привязка к временному графику (должны быть установлены срок достижения цели и этапы реализации целевой программы с определением соответствующих целей).




оценка социально-экономической и экологической эффективности целевой программы.

Целевая программа также содержит паспорт федеральной (межгосударственной) целевой программы. К содержанию разделов целевой программы предъявляются следующие требования.

Первый раздел целевой программы должен содержать развернутую постановку проблемы, включая анализ причин ее возникновения, обоснование ее связи с национальными приоритетами социально-экономического развития, целесообразности программного решения проблемы на федеральном уровне. Раздел также должен содержать обоснование необходимости решения проблемы программно-целевым методом и анализ различных вариантов этого решения, а также описание основных рисков, связанных с программно-целевым методом решения проблемы.

Второй раздел целевой программы должен содержать развернутые формулировки целей и задач программы с указанием целевых индикаторов и показателей.

Требования, предъявляемые к целям программы:

1. специфичность (цели должны соответствовать компетенции государственных заказчиков целевой программы);

2. достижимость (цели должны быть потенциально достижимы);

3. измеряемость (должна существовать возможность проверки достижения целей);

привязка к временному графику (должны быть установлены срок достижения цели и этапы реализации целевой программы с определением соответствующих целей).

Раздел должен содержать обоснование необходимости решения поставленных задач для достижения сформулированных целей программы и обоснование сроков решения задач и реализации программы с описанием основных этапов реализации и указанием прогнозируемых значений целевых индикаторов и показателей для каждого этапа, а также условия досрочного прекращения реализации целевой программы.

Третий раздел целевой программы должен содержать перечень мероприятий, которые предлагается реализовать для решения задач целевой программы и достижения поставленных целей, а также информацию о необходимых для реализации каждого мероприятия ресурсах (с указанием статей расходов и источников финансирования) и сроках. Программные мероприятия должны быть увязаны по срокам и ресурсам и обеспечивать решение задач целевой программы.

Программные мероприятия должны предусматривать комплекс мер по предотвращению негативных последствий, которые могут возникнуть при их реализации. В отдельных случаях для достижения целей программы, внесения изменений в нормативные правовые акты целевая программа может содержать приложение с планом подготовки и принятия необходимых нормативных правовых актов.

В четвертом разделе целевой программы должно содержаться обоснование ресурсного обеспечения, необходимого для реализации программы, а также сроков и источников финансирования. Кроме того, раздел должен включать в себя обоснование возможности привлечения (помимо средств федерального бюджета) внебюджетных средств и средств бюджетов субъектов Российской Федерации для реализации программных мероприятий и описание механизмов привлечения этих средств.

Шестой раздел целевой программы должен содержать описание социальных, экономических и экологических последствий, которые могут возникнуть при реализации программы, общую оценку вклада целевой программы в экономическое развитие, а также оценку эффективности расходования бюджетных средств. Оценка эффективности осуществляется по годам или этапам в течение всего срока реализации целевой программы, а при необходимости и после ее реализации.

Методика оценки эффективности целевой программы разрабатывается государственными заказчиками (государственными заказчиками-координаторами) с учетом специфики программы и должна служить приложением к тексту программы.

 

20. Особенности формирования и реализации государственной политики в России.

 

Приоритетные направления государственной политики современной России – сферы образования, здравоохранения, развитие жилищной сферы и сельское хозяйство. Основным механизмом реализации политики является программный подход. Производной программного подхода можно считать практику разработки и реализации национальных проектов, посредством которых предлагается решить проблемы в указанных сферах. Идея национальных проектов – президентская инициатива, озвученная в начале сентября 2005 г.

1. Здравоохранение. Направления – повышение эффективности первичной медицинской помощи; профилактика заболеваний; освоение новых технологий в медицине.

2. Образование. Направления – формирование сети национальных университетов; информатизация отрасли; поддержка талантливой молодежи; развитие профессиональной системы подготовки в армии.

3. Доступное жилье. Основное внимание сосредоточено на увеличении объемов ипотечного кредитования и жилищного строительства. Посредством снижения ставки рублевых кредитов с 14 % до 8 % и повышения сроков их выплат планируется увеличение количества ежегодно выдаваемых ипотечных кредитов через четыре-пять лет до 1 млн., а объемов кредитования населения – до 415 млн. руб./год.

4. Сельское хозяйство. Направления – развитие животноводства, поддержка малых и средних хозяйств.

Государственная политика России не ограничена реализацией национальных проектов. Основные направления деятельности Правительства РФ и приоритетные цели развития всех сфер народного хозяйства определены в Программе социально- экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006—2008 годы). Стратегические цели развития страны на среднесрочную перспективу: повышение благосостояния населения и уменьшение бедности на основе динамичного и устойчивого экономического роста. Их достижение возможно при обеспечении неуклонного роста конкурентоспособности России. Главный индикатор успешности проводимой государством политики – удвоение ВВП за 10 лет. Для этого требуется создать гибкую, эластичную, быстро реагирующую на изменения внешних условий экономическую систему. Обеспечение равных условий конкуренции для организаций всех форм собственности при ясных и прозрачных правилах игры – главная задача Правительства РФ в сфере экономики.

Программа на 2006—2008 гг. разработана как продолжение предшествующих векторов государственной политики, отражает меры по повышению эффективности государственного управления, роста качества и условий предоставления государственных услуг, по созданию условий и стимулов для развития человеческого капитала, совершенствованию институтов и инфраструктуры, обеспечивающих конкурентоспособность экономических агентов внутри и вне страны.

Реализация Программы направлена на минимизацию действия факторов, препятствующих стабильному и долгосрочному экономическому росту России, это: 1) низкая эффективность государственного управления; 2) отсутствие условий и стимулов для развития человеческого капитала; 3) низкий уровень конкуренции и высокая доля нерыночного сектора; 4) неравномерное осуществление реформ на субфедеральном уровне; 5) низкий уровень интеграции российской экономики в международные экономические отношения; 6) слабая диверсификация, создающая высокую зависимость от мировой конъюнктуры цен на основные экспортные товары; 7) инфраструктурные ограничения роста.

 

 

21. Социально-культурные компоненты политического управления.

 

В ситуации перехода к рынку стала актуальной потребность изучения особенностей менеджерского управления и разработки основ менеджмента социокультурной сферы как прикладной научной дисциплины.

С упразднением цензуры и жесткого государственного контроля в России начинают утверждать себя рыночные отношения как самостоятельный субъект культурной политики. Взаимоотношения производителей культурных ценностей и их потребителей осуществляются в рамках гибкой рыночной парадигмы «спрос - предложение». Причем спрос формируется, прежде всего, той частью населения, у которой есть деньги. Начинают бурно развиваться индустрия развлечений, различные формы массовой культуры. Растет значение продуктов культуры как формы вложения капитала, возникает множество частных коллекций и галерей, развиваются различные направления арт-бизнеса. Естественно, творцы художественных ценностей все больше ориентируются на изменившуюся структуру потребительского спроса.

Этот спрос формируется уже не «руководящими органами», а самим потребителем, что само по себе вполне плодотворно, если бы не столь резкое падение жизненного уровня в стране и возрастающий дефицит культуры во всех сферах общества. В то же время наиболее платежеспособная часть населения становится законодательницей моды, ее вкусы и предпочтения начинают определяющим образом влиять и на проводимую государством культурную политику. Декларирование Министерством культуры необходимости формирования культурной среды для среднего класса как приоритетного направления в деятельности этого ведомства лишь подтверждает вышесказанное.

В разные исторические периоды социокультурная деятельность называлась:

- внешкольное образование - до 1920 г.; - политико-просветительская работа - с 1920 по 1970 г.;

- культурно-просветительская работа - с 1970по 1990 г.;

- культурно-досуговая работа - до середины 90-х годов XX в.;

- социально-культурная деятельность - с середины 90-х годов XX в.

Деятельность культурно-досуговых учреждений в настоящее время организуется на основе документа, вышедшего в 1992 году - «Основы законодательства РФ о культуре». В нем четко определены «культурная деятельность», «культурные ценности», «культурные блага», «творческая деятельность» и т.д., основные сферы деятельности государства в области культуры (охрана памятников, народное творчество, художественные промыслы, художественная литература, кинематография и т.д.), а также основные права граждан в области культурной деятельности.

К социально-культурным институтам относятся многочисленные учреждения и организации, с помощью которых осуществляется накопление и передача культурного опыта, освоение культурных форм общественной жизни, приобретение культурологических знаний. Термином «социально-культурный институт» обозначаются: - семья; - государственные и муниципальные структуры; - производственные объединения и предприятия; - негосударственные общественные организации; - системы народного образования; - средства массовой информации; - специальные учреждения социально-культурного профиля (театры, музеи, библиотеки и т. д.).

С учетом современных тенденций развития общества, понимание культуры, как некоторой морально-нравственной системы, транслирующей определенный набор знаков и символов, требует дополнения новыми категориями. Такой расширяющей категорией сегодня является социокультурная деятельность. Социокультурная деятельность - это деятельность по реализации задач сферы культуры, направленная на удовлетворение потребностей общества. Социокультурная деятельность является механизмом по осуществлению взаимодействий между различными субъектами культурной политики. Поэтому вектор социокультурной деятельности направлен не только на сферу культуры, но и на другие социальные институты: институт права, семьи, предпринимательства, политики и т. д. По мнению ряда авторов, в основе социокультурной деятельности лежит процесс коммуникации.

 

22. Пространство и время как факторы политического управления.

Политическое пространство не обязательно должно совпадать с географическим, что вносит существенный дисбаланс в отправление власти. Политическое пространство строится по бинарному принципу “приказание подчинение”, и в этом плане оно является наиболее структурированной и иерархизированной разновидностью социального пространства. Основой для выделения политических пространств, их различения могут быть этнические, религиозные, идеологические факторы, вдыхающие жизнь со всеми ее сложностями в необходимую, но вместе с тем во многом искусственно сконструированную политическую картину мира.

 

Пространство

Политическая жизнь общества всегда развертывается в пространстве и времени. Политическое пространство по своему содержанию коренным образом отличается от физического пространства, но также имеет три измерения. Однако это уже не трехмерность широты, длины, высоты. Это социальная трехмерность пространства, во-первых, как предпосылки политической организации общества, во-вторых, как цели политических процессов (геополитика) и, наконец, в-третьих, как условия формирования и осуществления политических решений или, что то же самое, как среды протекания политических процессов.

Пространство как предпосылка.

Уже Монтескье придавал этим факторам определяющее значение. Они, по его мнению, влияли на появление тех или иных законов у разных народов, на те или иные формы правления, политико-правовой режим и т. п. Он писал, например: «Островитяне более склонны к свободе, чем жители континента. Острова бывают обыкновенно небольшого размера... Там менее удобно употреблять одну часть населения для угнетения другой ее части... и тирания не может найти в них поддержки» Как известно, марксизм напрочь отверг концепции Монтескье и его сторонников, заменив их идеологией последовательной и неизбежной смены общественно экономических формаций.

Политическое пространство - цель.

Этот аспект известен под названием «геополитика». Если в первой ипостаси пространство выступает как статика, как некоторая данность, определяющая особенности политико-правовой организации общества, то во второй оно становится целью политики, связано с необходимостью приобретать и обеспечивать определенные территориальные интересы. Это, так сказать, динамика политического пространства, тоже, безусловно, реальная черта политической жизни общества.

Политическое пространство - среда.

Эта ипостась политического пространства в общем хорошо известна, она была не раз

предметом исследований. Ведь по существу это вопрос о политической системе, ее элементах, связях между этими элементами, характером этих связей и т. п. Государство, партии, политические движения, иные общественные организации и объединения, церковь, средства массовой информации, трудовые коллективы, политические нормы и нравы, властные или

договорные связи, конфронтации, конфликты, сотрудничество, автономность, подчиненность выступают разными аспектами политической системы, импосвященымногочисленные политологические исследования.

Время

Не менее странные, чем с пространством, метаморфозы происходят и с физическим временем, когда его содержанием становится политика. Оно прежде всего превращается в событийное, а не календарное время. Событийное свойство политического времени — его первая и важнейшая ха-

рактеристика. При таком свойстве знание и оценка события как единицы измерения политического времени становятся объектами острой политической борьбы. Еще одна специфическая характеристика политического времени — мифологичность.

Для мифического времени характерна идеализация прошлого. Это может быть «золотой век» древних греков, патриархальный быт России («Лад» В. Белова); живут по правде, по народным приметам, в достатке, сыты, истово работают и разумно отдыхают, доброжелательны друг к другу, благостны и т. п. Наконец, политическое время обратимо, и это, пожалуй, самое странное

его свойство. Иными словами, общество может возвращаться в то политическое, социальное, духовное, даже экономическое состояние, которое оно уже как будто проходило. Если не полностью, то в каких-то аспектах, аналогах... Определенная сумма событий или небольшое событие, даже случай могут вызвать цепь лавинообразных, синергетических процессов,

которые, действуя нелинейно, возвращают общество в прошлое политическое состояние.

И, наконец, категория Смутного времени — тоже весьма знаменательная характеристика политического времени, когда история может увлечь общество в самые неожиданные, непредсказуемые состояния. Но после того как та или иная социальная «бифуркация» произошла, всегда наступает просветление, возгласы «о, времена, о, нравы!» уходят в прошлое, и на временной шкале история начинает отсчитывать для того или иного народа события благополучия и процветания. Для России таким рубежом сейчас был бы переход в демократическую, гуманистическую, правовую политическую жизнь.

23. Особенности российской культуры политического управления.

Современную политическую культуру нашего общества мож­но рассматривать в трех ракурсах:

1) выявление истоков ее возникновения, анализ прошлого политического опыта, традиций, мен­талитета;

2) изучение ее современной структуры, определение цен­ностных ориентиров, выявление проблем формирования и воздей­ствия на общество;

3) обозначение тенденций и приоритетов раз­вития политической культуры, определение ее места и роли в ми­ровой цивилизации.

Любое общество имеет свою политическую культуру, которая складывается из 3 основных составляющих:

1. Характер и особенности политического сознания, менталитета, ориентации.

2. Характер политического поведения и образцы политического участия граждан.

3. Характер функционирования политических институтов:

а) характер электорального процесса;

б) характер принятия и реализации политических решений;

в) характер разрешения социальных конфликтов.

Политическая культура (далее ПК) общества является качественной интегральной характеристикой всей политической жизни общества и отличает одно общество от других.

В то же время ПК общества включает в себя не все существующее в данный момент в данной стране политическое сознание, а только наиболее устойчивые, повторяющиеся, передающиеся из поколения в поколение, исторически сложившиеся образцы политического сознания и поведения, характерные для данного общества.

Например, для ПК Великобритании характерна исторически сложившаяся установка массового сознания на ту или иную политическую партию, а для ПК США - на того или иного политического лидера.

К основным чертам ПК России относятся:

1)Этатизм - приоритет государства в жизни общества.

2) Авторитарный характер государственной власти (практически на всех этапах русской истории).

Политическое господство бюрократии и бюрократический характер управления.

Патернализм и патерналистский характер властных отношений (стремление государства опекать общество и под предлогом заботы об общем благе вмешиваться в частную жизнь граждан и регламентировать все стороны жизни общества).

Клиентилизм в отношениях населения к государству (привычка населения быть под покровительством государства).

Персонификация политики (привычка населения ориентироваться не на законы, а на лица). В то время как в западных странах очень рано сформировалось формальное сознание (ориентация на формальные законы, а не лица).

Отсюда вывод: до тех пор, пока в России не будет преодолена персонификация власти и политики, трудно говорить о формировании правового государства и гражданского общества.

Слабая структурированность русского общества, т.е. слабое развитие или отсутствие автономных, независимых от государства структур гражданского общества.

Политическая культура нашей страны в историческом пла­не весьма уникальна и самобытна. Для нее характерно наличие множества субкультур, обусловленное географическими, этничес­кими и конфессиональными факторами. В качестве основопола­гающих ценностей прошлого политического развития до нас дош­ли идеи самодержавной государственности, позволяющей существо­вать и развиваться различным регионам, народам и национальным общностям. На протяжении многих веков существовало центра­лизованное Российское государство, которое, по сути, предопреде­ляло политическое развитие общества и индивида.

Характерным для нашей истории было слияние с государ­ством церкви, которая являлась элементом государственности. Пра­вославная церковь сыграла значительную роль в формировании многонациональной Российской империи и того духа соборности, русского мессианства, который стал неотъемлемой чертой полити­ческого мышления того времени.

Сегодня, как и многие годы назад, политическая культура России страдает антиномичностью, так как каждый базовый ее элемент имеет свою антитезу (этатизм и анархизм, боязнь власти и нарушения законов, верноподданичество и крайний радикализм). Она является внутренне противоречивой, ибо наряду с сохраняю­щимися ценностями общинного коллективизма, групповой спра­ведливости устанавливаются нормы, ориентирующие на развитие индивидуальной творческой, предпринимательской инициативы и активности. Характерными чертами российской политической куль­туры являются ориентация значительной части населения на лич­ности политических деятелей, кампанейский подход к решению политических проблем, склонность к несанкционированным фор­мам политического протеста.

 

24. Трансформация структуры политического управления, основные причины.

Известно, что общество находится в постоянном движении, изменении. Изменяются условия, в которых протекает жизнедеятельность общества, изменяются цели и задачи общественного развития, изменяется структура общества, место и роль социальных слоев и групп. Эти изменения в свою очередь создают объективную возможность и необходимость перехода (трансформации) от одного политического режима к другому.

Для трансформации политического режима недостаточно только объективных или только субъективных фактов, условий – необходимо сочетание как первых, так и вторых.

А. Причины, вызывающие и предопределяющие необходимость изменений или перехода от одного режима к другому:

Экономические: развитие производительных сил общества, изменение форм собственности, состояние экономики

Социальные: особенности социальной структуры общества, изменение места и роли различных социальных групп в жизнедеятельности общества

Политические: особенности исторически сложившейся политической системы общества, соотношение между основными субъектами политической жизни

Идеологические: состояние общественного сознания, уровень общей и политической культуры общества в целом и отдельных социальных классов, слоев, групп.

Б. Субъект(ы) процесса трансформации:

• Правящий класс(ы):

– доминирующая элита

– оппозиционная элита

• Неправящий класс(ы):

– в своих интересах

– интересах иных классов (квазисубъект)

• Внешние силы (иные государства):

– прямой диктат

– косвенный (скрытый) диктат, давление.

В. Формы трансформации:

– Реформа «сверху»

– Абдиция, т.е. быстрое разложение власти

– Согласованная реформа (между властью и оппозицией)

– Реформа «снизу»

– Революция

Следует иметь в виду, что трансформация политических режимов может происходит как в одном, так и в другом направлении, т.е. от недемократических к демократическим и наоборот. Процесс трансформации, включая и саму возможность и необходимость, ее является результатом взаимодействия многих и объективных, и субъективных фактов.

 

 

Можно выделить следующие признаки государственной реформы, задающие ее качество как процесса изменений.
-Реформа как процесс изменений обладает целенаправленностью. Изменения могут противоречить объективной целесообразности, если людьми ошибочно истолкованы условия и способы преобразования или объективно необходимые цели (результаты).

 

-Целенаправленность реформы отрицает возможность ее стихийности, спонтанности. Поэтому реформа всегда обладает планомерностью. Она требует предварительной постановки, хотя бы в самом общем виде, целей и определения путей (способов) их достижения, ресурсного и организационного обеспечения.


-Внутрисистемность. Цели реформы не могут выходить за пределы качества системы. Глубина реформы ограничивается рамками качественной определенности системы; смена ее качества – это задача революции, требующая выхода за пределы системы. Цели реформы всегда находятся внутри системы. Вместе с тем, ряд последовательных реформ могут составить содержание революции и изменить качество.

25. Традиции и новации в политическом управлении России: противоречия и взаимосвязь.

Рассматривая российские традиции управления, следует отметить, что в результате отсутствия частной собственности в советский период российской истории (1917-1991 г.г.)

Основные традиции русского менеджмента с Петровских времен и до наших дней остались неизменными. Прежде всего, стоит отметить большую роль государства в экономическом развитии страны. Это обуславливается тем, что ещё со времен создания Петром Первым государственных мануфактур весьма значительная часть крупного производства принадлежала государству.

Вследствие этого возникала жесткая иерархическая система управления, неразрывно связанная с государством; протекционистская политика многих правителей России снижала конкуренцию на внутреннем рынке, что тоже не способствовало развитию новых идей в управлении.

В целом складывается такой облик русского менеджмента:

-Индивидуальная ответственность и направленность руководства и четкое распределение обязанностей;

-Примат корпоративных (в советские времена - государственных) интересов над личностью;

-Жесткая структура управления, медленная обратная связь

Все течет, все меняется, поэтому вполне естественно, что не может оставаться статичной и такая сфера деятельности, как управление. Некоторые исторически сложившиеся в России традиции управления превращаются в тормоз развития управленческой деятельности.

В частности, традиционным моментом российского управления является опора на власть одного человека, когда все решения зависят от него. Со сменой единоначальника происходит незамедлительная смена приоритетов, уровня управления, результатов управления и даже облика того учреждения, которым этот человек управляет. В современных условиях гораздо эффективнее ориентироваться не на отдельную личность, а на команду, на корпоративное управление.

Планирование и контроль еще две любимые, но требующие иного подхода управленческие функции, традиционно представленные в России. Красивые и всевозможные планы плодятся и множатся, хотя зачастую в них изначально отсутствует принцип разумности и возможность реализации. Не случайно все чаще термин «планирование» заменяется термином «проектирование», и это справедливо, поскольку проектирование требует конкретного образа и решения.

Сегодня российское управление ориентировано на исполнительность подчиненных, а не на творчество. Никто не вызывает у начальства большего раздражения, чем возражающий человек.

Еще один барьер для развития управленческой деятельности -- опора на объяснение. Меньше всего руководителя того или иного учреждения волнует, понял его подчиненный или просто согласился.

В то же время такая традиционная российская черта, как знание объекта управления, заслуживает уважения и поддержки. В американской системе совершенно непринципиально, чем человек управляет: баней, заводом, школой. Важно научить его управлять. У нас же еще классиками российской педагогики завещано знать управляемый объект. Впрочем, сегодня тенденция такова, что модель американского управления вытесняет традицию. Руководящий работник постепенно погружается в менеджмент, экономику.

Еще один существенный момент переходного периода: необходимо привести к гармонии два обстоятельства -- ситуацию и стратегию. Сегодня система управления вынуждена постоянно реагировать на происходящее, и в то же время ей важно мыслить объемно, то есть знать, куда движется корабль. Современное инновационное управление предполагает приведение к определенному балансу стратегического видения и ситуативной реакции.

26. Основные формы разработки принятия решений на политическом уровне.

Управленческие решения, принимаемые органами государственного и муниципального управления, а также иными коммерческими и некоммерческими организациями, фиксируются в распорядительных документах, основное назначение которых состоит в реализации целей и задач, регулировании деятельности объекта управления, обеспечении его финансовыми, трудовыми, материальными и информационными ресурсами.

К формам разработки управленческих решений относят следующие [8, С. 111]:

Указ - решение верховного органа власти или главы государства, имеющее силу закона.

Указание - решение, разрабатываемое органом государственного или муниципального управления по вопросам информационно-методического характера, а также по вопросам, связанным с организацией исполнения приказов, инструкций и других актов данного органа и вышестоящих органов управления, носящее методический, технологический характер. Указание реализуется в форме наставления или разъяснения.

Закон - решение высшей государственной власти, носящее обязательный и непреложный характер.

Акт - решение широкого круга государственных и общественных организаций, подтверждающее установленные факты, события, действия. Например, акт о передаче чего-либо в собственность.

Приказ - решение, принимаемое руководителем органа государственного или муниципального управления, действующего на основе единоначалия, в целях решения основных и оперативных задач, стоящих перед данным органом. В некоторых случаях приказ может касаться широкого круга организаций и должностных лиц независимо от подчиненности.

Распоряжение - решение руководителя, главным образом коллегиального органа государственного или муниципального управления, принимаемое в целях разрешения оперативных вопросов.

Протокол - решение, принимаемое коллегиальным органом или группой лиц, по вопросам, требующим совместного обсуждения. Например, протокол прошедшего собрания, дипломатический протокол.

Инструкция - решение, устанавливающее порядок и правила выполнения каких-либо действий в определенной сфере деятельности. Например, должностная инструкция специалиста Управления экономики и промышленной политики администрации города, инструкция по работе с обращениями граждан.

Договор - решение двух и более сторон об установлении, изменении и прекращении правоотношений.

Соглашение - решение, формирующее общую позитивную инфраструктуру для какой-либо деятельности. Например, соглашение о разделе рынков сбыта, соглашение о квотах на экспорт нефти странами ОПЕК.

План - решение, отражающее цели и конкретные задачи деятельности, средства, методы и время их реализации. Например, бизнес-план, план мероприятий по реформированию и реструктуризации организации.

Контракт - решение коммерческого характера о выполнении совместной деятельности с указанием взаимных прав и обязательств.

Положение - решение, представляющее собой набор законов, правил и инструкций, регламентирующих определенный вид деятельности. Например, положение об Управлении экономики и промышленной политики администрации города.

Правила - решение, представляющее набор предлагаемых для исполнения устоявшихся норм поведения и деятельности определенных групп работников. Например, правила предоставления льгот определенным слоям населения.

Модель какого-либо процесса или явления - решение, включающее набор определенных элементов и связей, который с заданной точностью воспроизводит реакции реального процесса или явления на внешние воздействия.

Предписание - официальное извещение, направленное конкретному исполнителю, об обязательном выполнении решения в установленный срок.

Убеждение - проводимая руководителем деловая беседа с целью добиться у исполнителей прочных взглядов и установок относительно содержания управленческого решения для его выполнения.

Разъяснение - проводимая руководителем деловая беседа, направленная на то, чтобы объяснить суть и содержание решения.

Принуждение - деловая беседа, цель которой - осознанно заставить работника выполнить управленческое решение.

Наставление - деловая беседа, цель которой - обучить, подготовить работника к выполнению решения.

Сообщение - передача информации, данных, необходимых для успешного исполнения управленческого решения.

Формы принятия решений охватывают все области управленческой деятельности и являются неотъемлемой составляющей процессов управления на всех уровнях власти.

 

27. Принцип обратной связи в политическом управлении.

Принцип обратной связи составляет один из главных элементов управленческого субъект-объектного отношения. Благодаря обратной связи субъектно-объектное отношение превращается в субъектно-субъектное. Управляемый объект, воспринимая управляющее воздействие, оказывает в свою очередь влияние на управляющего, выступая тем самым в роли субъекта. Обратное воздействие может быть положительным, т.е. усиливающим исходящие от государственного органа импульсы, или отрицательным, ослабляющим их эффективность. Характер влияния обратной связи зависит прежде всего от управляющей системы: насколько направленность ее действий отвечает потребностям и интересам управляемых. Принцип обратной связи требует от управляющего субъекта постоянного контроля за тем, как управляемый объект реагирует на его действия, в какой мере соответствует реакция объекта реализации целей и исполнению принятых решений и какие элементы поведения последнего не вписываются в планы системы, а противоречат или даже блокируют исполнение решений.

 

28. Типы обратной связи, их роль и формы реализации в политическом процессе.

Воздействие управляемой подсистемы на управляющую характеризуется целым рядом существенных параметров, от которых зависит его результат. К числу наиболее важных характеристик обратной связи относится направленность ее влияния на отклонение – положительная или отрицательная.

 

Отрицательной обратной связью называют такое обратное воздействие на управляющую подсистему, которое корректирует поведение последней в сторону ослабления факторов рассогласования. Отрицательная обратная связь обеспечивает сохранение параметров системы в заданных пределах, ее гомеостазис.

 

Характерными формами отрицательной обратной связи в политической жизни современной России стали демонстрации, забастовки, голодовки и другие массовые акции давления на органы власти, к которым прибегают трудящиеся в противовес отклонениям от установленных сроков выдачи зарплаты. Ожидание выборов, на которых управляемые будут решать политическую судьбу тех, кто ими управляет, также удерживают политиков от дестабилизирующих действий.

В противоположность отрицательной, положительная обратная связь – это такое обратное воздействие на управляющую подсистему, которое корректирует поведение последней в сторону усиления факторов рассогласования. Результатом становится усиление отклонения, нарастающее до тех пор, пока система не разрушится либо не включатся механизмы, обеспечивающие отрицательную обратную связь.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: