Н О Т Н ЫЕ П Р И М Е Р Ы
П Р И Л О Ж Е Н И Е – 2
К УЧЕБНОМУ ПОСОБИЮ
ПО МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ДЛЯ 5-8-го КЛАССОВ ЛИЦЕЯ
«Русская музыка-2»
Н.А. РИМСКИЙ-КОРСАКОВ
П.И. ЧАЙКОВСКИЙ
С.С. ПРОКОФЬЕВ
Д.Д. ШОСТАКОВИЧ
Автор-составитель К. Афонин
Санкт-Петербург
С О Д Е Р Ж А Н И Е
РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Н.А. (1844 – 1908)
Опера «Снегурочка» - перечень тем............ 4
Опера «Снегурочка» - нотные примеры........... 5
Симфоническая сюита «Шехеразада» - нотные примеры.... 13
ЧАЙКОВСКИЙ П.И. (1840 – 1893)
Опера «Евгений Онегин» - перечень тем.......... 16
Опера «Евгений Онегин» - нотные примеры......... 18
Опера «Пиковая дама» - перечень тем........... 28
Опера «Пиковая дама» - нотные примеры.......... 30
Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» - нотные примеры.. 35
Симфония № 1 «Зимние грёзы» - нотные примеры...... 36
Симфония № 4 - нотные примеры............. 39
ПРОКОФЬЕВ С.С. (1891 – 1953)
Симфоническая сказка «Петя и волк» - нотные примеры.... 41
Кантата «Александр Невский» - перечень тем......... 43
Кантата «Александр Невский» - нотные примеры....... 44
Балет «Золушка» - перечень тем.............. 47
Балет «Золушка» - нотные примеры............ 48
Балет «Ромео и Джульетта» - перечень тем.......... 54
Балет «Ромео и Джульетта» - нотные примеры........ 55
Симфония № 7 - нотные примеры............. 60
ШОСТАКОВИЧ Д.Д. (1906 – 1975)
Симфония № 7 - нотные примеры............. 64
Прелюдии и фуги Ор. 87 - нотные примеры.......... 67
ТЕМЫОПЕРЫН.А. РИМСКОГО - КОРСАКОВА
" С Н Е Г У Р О Ч К А "
Это – 4-я опера Р-К (1880 – 1881)
На сюжет и текст А.Н. Островского
Жанр: "весенняя сказка" (Островский и Римский-Корсаков)
| П Р О Л О Г | ||
| Вступление: Тема Мороза Тема Петуха Тема Лешего | d-moll | |
| Песня и пляска птиц – РНП | A-dur | |
| Песня Деда-Мороза " По богатым посадским домам " | f-moll | |
| Ария Снегурочки " С подружками по ягоду ходить " | E-dur | |
| Ариетта Снегурочки " Слыхала я, слыхала " | d-moll | |
| Проводы Масленицы: " Ой, честная Масленица " - припев " Раным-рано куры запели " - РНП " Веселенько тебя встречать, привечать " - РНП " Воротись к нам на три денечка " " Масленица-мокрохвостка, поезжай долой со двора " | c-moll As-dur c-moll Es-dur c-moll | |
| ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ | ||
| Вторая песня Леля " Как по лесу лес шумит " | B-dur | |
| Ариетта Снегурочки " Как больно здесь " | g-moll | |
| Ариетта Купавы " Снегурочка, я счастлива! " | e-moll |
| ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕ | ||
| Дуэт Царя и Купавы: Ариозо Купавы " Время весеннее " | gis-moll | |
| Шествие Царя Берендея | d-moll | |
| Первая Каватина Царя " Полна, полна чудес могучая природа " | A-dur | |
| ТРЕТЬЕ ДЕЙСТВИЕ | ||
| Хор " Ай, во поле липенька " - РНП | A-миксол. | |
| Пляска Бобыля " Купался бобер " - РНП | a-moll | |
| Вторая Каватина Царя " Уходит день веселый " | H-dur | |
| Пляска скоморохов (в сонатной форме) | C-dur | |
| Третья песня Леля " Туча со громом сговаривалась " | f-moll | |
| ЧЕТВЕРТОЕ ДЕЙСТВИЕ | ||
| Дуэт Снегурочки и Мизгиря: " Душа полна моя не страхом, не боязнью " " О, милый мой " | Des-dur Des-dur | |
| Хор " А мы просо сеяли " - РНП | h-moll | |
| Заключительный хор - Гимн Яриле-солнцу " Свет и сила, бог Ярило " (11/4) | Es-dur - B-dur |







ТЕМЫоперы П.И. ЧАЙКОВСКОГО "ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН"
"Евгений Онегин" - 1877-1878 (5-я опера)
Либретто П.И. Чайковского и К.С. Шиловского (поэт-любитель, артист Малого театра в Москве) на сюжет одноименного романа в стихах А.С. Пушкина
Жанр оперы: лирико-драматическая опера или,
согласно авторскому определению, "лирические сцены"
I действие – крушение надежд Татьяны
II действие – крушение надежд Ленского
III действие – крушение надежд Онегина
| I ДЕЙСТВИЕ (лето 1820) | ||||||
| КАРТИНА I (Усадьба Лариных) | ||||||
| Оркестровое вступление Секвенция Татьяны Средний раздел | g-moll Es-dur | |||||
| Дуэт Татьяны и Ольги "Слыхали ль вы" - романс | g-moll | |||||
| Дуэт Лариной и Няни "Привычка свыше нам дана" - полька | g-moll | |||||
| Пляска крестьян "Уж как по мосту-мосточку" - РНП | B-dur | |||||
| Ария Ольги "Я не способна к грусти томной" - менуэт | Es-dur | |||||
| Явление Ленского – представление Онегина – как бы менуэт | G-dur | |||||
| Явление Онегина | Dur - moll | |||||
| Квартет "узнавания" | C-dur | |||||
| Ариозо Ленского "Я люблю вас" - вальсообразность | E-dur | |||||
| КАРТИНА II (Спальня Татьяны) | ||||||
| ПИСЬМО ТАТЬЯНЫ- несколько ариозо | ||||||
| Тема любви | E-dur | |||||
| "Пускай погибну я" | Des-dur | |||||
| "Я к вам пишу" | d-moll | |||||
| "Другой! Нет, никому на свете" | C-dur | |||||
| "Ты в сновиденьях мне являлся" | Ges-dur | |||||
| "Кто ты: мой ангел ли хранитель?" | Des-dur | |||||
| КАРТИНА III (Сцена в саду) | ||||||
| Хор девушек "Девицы, красавицы" | A-dur | |||||
| Ариозо Татьяны "Ах, для чего" - романс | d-moll | |||||
| Реплика Татьяны "О, Боже! Как обидно и как больно" | d-moll | |||||
| Ария Онегина "Когда бы жизнь домашним кругом" | B-dur | |||||
| II ДЕЙСТВИЕ | ||||||
| КАРТИНА IV (Именины Татьяны, 12 января 1821) | ||||||
| Вальс | D-dur | |||||
| Куплеты Трике (композитор А. де Боплан) – менуэт | G-dur | |||||
| Мазурка | G-dur | |||||
| Ариозо Ленского "В вашем доме" | G-E-dur | |||||
| КАРТИНА V (Дуэль, 13 января 1821) | ||||||
| Ария Ленского "Куда, куда..." - вступление "Что день грядущий мне готовит?" - основной раздел | e-moll e-moll | |||||
| Дуэт Ленского и Онегина "Враги" | cis-moll | |||||
| III ДЕЙСТВИЕ (весна 1824) | ||||||
| КАРТИНА VI (Бал в Петербурге, лето 1824) | ||||||
| Полонез | G-dur | |||||
| Ария Князя Гремина "Любви все возрасты покорны" | Ges-dur | |||||
| Ариозо Онегина "Увы, сомненья нет" | B-dur | |||||
| КАРТИНА VII (В доме Татьяны) | ||||||
| Ариозо Татьяны "Онегин! Я тогда моложе..." | cis-moll | |||||
| Ариозо Онегина "Ужель в мольбе моей смиренной" | F-dur | |||||
| Дуэт Т. и О. "Счастье было так возможно" | b-moll | |||||
| Ариозо Татьяны "Онегин, в вашем сердце есть" | Des-dur | |||||
| Ариозо Онегина "О, не гони, меня ты любишь" | e-moll | |||||
| Закл. возглас Онегина "Позор! Тоска! О жалкий жребий мой" | e-moll | |||||
МЕЖДУ ПРОЧИМ
по поводу АРИИ КНЯЗЯ ГРЕМИНА
Ее смысл противоположен тому, что у Пушкина, у которого такая строфа:
Любви все возрасты покорны;
Но юным, девственным сердцам
Ее порывы благотворны,
Как бури вешние полям:
В дожде страстей они свежеют,
И обновляются, и зреют –
И жизнь могущая дает
И пышный цвет и сладкий плод.
Но в возраст поздний и бесплодный,
На повороте наших лет,
Печален страсти мертвой след:
Так бури осени холодной
В болото обращают луг
И обнажают лес вокруг.
Средний раздел Арии написан на стихи самого П.И. Чайковского, источником которых послужили, возможно, следующие отрывки:
1. М.Ю. Лермонтов - "Демон", Глава 10:
Нет! Не тебе, моей подруге,<...>
Увянуть молча в тесном круге <...>
Средь малодушных и холодных,
Друзей притворных и врагов,
Боязней и надежд бесплодных,
Пустых и тягостных трудов! <...>
2. А.С. Пушкин - "Руслан и Людмила", Песнь V
(встреча Руслана с Ратмиром, который говорит о своей возлюбленной):
Она мне жизнь, она мне радость!
Она мне возвратила вновь
Мою утраченную младость,
И мир, и чистую любовь.

ТЕМЫоперы П.И. ЧАЙКОВСКОГО
"ПИКОВАЯ ДАМА"
| ИНТРОДУКЦИЯ (Оркестровое вступление) | ||||
| Тема Баллады Томского | h-moll | |||
| Тема "трех карт" | e-moll | |||
| Тема любви Германа | D-dur | |||
| I ДЕЙСТВИЕ | ||||
| КАРТИНА I (В Летнем саду) | ||||
| Хор мальчиков " Мы все здесь собрались..." | B-dur | |||
| Ариозо Германа" Я имени ее не знаю " | d-moll | |||
| Ариозо Германа" Ты меня не знаешь " | As-dur | |||
| Квинтет " Мне страшно " | V/ fis-moll | |||
| Баллада Томского " Однажды в Версале " | e-moll | |||
| КАРТИНА II (Комната Лизы) | ||||
| Дуэт Лизы и Полины " Уж вечер " | G-dur | |||
| Романс Полины " Подруги милые " | es-moll | |||
| Русская песня с хором " Ну-ка, светик Машенька " | A-dur | |||
| Ариозо Лизы " Откуда эти слезы " | c-moll | |||
| Ариозо Лизы " О, слушай, ночь! " | C-dur | |||
| Ариозо Германа " Прости, небесное созданье " | fis-moll | |||
| Кульминация - апофеоз на теме № 14, но в мажоре | E-dur | |||
| II ДЕЙСТВИЕ | ||||
| КАРТИНА III (На балу) | ||||
| Ария Князя Елецкого " Я вас люблю " | Es-dur | |||
| Дуэт Прилепы и Миловзора " Мой миленький дружок " | A-dur | |||
| КАРТИНА IV (Спальня Графини) | ||||
| Оркестровое вступление (у струнных) | fis-moll | |||
| Хор приживалок " Благодетельница наша " | cis-moll | |||
| Песенка Графини | h-moll | |||
| Ариозо Германа " Если когда-нибудь знали вы чувство любви " | g-moll | |||
| Окончание IV Картины (смерть Графини) | fis-moll | |||
| III ДЕЙСТВИЕ | ||||
| КАРТИНА V (В казарме) | ||||
| Оркестровое вступление (хорал) | es-moll | |||
| Целотонная гамма Призрака Графини | от "des" | |||
| КАРТИНА VI (У Зимней канавки) | ||||
| Оркестровое вступление (тема рока) | e-moll | |||
| Ариозо Лизы " Ах, истомилась я горем " | a-moll | |||
| Ариозо Лизы " Так это правда! Со злодеем..." | нач. со II6 A-dur | |||
| Дуэт Лизы и Германа " О, да, миновали страданья " | A-dur | |||
| Гибель Лизы | fis-moll | |||
| КАРТИНА VII (В игорном доме) | ||||
| Песня Томского " Если б милые девицы " | F-dur | |||
| Песня игроков " Так в ненастные дни " | C-dur | |||
| Застольная песня Германа " Что наша жизнь? - Игра " | H-dur | |||
| Видение Лизы Герману | V/ F-dur | |||
| Заключительный хорал - отпевание Германа | b-moll - Des-dur | |||
" ПИКОВАЯ ДАМА "
| У П У Ш К И Н А | У Ч А Й К О В С К О Г О |
| 1. "А в ненастные дни "- эпиграф к 1-й главе. | 1. "А в ненастные дни " - Хор игроков из VII картины. |
| 2. Герма нн - это фамилия, сын обрусевшего немца, офицер инженерных войск. | 2. Герма н - это имя. |
| 3. Томский - Павел Александрович (Поль) – внук Графини. | 3. Томский - без имени - сослуживец Германа. |
| 4. Графиня - Анна Федотовна, 87 лет. | 4. Графиня - олицетворение зла и смерти, без имени и возраста. |
| 5.Сен-Жермен (1710 - 1784) - граф, авантюрист, открыл тайну трёх карт Графине бескорыстно, будучи уже стариком. | 5. Сен-Жермен - молодой красавец, открыл Графине тайну трёх карт " ценой одного рандеву". |
| 6. Елецкая - упоминается мимоходом. | 6. Елецкий - князь, жених Лизы. |
| 7. Лиза - (Лизавета Ивановна) - бедная воспитанница Графини, самолюбива и несчастна. | 7. Лиза– (без отчества) - богатая внучка Графини. |
| 8. Отсутствуют. | 8. Вторая, Третья и Шестая карт. оперы. |
| 9. Полина - княжна, упоминается мимоходом. | 9. Полина - подруга Лизы. |
| 10. Отпевание Графини в церкви. | 10. Отпевание Графини – в воспоминании Германа (V картина). |
| 11. Условия Призрака: в сутки более одной карты не ставить. | 11. Условия Призрака: все три карты – подряд. |
| 12. С Германном играл Чекалинский (москвич). | 12. "Дуэль" Германа с князем Елецким – на третьей карте. |
| 13. Германн сошел с ума. Лизавета Ивановна вышла замуж. Томский женится на княжне Полине. | 13. Лиза утопилась в Зимней канавке (VI картина), Герман закалывается (VII картина). |
| 14. Действие происходит в 30 - е гг. XIX века. | 14. Действие происходит в конце XVIII века, в екатерининскую эпоху (более эффектные костюмы и декорации, век чувственности). |
| 15. К дому Графини Германна привела страсть к обогащению. | 15. К дому Графини Германа привела любовь к Лизе. |
| 16. Бытовые подробности содействуют прозаизации повести. | 16. В опере, напротив, господствует романтическая поэтизация. |


ТЕМЫКАНТАТЫС.С. ПРОКОФЬЕВА
" АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ "
| №№ тем | Ч А С Т И / Т Е М Ы | Тональ-ности |
| 1. | I ЧАСТЬ - РУСЬ ПОД ИГОМ МОНГОЛЬСКИМ Начальная тема в оркестре | c-moll |
| 2. 3. | II ЧАСТЬ - ПЕСНЯ ОБ АЛЕКСАНДРЕ НЕВСКОМ A - "А и было дело на Неве-реке" B - "Ух, как бились мы, как рубились мы" | B-dur B-dur |
| 4. 5. 6. | III ЧАСТЬ - КРЕСТОНОСЦЫВО ПСКОВЕ A - Молитва - хорал Тема "воинственной" фанфары B - Плач русских во Пскове (будущая тема № 15) | cis-moll cis-moll e-moll (нач. в a-moll) |
| 7. 8. 9. | IV ЧАСТЬ - ВСТАВАЙТЕ, ЛЮДИ РУССКИЕ A - "Вставайте, люди русские" "Живым бойцам почет и честь" B - "На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу" | Es-dur Es-dur D-dur |
| 10. 11. 12. 13. | V ЧАСТЬ - ЛЕДОВОЕ ПОБОИЩЕ Оркестровое вступление "Скок свиньи" Скоморохи (политональная тема) Тема русской атаки | c-moll cis-moll C-dur / /e-moll D-dur |
| 14. 15. | VI ЧАСТЬ - МЕРТВОЕ ПОЛЕ A - "Я пойду по полю белому" - меццо-сопрано B - "Кто лежит мечами порубленный" - меццо- сопрано (сравните с темой № 6) | c-moll c-moll |
| 16. | VII ЧАСТЬ - ВЪЕЗД АЛЕКСАНДРА ВО ПСКОВ "На великий бой выходила Русь" | B-dur |

ТЕМЫБАЛЕТА С.С. ПРОКОФЬЕВА " ЗОЛУШКА "
(либретто Н. Волкова по сказке Ш. Перро, 1940 - 1944)
| ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ (В доме Мачехи) | |||||
| Вступление: тема "обиженной" Золушки тема любви | e-moll, широкие ходы на легато; C-dur, малосекундовые попевки. | ||||
| Ссора сестер из-за шали | F-dur, короткие попевки | ||||
| Танец сестер с половинками шали | As-dur, начинается с малой ноны | ||||
| Тема "мечтательной" Золушки | C-dur, флейта, опора на звуки тонического трезвучия | ||||
| Ссора мачехи и сестер с отцом | C-dur, токката | ||||
| Фея - нищенка: жалобная тема сказочная тема | a-moll, "стонущие" попевки в миноре; C-dur, переходящий в неясный c-moll | ||||
| Танец сестер с переодеванием | Es-dur - G-dur - C-dur - as-moll | ||||
| Учитель танцев | d-moll, фагот | ||||
| Гавот для сестер | d-moll, две скрипки | ||||
| Гавот для Золушки | d-moll, оркестр | ||||
| Монолог Феи лета | C-dur, триоли в размере 12/8 | ||||
| Вариация Феи зимы | As-dur, "раскачивающиеся" попевки | ||||
| Часы | gis-moll, механистическое движение | ||||
| Отъезд Золушки на бал (Вальс соль минор) | g-moll, начинается со "сжатой пружины" | ||||
| ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕ (Бал) | |||||
| Придворный танец | B-dur, Павана | ||||
| Вариация Худышки | H-dur, в подвижном темпе, начинается с "неуклюжего прыжка" | ||||
| Вариация Кубышки | D-dur, медлительная, с незавершенными фразами | ||||
| Мазурка | E-dur | ||||
| Большой вальс | e-moll, начинается с больших интервалов | ||||
| Дуэт сестер с апельсинами | As-dur, тарантелла | ||||
| Дуэт Принца и Золушки (Adagio) | C-dur, в характере медленного вальса, мелодия у виолончели | ||||
| ТРЕТЬЕ ДЕЙСТВИЕ (Поиски Принцессы) | |||||
| Принц и сапожники | Es-dur, комический номер, туба | ||||
| Первый галоп принца | c-moll - As-dur | ||||
| Ориенталия (Восточный танец) | B-dur +4/-7; мелодия у английского рожка в "странном" ладу на фоне двойной квинты | ||||
| Amoroso = Тема любви | E-dur, переходящий в C-dur | ||||

Темы балета С.С. ПРОКОФЬЕВА
«РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА»
Либретто Л. Лавровского, А. Пиотровского, С. Радлова, С. Прокофьева
по одноименной трагедии В. Шекспира.
Премьера – Театр оперы и балета им. С.М. Кирова (Ленинград)
11 января 1940 г.
| №№ | Темы | Тональности |
| ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ | ||
| 1. | Улица просыпается | D-dur |
| 2. | Бой | C-dur |
| 3. | Приказ Герцога | кластеры |
| 4. | Джульетта-девочка | C-dur |
| 5. | Джульетта грациозная | As-dur |
| 6. | Джульетта мечтательная | C-dur |
| 7. | Маски | B-dur |
| 8. | Танец рыцарей (Монтекки и Капулетти) | e-moll |
| 9. | Тема вражды | f-moll |
| 10. | Джульетта танцует с Парисом | e-moll |
| 11. | Меркуцио | As-dur |
| 12. | Мадригал | G-dur |
| 13. | Гавот (Разъезд гостей) | D-dur |
| 14. | Сцена у балкона (I тема любви) | C-dur |
| ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕ | ||
| 15. | Патер Лоренцо | B-dur |
| 16. | Адажио перед разлукой | C-dur |
| 17. | Вторая тема любви | B-dur |
| 18. | Третья тема любви | C-dur |
| 19. | Тема любовной клятвы | H-dur |
| ТРЕТЬЕ ДЕЙСТВИЕ | ||
| 20. | Утренняя серенада | E-dur |
| 21. | Танец девушек с лилиями | a-moll |
| 22. | Тема сонного напитка (тема смерти) | e-moll |



