Номинация «История одного экспоната»




Поисково-исследовательская работа

ученицы 10 «А» класса МОАУ «Лицей № 7» г. Оренбурга

Мордвиной Ольги Михайловны

Учитель Колбасина Т.Н.

На волне архивной памяти,

или

Корабль-однофамилец

Во вновь возрождающемся нашем лицейском музее сохранилось всего несколько фотоальбомов, среди которых появление одного из них для нас остаётся загадкой. По фотоснимкам мы поняли, что сделаны они были членами экипажа теплохода, носящего звонкое имя, дорогое каждому оренбуржцу, - «ОРЕНБУРГ».

Вот на фото корабль в открытом море. Вот в Канаде, в Японии, около Стамбула, пролива Босфор, Панамского канала, Кубы, Ленинграда, Владивостока. Вот в гостях у экипажа - Краснознаменный ансамбль им. А.В. Александрова и корреспондент газеты «Комсомольская правда».

Вот снимки с подписью: «5.03.62 г. т/х «Оренбург» уходит со стапелей завода», «29.03.62 г. Подписаны последние акты и…» «Первый экипаж т/х «Оренбург», март 1962 г.», «Торжественно под Гимн Советского Союза 29 марта 1962 г. на теплоходе поднят флаг СССР», «Встреча с японскими журналистами г. Майдзуру», «Молодёжная организация Кубы вручает кубинский флаг капитану т/х «Оренбург» Ивашкину, «Судовой редактор за работой». Моряки вели активную культурную деятельность в свободное время: проводили концерты художественной самодеятельности «в представлении лучших талантов судна» (6.06.1962 г.), Праздник Нептуна (15 мая 1965 г.), устраивали различные соревнования, спартакиаду в честь 50-летия ВЛКСМ.

А вот фотоснимок «Радостная весть» (1962 г.) с газетной вырезкой, где поздравляют первого капитана теплохода «Оренбург» тов. Баканова Олега Александровича. В Интернете я прочла: «В ходе операции «Анадырь» судно доставляло на Кубу строительные материалы, продовольствие и другие грузы. Капитан сумел сплотить экипаж, выявить резервы и возможности судна, увеличив его провозную способность. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 августа 1963 года за выдающиеся успехи, достигнутые в деле развития морского транспорта Баканову Олегу Александровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот»… Его именем было названо судно Дальневосточного морского пароходства «Капитан Баканов». А в Википедии узнала дату рождения О.А. Баканова – 29 июля 1917 г. - 5 апреля 1971 г.

Но самым знаменательным снимком мне представляется этот: «Наш капитан – почётный пионер города Оренбург, пионерской дружины № 26», где Баканову О.А. - капитану теплохода «Оренбург» Дальневосточного морского пароходства мужчина повязывает пионерский галстук. Когда и где это происходило: в Оренбурге или на корабле? Много загадок таит школьный фотоальбом со странной надписью японскими иероглифами на внутренней обложке старого красного альбома, залитого синими чернила, который от времени уже рассыпался… Ниже дата - 10 авг.1966 (или 1965?) г. Под ними надпись на английском языке, которую удалось прочесть и перевести: «Мы посылаем братский привет братьям Оренбурга от лица японского народа ». (Примечание: подпись неразборчива)

Как альбом оказался у нас? Может, японцы, строившие это судно или появившиеся на советском корабле «Оренбург», подарили этот альбом русским морякам, а те берегли у себя, чтобы передать в Оренбург? (Мы должны помнить, что историю Оренбурга и Японии объединяет трагический момент: 36 японцев в годы Второй Мировой войны умерли на нашей земле, в память об этом в сквере им. Гуськова установлен памятник японским военным.)

О самом корабле я узнала, что теплоход грузовой вместимостью 11058 тонн построен в 1962 году в Японии и прослужил в Дальневосточном морском порту до его списания в 1989 году. Длина судна впечатляюща – 154, 75 метров (длиннее нашего лицея!), ширина 21 метра, мощность – 12000 лошадиных силы. Интересно читать реестр флота ДВМП за 136 лет - историю регулярных отечественных судов из Европейской России на Дальний Восток с 1880 года, после чего во Владивостоке создаётся агентство Добровольного флота. Но это не даёт ответа на главный вопрос, который волнует уже не только меня, но и весь наш актив музея: как эти листочки оказались у нас.

В Оренбурге в 1973 году нашу бывшую школу № 27 только запланировали строить. К этому времени оренбургская школа № 63 уже вела переписку с теплоходом. Интересно, знали ли ученики бердянской школы о том, что в этот период уже другой капитан судна «Оренбург» Г. Лебедев совершил героический поступок? Это было во времена пиночетовской хунты в Чили. Капитан советского судна «Оренбург» Георгий Михайлович Лебедев не допустил контрразведчиков кровавого диктатора на корабль, где были спрятаны чилийские коммунисты и граждане СССР, работавшие в Чили по контракту.

Пройдёт три года, прежде чем наша бывшая школа № 27 (ныне лицей № 7) раскроет свои двери для первых учеников. И пройдёт еще 6 лет, когда в 1982 году на имя городского комитета КПСС, горисполкома Совета народных депутатов г. Оренбурга придёт письмо от капитана Г.Лебедева, первого помощника капитана Варзегова, в котором они напишут, что ведут переписку с оренбургскими школьниками. Но что интересно, это письмо мы обнаружили совсем в другом альбоме, откуда оно случайно выпало. Прочли его несколько раз, передавая друг другу эти загадочные машинописные листы, потому что не все всё поняли. К письму прилагалось письмо-отчёт работы грузового теплохода со школами 26,47,63. Судя по пронумерованным страницам, их должно было быть четыре. Но третьей страницы не оказалось. Номер школы 26 в двух местах был исправлен чернильной ручкой на номер 27. Так, по всей видимости, это письмо оказалось в нашей школе. И всё-таки мы попытались связаться с указанными школами, но в 26-ой школе (ныне гимназия № 6) архив не сохранился; 47-ая не знает о письмах, а 63-я школа подтвердила факт переписки с теплоходом «Оренбург».

Поехать в бердянскую школу № 63 всем нам, активистам лицейского музея, вместе никак не удавалось. Узнав о переписке, на другой конец города сразу же выехала только наша руководитель музея, и мы с нетерпением ждали сделанные ей фотоснимки, чтобы рассмотреть их.

Один из альбомов «Вести с теплохода «Оренбург» того же цвета, формы, издания, что хранится и в нашем школьном музее (но с другим материалом). Возможно, оренбургские ученики сами вклеивали полученные из Владивостокского порта фотографии, на которых моряки изображены в разных концах света.

Кроме фотографий и писем в альбомах многочисленные телеграммы с поздравлениями, небольшие газетные вырезки капитанов теплохода Г.Лебедева и В.Каракулина «Оренбург» - Оренбургу», «Оренбург спешит на помощь». Вот содержание первой заметки: «Один из теплоходов Владивостокского пароходства носит имя «Оренбург». В канун Нового года с борта судна поступила телеграмма: «Дорогие товарищи! Экипаж теплохода «Оренбург» поздравляет своих друзей-оренбуржцев с Новым годом. Желаем здоровья, счастья в жизни и работе.

Находимся в длительном плавании. Следуем через Грецию, Турцию. Новый год встречаем в Тихом океане. Капитан Лебедев, первый помощник Варзегов».

Бережно хранятся фотографии капитана, стоящего в проёме двери рубки, из-за которой видна морская гладь. Есть и фотография капитана т/х «Оренбург» Лебедева Г.М. в обычном пиджаке с орденом на груди. Подпись под одной из фотографий облегчила поиск имени, отчества капитана. На ней в полный рост стоит у штурвала высокий мужчина в белых брюках, рубашке, галстуке и в фуражке с кокардой, под фотографией текст: «Капитан т/х «Оренбург» Лебедев Георгий Михайлович». Позже в Интернете я прочитаю, что Георгий Михайлович Лебедев – единственный российский капитан, прослуживший в качестве морского капитана до 80 лет. Этот факт зафиксирован в Книге рекордов Гиннеса.

Видимо, это третий альбом, потому что, как мы посчитали, первый альбом вели ученики с 8 по 10 классы, он подписан так: «Учащимся школы № 63 города Оренбурга от команды теплохода «Оренбург». В углу альбома подписаны годы – 1971-1974. Второй альбом – с 1974 по 1975 г.г. вёл 5 класс, а на этом альбоме ученики 6 А класса указали новый учебный год - 1975-1976.

На одном из конвертов с пометой АВИА почтовый адрес:

Куда: 460029, г. Оренбург, ул. Заводская, д.1, школа № 63. Кому – 6 А класс

Обратный адрес: Владивосток, 690019, т/х «Оренбург»

Цифры почтового индекса написаны точно таким же почерком, как у первого помощника капитана, секретаря парторганизации А.П.Варзегова на конверте, отправленном в ГОРИСПОЛКОМ, а оттуда – в нашу школу. Письмо это написано 10 февраля 1976 г. Через полгода в Оренбурге откроется на 23-м микрорайоне новая школа с номером 27, и уже ученики нашей школы укрепят связь письмами с легендарным судном, будут поддерживать боевой дух моряков. К чести учителей и учеников школы 63 нужно отметить, что ими сохранены письма, телеграммы от нашего корабля-«однофамильца».

Я родилась в Москве, но 13 последних лет из своей жизни являюсь жительницей степной столицы, где родились мои мама, сестрёнка, дедушка. Горжусь, что грузовой теплоход «Оренбург» внёс свою лепту в деле укрепления добрососедских отношений с другими странами.

Фотографии из школьного музейного архива с теплохода, носящего имя моего города, рассказали об одной из славных страниц Истории Военно-морского флота России и Истории родной школы-лицея. (Декабрь, 2017 г.)

PS Я думала, что поисковая работа уже завершена, но вдруг неожиданно для себя на странице электронной версии газеты «Владивосток» (№ 2515 от 17.04.2009 г.) мы нашли статью «Человек и пароход». В ней – письмо руководителя школьного музея О.Б.Чернышовой из 46-ой школы г. Оренбурга: «…Обращаюсь к вам с большой просьбой: не могли бы вы помочь мне узнать что-то о нём (Г.Лебедеве), о теплоходе? Дирекция школы, я лично и дети, участники объединения «Активисты школьного музея», будем вам очень благодарны».

Мы созвонились с бывшим директором школы № 46 Тамарой Артемьевной Мельниковой, но она, к сожалению, не помнит этого факта 34-летней давности. А вот что мы узнали из электронного ответа на письмо в оренбургскую школу № 46: Георгий Лебедев водил теплоход «Оренбург» 24 года и проводил его в «последний путь» на резку металла в Сингапур. Капитан прощался с родным судном, «как с самым дорогим другом». Сын прославленного Г.М.Лебедева тоже стал капитаном дальнего плавания.

Думаю, в истории теплохода, названного в честь славного города на реке Урал, оренбуржцам рано ставить точку. (Январь, 2018 г.)

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: