Социология – это наука о развитии общества и взаимодействующих в его рамках и условиях людей – индивидов и их групп.




Под объектом социологии мы понимаем часть окружающего нас природного или социального мира. Очевидным объектом социологии является общество, сфера социального. Но общество изучают другие гуманитарные науки. Общество существует объективно, вне зависимости от воли и сознания людей. Человек же в своем развитии и действиях зависит от общества. Люди или общество являются объектом социологии? Объект социологии - социальная реальность. Ее мы определим как общность индивидов и связей между ними. Другое определение объекта социологии –вся совокупность связей, отношений и взаимодействий, которые носят название социальных.Поскольку эти связи и отношения в каждом конкретном социальном объекте всегда организованы особым способом, объектом социологического познания выступает социальная система.

В отличии от объекта, предмет существует в сознании исследователя. Это результат исследовательских действий, который позволяет выделить свойства объекта, специфические для данной науки. Предмет социологии на протяжении ее полуторавекового существования непрерывно менялся. С одной стороны, он уточнялся, что сопровождалось окончательным отделением социологии от философии, с другой стороны, происходил рост числа различных теорий социологии, которых в настоящее время существует довольно много. Мы дадим такое определение предметасоциологии – исследование взаимодействий личностей и социальных групп в их структурных взаимозависимостях в определенных условиях их существования и в процессах их изменения и развития.

Если исходить из системного подхода в определении предмета социологии, то это наука об общих и специфических социальных законах и закономерностях развития и функционирования исторически определенных социальных систем.

Для того, чтобы понять специфику социологии, ее отличие от других гуманитарных наук, изучающих общество, нужно рассматривать общество не как сумму изолированных и независимых друг от друга индивидов, а как целое, живущее по своим законам. Это целое состоит из определенным образом расположенных упорядоченных частей, взаимодействующих друг с другом в строго указанных границах. Оно формируется и функционирует только в процессе такого взаимодействия. Поэтому слово взаимодействие – ключевое в понимании предмета социологии. Взаимодействуя, люди вступают друг с другом в различные отношения, образуют устойчивые связи, объединяются в группы, образуя структуры общества, подобные органическим, механическим структурам.

Люди не молекулы и не винтики. Они обладают сознанием, волей, способностями. Они уникальны и свободны. Но свобода выбора человека ограничена – местом и временем рождения, состоятельностью родителей, условиями воспитания, наличием вакансий и плотностью конкуренции. На выбор типа поведения человека оказывают влияние мораль, культура, религия, властные структуры, законы. Это в значительной степени ограничивает спонтанность его поведения, делает его предсказуемым. Поведение отдельно взятого человека постичь невозможно, тогда как в массе все люде в своем поведении руководствуются определенными законами, которые можно изучить. Социология изучает не столько человека, сколько создающиеся и функционирующие в процессе его жизнедеятельности и взаимодействия с другими людьми социальные структуры: семья, учебное заведение, предприятие, клуб по интересам и т.п. Человек не может существовать вне общества, поскольку общество не зависит от отдельно взятого человека. Человек же зависит от общества. Вне общества человека нет. Парадокс – человек является создателем общества, культуры, они же в свою очередь создают человека.

Социология, как и многие другие науки, вычленилась из философии. «Отцы-основатели» социологии, О.Конт, Г.Спенсер, были философами. В ряде исследовательских проблем социология продолжает совпадать с социальной философией. Главное отличие между ними – метод исследования. Социология использует научный метод познания, который основан на доказательствах. Доказательства – это конкретные результаты фактических наблюдений, которые можно проверить опытным путем. Самостоятельное развитие социологии как раз и связано с тем, что она начала осваивать при анализе социальных процессов количественные методы с применением математики, сбор эмпирических данных, установление статистических закономерностей. Другая наука, опирающаяся на эмпирические данные – психология, обращается к внутреннему миру человека, изучает отдельно взятую человеческую единицу. Отличие социологии от других наук, таких как демография, статистика, и т. д. – в предмете исследования.

 

Особенностью развития современной социологии является отсутствие единого теоретического базиса, многообразие теоретических подходов и парадигм. О возможности разработки общей социологической метатеории, которая включала бы в себя как основные достижения социологической классики, модернистских и постмодернистских социологических концепций ученые пока только говорят.

Существует два уровня развития социологии:

· теоретический

· эмпирический.

Они тесно взаимосвязаны. Социология как наука должна базироваться на конкретных, эмпирическим путем полученных социальных фактах. Они собираются и накапливаются учеными с помощью набора методов эмпирического исследования – наблюдения, изучения документов, социологических опросов и экспериментов. Но в отличии от естественных наук, социология не может осуществлять эмпирическое исследование в отрыве от теории. В социальной реальности затруднительно, а то и вовсе невозможно, использовать различные приборы, фиксирующие характеристики исследуемых объектов. Чем более глубокие пласты социальной реальности нами изучаются, тем более возрастает потребность применять теоретические аргументы, привлекать ценностные суждения.

Непосредственно теоретический уровень также состоит из нескольких слоев:

· общесоциологические теории (напр., марксистская теория, структурно-функциональная теория);

· специальные социологические теории (напр., бихевиоризм);

· отраслевые теории (напр., социология права, науки и т.п.).

В зависимости от ориентированности социологических исследований их подразделяют на фундаментальные и прикладные. Задачей прикладных исследований является изучение актуальных проблем, имеющих непосредственное практическое значение. Задача фундаментальных – изучение глубинных пластов социальной реальности, основных тенденций и закономерностей ее развития. Между этими уровнями существует определенный разрыв, который ослабляет эффективность как тех, так и других исследований. Выходом стала разработка еще одного компонента социологического знания – т.н. теорий среднего уровня, которые обобщают и структурируют эмпирические данные в определенных областях социологического знания (изучение семьи, организации, процессов коммуникации и т.п.). Т.о., любое социологическое исследование проходит ряд взаимосвязанных стадий, каждая из которых взаимодействует одновременно с эмпирическим базисом исследований, а также с общесоциологической, специальной или отраслевой теорией.

Социологические исследования дифференцируются также на макросоциологические и микросоциологические. Макросоциология изучает поведение больших сообществ и объединений людей, анализируя социальные структуры: институты, государство, организации. Теории О.Конта, К.Маркса, Г.Спенсера являются макросоциологическими. Микросоциология исследует поведение отдельных индивидов и малых групп. Она ищет причины человеческого поведения в отношениях и взаимодействиях между людьми, выявляя характерные мотивы, смыслы, значения. На основе этого создаются теории, применяемые наукой в целом, напр., символический интеракционизм, этнометодология, теория социального обмена.

Функции социологии определяются исходя из ряда исследовательских задач, которые стоят перед наукой:

1. Познавательная функция. Она позволяет ответить на вопрос «Каково общество, в котором мы живем?».

2. Концептуально-описательная функция («Что и как делается в обществе?»)

3. Оценочная функция (позволяет оценить степень справедливости, демократичности общественного устройства).

4. Объясняющая функция, которая позволяет ответить на вопрос, почему в обществе все происходит именно так, а не иначе.

5. Мировоззренческая (идеологическая) функция претворяет в жизнь определенные общественно-политические идеалы.

6. Прогностическая функция.

7. Управленческая функция.

8. Образовательная (обучающая) функция.

Для нас главная – последняя, поскольку изучение дисциплины помогает лучше узнать и оценить то общество, в котором мы живем, чтобы изменить его к лучшему. Например, первую теорию социальной стратификации создал 2500 лет назад Платон, чуть позже ее развил Аристотель. Первый учил нас, что власть в обществе надо предоставлять интеллигенции, которую он называл «философами». Аристотель утверждал, что становым хребтом социальной структуры должен быть средний класс. В начале двадцать первого века мы с ними полностью согласны. Социологи открыли законы группового давления и лидерства, возникновения межнациональных конфликтов и революций, обнаружили механизмы образования толпы, смены моды и политических режимов, но многие тайны социальной реальности до сих пор не раскрыты. Например: Почему процент суицидов в развитых странах больший, нежели в развивающихся? Почему люди не хотят работать в два раза усерднее, когда им платят в четыре раза больше? Почему люди готовы платить огромные деньги за то, что не является предметами первой необходимости и т.п.?

 

Характерной чертой социологии является единство теории и практики. Значительная часть социологических исследований посвящена решению практических проблем. Социология способна выработать научно-обоснованные прогнозы о тенденциях развития социальных процессов в будущем, что может быть использовано в социальном планировании. Для того, чтобы прогнозы, касающиеся процессов жизнедеятельности мирового сообщества, отдельных регионов и стран, городов, сел, отдельных предприятий и коллективов были точными, необходимо использовать достоверные данные.

Методы социологии можно разделить на три группы:

Общефилософские методы (анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и обобщение, конкретизация).

Общенаучные методы (системный подход, метод моделирования, метод типологизации, сравнительный метод, и т.п.).

Специальные социологические методы. Они делятся на:

- методы общей социологии (метод кросскультурного анализа, структурно-функциональный анализ и т. п.)

- методы прикладной социологии. Как мы уже говорили, социология использует методы познания, основанные на доказательствах. Доказательствами являются конкретные результаты фактических наблюдений, которые можно проверить опытным путем. Основными методами сбора социальной информации являются: анализ документов, наблюдение, опрос (анкетирование и интервьюирование), эксперимент. При анализе социальных процессов используются количественные методы с применением математики, установлением статистических закономерностей.

Социология не является жестко интегрированной научной дисциплиной. Она включает в себя множество различных, подчас противоположных подходов и парадигм, является открытой для новых социологических идей. На сегодняшний день мы выделяем следующие подходы:

1. Признание социальных фактов основой социальной реальности (О.Конт, Э.Дюркгейм).

2. Социологический эволюционизм (Г.Спенсер).

3. Классовый подход к социологии (К.Маркс).

4. «Понимающая» социология (М.Вебер).

5. Интегральная социология П.Сорокина.

6. Структурный функционализм Т.Парсонса.

7. Символический интеракционизм Дж.Мида.

8. Теория конфликтов.

9. Социологическая феноменология.

10. Этнометодология.

11. Теория самореферентных систем.

12.Структурационная теория.

Как подчеркивалось на ХХП Всемирном социологическом конгрессе в Мадриде (1990 г.), вступление человечества в период глобализации требует объединенных усилий социологов всех направлений и теоретико-методологических подходов для интегрального решения современных общечеловеческих проблем.

 

Вопросы для самоконтроля и повторения:

1. Что изучает социология?

2. Каково определение объекта социологии?

3. В чем заключается предмет социологии?

4. Каково определение социологии как науки?

5. Каковы основные функции социологии?

6. Какие уровни социологического знания существуют?

7. Какие типы теорий существуют в социологии?

8. Какие общенаучные методы использует социология?

9. Какие методы применяются в прикладной социологии?

 

Тема 2. Системные характеристики общества как формы организации социальных взаимодействий

1. Понятие об обществе как о системе. Системные характеристики общества.

2. Признаки, определяющие специфику обшества.

3. Важнейшие подсистемы общества.

4. Закономерности функционирования и развития общества как социокультурной системы.

5. Модель устойчивого развития белорусского общества.

 

На протяжении всей истории социологии одной из важнейших ее проблем была проблема: что представляет собой общество? Как возможно его существование? Каковы механизмы социальной интеграции, обеспечивающие социальный порядок при таком многообразии интересов составляющих его индивидов и групп?

Понятие «общество» употребляется не только в социологии, но и в политологии, психологии, истории, юриспруденции и т.д. Каждая из этих наук подходит к определению общества со своей стороны. Складывается множество теорий, концепций, мнений о том, что такое общество, в чем его сущность, каковы его отличительные признаки и особенности развития. Общество рассматривается и как совокупность людей, объединенных конкретными интересами, и как социальная организация данной страны. Эти определения не исчерпывают его многогранной и сложной сущности.

Не смотря на то, что общество является объектом изучения социологии, она не создала его универсального определения. Вот некоторые из них:

«Надындивидуальная духовная реальность, основанная на коллективных представлениях» (Э.Дюркгейм).

«Система отношений, основой которой являются нормы и ценности» (Т.Парсонс).

«Исторически развивающаяся совокупность отношений, основанная на совместной деятельности» (К.Маркс).

«Взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных действий» (М.Вебер).

Несмотря на различие, в этих определениях выражен подход к обществу как к целостной системе элементов: людей, их связей, взаимодействий и отношений, обеспечивающих целостность общества. Рассмотрим эти элементы.

Социальная связь – набор фактов, обуславливающих совместную деятельность в конкретных общностях в конкретное время для достижение тех или иных целей. Устанавливаются объективно.

Социальное взаимодействие – процесс, в котором люди действуют и испытывают воздействие друг на друга. Включает индивидов, совершающих те или иные действия, изменения, которые эти действия вызывают и влияние этих перемен на других индивидов, а также обратную реакцию этих индивидов. Взаимодействия приводят к становлению социальных отношений

Социальные отношения – устойчивые и самостоятельные связи между индивидами и социальными группами.

Общество не является простой суммой индивидов, их связей, взаимодействий и отношений. Это целостная система, на уровне которой все элементы образуют новое системное качество. Под системой мы понимаем определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой, взаимодействующих в указанных границах и образующих целостное единство. Качеств, которыми обладает общество, нет ни одного из включенных в него элементов в отдельности. Вследствие этого оно приобретает определенную самостоятельность по отношению к составляющим ее элементам. Общественные взаимодействия и отношения носят надыиндивидуальный, надличностный характер, т.е. общество – это некоторая самостоятельная субстанция, которая по отношению к индивидам первична. Каждый из нас, рождаясь, застает определенную структуру связей и отношений и в процессе социализации включается в нее. При этом общество как система находится в процессе изменения и развития. Это динамичная система.

Определение общества может звучать так:

Общество – это исторически развивающаяся целостная система отношений и взаимодействий между людьми, их общностями и организациями, складывающаяся в процессе их совместной деятельности.

Основными характеристиками общества являются системность, динамизм и целостность. Общество состоит из людей, живых и разных, поэтому подчеркнем его сложный характер. Оно несотворимо и неуничтожимо.

Признаки, определяющие специфику общества:

1. Социальность, которая выражает общественную сущность жизни людей, их взаимодействий и отношений. Это специфическая черта, которая отличает человеческое сообщество от других форм группового взаимодействия, встречающихся в животном мире.

2. Наличие в обществе социальной структуры. Это не однородная масса индивидов и групп, а сложноструктурированная система, включающая в себя слои, классы, этносы, семьи и т.п., которые отличаются друг от друга, взаимодействуют между собой, изменяются.

3. Наличие территории, на которой развертывается взаимодействие. Своеобразие ландшафтно-климатических черт территории является существенным фактором, определяющим особенности общества.

4. Функционирование в определенном социальном пространстве и социальном времени. Например, общество эпохи средневековья отличается от современного, а общества западного региона отличаются от восточных. Социальные время и пространство далеко не всегда совпадают с физическими временем и пространством.

5. Наличие в обществе социальных институтов – надындивидуальных образований, которые координируют действия людей, упорядочивают их отношения, заставляют действовать в определенном, нужном системе направлении.

6. Способность общества к саморегуляции как способность без вмешательства извне создавать необходимый для данного исторического этапа уровень организации социальных взаимодействий, обеспечивающий его устойчивое саморазвитие и самовоспроизводство и удовлетворять потребности людей.

7. Наличие субъектов общественного развития. Это означает, что ничего в общественном развитии не осуществляется без сознания, воли и деятельности людей.

 

Важное значение в социологии имеет определение того, что входит в состав общества в качестве его структурных компонентов. Основными являются четыре вазаимосвязанные и взаимодействующие друг с другом подсистемы единой системы общества.

1) Социальная подсистема (исторически первичная). В ее состав входят:

· система стратификации (основанная на системе неравенства);

· этнонациональная система;

· территориальная система;

· профессиональная система;

· социально-демографическая (соотношение женщин и мужчин, детей и взрослых, динамика рождаемости и смертности);

· социальные институты, группы и организации, функционирующие в обществе, соответствующие статусы и роли.

2) Экономическая подсистема, в которую входят:

· производство;

· распределение, перемещение и обмен товаров и услуг;

· рынок труда (предприниматели, работники, безработные);

· экономическое стимулирование видов деятельности(зарплата, премия, пенсия, пособие).

· финансовые, кредитные организации.

3) Политическая подсистема, в которую входят:

· политическое устройство общества (монархия или республика, федерация или унитарное государство);

· политический режим (демократический или недемократический);

· политические институты (государство, политические партии).

4 ) Социокультурная система. Она включает в себя:

· искусство;

· мораль;

· религию;

· образование;

· науку, здравоохранение, СМИ и т.д.

Все подсистемы в своем взаимодействии создают непрестанно функционирующую целостную систему общества. Обеспечивают их взаимодействие компоненты социальной системы второго уровня. Их взаимодействия пересекают границы подсистем, образуя «узлы», связывающие ее в единую многозвенную сеть.

1) Множество индивидов (функционирование индивида как ведущего элемента социальной системы).

2) Социальные статусы и роли.

3) Иерархическая система ролей и статусов.

4) Социальные связи, отношения и взаимодействия.

5) Социальные институты и организации (социальные институты базируются на социальных ценностях и нормах, реализация которых является основной целью возникновения и деятельности института).

6) Социальный контроль (санкционирование нежелательного и одобрение желательного поведения индивида).

 

Общество как система устойчиво и стремится к стабильности. Но в мире нет ничего постоянного, данного изначально, иначе все общества были бы одинаковыми. Общество как система находится в процессе изменения и развития. Оно является динамичной системой.

Динамическая характеристика социальных систем рас­крывается в таких понятиях как функционирование, из­менение и развитие. Любая система находится в состоя­нии функционирования, изменения и развития. Солнеч­ная система, Земля как планета, живой отдельно взятый организм и биосфера в целом, а также общество постоянно находятся в состоянии функционирования, изменения и развития

Ес­ли речь идет о человеке, то его трудовая, общественная и бытовая деятельность и есть проявление функциональ­ной характеристики общественной системы в ее исходном варианте. А далее можно говорить о функционировании семьи, коллектива, организации, социального института, общности и т. д. Производственная деятельность, полити­ческие процессы, общественные движения, воспроизвод­ство духовных ценностей и многое, многое другое, что связано с жизнедеятельностью человека, выражают бога­тую палитру функциональной динамики общества. Само понятие «функция» обозначает деятельную характеристи­ку элемента в системе целого, это некая полезная «работа», которую выполняет часть системы для обеспечения жизне­деятельности системы в целом.

В процессе функционирования происходят частичные изменения в структуре системы, что-то устаревает, что-то изнашивается, что-то отмирает и заменяется новым, но система продолжает существовать в своем первозданном виде. Изнашиваются и заменяются детали машин, отми­рают клетки живого организма, люди приходят и уходят, а общество продолжает существовать и совершенствовать­ся. Изменение, таким образом, выступает как частичное преобразование отдельных элементов системы с сохранением ее целостности и качественной определенности.

Ни одна система не является вечной, как бы долго она ни существовала. Все, что существует в мире, приходит и уходит. Но особенность бытия материи состоит в том, что отмирающее, преходящее не исчезает бесследно, а успевает создать предпосылки для будущего существова­ния новых объектов, появления новых систем. Так измене­ние преобразуется в развитие. Это такая форма динамиз­ма, которая связана с коренным, качественным преобразо­ванием систем. Оно осуществляется в длительные интервалы времени и выра­жает их поступательное движений от простого к сложно­му, от менее совершенного к более совершенному. В насто­ящее время факт развития систем (природных, биологи­ческих, технических, социальных и духовных) очевиден и не требует особых доказательств. Но разбор теоретичес­ких концепций этого вопроса имеет большое методологи­ческое и познавательное значение. Поэтому рассмотрим некоторые из них.

В самом общем виде все концепции исторического раз­вития природы и общества, сформировавшиеся в теоло­гии, философии и науке, можно объединить в три основ­ные группы. К первой группе можно отнести теории неизбежного окончания бытия: конца света, гибели циви­лизации, заката Европы и т. д. Это, своего рода, эсхатоло­гические концепции. Во вторую группу включаются теории, проповедующие бесконечную повторяемость собы­тий, то есть теории циклического развития. Классической в данном роде является теория общественного развития итальянского мыслителя Дж. Вико. Наконец, к третьей группе относятся многочисленные теории закономерно­го прогрессивного развития, т. е. развития по восходящей линии.

Глобальный всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от состояния дикости к вершинам цивилизации называется социальным прогрессом. Это глобальный процесс, характеризующий движение человеческого общества на всем протяжении истории. Если сумма позитивных последствий крупномасштабных изменений в обществе превышает сумму негативных, имеет место прогресс. В противном случае говорят о регрессе. В отличие от прогресса он локален, охватывает отдельные общества на короткие промежутки времени.

Различают постепенный и скачкообразный виды социального прогресса. Постепенный или эволюционный процесс – медленное плавное, количественное преобразование объектов. Осуществляется путем реформ – частичных усовершенствований в какой либо сфере жизни общества, не затрагивающих основ существующего социального строя. Реформы бывают социальными (реформирование системы образования), экономическими (переход к рыночной экономике, налоговая реформа), политическими (изменения конституции, формы голосования).

 

Своей материально-производственной деятельностью человек преобразует природу, то есть изменяет ее в силу сущности своего бытия. Изменение, а не сохранение есть способ жизнедеятельности человека. Человек для поддержания нормальных условий существования должен постоянно компенсировать свое дестабилизирующее воздействие на природу другими преобразованиями. Необходимость этого стала особенно очевидной в конце ХХ века.

Устойчивое развитие (англ. sustainable development) — гармоничное (правильное, равномерное, сбалансированное) развитие — это процесс изменений, в котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития, развитие личности и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений.

Концепция устойчивого развития появилась в результате объединения трех основных точек зрения: экономической, социальной и экологической.

В 1980 году впервые получила широкую огласку концепция устойчивого развития во Всемирной стратегии сохранения природы, разработанной по инициативе ЮНЕП, Международного союза охраны природы (МСОП) и Всемирного фонда дикой природы.

В 1987 году в докладе «Наше общее будущее» Международная комиссия по окружающей среде и развитию (МКОСР) уделила основное внимание необходимости «устойчивого развития», при котором «удовлетворение потребностей настоящего времени не подрывает способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности». Эта формулировка понятия «устойчивое развитие» сейчас широко используется в качестве базовой во многих странах. Таким образом, была заложена новая триединая концепция устойчивого (эколого-социально-экономического) развития. Всемирный саммит ООН по устойчивому развитию (межправительственный, неправительственный и научный форум) в 2002 году подтвердил приверженность всего мирового сообщества идеям устойчивого развития для долгосрочного удовлетворения основных человеческих потребностей при сохранении систем жизнеобеспечения планеты Земля.

На Саммите по Устойчивому развитию, прошедшему 25 сентября 2015 года, государства-члены ООН приняли Повестку дня в области Устойчивого Развития на период до 2030 года, которая включает в себя список из 17 Целей Устойчивого Развития (ЦУР), в которых концепция по обеспечению триединого развития экономической, социальной и экологической сфер получила дальнейшее воплощение.

Экономическая составляющая подразумевает оптимальное использование ограниченных ресурсов и использование экологичных — природо-, энерго-, и материало-сберегающих технологий, включая добычу и переработку сырья, создание экологически приемлемой продукции, минимизацию, переработку и уничтожение отходов.

Социальная составляющая устойчивости развития ориентирована на человека и направлена на сохранение стабильности социальных и культурных систем, в том числе, на сокращение числа разрушительных конфликтов между людьми.

С экологической точки зрения, устойчивое развитие должно обеспечивать целостность биологических и физических природных систем. Особое значение имеет жизнеспособность экосистем, от которых зависит глобальная стабильность всей биосферы.

Концепция устойчивого развития рассматривается как предпосылка долговременного прогресса человечества, сопровождаемого приумножением капитала и улучшением экологических условий.

Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года (НСУР-2030) – это долгосрочная стратегия, определяющая цели, этапы и направления перехода Республики Беларусь к постиндустриальному обществу и инновационному развитию экономики при гарантировании всестороннего развития личности, повышении стандартов жизни человека и обеспечении благоприятной окружающей среды. Она была опубликована в апреле 2015 года. В документе изложены концептуальные положения долгосрочного развития страны, обозначены основные приоритеты и направления деятельности государства и общества.

Системообразующим блоком функционирования модели является социально ориентированное, экономически эффективное и экологозащитное развитие страны с учетом удовлетворения потребностей нынешних и будущих поколений. Главными факторами устойчивого развития называются человеческий, научно-производственный и инновационный потенциалы, природные ресурсы и выгодное географическое положение страны. Для обеспечения устойчивого развития модель предусматривает взаимоувязанное, комплексное развитие всех ее элементов на основе соблюдения следующих критериев: - максимизация роста социальной и экономической эффективности при недопущении ухудшения состояния природной среды; - рациональное потребление благ и услуг в соответствии с научно обоснованными нормативами; - соблюдение ограничений на ресурсы всех видов; - максимальное сохранение экосистем в процессе природопользования на основе обеспечения сбалансированности кругооборота веществ.

Стратегической целью устойчивого развития Республики Беларусь является обеспечение высоких жизненных стандартов населения и условий для гармоничного развития личности на основе перехода к высокоэффективной экономике, основанной на знаниях и инновациях, при сохранении благоприятной окружающей среды для будущих поколений.

Целевым критерием качества человеческого потенциала выступает индекс человеческого развития. В этой связи предстоит решить амбициозную задачу - в мировом рейтинге этого показателя войти в первые сорок стран с очень высоким уровнем человеческого развития (против 53-го места в 2013 году среди 187 стран мирового сообщества). В качестве целевого критерия конкурентоспособности страны выступает вхождение в тридцатку лидеров по индексу экономики знаний. Критериями качественных структурных преобразований станут сокращение к 2030 году в два раза разрыва производительности труда со среднеевропейским уровнем; повышение доли высокотехнологичного наукоемкого сектора в ВВП (до 8-10% в 2030 году); снижение энергоемкости ВВП за 2016-2030 годы - на 35%.

Согласно концепции, необходимы действенные механизмы экологизации национальной экономики, способствующие улучшению охраны окружающей среды и рациональному природопользованию, развитие экологического образования и совершенствование управления субъектами хозяйствования с целью повышения их ответственности за обеспечение экологической безопасности, минимизацию возможного вреда, наносимого природной среде экономической деятельностью, стимулирование их к увеличению уровня использования отходов в качестве вторичного сырья. Ожидаемыми результатами реализации намеченных задач в контексте трех основных компонент устойчивого развития станут: - увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении до 77 лет; - рост ВВП за 2016-2030 годы в 1,5-2,0 раза; - достижение ВВП на душу населения к 2030 году $30-39 тыс. по ППС (против 17,6 в 2013 году); - повышение затрат на научные исследования и разработки - до 2,5% от ВВП в 2030 году; - рост удельного веса затрат на охрану окружающей среды - до 2-3% к ВВП в 2030 году; - сокращение объемов выбросов парниковых газов на 15% по сравнению с 1990 годом.

В качестве задач по обеспечению развития социальной сферы, человеческого потенциала и роста качества жизни в НСУР до 2030 видит:

· Воспроизводство населения и укрепление института семьи

· Рациональная занятость и эффективное использование человеческого капитала

· Достойные доходы и высокие стандарты благосостояния населения

· Образование для устойчивого развития

· Качественное здравоохранение и поощрение здорового образа жизни

· Культура как источник духовного здоровья нации и социальной стабильности.

 

 

Вопросы для самоконтроля и повторения:

1. Что такое общество?

2. Каковы отличительные признаки общества?

3. Что представляют собой структурные компоненты общества?

4. Каковы основные подсистемы общества?

5. Что такое социальное развитие?

6. Какие формы социального развития вы знаете?

7. Какова история идеи устойчивого развития?

8. Что является стратегическими целями устойчивого развития в Республике Беларусь?

 

Тема 3. Социодинамика общества и культуры: развитие, прогресс, кризис.

1. Понятие социального развития. Развитие и прогресс.

2. Основные типологии обществ по уровню их развития.

3. Понятие культуры. Материальная и нематериальная культура.

4. Культура как система ценностей норм, регулирующих взаимосвязи в обществе.

5. Типы культур. Традиции белорусской культуры и их влияние на развитие современного белорусского общества.

 

Общество как система устойчиво и стремится к стабильности. Но в мире нет ничего постоянного, данного изначально, иначе все общества были бы одинаковыми. Общество как система находится в процессе изменения и развития. Оно является динамичной системой.

В самом общем виде все концепции исторического раз­вития природы и общества, сформировавшиеся в теоло­гии, философии и науке, можно объединить в три основ­ные группы. К первой группе можно отнести теории неизбежного окончания бытия: конца света, гибели циви­лизации, заката Европы и т. д. Это, своего рода, эсхатоло­гические концепции. Во вторую группу включаются теории, проповедующие бесконечную повторяемость собы­тий, то есть теории циклического развития. Классической в данном роде является теория общественного развития итальянского мыслителя Дж. Вико. Наконец, к третьей группе относятся многочисленные теории закономерно­го прогрессивного развития, т. е. развития по восходящей линии.

Глобальный всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от состояния дикости к вершинам цивилизации называется с



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: