Научный руководитель М.А. Бражников




доцент кафедры «Экономика промышленности и производственный менеджмент»

Самарского государственного технического университета, г. Самара

E-mail: max.brh@yandex.ru

 

В статье раскрываются основные проблемы и противоречия в развитии малого бизнеса. Проведена оценка отношения общества к деятельности частного малого предпринимательства. Сформулированы основные направления преодоления препятствий на этапе становления и развития малого предприятия.

Ключевые слова: малый бизнес, предпринимательство, рабочие места, программа государственной поддержки, инфраструктура.

 

Малый бизнес, что это такое и зачем это нужно? Один из ведущих специалистов в области финансового менеджмента, а именно Джеймс К. Ван Хорн [1], утверждает, что малый бизнес – один из краеугольных камней жизнеспособной экономики. Частное предпринимательство действительно играет ключевую роль в странах с развитой рыночной экономикой, но в рамках отечественного рынка в настоящее время малый бизнес не является стратегическим фактором и созидательной силой инновационного развития. Малый бизнес в настоящее время создает лишь около 20 % ВВП [2]. Если сравнивать частное предпринимательство на территории РФ с экономически развитыми странами, можно сказать, что Россия занимает примерно восьмое место по развитию малого бизнеса.

Многие задаются вопросом как же отличить малое предприятие от среднего или крупного. Ответ прост: разница между предприятиями выражается в нескольких факторах, среди которых ведущее место занимают численность работников и выручка. На малых предприятиях должно работать не более 50-100 человек включительно (в зависимости от сферы предпринимательской деятельности), а доход от такого бизнеса, без учета налога на добавленную стоимость, не должен превышать значений, установленных Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства [3].

В условиях российского рынка в конце XX века, малый бизнес становится все более востребованным и стремительно набирает обороты, благодаря его способности создавать новые рабочие места и товары. Анализ истории зарождения малого бизнеса в России позволяет выделить несколько этапов [4].

В 1985-1987 годах малый бизнес формировался в области культурной деятельности, а так же развивались основы торгово-предпринимательской сферы. В силу незначительного числа участников малого предпринимательства этап можно назвать экспериментальным. 1987-1988 годы ознаменовались становлением «кооперативного движения», получившим такое название из-за насыщения внутреннего рынка массовыми потребительскими товарами. Этот этап заложил фундамент в развитии малого предпринимательства, в части управления капиталом и предприятиями. Именно в 1989-1990 годах было узаконено частное предпринимательство, и начиналась подготовка к проведению малой приватизации, а так же развитию арендных отношений. 1991-1992 годы характеризуются появлением среднего и крупного бизнеса. В 1993-1994 годах происходит широкая приватизация предприятий и дальнейшее развитие крупного бизнеса. Такая ситуация привела к тому, что малый бизнес был «заморожен» на начальной стадии развития.

В настоящее время картина практически не изменилась, несмотря на то, что Правительство и Президент направляют государственные программы на расширение и поддержку малого бизнеса, политика исполнительной власти местного значения блокирует развитие малых предприятий.

Не смотря на хаотичность малого бизнеса, ему удалось занять определенную нишу в развитии хозяйства страны. Анализ статистических данных свидетельствует, что самой востребованной областью является продажа продовольственных товаров, а так же предприятия общественного питания. Пятую часть занимают фирмы, предоставляющие различные услуги населению. Строительство объектов производственного, жилищного и социального назначения – 13 %, производство промышленных товаров и товаров народного потребления – 12 %. Самую малую часть занимают предприятия в сфере сельского хозяйства – всего лишь 2 % [5].

Одной из ключевых проблем развития малого бизнеса является очень низкий темп увеличения малых предприятий (рис. 1), особенно в сфере производства. Частное предпринимательство живет не более трех лет, и лишь 3,4% предприятий смогли продержаться дольше. В приведенных ниже графиках можно увидеть негативную тенденцию. И все из-за того, что на малый бизнес влияет большое количество факторов. Постоянное повышение цен на сырье, динамика курса рубля, высокие ставки по кредитам не дают полномасштабно развиваться частному предпринимательству.

Рис. 1 Соотношение предприятий: зарегистрированных и прекративших свою деятельность

Как и любой бизнес, малый, в своем развитии, сталкивается с некоторыми противоречиями и ограничениями [6]. Среди основных проблем следует выделить ряд ключевых позиций:

– ограниченность производственных площадей и их высокая арендная плата;

– стабильность оборотных средств и рост цен на сырьевые ресурсы;

– низкая доступность кредитных ресурсов и проблемы налогообложения;

– уровень платежеспособного спроса и слабая инфраструктура рынка;

– экономическая политика государства.

Малый бизнес, как считает ряд экспертов, занимает одну из главных ниш в развитии экономической системы российского государства, поэтому нуждается в государственной поддержке. В этой связи основными проблемами считаются: инфраструктурные, кадровые и финансовые препятствия, относительно которых решения будут разработаны в ближайшем будущем.

Одним из наиболее значимых инструментов государственного содействия является финансовая помощь, а именно предоставление гарантий, при получении займов. В малой мере налажено взаимодействие на региональном уровне, обмен опытом в развитии малого бизнеса. Частное предпринимательство совершенно лишено социальной защиты.

Существует множество мифов о малом бизнесе, один из которых звучит так «развитие малого бизнеса продвигается с трудом, потому что население не воспринимает «этих торгашей»». Результаты исследования (табл. 1) свидетельствуют об обратном [4]: широкие слои населения относятся к малому бизнесу скорее с сочувствием, чем с негативом.

 

Таблица 1

Личное отношение к частному предпринимательству (в % от опрошенных)

Отношение к бизнесу ++ +- -+ --  
Крупному 23,5 29,5 17,7 12,0 17,4
Банковскому 17,6 26,7 19,7 13,7 22,3
Малому 38,6 43,2 6,9 2,7 8,6
Семейному 35,0 40,7 10,3 4,7 9,3

 

Один из основных вопросов, который интересует общество и частных предпринимателей: что нужно сделать, чтобы малый бизнес «пошел в гору»? Многие считают, если избавится от недостатков, то проблемы решаться сами по себе, нет – это не так. Опираясь на результаты научных исследований [7], в которых отражены характерные особенности и возможности инновационного развития малого бизнеса, можно выделить ключевые направления реформирования в разрезе обеспечения конкурентных преимуществ:

– развитие разнообразных форм поддержки малого предпринимательства, обеспечивающих снижение себестоимости продукции;

– расширение инфраструктуры предпринимательства, способствующей повышению оперативности реагирования на изменения рыночной конъюнктуры;

– разработка программы стимулирования бизнеса в целях создания малых предприятий в высокотехнологичном секторе экономики.

 

Список использованной литературы

1. Ван ХорнДж.К. Основы управления финансами: Пер. с англ. / Гл. ред. серии Я.В. Соколов. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 800 с. – ISBN 5-279-01844-9.

2. Мамонов В.И., Плеслов А.А. Креативный подход к развитию малого бизнеса // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. – 2015. – № 48-1 – С. 42-48

3. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

4. Малое предпринимательство в постсоциалистической России: мифы и факты [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.liberal.ru/articles/cat/1036 – дата обращения: 10.12.2016.

5. Мебадури З.А., Гудкова В.С. Инновации в развитии малого бизнеса // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2. – С. 29/

6. Бражников М.А., Хорина И.В. Организационные проблемы внедрения изменений // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия экономические науки. – 2014. – № 2 (12). – С. 127-138.

7. Матвеева Л.Г., Чернова О.А. Потенциал малого бизнеса в несырьевом развитии промышленности России: модели оценки, инструменты и механизмы управления. – Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2012. – 237 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: