REPORTING SEGMENT PERFORMANCE IN THE OIL AND GAS INDUSTRY




D.S. Dikareva

student at the Department of «Industrial Economics and Production Management»

Samara State Technical University, Samara

E-mail: nme_samgtu@mail.ru

A.V. Silantyeva

senior lecturer at the Department of «Industrial Economics and Production Management»

Samara State Technical University, Samara

The article discusses the production of segmental accounting and methods of its formation in the oil and gas industry.

Keywords: segmental accounting, analysis, reporting, profit margins.

 

 

УДК 338.2

АКТУАЛИЗАЦИЯ РОЛИ ВУЗОВ В ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ФОРМАХ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

Е.О. Дмитриева

к.э.н., доцент кафедры «Региональная экономика и управление»

ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет»

В статье рассмотрена роль университетов в институциональных формах государственно-частного партнерства (ГЧП). Основным выводом публикации является понимание того, что российские вузы в современных условиях ограничены в реализации научно-исследовательского потенциала в ГЧП в силу процессов реформирования данной сферы ГЧП на уровне субъектов РФ. Потенциал университетов более системно может осуществляться в долгосрочном периоде в институциональных формах ГЧП.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, институциональные формы ГЧП, договорные формы ГЧП.

 

Основным вызовом для многих экономик мира является процесс формирования эффективных инновационных систем. Успешный опыт преимущественно западных стран показывает, что в основе таких систем лежит взаимодействие вузов, бизнеса и органов власти. Без конструктивного взаимодействия с бизнесом и использования университетского потенциала при поддержке государства не всегда получается сформировать полноценную институциональную среду национальных инновационных систем.

Одним из содержательных и популярных изложений роли, условий, механизмов, инструментов взаимодействия участников ГЧП является концепция «тройная спираль» Г. Ицковича [1].

В модели тройной спирали ключевую роль играют вузы, которые обеспечивают разработку и передачу изобретений и технологий. Университеты могут создавать инкубаторы для бизнес-проектов и предлагать инновационные решения проблем местного, регионального и национального значения.

В таком переплетении - университет, бизнес, органы власти - каждая из спиралей может нести различную нагрузку: попеременно лидируя в выработке вектора инновационного развития. Вместе с тем, трудно выделить лидерство конкретно из указанных сторон. Поэтому более целесообразно говорить о доминирующей роли «спирали» на одном из этапов организации инновационных систем. Традиционно в переходных экономиках ведущая роль в инновационном развитии принадлежит государству и бизнесу при недостаточной степени вовлечения университетского и научного потенциала. Как только новые знания становятся основой для создания инновационной системы в целом, университеты начинают доминировать в тройной спирали, и, как следствие, постепенно повышается интенсификация НИОКР, научных исследований и результатов. Университеты могут самостоятельно создавать компании или участвовать в определенных проектах для формирования условий комерциализации научных разработок.

В мировой практике значение и роль научно-образовательного потенциала в проектах ГЧП все больше возрастает. Вузы формируют кадровую базу и обеспечивают научно-исследовательские (в ряде случаев опытно-конструкторские) разработки, которые используются в коммерческих и общественных проектах на определенных условиях.

На фоне необходимости взаимодействия бизнеса, государства и университета по формированию и развитию различных проектов диапазон форм и инструментов их реализации значительно расширился и получаемые эффекты стали более диверсифицированными, а сферы применения давно вышли за рамки развития традиционной инфраструктуры. Указанные участники, действующие в одиночку, сталкиваются с рядом ограничений (институциональных или ресурсных) и результат может быть либо не достигнут, либо не удовлетворять запросам общества.

В законодательстве РФ под ГЧП понимается «юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества» [2].

Направления реализации ГЧП, в том числе в контексте актуализации роли вузов, включают в себя договорные (контрактные) и институциональные формы.

В основном, институциональные формы ГЧП предусматривают создание совместного предприятия публичного и частного партнеров, преимущественный контроль над которым находится в руках у частного партнера. Договорные (или контрактные) ГЧП не предусматривают образование совместных предприятий, и отношения между публичным и частным партнером регулируются договором (контрактом).

Основными механизмами реализации ГЧП в институциональной форме могут быть:

- создание научно-исследовательских центров как самостоятельных организаций в форме юридических лиц с участием бизнеса и государства;

- организация бизнес-школ, где учредителями выступают субъекты частного сектора (юридические или физические лица);

- формирование особых экономических зон, индустриальных парков и технопарков, бизнес-инкубаторов и др.

В РФ внедрение новых подходов к развитию высшего образования происходит в русле трансформации традиционных университетов в университеты инновационного типа. Стратегия их развития основана на реализации концепции вуза как учебно-научно-инновационного комплекса, интегрированного в социально-экономическую жизнь региона. В этом случае они, готовят специалистов нового поколения для рынка интеллектуального труда, становятся полноправными субъектами рыночной экономики как разработчики, поставщики объектов интеллектуальной собственности, продукции и услуг с новым качеством, востребованным потребителями. Небезосновательно, что такие университеты рассматриваются в качестве одной из составляющих инновационного сектора экономики страны. Как представляется, они могут дать вполне адекватные ответы на вызовы времени [3].

Интенсивность развития ГЧП наблюдается в последние годы в РФ. Модели, механизмы и опыт в этой сфере в основном являются заимствованы из-за рубежа. Поэтому реализация ГЧП-проектов на фоне турбулентности мировых и внутренних процессов сопровождается недостаточным государственным финансированием, низким качеством услуг и обслуживания, неудовлетворительным состоянием объектов инфраструктуры, а также низкой социально-экономической эффективностью от реализации подобных проектов [4].

По данным Центра развития ГЧП [5, стр. 6-9] сегодня в России насчитывается свыше 1 300 проектов (по ним приняты решения по реализации, заключены соглашения), из которых 15 относятся к федеральному уровню, 191 – к региональному и остальные (более 1100) к муниципальному. Количественный рост проектов ГЧП в РФ налицо: в 2013 г. их насчитывалось 86, а в 2015 г. – уже 873 (произошло их увеличение практически на порядок). Однако, отношение доли частных инвестиций в проектах ГЧП к номинальному ВВП не превышает 1 %. По мнению экспертов во многом это связано с:

- развитием законодательной базы о концессиях, например, частной концессионной инициативой;

- привлечением дополнительных инвестиций, как государственных и муниципальных, так и частных в сферу ЖКХ;

- появлением государственных гарантий для частного инвестирования в общественные проекты и др.

В Самарской области активно развивается ГЧП. По данным Центра развития ГЧП Самарская область за 2015 г. занимает 3-ю позицию в рейтинге регионов по уровню развития ГЧП, 9-ю позицию - по фактору «институциональная среда», а по отдельным отраслям – лидирующие позиции, например, в области здравоохранения [5, стр. 22-27].

К примеру, строительство и запуск уникальных объектов здравоохранения на территории Самарской области на условиях ГЧП является партнерством, нацеленным на достижение инновационного эффекта. В тоже время, их функционирование будет способствовать активизации новых исследований и разработок в области IT-медицины, фармацевтики, привлечет на созданную инновационную инфраструктуру новые или действующие инновационно-ориентированные производства (вторичный инновационный эффект).

На сегодняшний день в Самарской области к институциональным ГЧП можно отнести следующие:

1. «Жигулевская долина» - технопарк в сфере высоких технологий, проект которого направлен на формирование благоприятной инновационной среды, в том числе с целью модернизации экономики Самарской области; акцент сделан на создание новых рабочих мест и диверсификацию экономики моногорода – Тольятти; важным условием является интеграция усилий научно-образовательной сферы, финансовых институтов, предпринимательских структур. Основная задача Технопарка - предоставление поддержки проектам и компаниям, работающим в сфере инноваций и высоких технологий на всех стадиях: от идеи до внедрения на рынок конечного продукта;

2. «Тольяттисинтез» - индустриальный парк, который управляется единым оператором. Объектом управления выступает комплекс недвижимых объектов (земельные участки промышленного назначения, административные и складские помещения производственного типа, сооружения, инженерная и транспортная инфраструктура, энергоустановки и др.), обладающие необходимыми административно-правовыми условиями для размещения производств;

3. «Тольятти» - особая экономическая зона промышленно-производственного типа; располагается в северо-западной части Самарской области, в Ставропольском муниципальном районе на участке площадью 660 га, и граничит с монопрофильным городом Тольятти (завод ОАО «АВТОВАЗ»). Территория распределяется под производственные площадки резидентов, остальная часть предназначена для строительства промышленной инфраструктуры, которая включает в себя инженерную и транспортную инфраструктуру, а также таможенную, административную, коммунальную и санитарную зоны [6].

Портфель ГЧП-проектов региона пополняется новыми институциональными формами по мере формирования и развития в Самарской области инновационной среды и инфраструктуры.

Вузы как генераторы инноваций могут полноценно реализовать себя только в долгосрочной перспективе, преимущественно в институциональных формах ГЧП. Так, малое инновационное предприятие, созданное вузом и являющееся резидентом технопарка, индустриального парка или особой экономической зоны, обладает высоким инновационным потенциалом и возможностями для получения государственной поддержки в виде грантов. С практической точки зрения, договорные формы ГЧП могут реализовываться с привлечением различных подразделений вуза как консультантов по отдельным проектам. Договорные формы ГЧП могут быть направлены на развитие имущественного комплекса. В данном случае, университет может выступать только как сторона концессионного соглашения.

 

Список использованной литературы

1. Ицкович Г. Тройная спираль. Университеты-предприятия-государство. Инновации в действии: пер. с англ. / Г. Ицкович; ред. пер., предисл. А.Ф. Уваров. - Томск: ТУСУР, 2010.

2. О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 13 июля 2015 года 224-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

3. Сопетченкова И.В. Инновации в образовании [Текст] / И.В. Сопетченкова // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2010. - № 2 – С. 515-516.

4. Житяева Е.С., Гусева М.С. Современные тенденции развития государственно-частного партнерства в социальной сфере Самарской области [Текст] / Е.С. Житяева, М.С. Гусева // Региональное развитие. 2016. № 4(16). URL: https://regrazvitie.ru/sovremennye-tendentsii-razvitiya-gosudarstvenno-chastnogo-partnerstva-v-sotsialnoj-sfere-samarskoj-oblasti/

5. Развитие государственно-частного партнерства в России в 2015–2016 годах. Рейтинг регионов по уровню развития ГЧП / Ассоциация «Центр развития ГЧП», Министерство экономического развития Российской Федерации. М.: Ассоциация «Центр развития ГЧП», 2016. – 34 c. URL: https://pppcenter.ru/assets/docs/raytingREG2016_B5_Block_04-04-2016.pdf

6. Итоги деятельности в сфере развития государственно-частного партнерства на территории Самарской области / Аналитика / Государственно-частное партнерство // Официальный сайтМинистерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области. URL: https://economy.samregion.ru/activity/GCHP/analit_gchp/itogi-deyatelnosti-v-sfere-razvitiya-gosudarstvenno-chastnogo-partnerstva-na-territorii-samarskoy-ob/ (дата обращения 18.10.2016).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: