Умбрийская школа живописи в XV в




Пьеро делла Франческа (1420-1492)

Воскресение Христа

Крупнейшим представителем умбрийской школы был Пьеро делла Франческа (1420-1492). Свет и колорит стали главным орудием его живописного стиля. Поистине великий колорист, он открывает в цвете необыкновенное богатство тонов и оттенков, и в этом есть своеобразное пленэрное начало. Изображения лишены жестких контуров, так свойственных художникам Кватроченто. Наиболее выдающаяся работа живописца - фресковый цикл в церкви Сан-Франческо в г. Ареццо. В десяти эпизодах-картинах рассказана история Святого Креста. Как повествуется в легенде, крест, на котором распяли Христа, был сделан из дерева, выросшего на могиле Адама из семени райского дерева познания добра и зла. Срубленное при царе Соломоне, оно служило мостиком, и пророчица царица Савская предрекла его будущую судьбу. Особым совершенством отличается эпизод " Встреча царицы Савской с царем Соломоном".

В 1469 г. П. делла Франческа создает для правителя Урбино герцога Федериго да Монтефельтро два великолепных портрета - самого герцога и его жены Баттисты Сфорца.

Падуанская школа живописи

Падуанская школа в общем развитии искусства итальянского Ренессанса занимает особое место, главным образом благодаря гениальному Андреа Мантенья. Для художников этой школы свойственна близость к жизни со всеми ее подробностями, меньшая идеализация образов, децентрализация композиции, когда главное событие может находиться на задворках картины. Североитальянские художники уже с середины XV в. стали с деревянных досок переходить на холст, писать масляными красками.

Андреа Мантенья (1431-1506).

Мантенья любил античность с какой-то чрезмерностью. В 1495-1500 гг. он пишет картину "Святое семейство". Но самой мощной работой уже старого мастера стала картина "Мертвый Христос" из галереи Брена в Милане.

Оплакивание мертвого Христа

Как и во многих других работах, Мантенья здесь показал себя великим перспективистом и смелым новатором. Он изобразил Христа в сложном ракурсе, ногами вперед в резком сокращении, от этого возникает потрясающий эффект правдоподобия и драматической экспрессии.

 

Св. Себастьян.

Живопись II пол. XV вв.

Флорентийская школа.

Стиль позднего флорентийского Кватроченто связан с эпохой правления Лоренцо Великолепного, внука Козимо Медичи. Знаток и любитель искусства, Лоренцо сумел привлечь к себе немало художников, музыкантов, поэтов. Искусство Флоренции этого периода отмечено чертами рафинированной утонченности, элитарности. Оно предназначалось не для широкого круга зрителей, а для ценителей и знатоков, которые могут оценить изысканность формы.

Сандро Боттичелли (1445-1510)

Наиболее ярким художником позднего Кватроченто во Флоренции следует считать великого Сандро Боттичелли (1445-1510). Вся сложность и драматичность времени конца Кватроченто нашла выражение в творчестве Боттичелли. В его искусстве невероятным образом соединились мистическая тревога Средневековья с просветленным духом античности. На протяжении нескольких лет он выполнял заказы для дома Медичи. Две наиболее прославленные свои композиции, "Рождение Венеры" и "Весну", Боттичелли посвятил Джулиано Медичи и его возлюбленной Симонетте Веспуччи, прекрасный образ которой художник включает почти во все свои живописные работы. "Рождение Венеры" - "одно из самых светлых произведений Кватроченто" Художник изображает обнаженную богиню Венеру (Афродиту), скользящую по поверхности моря в огромной раковине; слева дуют на нее аллегорические фигуры ветров, справа на берегу богиню встречает нимфа, чтобы покрыть ее прозрачным, затканным цветами плащом.

«Рождение Венеры»

"Весна" ("Primavera") еще в большей степени, чем "Рождение Венеры", содержит в себе черты иррационализма, декоративности и трагизма. Венера в богатом наряде в центре картины, танцующие грации, Меркурий, Весна, идущая справа в сопровождении нимфы, которую ловит Зефир, - все они живут в этом фантастическом зачарованном саду среди плодов и цветов какой-то независимой друг от друга жизнью.

«Весна»

 

Боттичелли оставил довольно большое количество рисунков, среди них знаменитую серию иллюстраций к "Божественной комедии" Данте.

Сандро Боттичелли стал выразителем творческих идей последнего этапа Кватроченто и трагического конца раннего флорентийского капитализма.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: