методика «Ролевые ожидания и притязания в браке» (А.Н. Волкова) выявляет представления супругов о значимости в семейной жизни тех или иных ролей, а также о желаемом распределении их между мужем и женой.

Ø Методика «Распределение ролей в семье» (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская) определяет степень реализации мужем и женой той или иной роли: ответственного за материальное обеспечение семьи, хозяина (хозяйки) дома, ответственного за воспитание детей, организатора семейной субкультуры, развлечений, сексуального партнера, психотерапевта.

Ø Методика «Типовое семейное состояние» (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис) позволяет выявить наиболее типичное состояние индивида в собственной семье: удовлетворительное — неудовлетворительное; нервно-психическое напряжение; семейную тревожность.

Ø методики «Семейная генограмма» (Э.Г. Эйдемиллер). Методика позволяет изобразить в виде графической схемы родственные связи в семье, представить характер взаимоотношений, неосознаваемый членами семьи.

Ø Методы исследования индивидуальности супругов. Результаты индивидуально-психологического исследования используют для установления меры личностной совместимости и информирования супругов об особенностях характера друг друга (А.Н. Волкова, Т.М. Трапезникова).

Ø «Измерение установок в семейной паре» (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, кафедра социальной психологии МГУ) дает возможность выявить взгляды человека по десяти сферам жизни, наиболее значимым в семейном взаимодействии:

1) отношение к людям;

2) альтернатива между чувством долга и удовольствием;

3) отношение к детям;

4) ориентация на преимущественно совместную или преимущественно раздельную деятельность, автономность супругов или зависимость супругов друг от друга;

5) отношение к разводу;

6) отношение к любви романтического типа;

7) оценка значения сексуальной сферы в семейной жизни;

8) отношение к «запретности секса»;

9) отношение к патриархальному или эгалитарному устройству семьи; 10) отношение к деньгам.

Ø Опросник «Интересы — досуг» (Т.М. Трапезникова) выявляет соотношение интересов супругов, меру их согласия в формах проведения досуга.

Ø Методика «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях»

Ø Опросник «Конструктивно-деструктивная семья» (

Целесообразно после каждого комплексного исследования добрачного и брачного периодов супружеской пары составлять психограмму супружества (А.Н. Волкова, Т.М. Трапезникова) по следующим направлениям:

1) зоны конфликтов супружества, потенциальный инициатор конфликта в каждой из зон;

2) степень личной совместимости;

3) общая мера взаимопонимания и согласия по различным сторонам семейной жизни;

4) общий прогноз отношений в паре;

5) рекомендации по формам и содержанию коррекционной работы с парой в целом и с каждым супругом в отдельности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: