формирование и сущность ялтинско-потсдамской системы мо.




Вступление армий стран антигитлеровской коалиции на территорию Германии. Ялтинская конференция глав «большой тройки» (4-11 февраля 1945 г.). Решения конференции по основным проблемам послевоенного урегулирования и создания основ нового мирового порядка. Определение принципов контроля союзников над побежденной Германией и ее раздел на зоны оккупации. Проблема репараций с Германии. Выработка державами «большой тройки» основ согласованной политики в отношении освобожденных ими европейских стран. Декларация об освобожденной Европе. Окончательное определение восточной границы Польши. Решение о создании коалиционных правительств в Польше и Югославии.

Преодоление разногласий между державами «большой тройки» по вопросам Устава ООН. Принятие принципа единогласия постоянных членов Совета безопасности ООН.

Согласование действий трех держав на Дальнем Востоке. Секретное соглашение об условиях вступления СССР в войну с Японией.

Освобождение Венгрии и Австрии. Заключение Советским Союзом договоров о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве с Польшей и Югославией (апрель 1945 г.).

Кончина Ф.Рузвельта и вступление Г.Трумэна в должность президента США.

Окончательный разгром германских войск. Взятие Берлина Советской армией. Безоговорочная капитуляция Германии. Завершение освобождения Северной Италии, Чехословакии и Югославии. Окончание войны в Европе. Установление в Германии оккупационного режима союзников.

Конференция Объединенных Наций в Сан-Франциско. Принятие Устава ООН (июнь 1945 г.).

Советско-чехословацкий договор о Закарпатской Украине (июнь 1945 г.).

Потсдамская конференция глав «большой тройки» (17 июля — 2 августа 1945 г.). Развитие и конкретизация принятых в Ялте решений. Создание Совета министров иностранных дел (СМИД) пяти держав (СССР, США, Великобритании, Китая и Франции) – органа по подготовке мирной конференции и разработке мирных договоров с Германией и ее европейскими союзниками. Принятие политических и экономических принципов управления Германией в оккупационной период (программа четырех «Д»). Решения по проблеме репараций с Германии. Решение о репатриации германского населения в пределы оккупационных зон. Создание Международного военного трибунала в Нюрнберге.

Решение вопроса о западной границе Польши (границе по рекам Одеру и Западной Нейсе). Раздел Восточной Пруссии между Польшей и СССР.

Окончательное определение сроков и степени участия СССР в войне с Японией.

Нарастание разногласий между западными союзниками и СССР по вопросу о политических режимах в странах Восточной Европы.

Успешное испытание Соединенными Штатами атомной бомбы. Появление ядерного фактора в международных отношениях.

3. Политика "холодной войны" и ее роль в развитие конфортации социально-политических систем мира.

После окончания Второй мировой Войны, ставшей самым масштабным и жестоким конфликтом за всю историю человечества, возникло противостояние между странами коммунистического лагеря с одной стороны и западными капиталистическими странами с другой. Между двумя сверхдержавами того времени СССР и США. Охарактеризовать холодную войну кратко можно, как соперничество за господство в новом послевоенном мире.

Главнейшей причиной холодной войны стали неразрешимые идеологические противоречия, между двумя моделями общества социалистической и капиталистической. Запад опасался усиления СССР. Сыграли свою роль и отсутствие у стран победительниц общего врага, а также, амбиции политических лидеров.

Историки выделяют следующие этапы холодной войны:

· 5 марта 1946 г. – 1953 г. - Начало холодной войне положила речь Черчилля, произнесенная весной 1946 г. в Фултоне, в которой была предложена идея создания союза англосаксонских стран, для борьбы с коммунизмом. Целью США стала экономическая победа над СССР, а также, достижение военного превосходства. Фактически холодная война началась раньше, но именно к весне 1946 г., в силу отказа СССР от вывода войск из Ирана, ситуация серьезно обострилась.

· 1953 г. – 1962 г. - В этот период холодной войны, мир находился на грани ядерного конфликта. Несмотря на некоторое улучшение отношений между Советским Союзом и США во время «оттепели» Хрущева, именно на этом этапе произошли антикоммунистическое восстание в Венгрии, События в ГДР и, ранее, в Польше, а так же Суэцкий кризис. Международная напряженность возросла после разработки и успешного испытания СССР в 1957 г. межконтинентальной баллистической ракеты.

Однако угроза ядерной войны отступила, поскольку теперь Советский Союз получил возможность нанести ответный удар по городам США. Завершился этот период отношений между сверхдержавами, Берлинским и Карибским кризисами 1961 и 1962 г. соответственно. Разрешить Карибский кризис удалось только в ходе личных переговоров глав государств - Хрущева и Кеннеди. Так же, в результате переговоров был подписан целый ряд соглашений по нераспространению ядерного оружия.

· 1962 г. – 1979 г. - Период ознаменовался гонкой вооружений, подрывающей экономику соперничающих стран. Разработка и производство новых видов вооружений, требовали невероятных ресурсов. Несмотря на присутствие напряженности в отношениях между СССР и США, подписываются соглашения об ограничении стратегических вооружений. Разрабатывается совместная космическая программа «Союз-Аполлон». Однако к началу 80-х, СССР начинает проигрывать в гонке вооружений.

· 1979 г. – 1987 г. - Отношения между СССР и США вновь обостряются после ввода советских войск в Афганистан. США размещает в 1983 г. баллистические ракеты на базах в Италии, Дании, Англии, ФРГ, Бельгии. Ведется разработка системы противокосмической обороны. СССР реагирует на действия Запада выходом из женевских переговоров. В этот период система предупреждения о ракетном нападении, находится в постоянной боевой готовности.

· 1987 г. – 1991 г. - Приход в 1985 г. к власти в СССР Горбачева, повлек за собой не только глобальные перемены внутри страны, но и радикальные изменения во внешней политике, получившие название «новое политическое мышление». Непродуманные реформы окончательно подорвали экономику Советского Союза, что привело к фактическому поражению страны в холодной войне.

Конец холодной войны был вызван слабостью советской экономики, ее неспособностью более поддерживать гонку вооружений, а также, просоветские коммунистические режимы. Определенную роль сыграли и антивоенные выступления в самых разных уголках мира. Итоги холодной войны оказались для СССР удручающими. Символом победы Запада. стало воссоединение в 1990 г. Германии.

В результате, после того, как СССР потерпел поражение в холодной войне, сформировалась однополярная модель мира с доминирующей сверхдержавой США. Однако существуют и другие последствия холодной войны. Это быстрое развитие науки и технологий, в первую очередь военных. Так, интернет был создан первоначально, как система связи для американской армии.

Сегодня снято немало документальных и художественных фильмов о периоде холодной войны. Один из них, подробно рассказывающий о событиях тех лет, «Герои и жертвы холодной войны».

5. Туристские организации СССР и их роль в развитии массового туризма в нашей стране.

Напомним, что первыми советскими туристскими организациями были: Бюро школьных экскурсий Наркомпроса (1918г.), акционерное общество «Советский турист» (1928 г.), Всесоюзное акционерное общество «Интурист» с отделениями и представительствами во многих городах СССР и за рубежом (1929 г.). Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ) (1930 г.) и др. Развитие иностранного туризма вызвало необходимость разработки ряда мер по упорядочению приема туристов из-за рубежа. В 1929 г. решением Совета труда и обороны создается Всесоюзное акционерное общество по иностранному туризму в СССР (ВАО «Интурист») Наркомата внешней и внутренней торговли СССР. Этой организации предстояло развивать два направления. Первое - «внешнее», связанное с продажей на внешних рынках туров в СССР. Представители «Интуриста» при поддержке советских посольства, консульств, торгпредств, а также зарубежных представительств других советских организаций проводили рекламу туров, выезжали на переговоры, разрабатывали условия сотрудничества. «Интуристу» было предоставлено исключительное право выходить на зарубежные туристические рынки, открывать за рубежом свои отделения и представительства. Второе направление работы «Интуриста» - «внутреннее» - было связано с необходимостью организации приема иностранцев в Советском Союзе (размещение, экскурсии, перевозки, продажа сувениров и предметов искусства, посещение театров и концертов). С этой целью разрабатывались туристические маршруты по городам и республикам СССР, для обеспечения качественного обслуживания иностранцев на маршруте формировалась соответствующая инфраструктура: гостиницы, мотели и кемпинги, рестораны, с целью привлечения иностранных туристов в стране возрождались и Развивались народные ремесла (Гжель, Хохлома, Палех, Матера и др.). Деятельность «Интуриста» была многопрофильной. Говоря о своих заслугах, представители «Интуриста» подчеркивают, что «Интурист» первым открыл свои фирмы за границей: «MOSCOW LIMITED» (Англия), «INTOURIST GmbH» (Германия) и другие. С 1934 года «Интурист» начинает работать с такими крупнейшими мировыми компаниями, как «American Express Со» (США), «Thomas Cook & Son» (Великобритания). Практически в это же время «Интурист» начал снабжать свои представительства рекламной продукцией на иностранных языках, издавать иллюстрированный журнал «Soviet Travel» (тираж 10 000 экз.), который распространялся в ряде стран Европы и Америки. По линии «Интуриста» СССР посещали общественные деятели, журналисты, писатели, художники и политики. Еще в 20-30-е годы Советский Союз посетили Мартин Андерсен-Некс, Теодор Драйзер, Бернард Шоу, Ромен Роллан, Анри Барбюс, Рабиндранат Тагор, а также многочисленные делегации. Датский писатель Мартин Андерсен-Некс после поездки в Советскую Россию посвятил ей книгу «Навстречу молодому дню», а Теодор Драйзер опубликовал статью «Значение СССР в сегодняшнем мире ». В целом в тот период объем въездного туризма превышал количество выездов советских граждан за границу. Так, в 1938 году из СССР выехало 4,3 млн. советских граждан (из них по линии туристических организаций России около 1 млн.), а въезд иностранцев составил свыше 6 млн. человек (из них около 2, 5 млн. туристов). С 1936 г. руководство внутренним туризмом начинает осуществляться профсоюзами в лице ВЦСПС, которым было организовано Центральное туристско-экскурсионное управление с отделениями в республиках и городах страны. К началу второй мировой войны в нашей стране благодаря деятельности профсоюзов существовала сеть из нескольких тысяч туристских ячеек на предприятиях и в учебных заведениях. В 1962 г. это управление преобразуется в Центральный совет по туризму. Стремление централизовать управление туристской работой позднее в 60-70-х годах также приведет к созданию единой организации - Центрального совета по туризму и экскурсиям ВЦСПС (ЦСТЭ), который был головным ведомством в стране по развитию внутреннего туризма. Именно в его распоряжении находилось наибольшее число туристских гостиниц. В 1985 г. их было 174 на восемьдесят с половиной тысяч мест. Для развития туристского движения и поощрения его активистов в 1939 г. Всесоюзный комитет по делам физкультуры и спорта при Совете народных комиссаров утвердил Положение о значке туриста. В этом же году первые значки «Турист СССР» были вручены на 5-м слете московских туристов. К сдаче норм на данный значок допускались все желающие в возрасте от 14 лет. К марту 1941 г. в Советском Союзе уже насчитывалось 5 000 туристов, награжденных этими значками. В 1954 г. Бюро ЦК ВЛКСМ утверждает Положение о значке «Юный турист» для поощрения пионеров, участвующих в туристских походах и путешествиях по родному краю. Этот значок давался школьникам 12-14 лет, которые приняли участие в течение года в 4 поводах и освоили навыки походного быта. Организация молодежного туризма была поручения ЦК ВЛКСМ, который в 1958 г. создает свою туристскую структуру - Бюро международного туризма«Спутник». Именно эти три организации: «Интурист», занимавшийся иностранным туризмом, ЦСТЭ ВЦСПС, развивавший главным образом внутренний туризм, и «Спутник», отвечавший за все виды молодежного туризма, были монополистами и безраздельно господствовали в сфере туризма в СССР долгие годы. Следовательно, за период с 1937 по 1940 гг. была проведена комплексная реорганизация структуры туризма на основе жесткого централизованного партийно-правительственного руководства. Для реализации концепции планового туризма было создано 25 туристско-экскурсионных управлений ВЦСПС, 17 экскурсионно-туристских бюро, 165 Домов туриста, 50 турбаз, 12 туристских гостиниц, 24 станционных лагеря, 19 туристских приютов и сотни сезонных стоянок и кемпингов.

6. Акторы современных международных отношений.

Государства. Подписанный в 1648 году Вестфальский мирный договор после окончания 30-летней войны в Европе стал важной вехой в историческом развитии. Признав в качестве одного из ключевых принцип государственного суверенитета, Вестфальский мир дал начало государственно-центристской модели мира, в которой государство – основной субъект СМО. Несмотря на то, что количество субъектов МО в настоящее время значительно увеличилось государство остается главным актором.

Международные организации.

Фундаментальная основа классификации МО является характер членства. Выделяют:

Международные правительственные организации (МПО) членами, которых выступают национальные правительства и которые создаются посредством заключения договоров между государствами. МПО выполняют роль надгосударственных образований, т.к. их образуют государства на постоянной основе для реализаций общих целей согласно уставным документам. МПО в зависимости от целей и членства разделяются на универсальные (ООН), региональные (АСЕАН, МЕРКОСУР, ШОС) и функциональные организации (МАГАТЕ). В настоящее время существует свыше 300 МПО. МПО предполагают институционализацию и механизмы реализации своих целей и задач. Члены МПО – государства, которые входят в них добровольно. Государства вступая в МПО стремятся активно участвовать и воздействовать на международные процессы, реализовывать свои интересы и согласовать их с интересами остальных, повысить свой престиж и т.д.. МПО также позволяют государствам решать стоящие перед ними глобальные задачи: сохранение мира и предотвращение войн (ООН), мировое разделение труда и развитие сотрудничества (ВТО, МОТ), координация сотрудничества в борьбе с глобальными проблемами (голод, экология, эпидемии, техногенные катастрофы и т.д.) (ВОЗ, ООН, МАГАТЭ и т.д.). МПО с множественными целями вовлечены в мировую политику в качестве самостоятельных акторов (НАТО, ОПЭК, ЕС и т.д.) и являются субьектами международного права, т.е. МПО проявляют себя как бы в двух ипостасях - с одной стороны, образуя поле кооперативного или конфликтного взаимодействия между государствами-членами, с другой - выступая в качестве специфических действующих лиц на международной арене и таким образом оказывая самостоятельное влияние на динамику развития международных отношений.

В частности, МПО в международных отношениях становятся эффективными институтами для управления кризисными ситуациями и проведения миротворческих операций (ООН,ОБСЕ,НАТО.СНГ). В рамках МПО нередко формируются политические движения группы стран (Движение Неприсоединения, Группа 77, ОИК и т.д.) ради преодоления отсталости, эконом реформ и национальным прогрессом. Оценивая место МПО в межотношениях, необходимо прежде всего отметить, что: - МПО вовлечены активно в процесс формирования и осуществления международно-правовых норм. Более того, эффективность норм все больше зависит от того, в какой степени они санкционированы межгосударственными организациями.

- деятельность МПО влияет на международно-политическое поведение участвующих в них государств. Участие в межгосударственных организациях становится для государств фактором их международной социализации.

- МПО образуют развернутую сеть, охватывающую практически все сегменты современных международных отношений.

Международные неправительственные организации (МНПО). Членами НМПО являются отдельные лица или общественные группы. Они функционируют на основании своих учредительных документов. Они имеют статус наблюдателей при ООН. В настоящее время существуют более 30 тыс. Они делятся на глобальные (Гринпис, Антиглобалисты, Хьюман райтс вотч и т.д) и региональные. НПО значимая политическая сила в международной жизни. Они могут поднимать вопросы, которые не затрагиваются деятельностью правительств; собирать, обрабатывать и распространять информацию о международных проблемах, требующих общественного внимания; инициировать конкретные подходы к их решению и побуждать правительства к заключению соответствующих соглашений; осуществлять наблюдение за деятельностью правительств в тех или иных сферах международной жизни и выполнением государствами взятых на себя обязательств; мобилизовывать общественное мнение и способствовать возникновению чувства причастности «простого человека» к крупным международным проблемам.

Общими тенденциями в развитии межгосударственных организаций можно считать следующие: а) относительное усиление региональных аспектов в их деятельности, позволяющее сфокусироваться на более конкретных проблемах; б) значительное возрастание числа организаций специальной компетенции для регулирования специфических сфер международного взаимодействия; в) более частое и более широкое наделение межгосударственных организаций наднациональными полномочиями.

ТНК.

ТНК представляют собой бизнес структуры, деятельность которых охватывает несколько стран. (Дженерал Моторс, Кока-Кола, Нестле. В отличие от международных организаций, ТНК работают с целью извлечения прибыли. При этом активность даже тех из них, которые обладают национальной спецификой, может противоречить интересам собственного государства. Количественный рост ТНК приходится на вторую половину 20 века и продолжает увеличиваться, примерно 90 % из них базируются в развитых странах северного полушария, но 80% их рабочих мест находятся в развивающемся мире.

Транснациональные банки (ТНБ) осуществляют финансовые операции по всему миру, делают капитал очень мобильным, открывают возможности быстрого развития ТНК.

Обладая такими финансовыми и людскими ресурсами, ТНК значительно влияют на происходящие политические процессы.

Негативное влияние ТНК на СМО: Стремясь к получению максимальной прибыли, ТНК усиливают расслоение мира по линии Север-Юг за счет сохранения дешевой, малоквалифицированной рабочей силы в странах Юга в тех или иных отраслях производства. Но с другой стороны они стимулируют развитие промышленности, создают рабочие места, занимаются обучением рабочих.

Внутригосударственные регионы все более активно заявляют о себе на мировой арене. Не являясь субъектами международного права, будучи не правомочными самостоятельно заниматься внешнеполитической деятельностью, могут иметь внешние связи в области торговли, культуры, науки, спорта. Обычно регионы сосредотачивают наибольшую активность в экономической сфере. Нередко инфраструктура стран складывается так, что связи близлежащих регионов соседних стран оказываются более тесными, чем региональные отношения внутри каждого из них.

Международные преступные группы, связанные с наркоторговлей, незаконной продажей оружия и другими нелегальными операциями, а также с терроризмом, выделяются некоторыми исследователями как акторы СМО.

Террористические группы, будучи тесно связанными с организованной преступностью, - одна из основных угроз в мире. Сверхприбыли от наркоторговли, прозрачность границ в современном мире позволяет им выступать в качестве самостоятельных акторов на мировой сцене, что особенно стало очевидно после 11 сентября 2001 года и последовавшей за ним антитеррористической операцией.

Религиозные, национальные движения. Например, исламские движения в современном мире все больше влияют на тенденции в СМО. Римская католическая церковь, Папа Римский - высший авторитет для 800 млн. католиков живущих на Земле. (Например, Римская католическая церковь посредничала в территориальном конфликте между Чили и Аргентиной в 1978 году).

 

8. Межправительственная организация ЮНЕСКО

 

ЮНЕ́СКО (UNESСO — United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization) — межправительственная организация,специализированное учреждение Организации Объединенных Наций (ООН) по вопросам образования, науки и культуры. Штаб-квартира ЮНЕСКО находится в Париже.

Создание и цели ЮНЕСКО

Организация была создана 16 ноября 1945 года с целью содействия миру и международной безопасности путем развития сотрудничества между государствами в области просвещения, науки икультуры, обеспечения всеобщего уважения справедливости, законности и прав человека, а также основных свобод, провозглашенных в Уставе ООН, для всех народов без различия расы, пола, языка или религии, укоренения в сознании людей идеи защиты мира. ЮНЕСКО наделена компетенцией в области образования, естественных и гуманитарных наук, культуры, информации и коммуникаций.

Государствами-членами ЮНЕСКО в настоящее время (2015) являются 195 стран, 7 ассоциированных государств-членов и 2 государства-наблюдателя (а также 10 международных организаций-наблюдателей.
182 государства-члена имеют постоянное представительство при организации в Париже. Также в состав организации входит более 60 бюро и других подразделений, расположенных в различных частях мира.

Деятельность

Основные направления деятельности ЮНЕСКО представлены в пяти программных секторах:

  • образование,
  • естественные науки,
  • социальные и гуманитарные науки,
  • культура,
  • коммуникация и информация.
    Кроме того, существует ряд сквозных тем, которые являются составной частью всех направлений.

ЮНЕСКО осуществляет следующие функции:

  • проводит перспективные исследования в области образования, науки, культуры и коммуникаций;
  • содействует продвижению, передаче и обмену знаниями;
  • проводит нормативную деятельность по подготовке международных актов и рекомендаций в области своей компетенции;
  • осуществляет техническое сотрудничество по предоставление услуг экспертов: государствам-членам для определения их политики в области развития и разработки проектов;.
  • осуществляет обмен специализированной информацией.

Управление организацией

4 ноября 1946 года после ратификации двадцатью государствами вступил в силу Устав организации. В декабре 1946 года ЮНЕСКО получила статус специализированного учреждения ООН. Россия входит в состав ЮНЕСКО с 1954 года.

В 1972 году организация приняла Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия.

В 1991 году принята Программа международных кафедр ЮНЕСКО в рамках поддержки сотрудничества высших учебных заведений разных стран на мировом уровне. Московское Бюро ЮНЕСКО открыто в 1994 году.

В 2001 году государствами-членами ЮНЕСКО принята Всеобщая декларация о культурном разнообразии.

В 2001 году Международное жюри отобрало первые 19 шедевров устного и нематериального наследия человечества. До 2002 года Бюро действовало как представительство ЮНЕСКО в Российской Федерации. С

2002 года Бюро ЮНЕСКО в Москве работает как кластерное Бюро для Азербайджана, Армении, Белоруссии, Молдавии и России.

Основой бюджета Организации составляют членские взносы стран-участниц. Размер взноса каждого государства определяется специальным комитетом на основании сравнения статистических показателей развития стран. Вклад России составляет около 8% бюджета, Канады — 4%, Германии — 13%. Минимальный взнос для любой страны — 0,001%.

Высшим руководящим органом ЮНЕСКО является Генеральная конференция, включающая представителей всех государств — членов Организации и собирающаяся раз в два года. В период между ее сессиями.руководство организацией осуществляет Исполнительный совет, избираемый Генеральной конференцией. Кроме представителей государств — членов ЮНЕСКО на сессиях Генеральной конференции присутствуют представители ассоциированных членов, наблюдатели стран, не являющихся членами организации, международных правительственных и неправительственных организаций.

Генеральная конференция проводится раз в два года и определяет направление и общую линию деятельности, принимает программу и бюджет ЮНЕСКО, избирает 58 членов Исполнительного совета, раз в четыре года и назначает Генерального директора.
Исполнительный совет подготавливает работу Генеральной конференции и осуществляет надзор за надлежащей реализацией своих решений. Генеральный директор ЮНЕСКО избирается Генеральной конференцией раз в четыре года. Ранее он назначался на шестилетний срок.
Генеральный директор руководит Секретариатом, в задачу которого входит осуществление программ, утверждаемых Генеральной конференцией.
По результатам последних выборов нового генерального директора ЮНЕСКО 22 сентября 2009 года генеральным директором ЮНЕСКО стала дипломат из Болгарии Ирина Бокова. Ее кандидатура была утверждена Генеральной конференцией ЮНЕСКО 15 октября 2009 года.
Исполнительным органом ЮНЕСКО является секретариат, возглавляемый генеральным директором. Все функции и зоны ответственности органов управления организацией прописаны в Уставе ЮНЕСКО.

Официальными языками Генеральной конференции являются английский, арабский, испанский, китайский, русский и французский.

Структура организации

В состав организации входит сеть региональных, кластерных и национальных офисов ЮНЕСКО, которые созданы в целях децентрализации управления и обеспечения ее эффективного присутствия во всех регионах и областях. Кроме того, они обеспечивают связь с агентствами ООН и другими организациями-партнёрами. Административную поддержку сети обеспечивает координационное бюро ЮНЕСКО.
Все государства-члены ЮНЕСКО (действующие и ассоциированные) организованы в пять региональных групп:

  • Африка,
  • Лига арабских государств,
  • Азия и Тихий океан,
  • Европа,
  • Северная Америка, Латинская Америка и страны Карибского бассейна.

Распределение стран проведено по географическому фактору, но в ходе реализации многих программ тематических направлений формируются региональные сети, направленные на решение проблем, специфических для конкретного региона. Деятельность региональных сетей согласуется с национальными представительствами ЮНЕСКО, региональными бюро и штаб-квартирой ЮНЕСКО.
Региональные бюро ЮНЕСКО призваны оказывать специализированную поддержку кластерным и национальным офисам организации. Всего насчитывается 10 региональных бюро организации, работающих в областях образования, науки и культуры.
Основу структуры ЮНЕСКО составляет кластерная система. 27 кластерных офисов организации работают со 148 странами-членами и осуществляют взаимодействие между странами в кластере по вопросам, находящимся в компетенции ЮНЕСКО, взаимодействие с различными структурами ООН по осуществлению совместных проектов, а также осуществляют взаимодействие с другими офисами организации по различным направлениям деятельности.

Список объектов Всемирного наследия

Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в настоящее время (июль 2014) включает 1007 природных и культурных объектов (в том числе 779 культурных, 197 природных и 31 смешанный), расположенных на территории 161 государства-участника Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия.

9. Военно-политический союз НАТО

НАТО (аббр.) - Организация Североатлантического Договора (англ. North Atlantic Treaty Organization, NATO; фр. Organisation du traité de l'Atlantique Nord, OTAN)- это военно-политический союз, создание которого было официально оформлено 4 апреля 1949 года с подписанием в Вашингтоне двенадцатью государствами (США, Канадой, Исландией, Великобританией, Францией, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Норвегией, Данией, Италией и Португалией) Североатлантического договора, более известного, как Вашингтонский договор, предусматривающий коллективную безопасность и взаимную защиту стран-членов от внешних угроз. Главным источником угроз в то время считался Советский Союз. В статье 5 Североатлантического договора говорится, что в случае «вооружённого нападения» на одного или нескольких его участников другие члены НАТО немедленно окажут помощь стране или странам, подвергшимся «нападению», путём осуществления такого действия, какое они «сочтут необходимым, включая применение вооружённой силы».

Сами вооруженные силы НАТО были созданы в 1950 году в связи с войной в Корее. В декабре того же года сессия Совета НАТО приняла решение о роспуске военной организации Западного союза (Брюссельского пакта) ввиду ее слияния с военной организацией НАТО.

Следует отметить, что три государства-члена этого альянса (Франция, Испания, Греция) имели «особые» периоды отношений с военной структурой НАТО- они не принимали в ней участия: Франция с 1967 по 2009 год, Греция с 1974 по 1980 год, Испания- с момента своего вхождения в НАТО до 1996 года. Исландия является единственным государством-членом НАТО, у которого нет собственной армии, но она имеет своего гражданского представителя в Военном комитете альянса. Согласно уставу НАТО, альянс открыт для вступления новых членов, способных развивать принципы Договора и вносить свой вклад в коллективную безопасность. Среди направлений деятельности НАТО – развитие международного сотрудничества и принятие действий, направленных на предотвращение конфликтов между ее членами и партнерами; защита ценностей демократии, свободы личности, экономики свободного предпринимательства и верховенства закона.

С середины 90-х годов прошлого века, в связи с окончанием «холодной войны» и исчезновением главного источника угроз - Советского Союза, НАТО стал реализовывать политику «открытых дверей» в отношении бывший стран социалистического лагеря, расширяясь на восток-все ближе к границам России. Обоснованием такого расширения стал вывод, сделанный в ходе специального исследования НАТО, о появлении потребности и уникальной возможности по совершенствованию безопасности в Евроаталантическом регионе без возобновления линии разграничения.

В настоящее время членами НАТО являются 28 государств:

-Бельгия, Великобритания, Дания, Исландия, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Франция -страны основатели альянса;

-Греция, Турция - страны первой волны расширения (февраль 1952 года);

-Германия-участник второго расширения (май 1955 года)

-Испания- участник третьего расширения (май 1982 года);

-Венгрия, Польша, Чехия - страны четвертой волны расширения (март 1999 года);

-Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения, Эстония – участники пятого расширения (март 2004 года);

-Албания, Хорватия – страны шестой волны расширения (апрель 2009 года).

Основные решения НАТО готовятся и принимаются в комитетах, которые состоят из членов национальных делегаций.Высшим политическим органом НАТО является сессия Североатлантического совета (Совета НАТО), которая проводится на уровне глав государств и правительств. В период между сессиями функции Совета НАТО выполняет Постоянный совет НАТО, куда входят представители всех стран-участниц блока в ранге послов. Высшим военным органом НАТО является Военный комитет, состоящий из начальников генеральных штабов стран — членов НАТО. Высшим военно-политическим органом организации с декабря 1966 года является Комитет военного планирования, который собирается дважды в год на свои сессии на уровне министров обороны, хотя формально состоит из постоянных представителей. К основным органам НАТО относится также Группа ядерного планирования, проводящая свои заседания обычно дважды в год на уровне министров обороны, обычно перед заседаниями Совета НАТО.

В рамках НАТО создана программа Партнерство ради мира (ПРМ) и Совет Евроатлантического партнерства (СЕАП). Благодаря этим инициативам государства-члены НАТО открыли новые пути сотрудничества с другими странами (в том числе и Россией).

Андерс Фог Расмуссен Генеральный секретарь НАТО

Андерс Фог Расмуссен

Новым председателем Военного комитета НАТО стал датский генерал Кнуд Бартелс (Knud Bartels), который вступил в свою новую должность 2 января 2012 года. Он сменил на этом посту итальянского адмирала Жампаоло ди Паола (Giampaolo Di Paola), который вновь назначен министром обороны Италии.

Официальные языки НАТО — английский и французский

Штаб-квартира Совета НАТО находится в Брюсселе (Бельгия).

10.Европейский союз.

Европейский Союз (ЕС) в своем нынешнем виде существует со времени ратификации Маастрихтского соглашения 1993 г. ЕС представляет собой политический и экономический союз, в который входят 15 стран: Австрия, Бельгия, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Испания, Швеция и Великобритания. В ближайшем будущем в него могут войти некоторые страны Восточной Европы. Европейская комиссия
Европейская комиссия является одним из основных органов ЕС. Ее возглавляют 20 председателей, которых каждые четыре года назначают главы государств (по два человека от Франции, Германии, Италии, Испании и Великобритании, по одному от других стран). Один из них избирается президентом на 2 года.
Задачи комиссии:
1. Планирование политики.
2. Планирование бюджета ЕС на каждый год.
3. Сотрудничество с международными органами и государствами, связанными экономическими отношениями с ЕС.
4. Осуществление политики ЕС.
5. Обеспечение исполнения странами - членами ЕС принятых законов и соглашений.
6. Контролирование «уровня игрового поля» внутри Союза для обеспечения честной конкуренции.

Совет министров
Совет министров состоит из министров от
каждой страны-члена. Одной из его функций является рассмотрение предложений, вносимых Комиссией. Председательство в Совете министров осуществляется каждым членом сроком на 6 месяцев в порядке чередования.

Европейский суд
Суд является высшей судебной инстанцией в ЕС и состоит из судей, по одному от каждой страны-члена. Юридические споры между учреждениями ЕС улаживаются в суде, так же как и споры между странами-членами и учреждениями Союза.

Экономический и социальный комитет (ЭСК)
Экономический и социальный комитет является официальным консультативным и представительским органом экономических и социальных интересов участников ЕС.

Европейский парламент
Состоит из 626 членов, избираемых прямым голосованием в своих собственных странах. Члены заседают в парламенте, разделяясь на политические группировки. Сессии проводятся в Страсбурге, заседания комитетов - в Брюсселе.

Задачи парламента:
1. Рассмотрение законодательства ЕС.
2. Слушание докладов Совета министров и Комиссии.
3. Совместная ответственность с Советом министров за бюджет ЕС.
4. Ратификация международных договоров.

11. Глобальные проблемы современности.

К глобальным проблемам человечества относятся проблемы, затрагивающие жизненные интересы всех представителей мирового сообщества и, следовательно,требующие согласованных международных действий для их решения.

Безусловно, устойчивого перечня глобальных проблем не существует, тем не менее к наиболее актуальным из них относятся следующие:

угроза мировой термоядерной войны, предотвращение которой предполагает установление и поддержание безъядерн



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: