ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ГРВ-ГРАФИИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ




Т.Е. Булатова,

ГАОУ ДПО «Институт развития образования и социальных технологий» г. Курган, bulat_t@list.ru

Динамичные изменения, сопровождающие внедрение федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения в системе образования требуют и соответсвующего инструментария для полноценного отслеживания эффективности проводимых реформ. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны владеть обучающиеся. Важным направлением является формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у детей.

Проведение мониторинга психофизического здоровья обучающихся осуществляется на базе МБОУ «Гимназия № 57» г. Кургана, совместно с ООО «КТИ» г. С-Петербург. Используется камера ГРВ-компакт с пакетом программ.

В гимназии каждому обучающемуся предоставляется возможность 2 раза во время учебного года в определённые сроки (сентябрь-октябрь, апрель-май) пройти ГРВ-обследование. По результатам обследования каждый получает рекомендации по коррекции своего состояния и при необходимости исследование повторяется через 2 недели, до достижения состояния относительной нормы. Общие рекомендации по обучающимся доводятся до классных руководителей и родителей. Родители также имеют возможность получить более полную консультацию по психофизическому состоянию ребёнка.

Всего в 2011-12 учебном году обследование прошли 274 обучающихся начальной ступени гимназии (из них первичное обследование по разрешению родителей и желанию ребёнка прошли 61 обучающийся из 1–х классов, работающих по федеральным государственным стандартам второго поколения).

Анализ динамики показателей первоклассников показал увеличение площади засветки на завершение учебного года у обучающхся 1Б и 1В классов и незначительное снижение у обучающихся 1А класса (рис. 1). При сопоставлении с результатами по шкале «здоровье» (методика Дембо-Рубинштейн) выявлена прямая корреляция между показателями площади засветки и самооценкой уровня здоровья.

Обучающиеся вторых классов занимались в текущем учебом году во вторую смену. В целом средние показатели площади засветки снизились по всем классам, но остаются в пределах нормы (рис.2). Полученные результаты противоречат данным полученным нами ранее (перевод детей в первую смену приводил к снижению показателей, а во вторую – к повышению показателей). Более подробное изучение и анализ условий показали, что возможно увеличение внеурочной нагрузки обучающихся (дополнительные кружки, секции) привели к повышению нагрузки на организм ребёнка и как следствие напряжению симпатической нервной системы и снижению показателей ГРВ-грамм.

Параллельные исследования у детей температуры поверности пальцев (термометр медицинский электронный инфракрасный WF-2000) выявили обратную зависимость площади засветки и температуры поверхности пальца, что может быть обусловлено активностью симпатической нервной системы.

При переходе в среднее звено у обучающихся повышается уровень тревожности и снижаются многие психофизиологические показатели, что нашло подтверждение и в полученных нами ранее результатах ГРВ-графии. В 2011-12 учебном году результаты общей площади засветки обучающихся 5 Б класса продолжали расти (рис. 3). С первого класса эти обучающиеся учавствовали в мониторинге психофизического здоровья методом ГРВ-графии, по результатам каждого обследования получали индивидуальные рекомендации по ведению здорового образа жизни. При этом 5 Б класс является самым сильным классом в параллели 5-х классов.

Обследование методом ГРВ-графии обучающихся 11-х классов в период подготовки к сдаче государственных экзаменнов показало выраженное психофизическое напряжение, сопоставимое с результатами обследования по другим тестам.

Мониторинг психофизиологического состояния обучающихся МБОУ «Гимназия № 57» г. Кургана с использованием метода газоразрядной визуализации, совместный с детьми анализ полученных результатов включает их в деятельностный подход – освоение инструкции по правильному использованию своего организма. Метод ГРВ-графии позволяет дополнить систему условий, на которые опираются обучающиеся при формировании культуры здоровья по основным видам универсальных учебных действий: личностные (самоопределение – моё здоровье, смыслообразование – для чего мне нужно быть здоровым и действие нравственно-этического оценивания), регулятивные (целеобразование - быть здоровым (красивое, ровное свечение), планирование – вести здоровый образ жизни, контроль – всё ли выполняю правильно, коррекция – скорректировать отклонения, самооценка психофизического состояния, прогнозирование – надёжность моего организма), познавательные (общеучебные – новые знания, логические и знаково-символические) и коммуникативные - толерантность.

Литература:

1. Коротков, К. Г. Основы ГРВ-биоэлектрографии / К.Г. Коротков. - СПб., 2001. - 358 с.

2. Булатова, Т.Е. Метод газоразрядной визуализации в оценке психофизического состояния гимназистов / Т.Е. Булатова, Л.И.Иванова // Инновационные процессы в образовании: Сб. науч. ст. / Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. - Курган, 2006. – С. 83 – 87.

3. Булатова, Т.Е. Мониторинг психофизиологического состояния обучающихся с использованием метода газоразрядной визуализации / Т.Е. Булатова, Т.В. Попова, М.Н. Тарасова, Л.И. Иванова // Наука. Информация. Сознание. Тезисы Международного научного конгресса по ГРВ биоэлектрографии. – С-Петербург, 2007. – С. 35 – 37.

4. Булатова, Т.Е. Оценка эффективности физических упражнений методом газоразрядной визуализации / Т.Е. Булатова, Ю.В. Котов // Инновационные процессы в физическом воспитании: Мат. межрег. пед. чтений (18 апреля 2007 г.) /Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. – Курган, 2007. – С. 410 - 411.

5. Булатова, Т.Е., Оценка эффективности психофизической саморегуляции в сохранении здоровья учащихся / Т.Е. Булатова // ХХ съезд Физиологического общества им. И.П. Павлова. Тезисы докладов.– М.: Издательский дом «Русский врач», 2007.–С.164.

6. Булатова, Т.Е. Формирование ценности здорового образа жизни для здоровья на основе метода газоразрядной визуализации /Т.Е. Булатова,- Сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции «Здоровьесберегающие технологии в образовании». – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2010. – С. 29 - 31.

7. Булатова, Т.Е. Мониторинг адаптации психофизиологических функций у детей к учебным нагрузкам / Т.Е. Булатова // Тез.докладов 21 съезда физиологического общества им. И.П.Павлова.- М.-Калуга, 19-25 сентября.- Калуга: Бест-принт, 2010.- С.88.

8. Булатова, Т.Е. Динамика показателей ГРВ-графии обучающихся Курганской обласи с 1 по 11 класс / Т.Е. Булатова // Наука. Информация. Сознание. Тезисы Международного научного конгресса по ГРВ биоэлектрографии. – С-Петербург, 2011.

 

 

Рис. 1. Динамика показателя общая площадь засветки уобучающихся 1-х классов в 2011-2012 уч.г.

 

 

Рис. 2. Динамика показателей площадь засветки у обучающихся 2-х классов в 2011-12 уч.году

 

Рис. 3. Динамика показателя общей площади засветки у обучающихся 5 Б класса с 2007 по 2012 год



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: