ВОЕННЫЕ АСПЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ




Военные аспекты международной безопасности и риска.

Военные конфликты стали возникать на ранних стадиях развития человечества. Международными они стали с появлением народов и государств (государственных образований). История войн насчитыва­ет тысячелетия. Всем известна «Илиада», в которой описывается последний год Троянской войны (начало XII в. до н.э.), действительно имевшей место. Истории известны такие войны Древнего мира, как 1-я Пуническая (264-241 гг. до н.э.), 2-я Пуническая (218-201 гг. до н.э.) и др. С течением времени количество войн не уменьшалось. И в средние века, и в Новое и Новейшее время их было предостаточно.

Ученые подсчитали, что за минувшие 50 веков народы пережили более 14500 больших и малых войн. За все годы существования человечества только около 300 лет были абсолютно мирными, XX век породил, мировые войны, в которых участвовали десятки стран и десятки миллионов людей. В первой из них (1914-1918 гг.) участвовало 38 государств, было отмобилизовано 74 млн человек. Во второй участвовала уже 61 государство с населением 1,7 млрд человек (80% населения земного шара), было поставлено «под ружье» 110 млн человек. После второй мировой войны в течение 40 лет (1945-1985 гг.) было развязано, 260 войн (6-7 войн в год), а за последние 10 лет — более 150.

Исходя из этих реалий, международное сообщество выработало определенные нормы и принципы войн и вооруженных конфликтов направленные на снижение их жестокости.

Международное право регулирует отношения между государствами, и состоит из двух частей: «права мира» и «права войны». «Право войны, или «право вооруженных конфликтов» — это совокупность договореных и обычных юридических норм, применяемых воюющими сторонами в ходе международных и немеждународных вооруженных конфликтов, регулирующих применение средств и методов ведения вооруженной борьбы, обеспечивающих защиту раненых, больных, военнопленных и гражданского населения (в том числе и на оккупированной территории), устанавливающих международно-правовую ответственность государств и уголовную ответственность отдельных лиц за их нарушение. Право вооруженных конфликтов регламентирует применение средств и методов ведения вооруженной борьбы. Основным принципом при этом является принцип ограничения воюющих в выборе средств и методов, ведения вооруженной борьбы. Согласно этому принципу воюющий имеет право применять только такие средства вооруженной борьбы, которые необходимы для подавления противника и нанесения ему человечес­ких потерь на минимально допустимом уровне.

К запрещенным средствам ведения войны относятся: яды, отравлен­ное оружие; удушающие, ядовитые и иные подобные газы; бактериологическое и токсичное оружие; легко разворачивающиеся и сплющива­ющиеся в человеческом теле пули; оружие которое при нанесении противнику раны без пользы увеличивает страдания людей, выведен­ных из строя, или делает смерть их неизбежной; оружие, основное действие которого - нанесение повреждений осколками, которые не обнаруживаются в человеческом теле с помощью рентгеновских лучей; мины-ловушки, другие устройства, ассоциирующиеся с детскими иг­рушками или предметами медицинской помощи; зажигательное ору­жие против гражданского населения, населенных пунктов и гражданс­ких объектов; оружие, которое имеет своей целью причинить ущерб природной среде; оружие, имеющее неизбирательное действие.

Запрещенными методами ведений войны являются: предательское убийство или ранение лиц, принадлежащих к гражданскому населе­нию или вооруженным силам противника; убийство или ранение не­приятеля, который, сложив оружие, безусловно сдался; незаконное пользование парламентским флагом, военными знаками и форменной одеждой неприятеля, а также вооруженными силами ООН и эмблема­ми Красного Креста; истребление или захват неприятельской частной собственности, кроме случаев, вызываемых военной необходимостью; принуждение граждан противника принимать участие в военных дей­ствиях против их собственной страны; атака или бомбардировка каким бы то ни было способом незащищенных городов, селений, жилищ, отда­ча на разграбление городов и местностей, даже взятых приступом; раз­рушение памятников и центров сосредоточения культурных ценностей.

Специальный раздел права вооруженных конфликтов посвящен правовому регулированию защиты жертв вооруженных конфликтов, под которыми понимают раненых, больных, военнопленных и гражданское население.

Все раненые и больные, независимо от цвета кожи, религии, пола, национального и социального происхождения, политических и дру­гих убеждений пользуются одинаковым покровительством.

В отноше­нии их запрещаются следующие действия: всякие виды убийств, физические увечья, жестокое обращение, пытки и истязания, взятие и з их среды заложников, медицинские и научные эксперименты, удаление тканей или органов для пересадки, посягательство на чело­веческое достоинство, осуждение и применение наказания без пред­варительного судебного решения, вынесенного надлежащим образом учрежденным судом, при наличии судебных гарантий.

Подвижные санитарные формирования, постоянные санитарные учреждения, а также гражданские медицинские учреждения пользу­ются уважением и защитой и не могут быть объектом нападения.

Режим военного плена призван не только обеспечить сохранение жизни военнопленного, но и защиту его элементарных человеческих прав. Цель такого режима воспрепятствовать военнопленному при­нимать дальнейшее участие в военных действиях. Лишение военно­пленного свободы должно носить предупредительный, а не каратель­ный характер.

В настоящее время режим военного плена определяется Женев­ской конвенцией 1949 г. «Об обращении с военнопленными», соглас­но которой они находятся во власти неприятельского государства, а не отдельных лиц или воинских частей, их пленивших; с ними всегда.следует обращаться гуманно; ни один из них не может быть подверг­нут физическому калечению, научному или медицинскому опыту. Запрещается дискриминация по причинам расы, цвета кожи, рели­гии, социального происхождения. Эти положения относятся и к уча­стникам гражданских и национально-освободительных войн.

Военнопленные должны размещаться в лагерях, но в условиях не менее благоприятных, чем те, которыми пользуется армия противни­ка, расположенная в этой же местности. За жизнь военнопленного в лагере отвечает офицер регулярных сил армии, захватившей военно­пленных. Военнопленные, за исключением офицеров, могут привле­каться к работе, не носящей военного характера: сельское хозяйство, работы по домашнему хозяйству, торговая деятельность, погрузочно-разгрузочные работы. Военнопленных нельзя лишать права перепис­ки с семьей; они имеют право получать посылки с продуктами пита­ния, одеждой. Военнопленные могут представлять просьбы военному командованию, под властью которого они находятся, посылать жало­бы державе-покровительнице. Военнопленные вправе выбирать из сво­ей среды доверенных лиц, которые представляют их перед военными властями пленившего государства, перед представителями державы-покровительницы и обществ Красного Креста. Военнопленные подчи­няются законам, уставам и приказам, действующим в вооруженных силах пленившего их государства. За совершение преступления воен­нопленного судит военный суд. Воспрещаются всякие коллективные наказания за индивидуальные проступки. Взятие заложников из сре­ды военнопленных запрещается.

Право вооруженных конфликтов содержит целую систему норм ипринципов, регламентирующих защиту гражданского населения игражданских объектов.. Защита гражданских объектов осуществляется в двух формах;а) установление специальных мер предосторожности: нападающий должен знать, что подлежащий уничтожению объект является воен­ным; при выборе средств поражения необходимо стремиться к тому, чтобы избежать случайного ущерба гражданским объектам; воздер­живаться от любого нападения на гражданские объекты, если ущерб от него будет чрезмерным по отношению к конкретному военному имуществу, которое предполагается получить. Воюющий обязан пре­дусматривать меры предосторожности в отношении последствий нападения (удалять гражданское население из районов, расположенных вблизи военных объектов, не размещать военные объекты в густонасе­ленных районах и т.д.);

б) установление особой защиты для таких объектов, как санитар­ные и демилитаризованные зоны, необороняемые местности, объекты, необходимые для выживания гражданского населения, объекты и сооружения, содержащие опасные силы (АЭС, плотины, дамбы), объек­ты культурного назначения и гражданской обороны.

В отношении гражданского населения оккупированной территории запрещаются при любых обстоятельствах следующие действия: наси­лие над жизнью, здоровьем, физическим и психическим состояни­ем, в частности убийство; пытки всех видов, будь то физические или психические; телесные наказания; увечье; надругательства над чело­веческим достоинством, в четности, унизительное или оскорбитель­ное обращение, принуждение к проституции или непристойное пося­гательство в любой его форме; взятие заложников; коллективные на­казания. Население оккупированной территории нельзя принудить служить в вооруженных силах оккупанта

В основе ответственности физических лиц за нарушение норм пра­ва вооруженных конфликтов лежат общие принципы уголовной ответственности, сформулированные в национальном законодательстве, а -Также нераспространение на такие преступления сроков давности, -предоставление права убежища, закрепленные как в международ­но-правовых актах, так и в национальном законодательстве. Проблема уголовной ответственности индивидов за нарушение норм международного права не нова. Уже IV Гаагская конвенция 1907 г. закрепила норму, согласно которой «каждая воюющая сторона бу­дет ответственна за все действия, совершенные лицами, входящими в состав ее вооруженных сил».

После второй мировой войны норма об уголовной ответственности отдельных лиц была закреплена в Женевских конвенциях 1949 г., Дополнительном протоколе I, в Гаагской конвенции 1954 г. о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта и в других актах, согласно которым государства обязаны ввести в действие наци­ональные законы, необходимые для обеспечения эффективного пре­следования лиц, совершивших или приказавших совершить те или иные нарушения конвенций. Это обязательство возложено на все госу­дарства — как воюющие, так и не воюющие; наказание должно при­меняться ко всем виновным: собственным гражданам и иностранцам, независимо от места и времени совершения ими преступлений, если не происходит выдача преступника. Всоответствии с нормами современного международного права на военных преступников не распространяются сроки давности. Конвен­ция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечности от 26 ноября 1968 г. устанавлива­ет; что никакие сроки давности не применяются к лицам, совершив­шим преступления против мира, военные преступления и преступле­ния против человечности, как они определены в Уставе Международно­го военного трибунала. В Конвенции устанавливается круг лиц, на ко­торых не распространяется срок давности за совершенные преступле­ния, это - представители государственных властей и частные лица, которые выступают в качестве исполнителей или соучастников этих преступлений; лица, которые непосредственно подстрекают других лицк совершению таких преступлений или участвуют в заговоре для их совершения, независимо от степени их завершенности, а также пред­ставители государственных властей, допускающих их совершение

На военных преступников не распространяются нормы, регулиру­ющие право убежища. Декларация о территориальном убежище от 14 декабря 1967 г. закрепила норму, согласно которой на право издать убежище и пользоваться им «не может ссылаться никакое лицо, в отношении которого существуют серьезные основания полагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечности».

Для обеспечения военной безопасности было создано много органи­заций по всему миру.

Так, после первой мировой войны, в 1919 году была создана Лига Наций — первая всемирная организация, в цели которой входило со­хранение мира и развитие международного сотрудничества. В ее Ус­таве были закреплены следующие положения:

1) необходимость ограничить национальные вооружения «до ми­нимума, совместимого с национальной безопасностью и с выполнени­ем международных обязательств, налагаемых общим выступлением» (статья 8);

2) взаимная гарантия территориальной целостности стран — уча­стниц Лиги Наций (статья 10);

3) угроза войны должна вызвать ответные адекватные действия со стороны Лиги Наций, «способные действительным образом оградить мир наций» (статья 11) — отказ от войны как средства решения спо­ров между странами;

4) разрешение международных споров через третейское разбира­тельство или рассмотрение в Совете Лиги Наций (статьи 12-15);

5) на государство, которое.совершает акт агрессии, налагались определенные санкции, в основном экономического характера (статья 16), что явило собой налаживание механизма предотвращения меж­дународных кризисов.

По инициативе Лиги Наций удалось выработать концепцию кол­лективной безопасности: каждое государство (член Лиги) обязывалось поддержать других в случае агрессии или угрозы агрессии. Однако это не помогло в борьбе против агрессивного альянса Германии, Ита­лии и Японии (так называемая ось «Берлин — Рим — Токио»), воз­никшего в 1930-х гг.

В последний год второй мировой войны державы-победительницы приняли решение создать взамен фактически распавшейся с началом войны Лиги Наций более эффективную Организацию Объединенных Наций (ООН; англ. United Nations Organizations — UNO). На прово­дившей с 25 апреля по 26 июня 1945 г. в Сан-Франциско конферен­ции были приняты, действующие по сей день, Устав ООН и Статут Международного суда

Первоначально в состав ООН входило 51 государство, среди них и 2 союзные республики СССР — Украина и Белоруссия. Постепенно

состав ООН расширялся, ее члена­ми становились страны, потерпев­шие поражение во второй мировой войне и новые независимые государ­ства. В настоящее время в ООН вхо­дят все государства мира, кроме Ватикана и Швейцарии, придер­живающиеся принципа неучастия в международных военных и полити­ческих структурах. Штаб-квартира ООН размещается в США, в Нью-Йорке. Высший орган ООН - Генеральная Ассамблея (ГА), состоящая из представителей всех стран - членов ООН. Каждое государство име­ет в ГА один голос. Ежегодные сессии ГА рассматривают важнейшие международные проблемы и выносят по ним рекомендации. Решения принимаются простым большинством, а по ключевым вопросам - дву­мя третями голосов.

Генеральная ассамблея ООН уполномочена рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружений, и предлагать в отношении этих принципов рекомендации. Она также уполномочена обсуждать любые воп­росы, относящиеся к поддержанию международного мира и безопасности, поставленные перед нею любыми государствами и делать в от­ношении любых таких вопросов рекомендации заинтересованному го­сударству или государствам до и после обсуждения.

Постоянно действующий орган ООН — Совет Безопасности (СБ). Он состоит из 5 постоянных: Великобритания, Китай, Россия, США, Франция — и 10 непостоянных членов, которые ГА избирает сроком на 2 года. СБ принимает обязательные для членов ООН решения на основе единогласия своих постоянных членов. Иными словами, каж­дое из 5 государств, голосуя против какого-либо решения, тем самым блокирует его, накладывает вето.

Совет Безопасности наделен широкими полномочиями в деле мир­ного урегулирования международных споров, недопущения военных столкновений между государствами, пресечения актов агрессии и

других нарушений мира и восстановления международного мира. Со­гласно Уставу ООН, только Совет Безопасности и никакой другой орган или должностное лицо ООН имеет право принимать решения о прове­дении операций с использованием вооруженных сил ООН, а равно ре­шать вопросы, связанные с созданием и использованием вооруженных сил ООН, в частности, такие как определение задач и функций воо­руженных сил, их состава и численности, структуры командования, сроков пребывания в районах операций, а также вопросы руководства операциями и определения порядка их финансирования. Для оказа­ние давления на государство, действия которого создают угрозу международному миру или представляют собой нарушение мира, Совет Безопасности может решить и потребовать от членов ООН примене­ния мер, не связанных с использованием вооруженных сил - полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорож­ных, морских, воздушных, телеграфных, почтовых, радио и других средств сообщения, разрыв дипломатических отношений. Если такие меры будут сочтены Советом Безопасности недостаточными, он упол­номочен предпринять действия, связанные с использованием воздуш­ных, морских или сухопутных вооруженных сил. Такие действия могут включать демонстрации, блокаду и другие операции воздушных, морских или сухопутных сил членов Организации.

Наряду с Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности, систе­ма ООН включает в себя такие главные органы, как Экономический и Социальный Совет, Совет по Опеке, Секретариат, Международ­ный Суд.

В систему ООН входит ряд специализированных организаций, таких, как Международный валютный фонд, Международный банк ре­конструкции и развития, Международная финансовая корпорация, Международная морская организация, Международная организация гражданской авиации, Международная организация труда, Между народный союз электросвязи, Всемирный почтовый союз, Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, Всемирная организация здравоохранения, Всемирная организация интеллектуальной собственности, Организация Объединенные Наций по промышленному развитию, Продовольственная и сельское хозяйственная организация Объединенных Наций, Всемирная метеорологическая организация, Международный фонд сельскохозяйственного развития, Международное агентство по атомной энергии.В рамках ООН действует ряд управлений, программ и фондов. Отдельно следует сказать о вооруженных силах ООН, о так называемых «голубых касках» и о военных наблюдателях оон.

Вооруженные силы ООН - это определенные военные формиро­вания, которые создаются с санкции Совета Безопасности ООН и используются для поддержания или восстановления международного, мира и безопасности. Вооруженные силы ООН комплектуются не на основе индивидуального набора, а из числа национальных контингентов вооруженных сил государств — членов ООН. Вооруженные силы ООН используются для разъединения войск враждующих сторон, наблюдения за прекращением огня и за ненарушением соглашений перемирии исключительно в общих интересах поддержания между­народного мира и разрешения региональных конфликтов.

Военные наблюдатели ООН - сравнительно небольшое число офи­церов из государств - членов ООН. Они имеют право на беспрепят­ственное передвижение в демилитаризованных зонах (в соответствии с решениями Совета Безопасности ООН) и могут действовать на тер­ритории суверенных государств (исключительно с разрешения этих государств

 

ТЕРРОРИЗМ— УГРОЗА ВСЕМУ МИРОВОМУ СООБЩЕСТВУ

Само понятие Терроризм» произошло от латинского слова -«terror» - страх, ужас. Одно из главных средств достижения целей для террористов.- запугивание, создание атмосферы страха, неуве­ренности в безопасности жизни своей и своих близких.

В настоящее время существует несколько определений терроризма.

Так, ФБР США определяет терроризм как «противозаконное при­менение силы или насилия против граждан или собственности с це­лью запугать или принудить к чему либо правительство, население или какую-либо часть того и другого, оправданное ими или обществен­ными целями».

Министерство обороны США определяет терроризм как «предумыш­ленное применение насилия или угрозы насилия для нагнетания стра­ха, с намерением принудить к чему-либо или запугать правительства или общества, в качестве средства достижения политических, рели­гиозных или идеологических целей». В Российской Федераций правовое определение терроризма дано в Федеральном законе от 25 июля 1998 г. № Ш-ФЗ «О борьбе с террориз­мом «Терроризм - насилие или угроза его применения в отношении физических лиц. или организаций, а также уничтожение (поврежде­ние) или угроза уничтожения (повреждения) имущества и других мате­риальных объектов, создающие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба ли бо наступления иных обществен­но опасных последствий, осуществляемые в целях нарушения обществен­ной безопасности, устрашения населения или оказание воздействия на принятие органами власти решений выгодных террористам, или удов­летворения их неправомерных имущественных и (или) иных интересов; посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной поли­тической деятельности либо из мести за такую деятельность; нападение на представителя иностранного государства или сотрудника междуна­родной организаций, пользующихся международной защитой, а равно на служебные помещения либо транспортные средства лиц, пользующих­ся международной защитой, если это деяние совершено в целях прово­кации войны или осложнения международных отношений».

С точки зрения объекта посягательства терроризм наносит ущерб жизни и здоровью людей, имуществу, правам и законным интересам, дезорганизует общественную жизнь. Насилие большей частью сопро­вождается физическим воздействием вплоть до причинения телесных повреждений и смерти. Оно может сопровождаться и психологичес­ким воздействием, и вымогательством разных благ, что особенно ха­рактерно для тех случаев, когда террористический акт сопровождает­ся требованием выкупа.

Терроризм может выражаться также в разрушении или попытке разрушения каких-либо объектов: самолетов, административных зда­ний, жилищ, морских судов, объектов жизнеобеспечения и т.п. Унич­тожение имущества террористическими группами, даже не повлекшее человеческих жертв, также можно квалифицировать как терроризм.

Вообще, терроризм - это преступление, всегда умышленное. При этом умысел террориста отличается от умысла на убийство, разбой, грабеж и т.п. Если, например, в случае убийства или грабежа имеют­ся две стороны - преступник и жертва, то в акте терроризма есть и третья - органы власти или общественность, к которым апеллирует террористическая организация или террорист. Жертва террористов может и не интересовать, она не цель, а лишь средство. Их действия направлены на достижение своих целей (политических, корыстных и др/посредством привлечения общественного внимания, запугивания населения и представителей власти, пропаганды своих политических, религиозных и иных воззрений. При этом проявляется безразличие к жертвам, что ведет к особой жестокости, массовой гибели невинных Жертв, случайных людей.

В настоящее время терроризм в значительной степени связан с ос­новными сферами жизнедеятельности мирового сообщества и социу­мов отдельных стран: политикой, национальными отношениями, ре­лигией, экологией, преступными сообществами и т.п. Эта связь полу­чила отражение в существовании различных видов терроризма, к ко­торым относят: политический, националистический, религиозный, криминальный и экологический терроризм.

Члены групп, осуществляющих политический террор, ставят сво­ей задачей достижение политических, социальных или экономичес­ких изменений внутри того или иного государства, а также подрыв межгосударственных отношений, международного правопорядка.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: