ТЕМА № 5 «ГЕНЕТИЧЕСКИЙ КОД. БИОСИНТЕЗ БЕЛКА: ТРАНСКРИПЦИЯ»
ГЕНЕТИЧЕСКИЙ КОД
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Задание № 1. Заполните таблицу «Генетический код и его свойства».
№ | Термины | Их определения |
Генетический код — это | ||
а | Количество азотистых оснований | |
б | Количество аминокислот | |
в | Количество возможных комбинаций | |
Свойства генетического кода (с примерами) | ||
а | Триплетность | |
б | Универсальность | |
в | Вырожденность | |
г | Специфичность | |
д | Неперекрываемость | |
е | Коллинеарность | |
ж | Наличие «стоп»-кодонов | |
З | Наличие стартового кодона |
Задание № 2. Заполните таблицу «Матричный синтез — транскрипция».
№ | Термины | Их значение |
Матричный синтез — это | ||
Транскрипция — это | ||
а | Транскриптон - это | |
б | Ген — это | |
в | Оперон — это | |
г. | РНК-полимераза (РНКП)- это | |
д | Энхансеры- это сайленсеры - это | |
Этапы транскрипции | ||
а | Узнавание промотора | |
б | Инициация | |
г | Элонгация | |
д | Терминация |
Задание № 3. Заполните таблицу «Строение и функции РНК — полимеразы (РНКП)».
Показатель | Его значение | Схема |
Субединичное строение РНКП | ||
Холофермент | ||
Кор-фермент | ||
Функция «зажима» | ||
Функция «шипа» | ||
Функция «заслонки» |
Задание № 4. Заполните таблицу «Регуляция экспрессии генов прокариот на уровне инициации».
|
Процессинг - это | |
Где проходит? | |
Для чего нужен? |
РАБОТА В ЛАБОРАТОРИИ № 4 «ГЕНЕТИЧЕСКИЙ КОД. БИОСИНТЕЗ БЕЛКА: ТРАНСКРИПЦИЯ»
Задание № 1. Заполните таблицу «Сравнительная таблица транскрипции у про- и эукариот».
Показатель | Прокариоты | Эукариоты |
Место протекания транскрипции | ||
Форма ДНК | ||
ДНК-зависимые РНК-полимеразы, за синтез каких РНК они отвечают | ||
Направление транскрипци | ||
Единица транскрипции | ||
Наличие интронов | ||
Наличие энхансеров и сайленсеров | ||
Продукты (первичный транскрипт) |
Задание № 2 Заполните таблицу «Структурные элементы оперона».
Элемент | Назначение | Схема строения оперона |
Промотор | ||
Оператор | ||
Цистроны | ||
Терминатор |
Задание № 3. Заполните таблицу «Принципы транскрипции».
Принцип | Его смысл | Иллюстрация | |
Комплементарность | |||
Антипараллельность | |||
Униполярность | |||
Асимметичность |
Задание № 4 Изучите схему этапа транскрипции и ответьте на вопросы:
Этот этап транскрипции называется - элонгация | ||||
Верхняя цепь ДНК называется - Нижняя цепь ДНК называется - | ||||
РНК строится из …................. | ||||
При этом используется энергия ….... | ||||
Этот этап будет продолжаться до тех пор, пока |
Задание № 5 Изучите механизм процессинга.
Этапы процессинга | |
1. Кэпирование — это 2. Полиаденилирование — |
|
Задание № 6 Решите задачи
Задача | Решение |
№ 1 Участок одной из цепей ДНК закодирован последовательностью:….ТГГЦАТГЦЦАТЦГТАГГЦАТТЦГГААГЦТА.... Достройте вторую цепь ДНК и проведите по ней транскрипцию и-РНК. | |
№ 2 Фрагмент молекулы ДНК, на которой синтезируется участок цент-ральной петли тРНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов: АЦГГТААААГЦТАТЦ. Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК, который синтезируется на данном фрагменте, и аминокислоту, которую будет переносить эта тРНК в процессе биосинтеза белка, если третий триплет соответствует антикодону тРНК. Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода. | |
№ 3 В биосинтезе полипептида участвуют молекулы т-РНК с антикодонами ЦУА, ЦАГ, ЦЦА, УАА, ГГГ. Определите аминокислоты, которые переносят эти т-РНК и нуклеотидную последовательность участка цепи молекулы ДНК, который несбт информацию о синтезируемом полипептиде. Ответ поясните. | |
№ 4 В биосинтезе фрагмента молекулы белка участвовали последовательно молекулы т-РНК с антикодонами ЦГЦ, УЦЦ, ГЦА, АГА, ЦТА. Определите аминокислотную последовательность синтезируемого фрагмента молекулы белка и нуклеотидную последовательность участка двухцепочечной молекулы ДНК, в которой закодирована информация о первичной структуре фрагмента белка. Объясните последовательность ваших действий. Для решения задачи используйте таблицу генетического кода. | |
№ 5 Фрагмент и-РНК содержит число нуклеотидов с аденином - 14, гуанином -35. цитозином -21, урацилом - 30. Определите число этих нуклеотидов в участке двухцепочечной молекулы ДНК, который служит матрицей для синтеза данного фрагмента иРНК. Объясните полученные результаты. |
|
Практика
Изучение политенных хромосом личинки комара Chironomussp. (мотыль)1. Личинку комараChironomussp. помесить на предметное стекло в каплю воды. Изучить морфологию личинки при помощи микроскопа МБС-1. Определить головную и хвостовую части.
2. Отделить головную капсулу и 2-3 грудных сегмента при помощи препаровальных игл.
3. Из грудных сегментов аккуратно вытащить полупрозрачные слюнные железы (2 штуки), остальное убрать со стекла. Железы аккуратно промокнуть фильтровальной бумагой от гемолимфы, промыть водой и еще раз промокнуть бумагой. Следить, чтобы они не прилипли на фильтровальную бумагу.
4. Залить железы 2-3 каплями ацеторсеина, поместить стекло с препаратом в чашку Петри, закрыть крышку и инкубировать в термостате при +37°С 20 минут.
5. Вынуть стекло с прокрашенными слюнными железами, аккуратно накрыть их покровным стеклом, сверху положить кусок фильтровальной бумаги и аккуратно постукивая обратной стороной препаровальной иглы по препарату раздавить железы. Остатки красителя останутся на фильтровальной бумаге, а препарат будет выглядеть как розовое облако.
6. На малом увеличении(объектив 8х) найти политенные хромосомы. Зарисовать.
7. Рассмотреть и зарисовать хромосому при большом увеличении (объектив 40х и 90х). Отметить гетерохроматиновые и эухроматиновые участки.