Для развития звуковой стороны речи имеет огромное значение развитие подвижных мышц артикуляционной моторики: губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба- артикуляционного аппарата. В настоящее время возрастает число людей, имеющих то или иное речевое нарушение. Основным средством для развития речевой моторики является речевая гимнастика в комплексе со скороговорками, чистоговорками.
Артикуляционная гимнастика – это система упражнений, направленных на выработку полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков, в комплексе со скороговорками, чистоговорками.
Методика проведения артикуляционной гимнастики соответствует рекомендуемым движениям для правильного произнесения нужного звука. Упражнять надо лишь движения, нуждающиеся в исправлении, и только необходимые для изучаемого звука. Упражнения должны быть целенаправленными: важно не их количество, важны правильный подбор упражнений и качество выполнения.
При отборе материала для артикуляционной гимнастики необходимо соблюдать определенную последовательность – идти от простых упражнений к более сложным. Проговаривать скороговорки и речевую гимнастику нужно более эмоционально, в игровой форме.
На первых занятиях иногда приходится ограничиваться двукратным выполнением упражнений в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы. В дальнейшем доводить количество повторений до 3-7 раз, а при условии коротких перерывов — и более.
Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Размещать детей надо так, чтобы все они видели лицо педагога. Лицо должно быть хорошо освещено, а губы — ярко окрашены.
|
Педагог должен следить за качеством выполняемых каждым ребенком движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
Работа организуется следующим образом.
1. Педагог рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
2. Педагог показывает выполнение упражнения.
3. Упражнение выполняет каждый ребенок по очереди, а педагог проверяет правильность выполнения.
4. Упражнение выполняют все дети одновременно.
Предпосылкой успеха является создание благоприятных условий. Нужно вовлечь ребенка в активный процесс, создать соответствующий эмоциональный настрой, вызвать живой интерес, положительное отношение к занятиям, стремление правильно выполнить упражнения. В зависимости от вида нарушения, от задач и целей занятий, педагог выбирает упражнения, необходимые для работы.
При произнесении согласных в сочетании с различными гласными движения, сопровождающие их, несколько видоизменяются в зависимости от той гласной, которая входит в слог. По мере овладения звуковой стороной речи движения становятся более единообразными для звуков одной группы. Например, произнесение пу и ту может сопровождаться следующими движениями: руки, сжатые в кулаках и согнутые перед грудью, резко вытягиваются вперед с одновременным выбрасыванием указательных пальцев. В случае замены одного согласного другим следует вернуться к тому движению, в котором звук вызван.
|
Проводя работу по вызыванию звука, педагог сначала дает образец звучания: произносит сам звук, слог и т. д. Затем дети произносят два-три раза вместе с ним, после чего проверяется произношение нескольких детей индивидуально.
В заключение все вместе повторяют, при этом произнесение всегда сопровождается движениями.
Первый этап — период нерегламентированного усвоения звуков. В это время следует провести работу по вызыванию с помощью речевой ритмики всех звуков. Какие-то из них у детей появятся, какие-то нет.
Опыт показывает, что существует определенная закономерность в последовательности появления звуков в речи детей. Из гласных обычно первыми появляются а, о, у, э, из согласных — губно-губные (п, б, м), губно-зубные (ф, в), некоторые язычно-зубные (т, н, л), т. е. звуки, наиболее доступные для слухо- зрительного восприятия и не требующие для воспроизведения тонких двигательных дифференцировок. Эти звуки первыми включаются в работу.
Звуки — это лишь один из элементов слова. Главное — формирование навыка правильного произнесения слова, когда составляющие его элементы — слитность, ударение, звуко- слоговой состав — одно целое. При этом используются разнообразные виды работ: воспроизведение слова по подражанию, чтение с разложением на части и без разложения, называние картинок, ответы на вопросы и т. д.
На протяжении всего периода обучения при работе над словом и фразой широко используется речевая ритмика. При этом в первоначальный период основная «нагрузка» в ее использовании падает на формирование звуко- слогового состава, а в дальнейшем — на интонационный строй. Рассмотрим приемы работы над словом с использованием речевой ритмики.
|
Слово делится на части, которые совпадают или нет со слоговым делением. Часто отдельными движениями подчеркивается произнесение смычно-проходных и фрикативных звуков, особенно когда они находятся в конце слова или при стечении согласных (там __, миш __ка).
Это несколько препятствует появлению призвуков и пропуску одного из согласных в стечениях. Произнесение каждой части слова сопровождается движением. При этом характер движений слитный, переход одного артикуляционного движения в другое обусловливает такой же характер крупных движений, сопровождающих произнесение.
Каждое движение продолжает следующее без интервала во времени. При специальной работе над словом на первых этапах допустим несколько замедленный темп произнесения; при этом слитность и ударение в слове должны быть сохранены.
По мере необходимости из слова вычленяются отдельные слоги, и даже звуки, с условием их последующего синтеза в слове. Для соблюдения ребенком естественного темпа произнесения количество движений постепенно сокращается вплоть до его произнесения на одном движении.
Работа проводится следующим образом: педагог произносит слово в нормальном темпе, слитно, соблюдая ударение и орфоэпические нормы; затем дети вместе с ним произносят его слитно, но в несколько замедленном темпе, фиксируя внимание на звуках, воспроизведение которых вызывает затруднение; после этого дети вместе с педагогом произносят слово в темпе, близком к естественному (на этом этапе можно попробовать сократить количество движений); в заключение дети произносят слово самостоятельно. Рассмотрим этапы работы над словом на примерах.
Совместно с логопедом МБОУ Самарской СОШ № 4 был разработан комплекс упражнений для развития речевой моторики:
1. Для нижней челюсти: «Большие ворота», «Трусливый птенчик», «Акулы», «Обезьяна»
2. Для губ: «Улыбка», «Хоботок» («Трубочка»), «Заборчик», «Бублик» («Рупор»), «Кролик»
3. Для языка: «Птенчики», «Лопаточка», «Чашечка», «Иголочка» («Стрелочка», «Жало»), «Горка» («Киска сердится»), «Трубочка», «Грибок»
И только после этого, постепенно, начинают практиковаться сложно-координированные артикуляционные движения для подвижных мышц артикуляции:
1. Динамические упражнения для языка: «Часики» («Маятник»), «Змейка», «Качели», «Футбол» («Спрячь конфетку») «Почистим зубы», «Катушка», «Лошадка», «Гармошка», «Маляр», «Вкусное варенье», «Оближем губки»,
2. Упражнения для развития подвижности губ: покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами, «Улыбка – Трубочка», «Пятачок», «Рыбки разговаривают», «Уточка», «Недовольная лошадка»,
Если губы совсем слабые: — сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту, — удерживая губами карандаш (пластмассовую трубочку), нарисовать круг (квадрат), — удерживать губами марлевую салфетку — взрослый пытается ее выдернуть.
3. Упражнения для губ и щек: покусывание, похлопывание и растирание щек, «Сытый хомячок», «Голодный хомячок», «Лопни шарик».
4. Тренировка мышц глотки и мягкого неба:
ü Позевывать с открытым и закрытым ртом. Позевывать с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха.
ü Произвольно покашливать. Хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая кулаки.
ü Покашливать с высунутым языком.
ü Имитировать полоскание горла с запрокинутой головой. Полоскать горло тяжелой жидкостью (киселем, соком с мякотью, кефиром).
ü Глотать воду маленькими порциями (20 — 30 глотков). Глотать капли воды, сока.
ü Надувать щеки с зажатым носом.
ü Медленно произносить звуки к, г, т, д.
ü Подражать: — стону, — мычанию, — свисту.
ü Надувать резиновые игрушки, пускать мыльные пузыри.
В начале работы, мы уточнили представления детей об артикуляционном аппарате. Затем, используя все метолы логопедического воздействия: показ, объяснение, демонстрация профилей звуков, опосредованных картинок, сопровождали упражнение рифмовками, разучивали с детьми новые упражнения и корригировали и совершенствовали знакомые.
Детям предлагалось название упражнения, опосредованная картинка, для запоминания упражнения. Упражнение сопровождалось речевой инструкцией. Например:
«Почистим зубы».
Цель: учиться удерживать кончик языка за нижними зубами, развивать умение управлять языком, точность движений.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нижние зубы, делая движения языком вверх-вниз. Следить, чтобы язык не сужался, останавливался у верхнего края зубов и не выходил за него, губы находились в положении улыбки, нижняя челюсть не двигалась.
Использование разнообразных систематизированных, специально подобранных методов логопедического воздействия повысило интерес детей к работе по развитию артикуляционной моторики, сделало данную деятельность более увлекательной, яркой.
Итак, мы уточнили основные понятия исследования «речь», «артикуляция», «артикуляционный комплекс», «скороговорки, чистоговорки».
На уроках литературного чтения и русского языка (обучения грамоте) большое внимание уделялось формированию у каждого ученика правильного произношения звуков во фразе их дифференциации, для выработки отчетливой и внятной речи посредством артикуляционной гимнастики, скороговорок и чистоговорок. Звуковая зарядка становится важным и необходимым этапом урока с комплексом мероприятий: проговаривание скороговорок (чистоговорок), артикуляционные упражнения, интересное рифмованное речевое сопровождение и разнообразный иллюстративный материал;
Данное пособие можно успешно использовать учителями начальных классов, а также, изучать и применять родителям для артикуляционного аппарата младших школьников.
Список литературы
1. Буденная, Т.В. Артикуляционная гимнастика [Текст]: методическое пособие /Т.В. Буденная — СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2001. – 64 с.
2. Булатов М. Тридцать три пирога. Игры, считалки, сговорки, скороговорки, долгоговорки, докучные сказки, загадки народов Советского Союза. Собрал и обработал М. Булгаков. М., «Дет. лит.», 1973, - 239с.
3. Воспитание у детей правильного произношения [Текст]: под ред. Н.Ф. Фомичевой. — Практикум. — М.: Просвещение, 1989. – 123 с.
4.Жиренко О.Е., Гайдина Л.И., КочергинаА.В. Учим русский с увлечением – 2: Часть речи. Предложение. Текст. Развитие речи: 1-4 класс. – М.: 5 за знания, 2005. – 204с. – (Методическая библиотека).
5. Каше, Г.А. Исправление недостатков [Текст]: Под ред. Р.Е. Левиной. М., Просвещение, 1971. – 67 с.
6. Матусевич, М.И. Современный русский язык. Фонетика [Текст]: М.И. Марусевич – М.: «Просвещение», 1976. – 78 с.
7.Начальная школа. М.: Просвещение, 1989, №4 апрель, 96с.; 24-25с.
8. Нейман, Л.В. Анатомия. Физиология и патология органов слуха и речи [Текст]: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений /Под ред. В.И.Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с.
20. Ребенок учится говорить [Текст]/Под ред. М.М. Кольцовой. М.: Россия, 1979. – 63с.
22. Речь: истоки и принципы развития [Текст] /Под ред. Т.Н. Ушаковой — М.: ВЛАДОС, 2004. — 275 с.
26. Синицына, И.Ю. Буду чисто говорить [Текст]: пособие в стихах /И.Ю. Синицына — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 56 с.
28. Ткаченко Т.А. Если ребенок плохо говорит [Текст] /Т.А. Ткаченко – СПб.: Детство пресс, 1997. – 73 с.
Приложение
Звуковая зарядка для звуков [Б], [Б']
***
Ба-ба-ба - гудит медная труба
Бом-бом-бом - фотографию в альбом
Бы-бы-бы - в лесу выросли грибы
Бак-бак-бак - сидит с удочкой рыбак
Буз-буз-буз - сладкий, сахарный арбуз
Ба, ба, ба — вот стоит изба
Бу, бу, бу — белка на дубу
Би, би, би — топором руби
Бе, бе, бе — холодно в избе
Бы, бы, бы — зеленые бобы
***
Ба-ба-ба, ба-ба-ба - мама, мама! Вон труба!
Бу-бу-бу, бу-бу-бу - ты и мне купи трубу,
Би-би-би, би-би-би - ты на этой потруби.
Бу-бу-бу, бу-бу-бу - дядя, дайте мне трубу,
Бе-бе-бе, бе-бе-бе - потрубил я на трубе,
Ба-ба-ба, ба-ба-ба - не нужна уже труба.
***
Был у бабушки баран,
Бил он бойко в барабан.
И плясали бабочки
Под окном у бабушки.
(Г. Сапгир)
Скороговорки.
***
Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела.
Белой даже не была.
***
Батон, буханку, баранку пекарь испёк спозаранку.
***
Белые бараны били в барабаны.
***
Был баран белокрыл,
Всех баранов перебелокрылил.
***
Бык тупогуб, у быка губа тупа.
***
Все бобры для своих бобрят добры.
***
Добыл бобыль бобов.
Звуковая зарядка для звуков [В], [В']
***
Ва-ва-ва,ва-ва-ва вот высокая трава.
Вы-вы-вы,вы-вы-вы даже выше головы.
Ве-ве-ве,ве-ве-ве васильки видны в траве.
Ву-ву-ву,ву-ву-ву -васильков букет нарву.
Ви-ви-ви, ви-ви-ви - только много их не рви.
***
Ва-Ва-Ва – стоит высокая трава.
Ве-Ве-Ве - васильки растут в траве.
Ву-Ву-Ву - васильков букет нарву
Вы-Вы-Вы - трава выше головы.
Ву-Ву-Ву - мы видели сову.
Ва-Ва-Ва - громко ухает сова.
Ву-Ву-Ву – лови сову.
Вы-Вы-Вы - не боимся мы совы.
Скороговорки.
***
Водовоз вёз воду из водопровода.
***
Проворонила ворона воронёнка.
***
Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула.
***
Верзила Вавила весело ворочал вилы.
***
Отворяй, Варвара, ворота, коли не враг за воротами,
а врагу да недругу от Варвариных ворот – поворот.
***
По двору-подворью, в добром здоровье.
***
Валя на проталинке промочила валенки.
Валенки у Валеньки сохнут на завалинке.
Звуковая зарядка для [Г], [Г']
***
Га-га-га,га-га-га - хочешь, Галя пирога?
Гу-гу-гу,гу-гу-гу - есть их больше не могу.
Ги-ги-ги,ги-ги-ги - не нужны мне пироги.
Гу-гу-гу,гу-гу-гу - и я тоже не могу.
Га-га-га,га-га-га - где же оба пирога?
***
Ги-ги-ги,ги-ги-ги - Гена, маме помоги.
Га-га-га,га-га-га - у меня болит нога.
Гу-гу-гу,гу-гу-гу - мыть посуду не могу.
Ги-ги-ги,ги-ги-ги - не гуляй из-за ноги.
Гу-гу-гу,гу-гу-гу - вот гулять-то я могу.
Га-га-га,га-га-га - не болит уже нога.
Скороговорки.
***
Галка села на забор,
Грач завел с ней разговор.
***
Гроза грозна, грозна гроза.
***
Говорила им горилла, приговаривала,
Говорила, говорила, приговаривала.
***
Голубь, гусь и галка - вот и вся считалка.
***
Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу
Грабь граблями гравий, краб.
Звуковая зарядка для звуков [Д], [Д']
Ду-ду-ду - В воду тёплую иду.
Ды-ды-ды - Больше не боюсь воды.
Де-де-де - Искупался в воде.
Да-да-да - Здесь холодная вода.
Ди-ди-ди – Из речки выходи!
Ду- ду-ду – Домой пойду.
***
Да-да-да,да-да-да - не ходи, Вадим, туда!
Ду-ду-ду,ду-ду-ду - все равно туда пойду.
Ди-ди-ди,ди-ди-ди - ты ж одетый, не ходи!
Да-да-да,да-да-да - Ой! Холодная вода!
Де-де-де,де-де-де - вот беда! Вадим, ты где?
Ды-ды-ды,ды-ды-ды - только слышно из воды.
***
Ду-ду-ду - Потерял пастух дуду.
Ду-ду-ду - Я из дома иду.
Ди-ди-ди - Ты скорей гулять иди.
Ди-ди-ди – всё лето впереди.
***
Яд-яд-яд - Мы надели наряд.
Де-де-де – Птенцы в гнезде.
Да-да-да - В огороде лебеда.
Ды-ды-ды - Из трубы идёт дым.
Ад-ад-ад - За окном листопад.
***
Ду-ду-ду - Растут яблоки в саду
Ду-ду-ду - Яблоко найду.
Ди-ди-ди - К нам снегурка приходи!
Да-да-да - Есть бумага и вода
Ди-ди-ди - Маму-папу разбуди!
Ду-ду-ду - Облетает лист в саду.
Скороговорки.
***
Дятел дуб долбил,
Да не до долбил.
***
Дед Данила делил дыню:
Дольку-Диме,
Дольку-Дине.
***
Дождик, дождик, не дожди!
Дождик, дождик, подожди!
Дай дойти до дому
Дедушке седому!
***
Два дровосека, два дровокола, два дроворуба.
***
На дворе трава, на траве дрова,
Не руби дрова на траве двора.
***
На дворе дрова, за двором дрова,
Под двором дрова, над двором дрова,
Дрова вдоль двора, дрова вширь.
Звуковая зарядка для звука [Ж]
***
Жу-жу-жу, жу-жу-жу - В зоопарк пришли к моржу.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа - Испугались мы моржа.
Же-же-же, же-же-же - Сидят птички на морже.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу - Ближе подошли к моржу.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи - Повернулись к нам моржи.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу - Рыбку бросили моржу.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи - Очень мирные моржи.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи - Не страшны совсем моржи.
***
Золотистый, как из бронзы,
Жук кружится возле розы
И жужжит:"Жу-жу,жу-жу!
Очень с розами дружу!"
***
Жи-жи-жи,жи-жи-жи - в нашем доме этажи.
Жа-жа-жа,жа-жа-жа - подо мной два этажа.
Жа-жа-жа,жа-жа-жа - надо мной два этажа.
Же-же-же,же-же-же - на каком я этаже?
***
Жа-жа-жа-,жа-жа-жа - тут ежата у ежа.
Жу-жу-жу,жу-жу-жу - как-то уж пришел к ежу.
Жи-жи-жи-,жи-жи-жи - мне ежаток покажи.
Жу-жу-жу,жу-жу-жу - я с ужами не дружу.
***
Жук жужжит в железной банке —
Жук не хочет жить в жестянке.
Жизнь жука в плену горька.
Жалко бедного жука!
(В. Лунин.)
***
Жи-жи-жи - у нас живут ежи,
Жу-жу-жу - несу еду ежу,
Жа-жа-жа - нет ежа.
С короговорки.
***
У ежа – ежата, у ужа – ужата.
***
Слишком много ножек у сороконожек.
***
Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.
***
Жук летает над лужком.
Он устал ходить пешком.
***
Жужжит над жимолостью жук.
Тяжелый на жуке кожух.
***
Жук упал, и встать не может.
Ждет он, кто ему поможет.
***
Ёжику нужен жук на ужин.
***
Над Жорой жук, жужжа, кружит.
От страха Жора весь дрожит.
Зачем же Жора так дрожит?
Звуковая зарядка для звуков [З], [З']
***
зи-зи-зи,зи-зи-зи - обезьянку привези!
зя-зя-зя,зя-зя-зя - обезьянам здесь нельзя.
зи-зи-зи,зи-зи-зи - раз нельзя-не привози.
***
За-за-за - идет коза,
Зы-зы-зы - есть козлята у козы,
Зу-зу-зу - веду козу,
Зой-зой-зой - козлята с козой.
***
За-за-за,за-за-за - здесь привязана коза.
Зы-зы-зы,зы-зы-зы - мало травки у козы.
Зу-зу-зу,зу-зу-зу - отвязали мы козу.
За-за-за-,за-за-за - залезает в сад коза.
Зу-зу-зу,зу-зу-зу - привязали мы козу.
***
В звезде найдешь ты букву "з",
И в золоте, и в розе,
В земле, в алмазе, в бирюзе,
В заре, в зиме, в морозе.
Скороговорки.
***
Пошел спозаранку Назар на базар.
Купил там козу и корзинку Назар.
***
У забора коза-коза вытаращила глаза.
***
Лезут козы в грозу в лозу -
Лозу козы в грозу грызут.
***
Зажглась зеленая звезда...
Запустят звездолет туда.
***
Встретиться Змей и Змея захотели.
Встретиться Змей и Змея не сумели.
Змей в облаках, а Змея на земле.
Надо бы Змею спуститься к Змее.
Звуковая зарядка для звуков [К], [К']
***
Ка-ка-ка,ка-ка-ка - вот течет моя река,
Ко-ко-ко,ко-ко-ко - там рыбак недалеко.
Ке-ке-ке,ке-ке-ке - ловит рыбу на реке.
Ку-ку-ку,ку-ку-ку - нет удачи рыбаку.
Ки-ки-ки, ки-ки-ки -помогите,рыбаки!
Ку-ку-ку,ку-ку-ку - вот подмога рыбаку.
Ко-ко-ко-,ко-ко-ко - рыба ловится легко.
Ка-ка-ка,ка-ка-ка - есть улов у рыбака.
***
Ки-ки-ки,ки-ки-ки - притаились пауки.
Ка-ка-ка,ка-ка-ка - муха в сетке паука.
Ки-ки-ки,ки-ки-ки - нам полезны пауки
Ка-ка-ка,ка-ка-ка - вы не бойтесь паука.
***
Ку-ку-ку! В тесто сыпем мы … (муку)
Ке-ке-ке! Плывет кораблик по … (реке)
Ко-ко-ко! Дает корова … (молоко)
Ка-ка-ка! Вот тебе моя … (рука)
Ки-ки-ки! Горят на травке... (светлячки)
Ка-ка-ка! В цветах порхает... (бабочка)
Ик-ик-ик! Едет синий... (грузовик)
Ик-ик-ик! Растет под елкой... (боровик)
Скороговорки.
***
Кран обходится без рук,
Вместо рук у крана крюк.
***
У Кондрата куртка коротковата.
***
Курит турка трубку, клюёт турка крупку.
***
Я сидела у реки, ела яблоки.
***
Коси, коса, пока роса.
Роса долой - и нам домой.
***
Клала Клава лук на полку,
Кликнула к себе Николку.
***
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне он смешон.
Звуковая зарядка для звуков [Л], [Л']
***
Ля-ля-ля,ля-ля-ля - все мы любим тополя.
Ля-ля-ля,ля-ля-ля - но от них в пуху земля.
Лю-лю-лю,лю-лю-лю - тополя и я люблю.
***
Ли-ли-ли,ли-ли-ли - тополя видны вдали.
Ле-ле-ле,ле-ле-ле - много их у нас в селе.
Ле-ле-ле,ле-ле-ле - веселей от них в селе.
***
Лы-лы-лы-,лы-лы-лы - забивали мы голы.
Лу-лу-лу,лу-лу-лу - возле окон на полу.
Ла-ла-ла,ла-ла-ла - не заметили стекла.
Лу-лу-лу,лу-лу-лу - мы не били по стеклу.
ла-ла-ла,ла-ла-ла - только нет в окне стекла.
***
Лы-лы-лы - стоят в комнате столы,
Ла-ла-ла - стоит Мила у стола,
Лу-лу-лу - идет Мила к столу,
Лю-лю-лю - на столе цветок полью.
***
Ла-ла-ла: отвесная скала.
Лу-лу-лу: обойдем скалу.
Лы-лы-лы: сели слева от скалы.
Ло-ло-ло: в лодке есть весло.
***
Ли-ли-ли: в синем море корабли.
Ля-ля-ля: мачта корабля.
Ле-ле-ле: гнезда на скале.
Лю-лю-лю: мамочку люблю.
***
Ал-ал-ал: гуляли возле скал (папа наш устал).
Ол-ол-ол: сели все за стол (в классе чистый пол).
Ул-ул-ул: сломался новый стул (в зале слышен гул).
Ыл-ыл-ыл: Саня уши мыл (чай уже остыл).
Скороговорки.
***
Мыли Милу детским мылом,
Миле мыло было мило.
Мила мылась и плескалась,
Мила мыла не боялась.
***
На мели мы налима ловили.
***
Маланья-болтунья молоко болтала,
Болтала, болтала, да все выболтала.
Еле-еле Лена ела, есть от лени не хотела.
***
У ёлки иголки колки.
Ёлка, ёлка, ёлочка,
Колкая иголочка.
***
В уголок Алёна села, у Алёнки много дела.
***
Иголка-иголка, ты остра и колка.
***
Колпак на колпаке, под колпаком колпак.
***
Рассердился дед Филипп -
Липкий клей к нему прилип.
***
Лисята в гости шли к лисе.
***
Пилят, колют, колют, пилят
Филя с Колей, Коля с Филей.
***
Мы ели-ели линьков у ели...
Линьков у ели еле доели.
***
Свёкла у Фёклы мокла и сохла.
Сохла и мокла, пока не поблёкла.
***
Белым-бело! Белым-бело!
Всю землю снегом замело!
***
Убежало, убежало молоко.
Я с трудом его поймала.
Быть хозяйкой нелегко.
***
Валя на проталинке намочила валенки.
Валенки у Валеньки сохнут на завалинке.
***
Нил поймал линей:
Один мал, два длинней.
***
Наши руки были в мыле,
Мы посуду сами мыли.
Мы посуду мыли сами,
Помогали нашей маме.
***
Прыгало, прыгало, пугало, пугало,
На одной ножке в лес по дорожке.
Не доскакало - ворон увидало.
Испугалось, растерялось,
Да так стоять и осталось.
Звуковая зарядка для звуков [М], [М']
***
Ма-ма-ма — кота зовут Кузьма.
Му-му-му — тетрадку я возьму.
Ем-ем-ем — я всю манку съем.
Ми-ми-ми — меня с собой возьми.
Ам-ам-ам, ам-ам-ам — волю не давай рукам.
***
Ма - ма - ма - дома я сама.
Му - му - му - молоко кому?
Мы - мы - мы - погуляли мы.
Мо - мо - мо - едим эскимо.
***
Им-им-им — прилетайте в Рим.
Ом-ом-ом — у дома стоит гном.
Ом-ом-ом — я с ним не знаком.
Ям-ям-ям — открой секрет друзьям.
Юм-юм-юм — кто съел весь изюм?
Скороговорки.
***
Вы малину мыли ли?
Мыли, но не мылили.
Мама Ромы моет раму,
На районе роют яму.
***
Макару в карман комарик попал.
Комар у Макара в кармане пропал.
Про это сорока в бору протрещала:
"В кармане Макара корова пропала!"
Отработка звуков [Н], [Н']
***
На-на-на - ночью светит всем … (луна)
Но-но-но - весь день распахнуто … (окно)
Он-он-он - я сплю и вижу добрый... (сон)
Ин-ин-ин - рыжий, сочный... (апельсин)
Ан-ан-ан - налито молоко в... (стакан)
Но-но-но - идем мы вечером в... (кино)
***
Нарядили ножки
В новые сапожки.
Вы шагайте, ножки,
Прямо по дорожке.
***
На-на-на — нам звезда видна.
Ан-ан-ан — на стенке — таракан.
Не-не-не — ваза на окне.
Ни-ни-ни, ни-ни-ни — далеко горят огни.
Ин-ин-ин — к нам плывет дельфин.
Но-но-но — мы пойдем в кино.
Он-он-он — в зоопарке слон.
Ну-ну-ну — вас я припугну.
Ун-ун-ун — в сказках есть колдун.
Ын-ын-ын — это старший сын.
Ню-ню-ню — сена дам коню.
Ня-ня-ня — отыщи меня.
Ян-ян-ян — где растет тимьян?
Звуковая зарядка для звуков [П], [П']
***
Ап-ап-ап — раздается храп.
Ип-ип-ип — где-то слышен хрип.
Оп-оп-оп — очень толстый поп.
Оп-оп-оп — нажимаем стоп.
По-по-по, по-по-по — наш трамвай идет в депо.
Уп-уп-уп — ешьте, дети, суп.
Яп-яп-яп, яп-яп-яп -ты не делай все тяп-ляп.
***
Расскажите про покупки.
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.
Скороговорки.
***
Говорит попугай попугаю:
"Я тебя, попугай, попугаю".
Отвечает ему попугай:
"Попугай меня, попугай!"
***
Пришел Прокоп – кипит укроп,
Ушел Прокоп – кипит укроп.
И при Прокопе кипит укроп,
И без Прокопа кипит укроп.
***
У перепела и перепелки пять перепелят.
***
Пекарь пёк пироги в печи.
***
Пошла Поля полоть в поле.
***
Перепелка перепелят прятала от ребят.
***
Шли три попа, три Прокопия попа, три Прокопиевича.
Говорили про попа, про Прокопия попа, про Прокопиевича.
Звуковая зарядка для звуков [Р], [Р']
Чистоговорки
***
Ра-ра-ра,ра-ра-ра - во дворе у нас гора.
Ру-ру-ру,ру-ру-ру - собирайте детвору.
Ры-ры-ры,ры-ры-ры - покатаемся с горы.
Ра-ра-ра,ра-ра-ра - очень рада детвора.
***
Ра-ра-ра, ра-ра-ра — вдалеке видна гора.
Ре-ре-ре, ре-ре-ре — холодно нам в январе.
Ри-ри-ри, ри-ри-ри — ты почаще говори.
Ир-ир-ир, ир-ир-ир -пострелять мы ходим в тир.
Ро-ро-ро, ро-ро-ро — черно ворона перо.
Ор-ор-ор — к нам пробрался вор.
Ру-ру-ру, ру-ру-ру — жду весеннюю пору.
Ыр-ыр-ыр — в мышеловке сыр.
***
Рю-рю-рю,рю-рю-рю - как я много говорю?
Ри-ри-ри,ри-ри-ри - от зари и до зари.
Ре-ре-ре,ре-ре-ре - о горе и о норе.
ря-ря-ря,ря-ря-ря - про озера и моря.
Рю-рю-рю,рю-рю-рю - говорю и говорю.
***
Ры-ры-ры - в руках шары,
Ра-ра-ра - начинается игра,
Ру-ру-ру - бью рукою по шару,
Ро-ро-ро - упал шар в ведро.
***
Ирь- ирь, ирь-ирь - красногрудый наш снегирь
Ри-ри, ри-ри- прилетели снегири.
На рябине он сидит,
И на ягодки глядит.
***
Ря-ря-ря: алая заря (накормим снегиря).
Рю-рю-рю: рисую я зарю (игрушки подарю).
Ри-ри-ри: чисто говори (на ветках снегири).
Ра-ра-ра: в школу мне пора (дети нашего двора).
Ре-ре-ре: игры во дворе (читаем детворе).
Ро-ро-ро: легкое перо (на полу ведро).
Ры-ры-ры: стихи для детворы (фишки для игры).
Ру-ру-ру: развлекаем детвору (гуси ходят по двору).
Ар-ар-ар: из кастрюли валит пар (у больного жар).
Ор-ор-ор: разгорелся спор (выметаем сор).
Ир-ир-ир: роту строит командир (во дворе устроим пир).
Скороговорки.
Шел Егор через двор,
Нес топор чинить забор.
***
На горе, на горке
Горько ревет Егорка.
***
На горе, на пригорке
Стоят 33 Егорки.
***
Трактор в поле:"Тыр,тыр,тыр"
Мы за дружбу, мы за мир!
***
Три вороны на воротах,
Три сороки на пороге,
Три дерева, три тетерева.
***
Жили-были раки, раки-забияки.
Жили раки шумно, затевали драки.
***
Два дровосека, два дроворуба
На дворе дрова топорами рубят.
***
Трое трубачей трубили в трубы.
***
На горе Арарат растёт красный крупный виноград.
***
Орёл на горе, перо на орле.
***
Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор.
***
Проворонила ворона воронёнка.
***
Карл у Клары украл кораллы, А Клара у Карла украла кларнет.
***
Улов у Поликарпа - три карася, три карпа.
***
В аквариуме у Харитона -
Четыре рака да три тритона.
***
Ехал Грека через реку,
Видит грека - в речке рак.
Сунул грека руку в реку.
Рак его за руку - цап!
***
Отпустите красной краски для покраски.
Красной краской красной крыши в красный цвет.
***
Собирала Маргарита маргаритки на горе,
Растеряла Маргарита маргаритки на траве.
***
Роя норку, старый крот разрыхлил нам огород.
***
Приготовила Лариса для Бориса суп из риса.
А Борис Ларису угостил ирисом.
***
Взял Валерка тарелку, взял Валерка поднос.
Мне тарелку Валерка на подносе принёс.
***
У Андрея и Арины растут георгины.
Звуковая зарядка для звуков [С], [С']
***
Ся-ся-ся,ся-ся-ся не поймали карася.
се-се-се,се-се-се карасей ловили все.
Си-си-си,си-си-си в водоеме караси.
Ся-ся-ся,ся-ся-ся вот поймать бы карася!
***
Са-са-са, са-са-са ой-ой-ой летит оса!
Сы-сы-сы,сы-сы-сы не боимся мы осы!
Су-су-су.су-су-су видел кто из вас осу?
Сы-сы-сы,сы-сы-сы мы не видели осы.
Са-са-са,са-са-са отгадайте, где оса.
***
Са-са-са - по лесу идет лиса,
Со-со-со - лиса катит колесо,
Сы-сы-сы - хвост красивый у лисы,
Су-су-су - видел я в лесу лису.
***
Са-са-са — к цветку летит оса.
Ас-ас-ас — хожу в первый класс.
Се-се-се — хороши все.
Си-си-си — учебник приноси.
Ис-ис-ис — какой хитрый лис!
Со-со-со, со-со-со — у ковбоя есть лассо.
Ос-ос-ос — пробежали кросс.
Ус-ус-ус — силач тянет брус.
***
Са-са-са: на столе оса (в клетке спит лиса).
Су-су-су: боимся мы осу (смотрим на лису).
Сы-сы-сы: жало у осы (хвост пушистый у лисы).
Се-се-се: кисель дадим осе (знаем сказку о лисе).
***
Ас-ас-ас: бегут детишки в класс (сладкий ананас).
Ос-ос-ос: в классе много ос (на столе кокос).
Ус-ус-ус: Саша любит мусс (малыш совсем не трус).
Ес-ес-ес: сани едут в лес (каков у штанги вес?).
Ыс-ыс-ыс: коты бегут от крыс (Соня, пей кумыс).
Скороговорки.
***
Спит спокойно старый слон,
Стоя спать умеет он.
***
Сидели, свистели семь свиристелей.
***
Сорок сорок для своих сорочат
Сорок сорочек, не ссорясь, строчат.
***
У Саньки новенькие санки.
***
У маленькой Сани перевернулись сани.
***
У сосенки-сосёнки выросли опенки.
***
На острую косу много покосу.
Был бы покос, да настал мороз.
***
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
***
В семеро саней по семеро в сани уселись сами.
***
Коси, коса, пока роса.
Роса долой - и нам домой.
***
Носит Сеня сено в сени.
Спать на сене будет Сеня.
***
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
***
Купила Марусе бусы бабуся.
На рынке споткнулась бабуся о гуся...
Не будет подарка у внучки Маруси:
Все бусы склевали по бусинке гуси.
***
Села мышка в уголок,
Съела бублика кусок.
***
Ест киска суп из миски.
Сыта киска, пуста миска.
***
Сидел воробей на сосне.
Заснул - и свалился во сне.
Если б он не свалился во сне -
До сих пор бы сидел на сосне.
Звуковая зарядка для звуков [Т], [Т']
Та-та, та-та — у меня есть лопата.
Ат-ат-ат — у нее есть брат.
От-от-от — ловит мышку кот.
От-от-от — землю роет крот.
Ти-ти-ти — бабочка, лети!
Ит-ит-ит — кто-то крепко спит.
Те-те, те-те, те-те — я думаю о лете.
Ет-ет-ет — учеба — это свет.
Ут-ут-ут — избавлюсь я от пут.
Ют-ют-ют, ют-ют-ют — птицы зернышки клюют.
***
Та-та-та – у нас дома чистота.
Ты-ты-ты – сметану съели всю коты.
То-то-то – сели мы играть в лото.
Ти-ти-ти – съели кашу всю почти.
Тё-тё-тё – отложили мы шитьё.
Ать-ать-ать – мы идём гулять.
Скороговорки.
***
Топали да топали,
Дотопали до тополя.
До тополя дотопали,
Да ноги-то оттопали.
***
У енота тётя Тоня.
Тётя Тоня в тине тонет.
— Тётя Тоня, не тони!
— Эй, тяни её, тяни!
***
Танец твист — это топот, треск и свист.
***
Вот — бутон,
А вот — батон.
Вот — бидон,
А вот — питон,
Ну а вот бетон.
***
Сидел тетерев на дереве,
Тетёрка с тетеревами на ветке.
***
От топота копыт пыль по полю летит.
***
Ткёт ткач ткани на платки Тане.
Звуковая зарядка для звуков [Ф], [Ф']
Фа-фа-фа — в углу стоит софа.
Аф-аф-аф — в замке живет граф.
Фе-фе-фе — он живет в Уфе.
Фэ-фэ-фэ — мы пойдём в кафе.
***
Фу-фу-фу – моль живёт в шкафу.
Аф-аф-аф – кот залез на шкаф.
Скороговорки.
***
У Феофана Митрофаныча
Три сына Феофаныча.
***
Пилил Филипп полено из лип,
Притупил пилу Филипп.
***
Фокусник во фрак одет,
Факел превратит в букет.
Фея выскочит оттуда.
Фокус это или чудо?
***
Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.
***
В феврале финал футбола.
***
Флот плывет к родной земле,
Флаг на каждом корабле.
Звуковая зарядка для звуков [Х], [Х']
***