Проанализировать сюжет сказки.




Практическая работа

Задание 1. Выполнить задание.

1. Написать сказку самому или попросить это сделать кого-то из знакомых на любую тему (объем не менее 1 страницы). Можно приложить иллюстрации к сказке (по желанию).

 

Как Кургамыш-зелёный бог загадку разгадал

 

Дождь шёл уже добрых три часа. Лес шумел каплями, падавшими на листья деревьев, а с них на землю. Тропинки были залиты водой, якобы сухие места всасывали в себя лапы и лапки отважных обитателей леса, выбравшихся из своих убежищ по необходимости. Всё приостановилось.

Вдруг молния ударила в маленький гриб у подножия высокого дерева. Прогремел гром и дождь усилился. У грибочка появились глаза, рот, нос, ручки, ножки. Он резко выпрямился, задел краем шляпки лист подорожника и попал под душ прозрачных капель воды. С интересом и любопытством малыш смотрел на капли, на лист, на лес и удивлялся тому, как прекрасен мир, где он находится.

Дождь всё не заканчивался. Со своего места гриб не видел больше никого, с кем можно было бы поговорить, а сдвинуться не мог. Ничего вокруг не выглядело живым. Загрустил грибочек от того, что он один. Грустил, грустил и незаметно заснул.

Проснулся он от чьего-то шёпота и очень удивился. Смотрит вниз, а там лист подорожника, который на него воду вылил. Ещё ниже, у его ножки прятались 2 муравья. маленькая мышка и муха с намокшими крыльями. Гриб спросил их:

- Как вы здесь оказались?

- От дождя укрылись, не сердись на нас. Мы тебе очень благодарны, - отвечали они хором. - Только раньше с нами грибы не разговаривали. Как тебя зовут?

- Не знаю, - вздохнул гриб, и рассказал им свою историю. - Если бы я только мог ещё что-то делать. Стоять тут - бесполезное и скучное занятие.

- Как ты можешь так говорить? Без тебя мы бы промокли и замёрзли.

- А ведь и правда. Спасибо вам, я бы не подумал об этом!

Потянулся наш герой немножко и… вырос вровень с подлеском. Тут и дождь закончился. Выглянуло солнце.

Смотрит гриб, а по лесу идёт кто-то: лицо - широкое, ласковое лицо, а глаза, как у лошади - большие, хохочет. Идёт он и все с ним здороваются. Спросил гриб у мухи:

- Кто это такой, что с ним все здороваются?

- Да это же Кургамыш-зелёный бог. Он с Туянчи каждый год за хорошую погоду для нас сражается. Если уж кого и просить о том, чтобы уйти отсюда, так это его.

Поблагодарил гриб муху за совет и поздоровался с зелёным богом:

- Здравствуй, Кургамыш-зелёный бог. Куда путь держишь?

- Здравствуй, гриб. Я иду к Жёлтому озеру. Пойдём со мной.

- Не могу я ходить. Видно на роду мне написано всю жизнь здесь провести. А я бы мог...

Нежданно-негаданно задули свирепые ветры, засвистели от страха птицы, звери забились в норы - это Туянчи-Осень без приглашения в гости явилась. Налетела она на зелёного бога - черным клубом пыль идет, листья дрожат, горы стонут. Упал Кургамыш, встать не может, а Туянчи-Осень всё наседает на него.

Встревожился гриб. И так ему захотелось помочь зелёному богу, что он выскочил из земли и встал между ним и Туянчи. Озлилась она на смельчака. Но упустила из виду своего главного противника. Кургамыш вскочил и всю силу направил на старуху. Та и улетела в своё логово.

Посмотрел тогда зелёный бог на гриба и сказал

- Никакой ты не гриб, - упала шляпка с головы и всем стало понятно, что это человек.

Кургамыщ-зелёный бог пошёл к Жёлтому озеру, а человек остался жить в лесу и следить за ним. Ухаживал за деревьями, лечил зверей, помогал всем запасы собирать и в порядке всё лесное хозяйство держал. Потому полюбили его духи леса и всего теперь там в достатке, в изобилии. Имя человеку тому дали - Алексей.

Его и сейчас можно встретить, когда он с собственным сыном под деревьями или на опушке гуляет. Слушает птиц, ловит рыбу, рассказывает, истории жителей леса. Показывает то, что он любит, что так дорого для него, сына природы.

 

2. Подготовить психологический анализ сказки (по схеме 7 шагов)

Определение энергоинформационного поля сказки.

После прочтения сказки остаётся тёплое, доброе ощущение, умиротворение. Поиск автора и героя приходит к хорошему финалу, завершению. Сказка в данном случае работает как самотерапия, саморегуляция.


2. Определение основной темы сказки.

Основная тема сказки – поиск себя, своего жизненного предназначения. В самом начале мы видим рождение героя, его рост, осмысление себя и желание развиваться дальше, но сам он на это неспособен, ему помогает волшебное событие – встреча с мифическим зелёным богом.

Проанализировать сюжет сказки.

Сюжет сказки достаточно оригинален, хоть и можно проследить отсылку к традиционному фольклорному сюжету: противостояние одушевлённых сезонов года. Однако, в нашем случае в это противостояние вмешивается маленький гриб. Автор стремится к новым ощущениям.

Сказка написана в смешанном жанре: мистический сочетается с морально-нравственным.

Последовательность событий:

1. В маленький гриб в лесу ударила молния и он ожил.

Лес в сказках создает контекст для личностного роста. Герой в сложных ситуациях развивает и использует свои качества характера, особенности и возможности. Герои обычно достигают какого-то уровня зрелости благодаря решению возникающих вопросов и активным действиям.

2. Ему не с кем поговорить, сдвинуться с места не может – он засыпает.

3. Просыпается, понимает, что вырос и укрыл от дождя насекомых. Заводит с ними разговор.

4. Гриб ещё немного вырастает.

5. По лесу гуляет Кургамыш-зелёный бог, муха советует грибу попросить его о помощи в передвижениях.

6. Гриб и Кургамыш здороваются, но тут появляется Туянчи-осень, враг зелёного бога.

7. Гриб пересилил, превозмог себя, выскочил из земли и отвлёк Туянчи, чтобы Кургамыш мог её победить.

8. Кургамыш говорит, что гриб-то и не гриб уже вовсе, а человек. Волшебное рождение – 2.

9. Человек остаётся жить в лесу и всё у него хорошо.

Сюжет сказки говорит о внутреннем росте, развитии личности, вере в себя. Герой надеется, что ему кто-то сможет помочь, но в итоге сам решает свою проблему.


4. Проанализировать линию главного героя.

Образ себя: гриб, волшебным образом оживающий в первой части сказки, осознающий себя. Развитие героя в превозмогании себя в какой-то сложной ситуации и совершении сверхдобродетельного поступка, помощи другому, благодаря чему происходит второе рождение героя. Он становится человеком.

Образ цели: в финале сказки мы видим счастливую хорошую жизнь главного героя в лесу (интересно, что он не уходит жить к людям).

Мотивы поступков героини:

1. Желание найти себе подобных, своё место в социуме (в начале – не увенчалось успехом).

2. Бессознательная помощь и коммуникация с насекомыми, «заведение» друзей.

3. Желание нового, развития, сдвига с мёртвой точки.

4. Помощь Кургамышу.

Отношения с окружающим миром: сначала непонимание и ощущения себя маленьким, ничтожным, развитие персонажа и налаживание связей с насекомыми (выход на новый уровень), и ещё один «новый уровень» - перерождение и отношения с окружающим миром уже в качестве помощника-покровителя, патрона – гармония, согласие.


5. Проанализировать символическое поле сказки.

· ДОЖДЬ (ливень) – 1) священный союз неба и земли; 2) символ очищения, снятия напряжения, повышения плодородия земли; 3) сильный ливень вызывает потоп, наводнение.

· ДЕРЕВО (растение, ствол с ветвями) – 1) древо жизни и бессмертия, и древо познания добра и зла (древо знания и смерти); 2) символ женского божества – Великой Матери; 3) символ смерти и жертвоприношения (распятие Христа на дереве); 4) символ эволюции и духовного роста, психического развития (старое, мощное и древнее дерево); рост дерева – процесс индивидуации; 5) место обиталища духов, божеств (дриад, лешего и т. д.).

· МОЛНИЯ – символ внезапного открытия, озарения, интуиции.

· Гриб – главный герой, символ маленького человека.

· ЛЕС - у К.-Г. Юнга символ бессознательного и его опасностей, но в некоторых традициях, особенно в буддийской, лес является образом убежища. В европейском фольклоре и волшебных сказках лес — место тайн, опасностей, испытаний или посвящений.

· СОЛНЦЕ – 1) восходящее – символ возрождения, воскрешения; 2) знак круга, мандалы – символ Самости, цельности души; 3) в мифах Бог-солнце – созидательная сила, творец людей; 4) в политеистических религиях часто бог солнца является верховным богом и творцом мира (египетский Ра, его форма – золотой скарабей), либо просто богом солнца – греческий Гелиос, римский Соль, египетский Гор, иранский Митра, индийский Сурья, славянский Дажьбог (Хорс); 5) солнечный свет – разум и знание; символ мира Рубедо – энергия, страсть, плодородие.

· Муравьи, мышка и муха –

А) ЖИВОТНЫЕ – архетипы, сознательные и неосознанные влечения, инстинкты.

Б) ЖИВОТНЫЕ (союзники, друзья и помощники человека; сказочные, волшебные животные) – 1) инстинктивный аспект Самости, помогающий личности в решении стоящих перед ней задач, в преодолении трудностей; 2) тотемы у туземцев; 3) зооморфизм.

· Добрый зелёный бог - БОГ (Всевышний, Господь) — 1) Создатель, Творец всего бытия, в т. ч. и человека; 2) отец, родитель: 3) авторитет (часто непреклонный и непререкаемый); 4) Супер-Эго (Сверх-Я), совесть; 5) Самость, высшая инстанция – архетип души, человеческой личности.

· Злая старуха-осень - ВЕДЬМА – 1) Анима (отрицательный образ); 2) Тень (у женщин).

· ВОЙНА (сражение, бой, битва) – внутренние разногласия, борьба Эго и Ид.

Жизнь – это изменения, личностный рост, работа над собой, помощь другим.


6. Составить заключение о конфликтном и ресурсном содержании сказки.

Конфликтное содержание сказки в войне между ЭГО и ИД, жизнью и смертью, весной и сенью. Ресурсное содержание сказки выражено в богатом символами поле и стремлении к личностному росту, работе над собой, созидательному изменению окружающего мира.


7. Сформировать перспективные задачи психологической работы с автором.

У автора нет особенно выраженной тревожности или острых конфликтов, гармоничный благополучный фон и хороший финал у сказки. Можно сделать акцент на реализации полного потенциала героя, простроить путь к выходу на «новый уровень», учитывая индивидуальные особенности клиента. Может быть необходимо поработать над верой в себя, адекватной самооценкой и немного – над границами. Автор склонен помогать всем в любых ситуациях: с запросом и без.

 

Задание 2. Решить практико-ориентированную задачу.

Ученица второго класса Валентина К. с большим трудом была переведена во второй класс, материал первого класса остался практически не усвоенным: девочка плохо читает (но любит слушать книги), не справляется с логическими заданиями и примерами, требующими вычислений с переходом на десяток. Послушна, спокойна. Не опрятна, не аккуратна. Любит играть, много времени проводит с куклами.

Диагностическое обследование показало низкий уровень развития мышления, несформированность важнейших умственных действий, плохо развитую устную речь, незаинтересованность девочки в успешном обучении. Девочка тревожна, с недоверием относится к взрослым, в классе не пользуется популярностью и уважением.

Из бесед с педагогом стало известно, что девочка три последних года перед школой провела в деревне с прабабушкой, так как в семье родился еще один ребенок, очень ослабленный и болезненный.

Психолог предположил наличие серьезных нарушений умственного развития и организовал дифференциальное углубленное обследование с использованием детского варианта теста Векслера.

Интеллектуальный показатель девочки оказался равен 99, при этом по невербальным субтестам – 104, а по вербальным – 94. Особенно низкие результаты были получены по субтестам осведомленности, понятливости, математическому, последовательным картинкам. Последний субтест был проведен повторно после завершения обследования и в условиях обучения и помощи девочка справилась с ним весьма успешно.

 

На основании предоставленных данных выявить возможные причины проблемы, сформулировать запрос, с которым взрослые могли обратиться к психологу и составить заключение по результатам диагностики.

 

Возможные причины проблемы неуспешности в учёбе и низких умственных показателей:

· умственная отсталость

· задержка психического развития или снижение отдельных функций

· психофизический инфантилизм

· высокая личностная или школьная тревожность

· низкий уровень учебной мотивации

· специфические логопедические проблемы

· социально-педагогические условия развития (характер и стиль общения в семье, особенности речевого развития семьи).

 

Запрос родителей: Неуспешность в учёбе, ребёнок с трудом переведён во второй класс. Любит играть, много времени проводит с куклами.

Запрос педагогов: Материал первого класса ученицей не освоен, девочка плохо читает, не справляется с логическими заданиями и примерами, требующими вычислений с переходом на десяток. Девочка не опрятна, не аккуратна. Рекомендовано обследование у психолога

 

Заключение: У ребёнка не очень значительное отставание в умственном развитии. Девочке уделялось мало внимания, поэтому у неё низкая осведомлённость о мире, несформированное логическое мышление. Проблемы в успеваемости из-за низкой мотивации и неготовности ребёнка к обучению. Она больше любит играть в куклы, чем узнавать что-то новое. Отсутствие поддержки и помощи в семье привели к школьной неуспеваемости, у девочки высокая тревожность и неуверенность в своих силах.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: