Коменикативная семейная психотерапия
Цель семейной коммуникативной психотерапии сформулировал П. Вацлавик: «Сознательные действия с целью изменить плохо функционирующие модели интеракций» (Watzlawick, 1967). Так как интеракции – синоним коммуникации, это означает, что в процессе психотерапии должны меняться и формы общения.
Правила эффективной коммуникации:
- говорить о своих чувствах, мыслях, потребностях от первого лица, без посредников и метафор вместо "мне плохо с тобой" - «я хочу внимания»);
- передача своих чувств и переживаний другим людям с ориентацией на уровень их понимания;
- послания должны быть конгруэнтными (соответствие вербальных и невербальных сигналов);
- разделение факторов субъективных переживаний;
- эмпатия к чувствам и состояниям других людей.
Типы неконструктивных коммуникаций (игры общения с целью избежать отвержения):
- заискивание - демонстрируется угождение, чувство вины, подчинение;
- обвинение - демонстрация силы, власти, контроля;
- расчетливость - демонстрация эмоциональной холодности, поиск выгоды;
- отстранение - демонстрация безразличия.
Любая семейная система характеризуется 4 параметрами: самооценка членов семьи, модели коммуникаций; семейная система - свод правил и норм; социальные связи с внешним миром.
Здоровая семья характеризуется:
- высокой самооценкой членов семьи;
- открытыми, ясными, конгруэнтными, адекватными, прямыми коммуникациями;
- гибкими, меняющимися по необходимости семейными правилами и нормами, автономностью и свободой членов семьи, совместным обсуждением проблем.
- открытыми внешнимиграницами, многообразием внешних связей.
Неблагополучная семья:
|
- низка самооценка у членов семьи;
- закрытые, неконгруэнтные, непрямые, неадекватные, неопределенные коммуникации.
- жесткие и неизменные семейные правила, контроль и оценивание членов семьи друг другом, много запретов, отсутствие совместного обсуждения;
- закрытые внешние границы, страх перед социумом.
- деструктивные представления: отношения в семье строятся на силе и страхе наказания: всегда есть кто - то, кто знает лучше тебя, что тебе необходимо; люди по природе аморальные, поэтому должны находиться под контролем; все решает тот, у кого находится власть, остальные подчиняются.
Коммуникацию можно анализировать на уровне синтаксиса, семантики и прагматики (Морлис, 1938; Карнап, 1942). Синтаксис объясняет, как из слов конструируются фразы и предложения. Семантика изучает значение послания и то, каким языком пользуются члены семьи – понятным или нет. Прагматика изучает поведенческий аспект коммуникации.
П. Вацлавик и соавт. (1967) предприняли попытку описать всю систему человеческой коммуникации.
1. Люди всегда общаются, даже тогда, когда они не совершают никаких поступков.
2. Любое послание является одновременно и сообщением, и командой. Каждый раз, когда люди общаются, они не только нечто сообщают, но и уточняют свои взаимоотношения. В семьях командное послание воспринимается как правило.
практические методы конструктивного решения семейных проблем
Ø Опросник «Общение в семье» (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская) измеряет доверительность общения в супружеской паре, сходство во взглядах, общность символов, взаимопонимание супругов, легкость и психотерапевтичность общения.
|
Ø Проективный тест «Семейная социограмма» (Э.Г. Эйдемиллер) направлен на диагностику характера коммуникаций в семье.
Ø Методика «Ролевые ожидания и притязания в браке» (А.Н. Волкова) выявляет представления супругов о значимости в семейной жизни тех или иных ролей, а также о желаемом распределении их между мужем и женой.
Ø Методика «Распределение ролей в семье» (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская) определяет степень реализации мужем и женой той или иной роли: ответственного за материальное обеспечение семьи, хозяина (хозяйки) дома, ответственного за воспитание детей, организатора семейной субкультуры, развлечений, сексуального партнера, психотерапевта.
Ø Методика «Типовое семейное состояние» (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис) позволяет выявить наиболее типичное состояние индивида в собственной семье: удовлетворительное — неудовлетворительное; нервно-психическое напряжение; семейную тревожность.
Ø методики «Семейная генограмма» (Э.Г. Эйдемиллер). Методика позволяет изобразить в виде графической схемы родственные связи в семье, представить характер взаимоотношений, неосознаваемый членами семьи.
Ø Методы исследования индивидуальности супругов. Результаты индивидуально-психологического исследования используют для установления меры личностной совместимости и информирования супругов об особенностях характера друг друга (А.Н. Волкова, Т.М. Трапезникова).
Ø «Измерение установок в семейной паре» (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, кафедра социальной психологии МГУ) дает возможность выявить взгляды человека по десяти сферам жизни, наиболее значимым в семейном взаимодействии:
|
1) отношение к людям;
2) альтернатива между чувством долга и удовольствием;
3) отношение к детям;
4) ориентация на преимущественно совместную или преимущественно раздельную деятельность, автономность супругов или зависимость супругов друг от друга;
5) отношение к разводу;
6) отношение к любви романтического типа;
7) оценка значения сексуальной сферы в семейной жизни;
8) отношение к «запретности секса»;
9) отношение к патриархальному или эгалитарному устройству семьи; 10) отношение к деньгам.
Ø Опросник «Интересы — досуг» (Т.М. Трапезникова) выявляет соотношение интересов супругов, меру их согласия в формах проведения досуга.
Ø Методика «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях»
Ø Опросник «Конструктивно-деструктивная семья» (
Целесообразно после каждого комплексного исследования добрачного и брачного периодов супружеской пары составлять психограмму супружества (А.Н. Волкова, Т.М. Трапезникова) по следующим направлениям:
1) зоны конфликтов супружества, потенциальный инициатор конфликта в каждой из зон;
2) степень личной совместимости;
3) общая мера взаимопонимания и согласия по различным сторонам семейной жизни;
4) общий прогноз отношений в паре;
5) рекомендации по формам и содержанию коррекционной работы с парой в целом и с каждым супругом в отдельности.