Тема 5. Задачи и организационная структура МЧС России. Лекция 1. Задачи и организационная структура МЧС России
Вопросы лекции:
1. Организация системы управления для предупреждения и ликвидации ЧС. 2. Состав и структура МЧС России. 3. Направления развития МЧС России
Вопрос 1. Организация системы управления для предупреждения и ликвидации ЧС.
Чрезвычайными, или экстремальными,считаются ситуации, при | |
которых может возникнуть угроза существования субъекта или объекта под | |
влиянием воздействия внешних объектов или субъектов. Угроза понимается как нарушение целостности объекта, его свойств, | |
месторасположения или полное уничтожение объекта. Государство взяло на | |
себя обязанность по предотвращению и защите своих граждан и субъектов от чрезвычайных и конфликтных ситуаций. | |
Суть чрезвычайных и конфликтных ситуаций государством и | |
гражданами понимается по-разному. Для государства чрезвычайной будет | |
считаться ситуация, устранение последствий которой будет требовать значительных ресурсных затрат и времени. Для гражданина чрезвычайную | |
ситуацию может означать любая угроза потери жизни, личного имущества. В | |
общей сложности совокупность кризисных ситуаций сточки зрения государства и гражданина является предметом управления государства. В перечень кризисных ситуаций, которые требуют вмешательства | |
государственных структур, входят: 1) природные катаклизмы; 2) результаты человеческой деятельности; | |
3) непосредственное воздействие на объекты и субъекты; |
4) последствия техногенного влияния на природу. Государственное управление в чрезвычайных ситуациях включает в
|
себя взаимодействие со СМИ (четкость, своевременность и точность подачи данных. обратная связь), налаженную работу всей системы государственного управления в кризисных ситуациях.
В России система государственного управления чрезвычайных и конфликтных ситуаций состоит из МЧС России и входящих в него комитетов комиссий в субъектах Федерации, Федеральной службы безопасности РФ с соответствующими комитетами, службами и отделами.
Задачи, поставленные перед государственными органами по кризисным ситуациям, сводятся к защите государства, политического строя,
государственной территории, природных ресурсов, а также защите жизни и имущества граждан государства.
Государственное управление в чрезвычайных и конфликтных ситуациях регулируется Конституцией РФ и Федеральным законом РФ от 21.12.1994г. No 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (с изм. и доп. от 22 августа 2004г.). Для того чтобы своевременно и качественно предпринять меры по предотвращению или устранению кризисных ситуаций, все кризисные ситуации четко классифицированы.
МЧС России разделяет чрезвычайные ситуации на штатные и рабочие события, по каждому событию существует отработанная схема действий.
Чаще всего все кризисные ситуации делят на две категории: по происхождению и по последствиям.
К федеральным органам по ликвидации ЧС относят: 1. Высший координационный орган, выполняющий функции координации
|
министерств и региональных служб спасения с целью предотвращения и оказания помощи при ЧС, а также осуществление общего управления и надзора за работой всех подразделений и служб.
2. МЧС России, в мирное время занимающееся сбором и анализом информации о возможных ЧС и методах предотвращения ЧС, ведением статистического учета ЧС и ГО и результатов эффективности проведенных мероприятий по ликвидации;
3. Комитеты ГО; 4. Комитеты ЧС.
На территории РФ существует единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС). Эта система включает в себя все органы, которые призваны проводить работу по защите населения и территорий от наступления ЧС.
К органам единой государственной системы относятся;
1. Силы и средства Федеральных органов исполнительной власти; 2. Органы государственного управления; 3. Органы местного самоуправления; 4. Организации, имеющие отношение к работе по предотвращению ЧС;
К задачам единой государственной системы ликвидации и предупреждения ЧС относятся: 1. Разработка правовых и экономических норм и предписаний; 2. Организация деятельности по защите территорий и населения от наступления ЧС; 3. Организация и проведение работ по сбору и обработке данных, которые необходимо для анализирования ситуации по территориям с повышенными уровнями рисков наступления ЧС; 4. Организация мероприятий по подготовке органов управления, снабжения средствами и силами, обучение персонала; 5. Проведение разъяснительных работ среди населения; 6. Проведение аналитической работы по оценке уровня вероятного ущерба
для населения и территории предприятий; 7. Создание резервного фонда средств с целью привлечения дополнительных средств в процессе ликвидации ЧС; 8. Организационные мероприятия по защите и оказанию помощи пострадавшим от ЧС, организация гуманитарной системы пострадавших; 9. Организация работ по непосредственной ликвидации последствий ЧС; 10. Участие в международном сообществе по защите населения и территорий от наступления ЧС.