доцент кафедры «Экономика промышленности и производственный менеджмент»
Самарского государственного технического университета, г. Самара
E-mail: max.brh@yandex.ru
В статье раскрываются основные проблемы и противоречия в развитии малого бизнеса. Проведена оценка отношения общества к деятельности частного малого предпринимательства. Сформулированы основные направления преодоления препятствий на этапе становления и развития малого предприятия.
Ключевые слова: малый бизнес, предпринимательство, рабочие места, программа государственной поддержки, инфраструктура.
Малый бизнес, что это такое и зачем это нужно? Один из ведущих специалистов в области финансового менеджмента, а именно Джеймс К. Ван Хорн [1], утверждает, что малый бизнес – один из краеугольных камней жизнеспособной экономики. Частное предпринимательство действительно играет ключевую роль в странах с развитой рыночной экономикой, но в рамках отечественного рынка в настоящее время малый бизнес не является стратегическим фактором и созидательной силой инновационного развития. Малый бизнес в настоящее время создает лишь около 20 % ВВП [2]. Если сравнивать частное предпринимательство на территории РФ с экономически развитыми странами, можно сказать, что Россия занимает примерно восьмое место по развитию малого бизнеса.
Многие задаются вопросом как же отличить малое предприятие от среднего или крупного. Ответ прост: разница между предприятиями выражается в нескольких факторах, среди которых ведущее место занимают численность работников и выручка. На малых предприятиях должно работать не более 50-100 человек включительно (в зависимости от сферы предпринимательской деятельности), а доход от такого бизнеса, без учета налога на добавленную стоимость, не должен превышать значений, установленных Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства [3].
|
В условиях российского рынка в конце XX века, малый бизнес становится все более востребованным и стремительно набирает обороты, благодаря его способности создавать новые рабочие места и товары. Анализ истории зарождения малого бизнеса в России позволяет выделить несколько этапов [4].
В 1985-1987 годах малый бизнес формировался в области культурной деятельности, а так же развивались основы торгово-предпринимательской сферы. В силу незначительного числа участников малого предпринимательства этап можно назвать экспериментальным. 1987-1988 годы ознаменовались становлением «кооперативного движения», получившим такое название из-за насыщения внутреннего рынка массовыми потребительскими товарами. Этот этап заложил фундамент в развитии малого предпринимательства, в части управления капиталом и предприятиями. Именно в 1989-1990 годах было узаконено частное предпринимательство, и начиналась подготовка к проведению малой приватизации, а так же развитию арендных отношений. 1991-1992 годы характеризуются появлением среднего и крупного бизнеса. В 1993-1994 годах происходит широкая приватизация предприятий и дальнейшее развитие крупного бизнеса. Такая ситуация привела к тому, что малый бизнес был «заморожен» на начальной стадии развития.
В настоящее время картина практически не изменилась, несмотря на то, что Правительство и Президент направляют государственные программы на расширение и поддержку малого бизнеса, политика исполнительной власти местного значения блокирует развитие малых предприятий.
|
Не смотря на хаотичность малого бизнеса, ему удалось занять определенную нишу в развитии хозяйства страны. Анализ статистических данных свидетельствует, что самой востребованной областью является продажа продовольственных товаров, а так же предприятия общественного питания. Пятую часть занимают фирмы, предоставляющие различные услуги населению. Строительство объектов производственного, жилищного и социального назначения – 13 %, производство промышленных товаров и товаров народного потребления – 12 %. Самую малую часть занимают предприятия в сфере сельского хозяйства – всего лишь 2 % [5].
Одной из ключевых проблем развития малого бизнеса является очень низкий темп увеличения малых предприятий (рис. 1), особенно в сфере производства. Частное предпринимательство живет не более трех лет, и лишь 3,4% предприятий смогли продержаться дольше. В приведенных ниже графиках можно увидеть негативную тенденцию. И все из-за того, что на малый бизнес влияет большое количество факторов. Постоянное повышение цен на сырье, динамика курса рубля, высокие ставки по кредитам не дают полномасштабно развиваться частному предпринимательству.
Рис. 1 Соотношение предприятий: зарегистрированных и прекративших свою деятельность
Как и любой бизнес, малый, в своем развитии, сталкивается с некоторыми противоречиями и ограничениями [6]. Среди основных проблем следует выделить ряд ключевых позиций:
|
– ограниченность производственных площадей и их высокая арендная плата;
– стабильность оборотных средств и рост цен на сырьевые ресурсы;
– низкая доступность кредитных ресурсов и проблемы налогообложения;
– уровень платежеспособного спроса и слабая инфраструктура рынка;
– экономическая политика государства.
Малый бизнес, как считает ряд экспертов, занимает одну из главных ниш в развитии экономической системы российского государства, поэтому нуждается в государственной поддержке. В этой связи основными проблемами считаются: инфраструктурные, кадровые и финансовые препятствия, относительно которых решения будут разработаны в ближайшем будущем.
Одним из наиболее значимых инструментов государственного содействия является финансовая помощь, а именно предоставление гарантий, при получении займов. В малой мере налажено взаимодействие на региональном уровне, обмен опытом в развитии малого бизнеса. Частное предпринимательство совершенно лишено социальной защиты.
Существует множество мифов о малом бизнесе, один из которых звучит так «развитие малого бизнеса продвигается с трудом, потому что население не воспринимает «этих торгашей»». Результаты исследования (табл. 1) свидетельствуют об обратном [4]: широкие слои населения относятся к малому бизнесу скорее с сочувствием, чем с негативом.
Таблица 1
Личное отношение к частному предпринимательству (в % от опрошенных)
Отношение к бизнесу | ++ | +- | -+ | -- | |
Крупному | 23,5 | 29,5 | 17,7 | 12,0 | 17,4 |
Банковскому | 17,6 | 26,7 | 19,7 | 13,7 | 22,3 |
Малому | 38,6 | 43,2 | 6,9 | 2,7 | 8,6 |
Семейному | 35,0 | 40,7 | 10,3 | 4,7 | 9,3 |
Один из основных вопросов, который интересует общество и частных предпринимателей: что нужно сделать, чтобы малый бизнес «пошел в гору»? Многие считают, если избавится от недостатков, то проблемы решаться сами по себе, нет – это не так. Опираясь на результаты научных исследований [7], в которых отражены характерные особенности и возможности инновационного развития малого бизнеса, можно выделить ключевые направления реформирования в разрезе обеспечения конкурентных преимуществ:
– развитие разнообразных форм поддержки малого предпринимательства, обеспечивающих снижение себестоимости продукции;
– расширение инфраструктуры предпринимательства, способствующей повышению оперативности реагирования на изменения рыночной конъюнктуры;
– разработка программы стимулирования бизнеса в целях создания малых предприятий в высокотехнологичном секторе экономики.
Список использованной литературы
1. Ван ХорнДж.К. Основы управления финансами: Пер. с англ. / Гл. ред. серии Я.В. Соколов. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 800 с. – ISBN 5-279-01844-9.
2. Мамонов В.И., Плеслов А.А. Креативный подход к развитию малого бизнеса // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. – 2015. – № 48-1 – С. 42-48
3. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
4. Малое предпринимательство в постсоциалистической России: мифы и факты [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.liberal.ru/articles/cat/1036 – дата обращения: 10.12.2016.
5. Мебадури З.А., Гудкова В.С. Инновации в развитии малого бизнеса // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2. – С. 29/
6. Бражников М.А., Хорина И.В. Организационные проблемы внедрения изменений // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия экономические науки. – 2014. – № 2 (12). – С. 127-138.
7. Матвеева Л.Г., Чернова О.А. Потенциал малого бизнеса в несырьевом развитии промышленности России: модели оценки, инструменты и механизмы управления. – Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2012. – 237 с.