Методическая разработка
Практического занятия
Для студента
по теме №18:
«Использование биомеханики тела при поднятии тяжестей и в положении сидя».
Разработчик: преподаватель – Макарцева О.А.
2020 год
План-конспект дистанционного занятия.
Раздел 1.
Занятие 2.18 (2 часа) «Использование биомеханики тела при поднятии тяжестей и в положении сидя».
· Тип занятия: практическое.
· Цели занятия:
Учебные цели:
1. Выявить, сформировать, систематизировать знания по вопросам использования биомеханики тела при поднятии тяжестей в положении сидя.
2. Закрепить знания по вопросам поднятии тяжестей в положении сидя.
3. Научить студентов выявлять пациентов, нуждающихся в перемещении с помощью медсестры.
4. Объяснить правила работы в группе, в команде.
Развивающие цели:
1. Формировать культуру общения.
2. Развивать у студентов профессиональное мышление.
Воспитательные цели:
1. Научить студентов работать коллективно и индивидуально.
2. Сформировать сознательное отношение к аналитической (практической) деятельности.
3. Развивать творческое отношение к учебной деятельности и выполнению самостоятельной работы на занятии.
· Предполагаемый состав слушателей: студенты 2 курса специальности 34.02.01. «Сестринское дело».
· Проблема занятия или главный вопрос: Значимость использования биомеханики и эргономики при перемещении тяжестей и поднятии пациентов.
· Предполагаемый образовательный продукт, который будет создан обучающимися: соблюдения правил биомеханики при поднятии тяжестей.
Студент должен знать:
1. Правила подготовки к перемещению, как необходимого условия безопасности медицинской сестры.
Студент должен уметь:
1. Выявлять причины, приводящие к травме спины и позвоночника сестринского персонала.
2. Собрать необходимую информацию о пациенте, обсудить план совместных действий с пациентом и коллегой перед выполнением перекладывания пациента.
3. Уметь работать в команде.
Студент должен иметь навыки:
1. Создания безопасных условий при перемещении пациента.
2. Работы в команде.
· Основные этапы практического занятия:
№ п/п | Этапы занятия | Ориент. время | Методические рекомендации |
Организационная часть, целевая установка | 2 минуты | Преподаватель проверяет готовность аудитории к занятию. Отмечает отсутствующих. Сообщает тему занятия, цели и план проведения. | |
Мотивация изучения темы | минуты | Преподаватель отмечает значимость темы для изучения. | |
Исходный контроль | 12 минут | Студентам предлагаются вопросы для фронтального и индивидуального опроса по изучаемой теме с целью выявления уровня теоретической подготовки, усвоения лекционного материала. | |
Опорный конспект | минут | Преподаватель коротко доводит до студентов основные положения изучаемой темы. | |
Выполнение задания по закреплению знаний и формированию ПК | 30 минуты | С целью формирования ОК и ПК студентам предлагается решить ситуационные задачи по изучаемой теме. | |
Подведение итогов занятия | минут | Преподаватель делает акцент на основных понятиях темы, выставляет отметки с комментариями. | |
Домашнее задание | 2 минуты | Преподаватель называет тему следующего занятия согласно календарно-тематического плана, указывает литературу для подготовки. | |
Итог | 60 минут |
· Подробный конспект занятия с необходимым материалом (актуальным и интересным для обучающихся). Перечень видов деятельности обучающихся на протяжении дистанционного занятия.
· Перечень материалов или сами материалы, необходимые для занятия (ссылки на web-сайты, собственные web-квесты, тексты «бумажных» пособий, необходимые дидактические материалы, CD-ROM и др.)
Раздел 2. Теоретическая часть.
Повторите теоретический материал по теме.
1. Основы сестринского дела / Т. П. Обуховец, О. В. Чернова; под ред. Б. В. Карабухина. – Изд. 22-е, стер. – Ростов н/Д: Феникс, 2015.- 766 с.: ил. – (Среднее медицинское образование). Стр. 355-360
- Основы сестринского дела: Практикум / Т. П. Обуховец, О. В. Чернова; под ред. Б. В. Карабухина. – Изд. 17-е, стер. – Ростов н/Д: Феникс, 2016.- 603 с.: ил. – (Среднее медицинское образование). Стр 159-167
3. Лекционный материал в PowerPoint.
4. ГОСТ Р 52623.3-2015 Технологии выполнения простых медицинских услуг. Манипуляции сестринского ухода.
Подготовка к перемещению, как необходимое условие безопасности медицинской сестры.
· Подобрать соответствующую одежду, обувь.
· Снять предметы, которые могут нанести повреждения (часы, кольца, браслеты).
· Решить вопрос как перемещать пациента и сколько помощников потребуется.
· Подготовить пространство для перемещения, при необходимости изменить положение кровати др. мебели (стул, тумбочка, стол).
· Закрепить тормозные устройства кровати, кресла-каталки, каталки.
· Придать кровати горизонтальное положение.
· Убрать подушку и одеяло.
· Изменить высоту кровати или каталки, если это необходимо.
· Держать под наблюдением оборудование, которое не должно быть сдвинуто (капельница, система скелетного вытяжения, дренажи и их емкости).
· Оценить состояние пациента, определить возможность его участия в перемещении.
· Объяснить пациенту ход предстоящей манипуляции и его роль; убедитесь, что он ее понимает, спросите его согласия.
· Обсудить роль каждого члена бригады в ходе предстоящей манипуляции, выбрать лидера.
Подготовка к перемещению, как необходимое условие безопасности сестры.
Перемещение пациента необходимо осуществлять поэтапно: оцените способность пациента к участию в процедуре. Для этого задайте следующие вопросы:
· - Какова цель перемещения?
· - Каково состояние пациента?
· - Какова масса пациента?
· - Какие вспомогательные средства у вас есть?
· - Какой способ передвижения наиболее оптимален, сколько человек должно в нем участвовать?
· - Кто выполняет роль лидера (если в передвижении заняты два и более человек)?
· -Насколько безопасна окружающая среда (оценить влажность пола, наличие посторонних предметов на полу, стоящих на пути передвижения)?
· - Сможет ли он удержать себя, стоя на одной ноге? (этот вопрос должен быть задан пациенту, которого перемещают на кресло-каталку, и в связи с этим он должен находиться вертикально некоторое время).
· - Сохраняет ли пациент чувство равновесия?
· - Хорошо ли он видит и слышит?
· - Хорошо ли вас понимает?
· - Не боится ли он передвигаться?