Эссе «Моя профессия — педагог — психолог»




На сегодняшний день существует множество профессий и любому человеку, в том числе и мне, предстояло стоять перед очень непростым выбором, решая, с какой деятельностью связать свой жизненный путь …

О выборе профессии психолога задумался ещё в школе. Читая много художественной литературы, часами просиживал в библиотеке. В нашем маленьком селе психологической литературы практически не было, поэтому приходилось заказывать и покупать. Пользоваться интернет – ресурсами в то время не было возможности. В школе мне легко давались написанию изложения, сочинения, стихи и эссе. Учитель русского языка и литературы, Юлия Ивановна, часто зачитывала вслух перед всем классом мои работы. С большим интересом ходил на занятия со школьным психологом. Тогда ещё мы не осознавали, что отвечая на вопросы тестирования, Светлана Викторовна определяла наши типы темперамента, уровень развития познавательных процессов, сплоченность в классе. Мы что-то рисовали, слушали много интересного, и так это было не похоже на уроки алгебры, геометрии, физики или русского языка. Все ребята относились к этим занятиям по-разному: с интересом и любознательностью, кто- то с улыбкой, а кто-то и с равнодушием. Помню, в восьмом классе всем классом нас водили на урок профориентации в центр занятости населения, где мы проходили тестирование за компьютером. По окончании всех вопросов на мониторе вышел список рекомендованных мне профессий – политик, психолог. Тогда же для себя я решил, кем хочу стать.

Чтобы познакомиться с наукой поближе, читал разные психологические журналы, проходил различные тесты, знакомился с методиками и с высказываниями известных психологов. Очень хотелось научиться понимать переживания другого человека. А главное - быть важно необходимым,в помощи очень нуждающимся в этом.

По окончании школы с легкостью сдал вступительные экзамены и поступил на учебу в университет. Учился я с огромным желанием, "впитывая" каждое слово педагогов, это было очень интересно. Сейчас я ощущаю счастье от того, что могу свои знания использовать в своей работе. С большой ответственностью подходил к написанию контрольных и курсовых работ. На парах преподаватели делились своим жизненным опытом и накопленными знаниями о психологии, многие из которых надолго останутся в моей памяти.

Не всё давалось на «отлично». Знания хорошо закреплялись в практике. Первый опыт работы в дошкольном образовательном учреждении – это производственная практика. Работал воспитателем, в санатории Курьи. Между делом, писал отчет о результатах диагностики в детском санатории Курьи

Так же на «отлично» я отчитался о прохождении педагогической практики в университете. В перерыве между лекциями рассказывали студентам – первокурсникам о профессии психолога. Делились своими впечатлениями, обсуждали предстоящие экзамены и зачеты. Отвечали на интересующие их вопросы. Подходили к ведению лекции для студентов с большой ответственностью- подбирали интересный новый материал, доступные схемы и графики, подкрепляли фотографиями известных психологов, подбирали интересные факты из истории психологии, и, конечно, делились своим опытом. В вопросах написания дипломной работы рассказывали о своих трудностях и, наоборот, успехах.

Волнительные ожидания результатов единого государственного экзамена, потом счастливые моменты защиты своей дипломной работы и похвала преподавателей. И вот, я специалист!

Свою педагогическую деятельность я начал в детском саду, чему очень рад. За неимением опыта, присутствовало чувство страха и неуверенности, получится ли у меня. Руководство с теплом встретили молодого специалиста и помогли адаптироваться в новой для меня обстановке. Детский сад – маленький мир. В нем я чувствую себя свободно, легко. Мне нравиться то, чем я занимаюсь. И радость, которую мне приносит моя работа, не оценивается чем-то материальным. Чувствовать ответственность, свою сопричастность к чему-то большому – это большое счастье.

Основной принцип моей работы «не навреди!», ведь у каждого ребёнка ещё всё только начинается. Дошкольное детство – это особый период в развитии ребенка. Именно тогда начинает складываться личность ребенка, формируются эмоционально - волевая сфера, интересы, мотивы поведения. Такое формирование определяется социальным окружением ребенка, обстановкой в семье. Дети редко ограничивают свои желания, предпочитая делать то, что им нравиться. Под влиянием оценки, которую дают взрослые их поступкам, зарождается понимание того, что хорошо, а что плохо, формируется чувство долга. Дети учатся оценивать поступки свои и других детей. И моя задача, как педагога - психолога помощь ребенку в умении приспосабливаться к окружающему миру и умении взаимодействовать с ним. А так же помощь воспитателю и родителям ребенка в поиске и объяснении скрытых причин некоторых детских неудач, поступков и особенностей поведения. Но без участия родителей такая работа будет нерезультативной. Поэтому решение психологической проблемы, в первую очередь, начинается со знакомства с семьей, а в дальнейшем переходит в плодотворное сотрудничество.

Начиная работу в детском саду, возникало много трудностей перед неизведанным мной. С чего начать? Какой материал использовать? Как сделать правильно? Я прочитал много психологической литературы, просмотрел материалы педагогической деятельности педагогов с большим опытом работы, встречался и знакомился с психологами других образовательных учреждений. Первым делом составил план работы, и моя деятельность в детском саду получила практическую значимость. Родители стали обращаться с запросами на разные психологические проблемы детей, с вопросами в области психологии, с обращениями написания психологического портрета личности своего ребенка.

Организовывая свою работу, я поставил перед собой такие задачи:

- содействовать устранению или ослаблению недостатков в эмоционально – личностной и поведенческой сфере проблемных категорий дошкольников коррекционными средствами воздействия;

- формировать у педагогов дошкольного образовательного учреждения позицию отзывчивости на конкретную ситуацию психоэмоционального благополучия дошкольников; научить педагогов оказывать помощь детям группы риска; дать рекомендации по эффективному взаимодействию с проблемными категориями дошкольников;

- способствовать повышению ответственности родителей за психоэмоциональное благополучие детей; расширять психолого – педагогические знания и умения по оптимизации детско – родительских отношений.

Решение этих задач требует от меня огромного труда над совершенствованием своих знаний и личностных качеств.

Одним из важнейших компонентов психического развития в период дошкольного детства является психологическая готовность ребенка к школьному обучению. С воспитанниками подготовительной группы провела диагностику готовности к школе. Исследовала такие критерии, как познавательная деятельность, кратковременная речевая и зрительная память, способность действовать по правилам, уровень развития связной речи, мышление, уровень готовности к школьному обучению, школьная зрелость и оценка мотивационной готовности к школьному обучению. Обобщив результаты диагностики, сформировала коррекционную группу детей с низкими показателями. Каждую неделю провожу групповое коррекционное занятие по подготовке в школе, целью которого является развитие произвольного внимания и знакомство со свойствами предметов, слуховой памяти, мелкой моторики, концентрации внимания и расширение словарного запаса, и многое другое. Также на занятиях проводим упражнения для коррекции зрения, развиваем воображение, демонстрируем творческие способности, развиваем навыки общения, формируем положительное отношение к школе и играем. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, позволяющий осуществлять свои стремления. Зачастую в игре ребёнок открывает в себе те качества, которые не были раньше заметны ни ему, ни окружающим, открывает в себе новые возможности. Игра лучший способ тренировки тех или иных навыков. Дети с большим интересом ждут начало занятия и спорят друг с другом на тему того, какие именно упражнения для них приготовлены.

Я постоянно повышаю свой профессиональный уровень. Для начала прошел курсы повышения квалификации – вспомнил и освежил свои знания в области психологии, а так же познакомился с профессией педагога – психолога в дошкольном образовательном учреждении. Участвую в методических объединениях, семинарах, круглых столах, активно занимаюсь самообразованием. Уроки коллег, мастер - классы и педагогические советы, которые мне так необходимы как молодому специалисту, — это кирпичики фундамента моего успеха в будущем.

В своей работе я сталкиваюсь с такими психологическими проблемами детей как замкнутость, необщительность, тревожность, агрессия, нервозность, страхи. К каждому ребенку нахожу индивидуальный подход, подбираю методы работы, выстраиваю маршрут и выбираю время для благоприятного взаимодействия с воспитанником. Приглашаю на беседы родителей, составляю психологический портрет семьи и выстраиваю дальнейший план работы.

Работу в педагогическом коллективе начала с изучения психологического микроклимата. Свою работу строю на доверии, не забываю о профессиональной этике и ответственности. Эффективное сотрудничество с педагогами, специалистами всегда будет способствовать оптимизации контактов с детьми, их родителями. Сейчас я работаю с коллективом и замечаю, что конфликтов, как таковых, нет. Если спорные вопросы и возникают, то они в силах сами их быстро разрешить. Педагоги находятся в постоянном режиме боевой готовности: нужно куда-то бежать и что-то делать. Не всегда можно открыто и неторопливо побеседовать, обсудить волнующие и актуальные вопросы. Перегруженность воспитателей приводит к сильному психологическому истощению. Многие отмалчиваются, улыбаются или прячут слезы. Современные условия работы в МаДОУ отчасти способствуют быстрому «эмоциональному выгоранию». Такой синдром развития стресса возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без «разрядки» или «освобождения» от них. Выгоранию наиболее подвержены люди, чья профессиональная деятельность непосредственно связана с общением с людьми, люди с высокой эмоциональной нагрузкой. Профессиональное выгорание ведет к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов человека. В своей работе рассказал коллегам о том, в каком возрасте риск возникновения синдрома выше и почему. На педагогическом часе обсудили практические рекомендации для направленной профилактики возникновения стресса и наметили дни для проведения тренинговых занятия для снятия эмоционального напряжения. Я думаю, что нельзя жить только работой! Поэтому сам веду активный образ жизни, люблю прогулки на лыжах, садоводство, езду на велосипеде, подвижные игры с детьми и просто отдохнуть с родными на природе. Люблю готовить разнообразные блюда, сопровождая весь процесс прослушиванием любимой музыки, приглашать гостей и дарить подарки.

Я, как и любой другой человек, хочу быть удовлетворена результатами своей работы. И когда меня благодарят - я счастлив. Каждый день меня встречают детские глаза, счастливые, иногда грустные, но всегда открытые к общению. Я радуюсь каждой встрече, каждой беседе, потому что для некоторых из них я чуть ли не единственный взрослый друг. И я счастлив от их доверия. А иметь возможность быть счастливым и от работы - это много стоит.

Работа психолога интересная, важная, нужная, а главное, что она побуждает к постоянному самосовершенствованию, к постоянному стремлению изучать что-то новое, совершенствовать уже давно имеющийся опыт, открывать новое в хорошо известном, а дети, вообще, сплошное открытие, удивление и радость!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: