4. Обработка перед наложением швов.
5. Обработка после наложения швов.
Кроме того, операционное поле подлежит смазыванию настойкой йодоната всякий раз, когда меняют белье вокруг раны (при загрязнении его или в случае необходимости расширять рану).
Можно обрабатывать операционное поле:
Ø 2,4% раствором первомура;
Ø 0,5% гибитаном;
Ø 0,5% Дезоксоном.
Стерильный стол
Ø стол дважды вытирают влажной чистой ветошью, смоченной в дезрастворе;
Ø накрывают стол специальными стерильными простынями, не имеющими дефектов;
Ø первую простыню (можно использовать стерильную пеленку) накрывают в один слой так, чтобы она свисала на 15-20 см ниже панели стола;
Ø вторую простыню складывают вдвое и укладывают поверх первой;
Ø укладывают несколько сложенных вдвое полотенец, приготавливая место для инструментов, которые будут располагаться между нижним и верхним слоями полотенца;
Ø инструменты и другие принадлежности для перевязок раскладывают в соответствии с их «штатными» местами, установленными в данном учреждении с учетом объема работы;
Ø завершается развертывание стерильного инструментально-материального стола накрыванием его большой прочной простыней, сложенной в два слоя, которая должна свисать со стола на 6-8 см. Ее сзади и с боков плотно скрепляют зажимами для белья с нижней простыней (по углам зажимы с длинными ручками Микулича), под одну из которых крепится бирка с указанием даты, времени и подписи человека, который накрывал стол;
Ø во время работы зажимы на переднем крае снимают и, взявшись за зажимы Микулича, приподнимают переднюю половину простыни, заворачивая ее гармошкой к заднему краю стола.
|
Стол накрывают на 6 часов, т.е. на рабочую смену. Берут со стола инструментарий с помощью корнцанга, который хранится на отдельном инструментальном столике. Корнцанг, емкости тоже подлежат замене каждые 6 часов.
Дезинфицируют стол дез. средством 1 раз в сутки или перекисью водорода 1 раз в 3 суток.
Устройство опер. блока
В состав операционного блока входят: операционная, предоперационная, наркозная, стерилизационная, инструментальная и материальная комнаты. Они должны располагаться изолированно от палат. В зависимости от объема работы хирургического отделения может быть несколько операционных. Однако необходимо предусмотреть наличие чистой и гнойной операционных. При наличии только одной операционной следует помнить, что чистые операции производятся в ней в первую очередь и что после гнойной операции обязательна генеральная уборка.
Предоперационная комната предназначена для подготовки операционной медицинской сестры, хирурга и его помощников к операции. Подготовка начинается с мытья рук. Для этой цели имеются специальные раковины со смесителями холодной и горячей воды, тазики, где производится мытье рук, песочные часы.
Наркозная комната — это обычно специальное помещение, где хранятся наркозная аппаратура, медикаментозные средства, применяемые анестезиологом, документация. Иногда в этой комнате проводят начальные этапы наркоза, а затем доставляют больного в операционную.
Стерилизационная, или автоклавная, комната отводится для установки в ней автоклавов и стерилизаторов для стерилизации операционного белья и инструментов.
|
Инструментальная комната предназначена для хранения хирургического инструментария и аппаратуры. Хранение производится в специальных стеклянных шкафах.
Материальная комната операционной используется для заготовки операционного белья, перевязочного и шовного материала. В ней хранятся запасы спирта, эфира и других медикаментов
Для предотвращения загрязненности воздуха и помещения в непосредственной близости от операционной раны в организации операционного блока соблюдают принцип зональности. Существует 4 зоны стерильности в операционной:
1. Стерильная зона - относятся собственно операционные и стерилизационные, непосредственно примыкающие к ним. При отсутстви и стерилизационных, непосредственно примыкающих к операционным, и наличии специального коридора, по которому стерильные материалы передаются в операционные, данный коридор входит в стерильную зону.
2. Зона строгого режима - относятся предоперационные, наркозные, помещения аппарата искусственного кровообращения (АИК). Эта группа помещений является воздушным буфером между первой и третьей зонами..
3. Зона ограниченного режима - относятся помещения для подготовки и мытья инструментов и оборудования, дезинфекции наркозно-дыхательной аппаратуры, протокольные, комнаты хирургов, врачей-анестезиологов, сестер-анестезисток, комнаты младшего медицинского персонала, помещения хранения крови, шовного материала, передвижного рентгеновского аппарата, чистая часть санпропускника.
4. Зона общебольничного режима (нестерильная) - располагаются помещения, вход в которые по условиям санитарно-гигиенического режима работы в них не связан с прохождением санпропускника: кабинет заведующего оперблоком, комната старшей операционной медсестры с материальной, экспресс-лаборатория, складские помещения, санузел, комната личной гигиены персонала, входная часть санпропускника.
|
Весь медицинский персонал, проходя в операционный блок, переодевается в операционную одежду, бахилы и шапочки. Работающий в операционных персонал одевает маски и перчатки в предоперационной.
Отопление желательно паровое, с радиаторами, замурованными в панель, чтобы на них не скапливалась пыль. Температура в операционной должна быть равномерной, в пределах 22—24°С.
Освещение должно быть достаточно ярким и не должно искажать цвет. Окна не должны выходить на южную сторону. Прямые солнечные лучи затрудняют работу хирурга и перегревают помещение летом. Для освещения операционного поля применяют специальные бестеневые лампы, не дающие тени от головы и рук хирурга. В случае необходимости применяют дополнительные боковые лампы или специальные осветители на голове хирурга типа шахтерских лампочек. Они особенно необходимы при нейрохирургических операциях.
Вентиляция. Операционная должна хорошо вентилироваться. Для этого лучше применять приточно-вытяжную вентиляцию с преобладанием притока. Идеальным следует признать специальные кондиционеры, которые не только охлаждают, обогревают, увлажняют, но и стерилизуют воздух.
Виды уборок
1. предварительная уборка — перед началом каждого операционного дня протирают горизонтальные поверхности, собирая влажной тряпкой осевшую за ночь пыль.
2. текущая уборка — в процессе операции подбирают упавшие на пол шарики, вытирают запачканный кровью пол, после окончания операции удаляют содержимое тазиков, испачканное кровью, загрязненное белье;
3. межоперационная уборка – после каждой операции (вынос из операционной всех отработанных материалов, протирание операционного стола раствором антисептика, смена белья, при необходимости - мытье пола, горизонтальных поверхностей, подготовка инструментов и стерильного столика для следующей операции).
4. заключительная уборка — после окончания операционного дня тщательно моют пол и мебель, стены протирают на высоту человеческого роста;
5. генеральная уборка — 1 раз в неделю производят механическую и химическую обработку (дезинфекция) потолка, стен, пола, окон;
Уборку операционной производят только влажным способом при помощи растворов, в которые входят различные дезинфицирующие вещества (например, смесь 50 г соды, 50 г зеленого мыла и 150 г лизола на ведро горячей воды). В другом ведре должны быть чистая горячая вода и мыло. Можно использовать Диоцид в разведении 1:1000. После обработки химическими веществами стены, потолок, пол обмывают теплой водой из шланга. После окончания уборки всю мебель, стены и пол протирают чистой тряпкой. После уборки на 6—8 ч включают бактерицидные лампы (БУВ-15, БУВ-30 П, БУВ-30).