Военные аспекты международной безопасности и риска.
Военные конфликты стали возникать на ранних стадиях развития человечества. Международными они стали с появлением народов и государств (государственных образований). История войн насчитывает тысячелетия. Всем известна «Илиада», в которой описывается последний год Троянской войны (начало XII в. до н.э.), действительно имевшей место. Истории известны такие войны Древнего мира, как 1-я Пуническая (264-241 гг. до н.э.), 2-я Пуническая (218-201 гг. до н.э.) и др. С течением времени количество войн не уменьшалось. И в средние века, и в Новое и Новейшее время их было предостаточно.
Ученые подсчитали, что за минувшие 50 веков народы пережили более 14500 больших и малых войн. За все годы существования человечества только около 300 лет были абсолютно мирными, XX век породил, мировые войны, в которых участвовали десятки стран и десятки миллионов людей. В первой из них (1914-1918 гг.) участвовало 38 государств, было отмобилизовано 74 млн человек. Во второй участвовала уже 61 государство с населением 1,7 млрд человек (80% населения земного шара), было поставлено «под ружье» 110 млн человек. После второй мировой войны в течение 40 лет (1945-1985 гг.) было развязано, 260 войн (6-7 войн в год), а за последние 10 лет — более 150.
Исходя из этих реалий, международное сообщество выработало определенные нормы и принципы войн и вооруженных конфликтов направленные на снижение их жестокости.
Международное право регулирует отношения между государствами, и состоит из двух частей: «права мира» и «права войны». «Право войны, или «право вооруженных конфликтов» — это совокупность договореных и обычных юридических норм, применяемых воюющими сторонами в ходе международных и немеждународных вооруженных конфликтов, регулирующих применение средств и методов ведения вооруженной борьбы, обеспечивающих защиту раненых, больных, военнопленных и гражданского населения (в том числе и на оккупированной территории), устанавливающих международно-правовую ответственность государств и уголовную ответственность отдельных лиц за их нарушение. Право вооруженных конфликтов регламентирует применение средств и методов ведения вооруженной борьбы. Основным принципом при этом является принцип ограничения воюющих в выборе средств и методов, ведения вооруженной борьбы. Согласно этому принципу воюющий имеет право применять только такие средства вооруженной борьбы, которые необходимы для подавления противника и нанесения ему человеческих потерь на минимально допустимом уровне.
К запрещенным средствам ведения войны относятся: яды, отравленное оружие; удушающие, ядовитые и иные подобные газы; бактериологическое и токсичное оружие; легко разворачивающиеся и сплющивающиеся в человеческом теле пули; оружие которое при нанесении противнику раны без пользы увеличивает страдания людей, выведенных из строя, или делает смерть их неизбежной; оружие, основное действие которого - нанесение повреждений осколками, которые не обнаруживаются в человеческом теле с помощью рентгеновских лучей; мины-ловушки, другие устройства, ассоциирующиеся с детскими игрушками или предметами медицинской помощи; зажигательное оружие против гражданского населения, населенных пунктов и гражданских объектов; оружие, которое имеет своей целью причинить ущерб природной среде; оружие, имеющее неизбирательное действие.
Запрещенными методами ведений войны являются: предательское убийство или ранение лиц, принадлежащих к гражданскому населению или вооруженным силам противника; убийство или ранение неприятеля, который, сложив оружие, безусловно сдался; незаконное пользование парламентским флагом, военными знаками и форменной одеждой неприятеля, а также вооруженными силами ООН и эмблемами Красного Креста; истребление или захват неприятельской частной собственности, кроме случаев, вызываемых военной необходимостью; принуждение граждан противника принимать участие в военных действиях против их собственной страны; атака или бомбардировка каким бы то ни было способом незащищенных городов, селений, жилищ, отдача на разграбление городов и местностей, даже взятых приступом; разрушение памятников и центров сосредоточения культурных ценностей.
Специальный раздел права вооруженных конфликтов посвящен правовому регулированию защиты жертв вооруженных конфликтов, под которыми понимают раненых, больных, военнопленных и гражданское население.
Все раненые и больные, независимо от цвета кожи, религии, пола, национального и социального происхождения, политических и других убеждений пользуются одинаковым покровительством.
В отношении их запрещаются следующие действия: всякие виды убийств, физические увечья, жестокое обращение, пытки и истязания, взятие и з их среды заложников, медицинские и научные эксперименты, удаление тканей или органов для пересадки, посягательство на человеческое достоинство, осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения, вынесенного надлежащим образом учрежденным судом, при наличии судебных гарантий.
Подвижные санитарные формирования, постоянные санитарные учреждения, а также гражданские медицинские учреждения пользуются уважением и защитой и не могут быть объектом нападения.
Режим военного плена призван не только обеспечить сохранение жизни военнопленного, но и защиту его элементарных человеческих прав. Цель такого режима воспрепятствовать военнопленному принимать дальнейшее участие в военных действиях. Лишение военнопленного свободы должно носить предупредительный, а не карательный характер.
В настоящее время режим военного плена определяется Женевской конвенцией 1949 г. «Об обращении с военнопленными», согласно которой они находятся во власти неприятельского государства, а не отдельных лиц или воинских частей, их пленивших; с ними всегда.следует обращаться гуманно; ни один из них не может быть подвергнут физическому калечению, научному или медицинскому опыту. Запрещается дискриминация по причинам расы, цвета кожи, религии, социального происхождения. Эти положения относятся и к участникам гражданских и национально-освободительных войн.
Военнопленные должны размещаться в лагерях, но в условиях не менее благоприятных, чем те, которыми пользуется армия противника, расположенная в этой же местности. За жизнь военнопленного в лагере отвечает офицер регулярных сил армии, захватившей военнопленных. Военнопленные, за исключением офицеров, могут привлекаться к работе, не носящей военного характера: сельское хозяйство, работы по домашнему хозяйству, торговая деятельность, погрузочно-разгрузочные работы. Военнопленных нельзя лишать права переписки с семьей; они имеют право получать посылки с продуктами питания, одеждой. Военнопленные могут представлять просьбы военному командованию, под властью которого они находятся, посылать жалобы державе-покровительнице. Военнопленные вправе выбирать из своей среды доверенных лиц, которые представляют их перед военными властями пленившего государства, перед представителями державы-покровительницы и обществ Красного Креста. Военнопленные подчиняются законам, уставам и приказам, действующим в вооруженных силах пленившего их государства. За совершение преступления военнопленного судит военный суд. Воспрещаются всякие коллективные наказания за индивидуальные проступки. Взятие заложников из среды военнопленных запрещается.
Право вооруженных конфликтов содержит целую систему норм ипринципов, регламентирующих защиту гражданского населения игражданских объектов.. Защита гражданских объектов осуществляется в двух формах;а) установление специальных мер предосторожности: нападающий должен знать, что подлежащий уничтожению объект является военным; при выборе средств поражения необходимо стремиться к тому, чтобы избежать случайного ущерба гражданским объектам; воздерживаться от любого нападения на гражданские объекты, если ущерб от него будет чрезмерным по отношению к конкретному военному имуществу, которое предполагается получить. Воюющий обязан предусматривать меры предосторожности в отношении последствий нападения (удалять гражданское население из районов, расположенных вблизи военных объектов, не размещать военные объекты в густонаселенных районах и т.д.);
б) установление особой защиты для таких объектов, как санитарные и демилитаризованные зоны, необороняемые местности, объекты, необходимые для выживания гражданского населения, объекты и сооружения, содержащие опасные силы (АЭС, плотины, дамбы), объекты культурного назначения и гражданской обороны.
В отношении гражданского населения оккупированной территории запрещаются при любых обстоятельствах следующие действия: насилие над жизнью, здоровьем, физическим и психическим состоянием, в частности убийство; пытки всех видов, будь то физические или психические; телесные наказания; увечье; надругательства над человеческим достоинством, в четности, унизительное или оскорбительное обращение, принуждение к проституции или непристойное посягательство в любой его форме; взятие заложников; коллективные наказания. Население оккупированной территории нельзя принудить служить в вооруженных силах оккупанта
В основе ответственности физических лиц за нарушение норм права вооруженных конфликтов лежат общие принципы уголовной ответственности, сформулированные в национальном законодательстве, а -Также нераспространение на такие преступления сроков давности, -предоставление права убежища, закрепленные как в международно-правовых актах, так и в национальном законодательстве. Проблема уголовной ответственности индивидов за нарушение норм международного права не нова. Уже IV Гаагская конвенция 1907 г. закрепила норму, согласно которой «каждая воюющая сторона будет ответственна за все действия, совершенные лицами, входящими в состав ее вооруженных сил».
После второй мировой войны норма об уголовной ответственности отдельных лиц была закреплена в Женевских конвенциях 1949 г., Дополнительном протоколе I, в Гаагской конвенции 1954 г. о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта и в других актах, согласно которым государства обязаны ввести в действие национальные законы, необходимые для обеспечения эффективного преследования лиц, совершивших или приказавших совершить те или иные нарушения конвенций. Это обязательство возложено на все государства — как воюющие, так и не воюющие; наказание должно применяться ко всем виновным: собственным гражданам и иностранцам, независимо от места и времени совершения ими преступлений, если не происходит выдача преступника. Всоответствии с нормами современного международного права на военных преступников не распространяются сроки давности. Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечности от 26 ноября 1968 г. устанавливает; что никакие сроки давности не применяются к лицам, совершившим преступления против мира, военные преступления и преступления против человечности, как они определены в Уставе Международного военного трибунала. В Конвенции устанавливается круг лиц, на которых не распространяется срок давности за совершенные преступления, это - представители государственных властей и частные лица, которые выступают в качестве исполнителей или соучастников этих преступлений; лица, которые непосредственно подстрекают других лицк совершению таких преступлений или участвуют в заговоре для их совершения, независимо от степени их завершенности, а также представители государственных властей, допускающих их совершение
На военных преступников не распространяются нормы, регулирующие право убежища. Декларация о территориальном убежище от 14 декабря 1967 г. закрепила норму, согласно которой на право издать убежище и пользоваться им «не может ссылаться никакое лицо, в отношении которого существуют серьезные основания полагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечности».
Для обеспечения военной безопасности было создано много организаций по всему миру.
Так, после первой мировой войны, в 1919 году была создана Лига Наций — первая всемирная организация, в цели которой входило сохранение мира и развитие международного сотрудничества. В ее Уставе были закреплены следующие положения:
1) необходимость ограничить национальные вооружения «до минимума, совместимого с национальной безопасностью и с выполнением международных обязательств, налагаемых общим выступлением» (статья 8);
2) взаимная гарантия территориальной целостности стран — участниц Лиги Наций (статья 10);
3) угроза войны должна вызвать ответные адекватные действия со стороны Лиги Наций, «способные действительным образом оградить мир наций» (статья 11) — отказ от войны как средства решения споров между странами;
4) разрешение международных споров через третейское разбирательство или рассмотрение в Совете Лиги Наций (статьи 12-15);
5) на государство, которое.совершает акт агрессии, налагались определенные санкции, в основном экономического характера (статья 16), что явило собой налаживание механизма предотвращения международных кризисов.
По инициативе Лиги Наций удалось выработать концепцию коллективной безопасности: каждое государство (член Лиги) обязывалось поддержать других в случае агрессии или угрозы агрессии. Однако это не помогло в борьбе против агрессивного альянса Германии, Италии и Японии (так называемая ось «Берлин — Рим — Токио»), возникшего в 1930-х гг.
В последний год второй мировой войны державы-победительницы приняли решение создать взамен фактически распавшейся с началом войны Лиги Наций более эффективную Организацию Объединенных Наций (ООН; англ. United Nations Organizations — UNO). На проводившей с 25 апреля по 26 июня 1945 г. в Сан-Франциско конференции были приняты, действующие по сей день, Устав ООН и Статут Международного суда
Первоначально в состав ООН входило 51 государство, среди них и 2 союзные республики СССР — Украина и Белоруссия. Постепенно
состав ООН расширялся, ее членами становились страны, потерпевшие поражение во второй мировой войне и новые независимые государства. В настоящее время в ООН входят все государства мира, кроме Ватикана и Швейцарии, придерживающиеся принципа неучастия в международных военных и политических структурах. Штаб-квартира ООН размещается в США, в Нью-Йорке. Высший орган ООН - Генеральная Ассамблея (ГА), состоящая из представителей всех стран - членов ООН. Каждое государство имеет в ГА один голос. Ежегодные сессии ГА рассматривают важнейшие международные проблемы и выносят по ним рекомендации. Решения принимаются простым большинством, а по ключевым вопросам - двумя третями голосов.
Генеральная ассамблея ООН уполномочена рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружений, и предлагать в отношении этих принципов рекомендации. Она также уполномочена обсуждать любые вопросы, относящиеся к поддержанию международного мира и безопасности, поставленные перед нею любыми государствами и делать в отношении любых таких вопросов рекомендации заинтересованному государству или государствам до и после обсуждения.
Постоянно действующий орган ООН — Совет Безопасности (СБ). Он состоит из 5 постоянных: Великобритания, Китай, Россия, США, Франция — и 10 непостоянных членов, которые ГА избирает сроком на 2 года. СБ принимает обязательные для членов ООН решения на основе единогласия своих постоянных членов. Иными словами, каждое из 5 государств, голосуя против какого-либо решения, тем самым блокирует его, накладывает вето.
Совет Безопасности наделен широкими полномочиями в деле мирного урегулирования международных споров, недопущения военных столкновений между государствами, пресечения актов агрессии и
других нарушений мира и восстановления международного мира. Согласно Уставу ООН, только Совет Безопасности и никакой другой орган или должностное лицо ООН имеет право принимать решения о проведении операций с использованием вооруженных сил ООН, а равно решать вопросы, связанные с созданием и использованием вооруженных сил ООН, в частности, такие как определение задач и функций вооруженных сил, их состава и численности, структуры командования, сроков пребывания в районах операций, а также вопросы руководства операциями и определения порядка их финансирования. Для оказание давления на государство, действия которого создают угрозу международному миру или представляют собой нарушение мира, Совет Безопасности может решить и потребовать от членов ООН применения мер, не связанных с использованием вооруженных сил - полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, телеграфных, почтовых, радио и других средств сообщения, разрыв дипломатических отношений. Если такие меры будут сочтены Советом Безопасности недостаточными, он уполномочен предпринять действия, связанные с использованием воздушных, морских или сухопутных вооруженных сил. Такие действия могут включать демонстрации, блокаду и другие операции воздушных, морских или сухопутных сил членов Организации.
Наряду с Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности, система ООН включает в себя такие главные органы, как Экономический и Социальный Совет, Совет по Опеке, Секретариат, Международный Суд.
В систему ООН входит ряд специализированных организаций, таких, как Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Международная финансовая корпорация, Международная морская организация, Международная организация гражданской авиации, Международная организация труда, Между народный союз электросвязи, Всемирный почтовый союз, Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, Всемирная организация здравоохранения, Всемирная организация интеллектуальной собственности, Организация Объединенные Наций по промышленному развитию, Продовольственная и сельское хозяйственная организация Объединенных Наций, Всемирная метеорологическая организация, Международный фонд сельскохозяйственного развития, Международное агентство по атомной энергии.В рамках ООН действует ряд управлений, программ и фондов. Отдельно следует сказать о вооруженных силах ООН, о так называемых «голубых касках» и о военных наблюдателях оон.
Вооруженные силы ООН - это определенные военные формирования, которые создаются с санкции Совета Безопасности ООН и используются для поддержания или восстановления международного, мира и безопасности. Вооруженные силы ООН комплектуются не на основе индивидуального набора, а из числа национальных контингентов вооруженных сил государств — членов ООН. Вооруженные силы ООН используются для разъединения войск враждующих сторон, наблюдения за прекращением огня и за ненарушением соглашений перемирии исключительно в общих интересах поддержания международного мира и разрешения региональных конфликтов.
Военные наблюдатели ООН - сравнительно небольшое число офицеров из государств - членов ООН. Они имеют право на беспрепятственное передвижение в демилитаризованных зонах (в соответствии с решениями Совета Безопасности ООН) и могут действовать на территории суверенных государств (исключительно с разрешения этих государств
ТЕРРОРИЗМ— УГРОЗА ВСЕМУ МИРОВОМУ СООБЩЕСТВУ
Само понятие Терроризм» произошло от латинского слова -«terror» - страх, ужас. Одно из главных средств достижения целей для террористов.- запугивание, создание атмосферы страха, неуверенности в безопасности жизни своей и своих близких.
В настоящее время существует несколько определений терроризма.
Так, ФБР США определяет терроризм как «противозаконное применение силы или насилия против граждан или собственности с целью запугать или принудить к чему либо правительство, население или какую-либо часть того и другого, оправданное ими или общественными целями».
Министерство обороны США определяет терроризм как «предумышленное применение насилия или угрозы насилия для нагнетания страха, с намерением принудить к чему-либо или запугать правительства или общества, в качестве средства достижения политических, религиозных или идеологических целей». В Российской Федераций правовое определение терроризма дано в Федеральном законе от 25 июля 1998 г. № Ш-ФЗ «О борьбе с терроризмом «Терроризм - насилие или угроза его применения в отношении физических лиц. или организаций, а также уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов, создающие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба ли бо наступления иных общественно опасных последствий, осуществляемые в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения или оказание воздействия на принятие органами власти решений выгодных террористам, или удовлетворения их неправомерных имущественных и (или) иных интересов; посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность; нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организаций, пользующихся международной защитой, а равно на служебные помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой, если это деяние совершено в целях провокации войны или осложнения международных отношений».
С точки зрения объекта посягательства терроризм наносит ущерб жизни и здоровью людей, имуществу, правам и законным интересам, дезорганизует общественную жизнь. Насилие большей частью сопровождается физическим воздействием вплоть до причинения телесных повреждений и смерти. Оно может сопровождаться и психологическим воздействием, и вымогательством разных благ, что особенно характерно для тех случаев, когда террористический акт сопровождается требованием выкупа.
Терроризм может выражаться также в разрушении или попытке разрушения каких-либо объектов: самолетов, административных зданий, жилищ, морских судов, объектов жизнеобеспечения и т.п. Уничтожение имущества террористическими группами, даже не повлекшее человеческих жертв, также можно квалифицировать как терроризм.
Вообще, терроризм - это преступление, всегда умышленное. При этом умысел террориста отличается от умысла на убийство, разбой, грабеж и т.п. Если, например, в случае убийства или грабежа имеются две стороны - преступник и жертва, то в акте терроризма есть и третья - органы власти или общественность, к которым апеллирует террористическая организация или террорист. Жертва террористов может и не интересовать, она не цель, а лишь средство. Их действия направлены на достижение своих целей (политических, корыстных и др/посредством привлечения общественного внимания, запугивания населения и представителей власти, пропаганды своих политических, религиозных и иных воззрений. При этом проявляется безразличие к жертвам, что ведет к особой жестокости, массовой гибели невинных Жертв, случайных людей.
В настоящее время терроризм в значительной степени связан с основными сферами жизнедеятельности мирового сообщества и социумов отдельных стран: политикой, национальными отношениями, религией, экологией, преступными сообществами и т.п. Эта связь получила отражение в существовании различных видов терроризма, к которым относят: политический, националистический, религиозный, криминальный и экологический терроризм.
Члены групп, осуществляющих политический террор, ставят своей задачей достижение политических, социальных или экономических изменений внутри того или иного государства, а также подрыв межгосударственных отношений, международного правопорядка.