Особенности развития речевой моторики младших школьников и важность применения артикуляционной гимнастики в комплексе со скороговорками и чистоговорками




Методическое пособие: «Скороговорки и чистоговорки,

Как средство развития артикуляционного аппарата младших школьников»

Составитель: Петренко Светлана Николаевна,

Учитель начальных классов МБОУ Самарская СОШ № 4.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………………….…3

2. Особенности развития речевой моторики младших школьников посредством артикуляционной гимнастики, скороговорок и чистоговорок ……..…….….……...4-7

3.Методы педагогического воздействия на речевую моторику младших школьников…………………………………………………………………………..…8-12

4. Список литературы……………………………………………………..……………...13

5. Приложение «Звуковая зарядка для звуков» ………………………………….…..14-39

 

 

Введение

Воспитание речи у детей младшего школьного возраста, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно строить предложения и связное высказывание, является необходимым условием полноценного развития личности.

Скороговорки появились на Руси как малый фольклорный жанр для детей и взрослых. Это было увлекательной народной игрой – быстро, чисто и правильно произносить самые сложные сочетания звуков или длинных слов. Скороговорки, по определению В. И. Даля, — «род складной речи, с повтореньем и перестановкой одних и тех же букв и слогов, сбивчивых или трудных для произношенья.»

Скороговорки (чистоговорки) – это, как правило, небольшой по объёму речевой материал, построенный на сочетании звуков, трудных для произношения, чаще всего, насыщенный одинаковыми звуками. Их роль как речевого материала в развитии детской речи чрезвычайно велика.

Скороговорки способствуют улучшению дикции ребёнка, приучают быстро менять положение органов артикуляции при произнесении трудных сочетаний звуков, помогают устранить нечёткое произношение, словно «с кашей во рту», помогают закрепить в речи появившиеся звуки, которые ребёнок раньше не выговаривал. Кроме того, знание скороговорок родного языка расширяет представление детей о своем языке, его истории, культуре и традициях.

Впервые с проблемой дефектов речи я столкнулась в школе во время предшкольной подготовки, так как работаю учителем начальных классов. Знакомясь с будущими учениками, я с удивлением обнаружила, что из 20 детей 8, имеют речевые нарушения. А дома подрастал сынишка, который тоже не выговаривал сразу 5 звуков. Именно тогда стала изучать литературу по этому вопросу.

На основании анализа психолого-педагогической литературы и опыта работы мною была сформулирована проблема исследования, «Скороговорки и чистоговорки, как средство развития артикуляционного аппарата младших школьников» которая определяется противоречиями между потребностью общества в правильном звукопроизношении с одной стороны и существующими традициями по развитию речевой моторики с другой стороны.

Развитие речи и артикуляции у обучающихся 1-2 классов посредством скороговорок и чистоговорок и артикуляционной гимнастики, в условиях образовательного учреждения, станет более эффективной, если:

Систематически реализовывать комплекс артикуляционной гимнастики со скороговорками и чистоговорками, направленный на развитие речевой моторики, младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения, внеклассных мероприятих в 1-2 классе.

Особенности развития речевой моторики младших школьников и важность применения артикуляционной гимнастики в комплексе со скороговорками и чистоговорками

Речь – это деятельность, которая осуществляется при согласованном функционировании головного мозга и других отделов нервной системы. В осуществлении речевой функции принимают участие слуховой, зрительный, двигательный и кинестетический анализаторы.

Для правильного произнесения звука ребенку требуется воспроизвести артикуляционный уклад, состоящий из сложного комплекса движений, при этом артикуляция, фонация и дыхание должны быть достаточно скоординированы в своей работе, а речедвижения соотнесены с соответствующими слуховыми ощущениями.

В начальной школе на всех уроках идёт работа с речью, совершенствуется связная, и монологическая речь. В процессе богатой речевой практики ребенок к моменту поступления в школу овладевает также основными грамматическими закономерностями языка.

Усложняющиеся процессы мышления у ребенка, находят свое выражение в речи. В этот период у него появляется диалогическая речь, которая часто выражается в разговоре с самим собой в процессе игры.

Таким образом, можно сказать, что фундамент речевого развития ребенка закладывается в 1-2 классе начальной школы. Именно поэтому речь в этом возрасте должна являться предметом особой заботы со стороны взрослых.

В начальной школе большое внимание уделяется формированию у каждого ученика полноценного и обстоятельно усвоенного навыка чтения.

Но есть дети, у которых наблюдается смазанное произношение. Речь их отличается недостаточной внятностью и выразительностью. Часто и темп речи медленнее, чем у остальных детей. Это обусловлено недостаточной подвижностью артикулярного аппарата.

В начальном школьном возрасте недостатки речи часто мешают успешному обучению. Дети 6-ти и 7-летнего возраста, поступающие в школу, обычно не все звуки произносят правильно.

У некоторых детей этого возраста, а подчас даже более старших, произношение оказывается еще несформированным, и тогда родители должны на это обратить специальное внимание, не дожидаясь естественного преодоления речевого недостатка самим ребенком. Правильное и четкое произношение слов ребенком нужно для того, чтобы его речь была понятной для окружающих людей. Вместе с тем неправильное произношение может мешать пониманию самим ребенком речи других.

У соматически ослабленных детей наблюдаются трудности переключения с одной артикуляции на другую, снижение и ухудшение качества артикуляционного движения, снижение времени фиксации артикуляционной формы, снижение качества выполненных движений. Для решения проблемы исследования и проверки правильности выдвинутой гипотезы использовались следующие методы педагогического исследования: наблюдение, беседа, эксперимент.

Поэтому в 1 – 2 классах на уроках русского языка и литературного чтения, этапе обучения грамоте возникает необходимость регулярного использования артикуляционной гимнастики, скороговорок, чистоговорок.

Чистоговорки полезны для преодоления вялости и малоподвижности артикуляционного аппарата, для закрепления правильного произношения звуков во фразе и их дифференциации, для выработки отчетливой и внятной речи. Троекратное повторение слога, в начале чистоговорки, помогает правильно произнести этот же слог последним.

Скороговорки - это своеобразный речевой материал, который специально предназначен для отработки четкой дикции человека.

Что такое скороговорка? На первый взгляд кажется, что скороговорка – это весёлая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стихов и фраз. Но попробуйте сразу правильно и быстро произнести любую скороговорку.

Вся прелесть скороговорки в том, что с первого раза её ни за что не проговоришь. Также скороговорки помимо речи позволяют развивать логику и воображение, совершенствовать память и внимание детей.

Ведь по правилам игры скороговорку не читают, а повторяют со слуха, что гораздо труднее. Это делает скороговорки полезными упражнениями, которые способствуют улучшению звукопроизношения, дикции ребёнка, приучают быстро менять положение органов артикуляции при произношении трудных сочетаний звуков, помогают устранить нечёткое произношение, а также превращает их в увлекательную игру, в словотворчество.

Чтобы научиться произносить скороговорку быстро и правильно, нужно делать это постепенно и следовать нескольким правилам.

1) Научитесь произносить скороговорки медленно, но чётко, внятно и без запинок.

2) Подумай, о чём в ней говорится, выучите скороговорку наизусть, при заучивании произносите её в обычном темпе.

3) Научитесь произносить скороговорку быстро, постепенно увеличивая темп.

К каждой скороговорке можно добавить наглядное изображение сюжета для упрощения её запоминания и последующего воспроизведения, особенно на начальном этапе.

Таким образом, можно сказать, что фундамент речевого развития ребенка закладывается в младшем школьном периоде, поэтому речь в этом возрасте должна являться предметом особой заботы со стороны взрослых.

Наиболее ярко моторная недостаточность органов артикуляции и моторики рук проявляется при выполнении сложных двигательных актов, требующих четкого управления движениями, точной работы различных мышечных групп, правильной пространственно-временной организации движения.

Любое нарушение речи, в той или иной степени, может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Задача педагогов заключается в том, чтобы помочь ребенку преодолеть нарушение. И чем раньше будет выявлен дефект, тем эффективнее и успешнее будет работа по его преодолению.

У младшего школьника совершенствуется связная, монологическая речь. В этом возрасте ребенок уже способен самостоятельно раскрыть содержание картинки, если на ней изображены предметы, которые ему хорошо знакомы. Но при составлении рассказа по картинке он еще часто концентрирует свое внимание главным образом на основных деталях, а второстепенные менее важные часто опускает.

В процессе богатой речевой практики ученик овладевает основными грамматическими закономерностями языка. Он правильно строит предложения, грамотно выражает свои мысли в объеме доступных для него понятий.

Первые предложения отличаются упрощенностью грамматических конструкций. Это простые нераспространенные предложения, состоящие только из подлежащего и сказуемого, а иногда лишь из одного слова, которым он выражает, целую ситуацию.

Несколько позже в его речи появляются и распространенные предложения, содержащие, кроме подлежащего и сказуемого, определения, обстоятельства. Наряду с формами прямых падежей школьник употребляет и формы косвенных падежей.

Все это говорит об усложняющихся процессах мышления у ребенка, что находит свое выражение в речи. В этот период у него появляется диалогическая речь, которая часто выражается в разговоре с самим собой в процессе игры или речевой зарядки со скороговорками и чистоговоркам.

Их мы часто применяем на внеклассных мероприятиях, уроках русского языка и литературного чтения. Одна из главных целей учителя- отработать чистоту звука. Сегодня данный материал можно найти легко как в книгах по развитию речи, так и в Интернете.

Но мне хотелось собрать материал в одно методическое пособие, чтобы оно всегда было под рукой. Материалом легко пользоваться, так как он расположен в алфавитном порядке. В пособии есть картинки, чтобы можно было легко увеличить шрифт, распечатать, разрезать. Цель применения пособия будет диктовать и то, как с ним работать.

Одно-два упражнения можно включать в звуковые зарядки, физкультурные минуты, проводимые на уроках, где учащиеся мало пишут. Эффект от проведения подобных упражнений большой.

Подобранный материал будет интересен не только учителям, но и неравнодушным родителям, чьи дети испытывают трудности в произнесении того или иного звука.

Скороговорки кратки, лаконичны, динамичны и ритмичны, особенно эффективно их использовать на уроках обучения грамоте при изучении новых звуков. Работать со скороговорками нетрудно. Скороговорки и чистоговорки в силу своего небольшого объёма очень хорошо подходят на этапе знакомства со звуками.

Постарайтесь придать этим упражнениям игровой характер. Посоревнуйтесь, кто быстрее и чётче проговорит скороговорку, или кто угадает скороговорку по губам. Они будят фантазию ребенка, помогают проявить интерес к многообразию звуков, освоить и ощутить красоту чистой и внятной речи и, конечно, развить артикуляционный аппарат, но основе речевой гимнастики.

В 1 и 2 классах мы регулярно на уроках русского языка и литературного чтения проводим звуковую зарядку (скороговорки и чистоговорки) в комплексе с артикуляционной гимнастикой, которые существенно повысили эффективность работы.

Наблюдения за артикуляционной моторикой детей, показало, что точность движений активных мышц артикуляции значительно возросло. Кроме того, предъявляемый комплекс упражнений вызвал интерес детей к данной работе и сделал многочисленные повторения не однообразными и скучными, а увлекательными и разнообразными.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: