Основными методами сбора информации в социологии являются опрос, анализ документов, наблюдение, эксперимент.
В социологии применяются четыре разновидности опроса:
- анкетирование – письменный заочный опрос;
- интервью – устная беседа, очный опрос;
- социометрический опрос – измерение степени дружественности отношений в малой группе;
- экспертный опрос – оценка ситуаций знающими людьми.
Главными среди них являются анкетирования и интервьюирование. И для того, и для другого нужна анкета – размноженный печатный документ, содержащий в среднем от 10 до 40 вопросов, адресованных выбранному множеству респондентов. В большинстве случает (75-80 %) опрос проводится заочно, поэтому нужно внимательно отнестись к формулировке и компонованию вопросов анкете.
Вопрос анкеты должен быть понятен респонденту. Он должен касаться его мнения, пожеланий, ожиданий, планов, быть связан с его личностью, с окружающей действительностью. Данные о личности опрашиваемого фиксируются отдельно, в т.н. паспортичке, которая помещается либо в конце, либо в начале анкеты. Анкета анонимна, фиксируются только пол, возраст, род занятий опрашиваемого.
Вопросы анкеты могут быть открытыми (когда, задав его, мы оставляем свободное место для мнения респондента), и закрытыми (когда мы предоставляем полный набор вариантов ответов. Закрытые вопросы бывают альтернативные (один ответ) и неальтернативные (боле одного ответа). Открытые вопросы более сложны для обработки, они требуют от респондентов знания о предмете исследования, поэтому исследователи предпочитают использовать закрытые альтернативные вопросы. Тем не менее, исследователи считают, что ответы на открытые вопросы более индивидуализированы.
|
Композиционно анкета должна выглядеть так:
· Вступление (краткое обращение к респонденту, в котором излагаются цели опроса, объясняется техника заполнения анкеты).
· Вопросы наиболее простые и нейтральные оп смыслу, дающие возможность расположить респондента к сотрудничеству.
· Сложные вопросы, требующие размышления.
· Паспортичка, в которой фиксируются данные о респонденте.
Обратите внимание на графическое оформление анкеты (шрифт, место для ответов), а также на такие детали как:
· не забыты ли такие варианты ответов «не знаю», «затрудняюсь ответить» и т.п., которые дают респонденту уклониться от ответа;
· не следует ли добавить к закрытым вопросам позицию «другие ответы», «другие варианты»;
· нет ли логического несоответствия между формулировкой вопроса и вариантами ответа;
· не превышает ли вопрос компетентности опрашиваемого;
· не задевает ли вопрос самолюбия респондента, его достоинства, представлений о должном.
Вопросы для самоконтроля и повторения:
1. Что должна включать программа социологического исследования?
2. Назовите основные шаги работы над программой.
3. Какие типы социологических исследований вы знаете?
4. Назовите основные методы социологических исследований.
Список рекомендуемой литературы:
Основная литература:
1. Бабосов, Е.М. Общая социология: учеб. пособие / Е.М. Бабосов. – Минск, 2006.
2. Бабосов, Е.М. Социология личности, стратификации и управления / Е.М. Бабосов. – Минск, 2006.
3. Бабосов, Е.М. Социольно-стратификационная панорама современной Беларуси / Е.М. Бабосов. – 2-е изд. – Минск, 2004.
|
4. Бабосов, Е.М. Социология управления: учеб. пособие для вузов / Е.М. Бабосов. – Минск, 2002.
5. Бабосов, Е.М. Конфликтология: учеб. пособие / Е.М. Бабосов. Минск, 2000.
6. Бабосов, Е.М. Прикладная социология: учеб. пособие для вузов / Е.М. Бабосов. Минск, 1999.
7. Бестужев-Лада, И.В. Социальное прогнозирование: курс лекций / И.В. Бестужев-Лада, Г.А. Наместникова. М., 2002.
8. Гидденс, Э. Социология / Э. Гидденс. М., 2004.
9. Гидденс, Э. Устроение общества: очерк теории структурации / Э. Гидденс. М., 2005.
10. Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 годы.
11. Данилов, А.Н. Переходное общество: проблемы системной трансформации / А.Н. Данилов. Минск, 1997.
12. Данилов, А.Н. Власть и общество: поиск новой гармонии / А.Н. Данилов. Минск, 1998.
13. Дарендорф, Р. Тропы из утопии. Работы по теории и истории социологии / Р. Дарендорф. М., 2002.
14. История социологии: учеб. пособие для вузов / под общ. ред. А.Н. Елсукова. – Минск, 1997.
15. История социологии: учебник / под общ. ред. В.И. Добренькова. – М., 2004.
16. Кравченко, А.И. Социология / А.И.Кравченко. М., 2004.
17. Лапин, Н.И. Общая социология: учеб. пособие для вузов / Н.И. Лапин. М., 2006.
18. Оперативные социологические исследования: методика и опыт организации / под ред. Д.Г. Ротмана, А.Н. Данилова, Л.Г. Новиковой. Минск, 2001.
19. Соколова, Г.Н. Экономическая социология: учеб. для вузов / Г.Н. Соколова. – 2-е изд., перераб. и доп. М.; Минск, 2000.
20. Соколова, Г.Н. Социология труда: учеб. для вузов / Г.Н. Соколов. Минск, 2002.
21. Социологическая энциклопедия / под общ. ред. А.Н. Данилова. Минск, 2003.
|
22. Социология: учеб. пособие для вузов / под общ. ред. А.Н. Елсукова. – Минск, 2004.
23. Титаренко, Л.Г. Ценностный мир современного белорусского общества: гендерный аспект / Л.Г. Титаренко. Минск, 2004.
24. Штомпка, П. Социология. Анализ современного общества / П. Штомпка. М., 2005.
25. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В.А. Ядов. М., 1998.
Дополнительная литература:
1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М., 1997.
2. Валлерстайн, И. Конец знакомого мира: социология XXI века / И. Валлерстайн. – М., 2004.
3. Вебер, М.Избранное. Образ общества / М. Вебер. – М., 1994.
4. Дарендорф, Р. Современный социальный конфликт. Очерк политики свободы / Р. Дарендорф. – М., 2002.
5. Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда. Метод социологии / Э. Дюркгейм. – М., 1990.
6. Заславская, Т.И. Современное российское общество: социальный механизм трансформации: учеб. пособие / Т.И. Заславская. – М., 2004.
7. Зборовский, Г.Е. История социологии: учеб. для вузов / Г.Е. Зборовский. – М., 2004.
8. Зиммель, Г. Избранное / Г. Зиммель. – М., 1996.
9. Ионин, Л.Г. Социология культуры / Л.Г. Ионин. – М., 1996.
10. Козер, Л.А. Мастера социологической мысли. Идеи в историческом и социальном контексте / Л.А. Козер. – М., 2006.
11. Кравченко, А.И. Социология: хрестоматия для вузов / А.И. Кравченко. – М., 2002.
12. Левада, Ю.А. От мнений к пониманию. Социологические очерки. 1993-2000 / Ю.А. Левада. – М., 1999.
13. Новая постиндустриальная волна на Западе: антология / под ред. В.Л. Иноземцева. – М., 1999.
14. Парсонс, Т. О структуре социального действия / Т. Парсонс. – М., 2000.
15. Российская социологическая энциклопедия / под общ. ред. Г.В. Осипова. – М., 1999.
16. Римашевская, Н.М. Человек и реформы: секреты выживания / Н.М. Римашевская. – М., 2003.
17. Рубанов, А.В. Механизмы массового поведения / А.В. Рубанов. – Минск, 2000.
18. Руткевич, М.Н. Социология образования и молодежи: избранное (1965-2002) / М.Н. Руткевич. – М., 2002.
19. Современная западная социология: хрестоматия: учеб. пособие для вузов / авт.-сост. Г.Н. Соколова, Л.Г. Титаренко. – Минск, 2008.
20. Сорокин, П. Человек, цивилизация, общество / П. Сорокин. – М., 1992.
21. Стиглиц, Дж.Ю. Глобализация: тревожные тенденции / Дж.Ю. Стиглиц. – М., 2003.
22. Фукуяма, Ф. Наше постчеловеческое будущее: последствия биотехнологической революции / Ф. Фукуяма. – М., 2004.
23. Шавель, С.А. Методологические основы оценки кадров в контексте инновационного развития / С.А. Шавель // Социология. – 2007. - № 3. – С. 69-87.
24. Шахотько, Л.П. Комплексная оценка демографической ситуации в Республике Беларусь с позиций обеспечения устойчивого экономического роста / Л.П. Шахотько // Социология. – 2007. – № 3. – С. 129-134.
25. Экономико-социологический словарь / под ред. Г.Н. Соколовой. – Минск, 2002.
26. Ядов, В.А. Современная теоретическая социология как концептуальная база исследования российских трансформаций: курс лекций / В.А. Ядов. – СПб., 2006.