Managerial decision making in controlling activity of the enterprise




T.V. Zhirnova

Cand.Econ.Sci., Assistant Professor at the Department of «International Economy and Management»

Samara Institute (Branch) of Plekhanov Russian University of Economics, Samara

E-mail: kaf.mem@yandex.ru

The article deals with strategic innovative aspect of controlling, which consists in cooperation of strategic planning, administration and strategic information support system that altogether are included in general project management system.

Keywords: controlling, project management system, innovative project, uncertainty, multicriterion, intelligent decision making support system.

 

 

УДК 332.1

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В МАЛОМ И СРЕДНЕМ БИЗНЕСЕ

Т.А. Зайцева

студент кафедры «Экономика промышленности и производственного менеджмента»

Самарского государственного технического университета, г. Самара

E-mail: tatiana_zaiceva@mail.ru

Л.В. Ермолина

заместитель заведующего кафедрой, к.э.н., доцент кафедры «Экономика промышленности и производственного менеджмента»

Самарского государственного технического университета, г. Самара

E-mail: Ermolina@mail.ru

 

В статье рассмотрены основные направление стратегического планирования в малом и среднем бизнесе в России, организация стратегии развития. Рассмотрены основные документы, на основе которых осуществляется деятельность предпринимателей по развитию своего бизнеса.

Ключевые слова: малый и средний бизнес, стратегическое планирование, бизнес аналитика, предприниматель, финансовые ресурсы.

Проблема развития малых и средних предприятий в России постоянно находится в центре внимания ученых по причине их большой экономической, общественной и социальной значимости, но при этом в основном сосредоточена тематика исследований на вопросах мерах государственной поддержки, вариантах финансирования финансирования, налогообложения, а не на аспектах развития самих субъектов малого и среднего предпринимательства.

В деятельности малых и средних предприятий в краткосрочном плане в качестве приоритетных можно задачи поиска грамотных специалистов, задачи недостаточного финансирования, проблемы и вопросы бухгалтерского и налогового учета, административные барьеры. В долгосрочной перспективе приоритетными уже становятся задачи дальнейшего развития бизнеса, соответствия ужесточающимся требованиям рынка, усиления конкурентных позиций предприятия, в том числе и с помощью грамотного применения инструментов планирования.

На сегодняшний день потребительский спрос предъявляет повышенные требования к качеству продукции, в целом ориентирован на более сложную продукцию, что требует от малых и средних предприятий пересмотра ассортимента, разработки новых видов продукции и продвижения их на рынке, изыскания новых путей привлечения потребителей.

По этой причине многие предприниматели серьезно озадачены совершенствованием структур предприятий в плане управления и планирования. В связи с этим актуальным становится вопрос об использовании инструментов стратегического планирования на предприятиях малого и среднего бизнеса.

Важно отметить, что предпринимательство в масштабе малого и среднего предприятия, как правило, обладает следующими особенностями: малая (небольшая) численность работников, ограниченность масштабов производства, достаточно высокий уровень риска. Малый и средний бизнес, как правило, характеризуется единством права собственности и ключевой ролью руководителя (собственник, владелец) в жизни и развитии компании, его ответственностью за итоги хозяйственной деятельности с точки зрения имущественного риска.

Известно, что стратегическое планирование выступает одной из основных функций управления и представляет собой определение приоритетных целей компании и направлений их достижения. Стратегический план, расписанный на несколько лет вперед, – это основа для принятия всех управленческих решений, поскольку описывает модель будущего предприятия, видение перспектив его развития на конкурентном рынке [1].

Стратегическое планирование в малом и среднем бизнесе в России еще недостаточно распространено, но нарастание рыночных отношений, усиление требований конкуренции этот процесс делают все более актуальным и важным, поскольку уже не работают прежние методы прогноза [1].

Рассмотрим особенности прогнозирования в малом и среднем бизнесе. Разработкой стратегии в крупном бизнесе занимаются руководители высшего звена, при этом проектная группа составлять может от 20 до 100 человек, и в итоге получаемый на выходе документ может быть объемом 100 и более страниц, то стратегический план в малом и среднем бизнесе можно рассматривать как некую программу развития компании на определенный период времени. При этом такой план чаще всего даже может не строгого письменного изложения, а может просто «храниться» в голове у собственника (руководителя) и представлять собой общее видение старта, перспектив и выживания бизнеса на ближайший период (один-два года). Однако, такой план, формируясь на интуитивном уровне, включает в себя вполне конкретные привязанные ко времени задачи, основанные на кратком анализе (либо на хорошем понимании рынка, интуиции) бизнеса, его перспектив в отрасли, возможностях противостояния конкурентам, анализе сильных и слабых сторон [2].

В малом и среднем бизнесе аналитика, в отличие от крупного бизнеса, подробным отчетом о состоянии рынка и позиции на нем фирмы не является. Собственник совместно с единомышленниками проводит в некотором роде аудит текущего положения компании (так, например, для данных целей может быть применен SWOT-анализ), и расставляет базовые приоритеты деятельности предприятия, которые оформляются как задачи: измеримые, конкретные и согласованные между собой, указываются ресурсы для выполнения и временные сроки. Необходимо отметить, что от качества формулирования задач зависит успешность выполнения, по этой причине собственник здесь уже может применять конкретные, простые и действенные инструменты, например, выставление целей по SMART.

В малом и среднем бизнесе персонал действует сообща, здесь еще нет четкого распределения функционала, описанных бизнес-процессов, обозначенных границ ответственности, и между сотрудниками нагрузка может распределяться неравномерно. Ключевых задач не бывает много: от 3-5 до 10 на ближайший период времени, и они реализуются совместными усилиями всех работников предприятия. Задачи выдаются в устной форме, их контроль осуществляется «по ходу», а решения принимаются в максимально быстрые сроки, но они так же быстро могут изменяться.

У собственника малого или среднего бизнеса отсутствует большой запас времени или финансовые средства для того, чтобы тщательным образом рассчитать эффект своих действий и взвесить все возможные варианты. Достаточно часто от быстроты принятия решений зависит успех дела в целом, при этом неизменным должен оставаться курс, в направлении которого двигается фирма.

Предприниматель на этапе реализации задач может столкнуться с тем, что качество их исполнения его не устраивает либо задача не выполнена. Это в большинстве случаев связано не с квалификацией и мотивацией исполнителей, а с нечеткостью планирования. Например, формулировка туманна и может быть истолкована двойственно, а цель не зафиксирована (не записана), не привязана ни к чему, не определена во времени. Работник вынужден выполнять поставленную задачу, исходя из личного понимания, и на выходе результат может не совпасть с результатом, желаемым для руководителя (собственника) [3].

Владельцам малого и среднего бизнеса необходимо понимать, что мысленной «картинки» развития фирмы недостаточно, его идея развития изложена должна быть в виде документа, который не обязательно должен иметь вид бумажного талмуда. Здесь могут быть использованы вспомогательные электронные системы планирования, которые дают возможность наглядного изложения видения, куда стремится предприятие и каких целей оно должно достичь, а также появляется возможность ежедневно этим управлять. Наличие таких сформулированных четко и конкретно задач, разбитых на этапы, позволяет синхронизировать более точно усилия всех сотрудников, позволяет исключать возможные недопонимания и споры, снижает риск возникновения «узких мест» и позволяет отслеживать в любой момент, на каком этапе реализации находится предприятие [3].

Таким образом, стратегическим планом задаются главные ориентиры в развитии предприятие, дается возможность более системной и адекватной оценки внутренних ресурсов компании и рыночных возможностей ее развития. Но, 100%-ного успеха наличие такого плана не гарантирует, поскольку невозможно исключить ошибок в мотивации, возникновение форс-мажорных обстоятельств, иных факторов. Но при всем при этом визуализированное планирование, описание целей и их отслеживание в режиме онлайн позволяет создавать наиболее благоприятные условия для роста предприятия, укрепления его позиций на рынке и эффективного распределения имеющихся ресурсов.

Список использованной литературы

1. Ермолина Л.В. Стратегическая эффективность организации // Вестник Самарского государственного университета. 2012. №10 (91). 37-40.

2. Омаров М.М., Чуркин П.Г. Направления повышения эффективности разработки, принятия и реализации решений по организации и управлению совместным предпринимательством // Современные проблемы науки и образования. 2013. №1. С.310-310.

3. Ромашова Л.О. Проблемы и противоречия в управлении малым предпринимательством // Знание. Понимание. Умение. 2010. №4. С.210-215.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: