I Этап | ||
Направление работы | Содержание работы | Кол-во часов |
“Путешествие в Солнечный город” Цель: формирование положительной учебной мотивации | Занятие 1-2. Формирование положительной учебной мотивации. | |
“Поможем Незнайке” Цель: развитие произвольного внимания и поведения. | Занятие 3-4. Развитие произвольного внимания и произвольности движений. Занятие 5-6. Развитие концентрации внимания, саморегуляции и самоконтроля. Занятие 6-7. Развитие переключения внимания и умения действовать по правилу. Занятие 8-9. Развитие объема внимания, произвольности, умения действовать по правилу. Занятие 10-11. Увеличение объема внимания и кратковременной памяти. Занятие 12-13. Тренировка распределения внимания. | |
“Письмо жителей Солнечного города” Цель: развитие мнемических способностей детей. | Занятие 14-15. Развитие объема кратковременной оперативной памяти Занятие 16-17. Развитие механической зрительной и слуховой памяти. Занятие 18-19. Развитие ассоциативной памяти. Занятие 20-21. Обучение способам эффективного запоминания. | |
“Знайкина олимпиада” Цель: развитие мыслительных процессов и зрительно-моторной координации | Занятие 22-23. Развитие логического и понятийного мышления. Занятие 24-25. Развитие логического мышления и сообразительности. Занятие 26-27. Развитие умения устанавливать причинно–следственные отношения. Занятие 28-29. Развитие умения обобщать и находить противоположности. Занятие 30-31. Развитие умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать. | |
“Путешествие в Вообразилию” Цель: развитие воображения учащихся; навыков совместной творческой деятельности, стимулирование креативных возможностей детей. | Занятие 32. Упорядочить представления детей о том, что такое воображение и фантазия. Занятие 33. Развитие навыков совместной творческой деятельности. Занятие 34-35-36. Развитие воображения учащихся. | 0,5 0,5 1,5 |
II Этап | ||
“Удивительный мир эмоций и чувств” Цель: - знакомство с чувствами и эмоциями, - развитие умения правильно выражать свои эмоции и чувства социально приемлемыми способами; - формировать умение различать и принимать эмоции других людей; - обучать приемам регуляции и саморегуляции. | Занятие 37. “Мир эмоций”. (радость, гнев, гордость, страх, ложь и т.д.) Занятие 38. “Удивление”. Познакомить детей с эмоцией удивления; научить узнавать ее на различных изображениях; научить выражать эту эмоцию; научить отражать это эмоциональное состояние в рисунках, при разыгрывании этюдов. Занятие 39. “Грусть”. Познакомить детей с эмоцией; научить определять эмоции на пиктограммах и иллюстрациях; научить передавать заданное эмоциональное состояние с помощью рисунка; развивать у детей эмпатию. Занятие 40. “Гордость”. Занятие 41. “Страдание и печаль”. Развивать способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение выразить свое отношение. Занятие 42. “Чувство обиды”. Способствовать созданию у детей положительного эмоционального состояния; развивать мимику, пантомимику, жесты; помочь детям снять эмоциональное напряжение; развивать коммуникативные навыки, внимание, память, воображение. Занятие 43. “Отвращение”. Занятие 44. “Гнев”. Познакомить детей с эмоцией гнева; развивать умение выражать эту эмоцию; научить определять эмоцию гнева на различных изображениях; развивать интонационную выразительность. Занятие 45. “Вина и стыд”. Занятие 46. “Страх”. Познакомить детей с эмоцией страха; научить узнавать эту эмоцию по схематическому изображению и на рисунках; научить передавать эмоциональное состояние с помощью выразительных средств (мимики, жестов, пантомимики, художественных средств); развивать воображение Занятие 47. “Интерес”. Продолжить знакомство детей с разными эмоциями; развивать внимание, воображение, эмпатию, коммуникативные способности. Занятие 48-49. “Большое путешествие в страну сказок и приключений” Закрепить знания детей об основных эмоциях; способствовать осознанию своих эмоций; развивать способность выражать эмоции вербально и невербально; учить сопереживать героям, обучать приемам регуляции | 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 |
“Умею ли я владеть собой?” Цель: обучение эффективной совместной деятельности детей в условиях различных модельных ситуаций. Веселое путешествие” Цель: коррекция индивидуальных отклонений в развитии эмоционально-волевой сферы. | Занятие 50-51-52. Формирование умения переносить усвоенные способы поведения и регулирования своего эмоционального состояния из одной ситуации – в другую. Проведение индивидуальных и групповых занятий по развитию и коррекции эмоционально-волевых нарушений у детей в соответствии с выявленными проблемами | 1,5 0,5 |
III Этап Реализация программы Т.А. Аржакаевой, И.В. Вачкова “Психологическая азбука”. | ||
“Учимся сотрудничать” | Занятие 53-54. “Качества, важные для общения”. Содействие осознанию учащимися качеств, необходимых для эффективного общения. Занятие 55. “Какие мы в общении?”. Формирование коммуникативных умений, развитие личностных особенностей. Занятие 56. “Как и почему начинаются ссоры?”. Мотивировать учащихся на осмысление причин своих ссор, развивать навыки взаимодействия и сотрудничества. Занятие 57. “Девчонки = мальчишки = …?”. Способствовать формированию у мальчиков и девочек позитивных установок друг к другу в ходе принятия совместного решения | 0,5 0,5 0,5 |
“Тайны дружбы” | Занятие 58-59. “Дружба – это…?”. Содействие осмыслению ценности дружеских отношений между людьми; развивать навыки совместной деятельности. “Правила дружбы”. Формировать умения эффективного общения, развивать навыки взаимодействия и сотрудничества. | |
“Поддержка в общении” | Занятие 60. “Комплимент – это…”. Показать значение комплимента для поддержания комфортных взаимоотношений, способствовать актуализации чувства самоценности и самоуважения учащихся. Занятие 61. “Давайте говорить друг другу комплименты!”. Обеспечить каждого учащегося минимумом психологической поддержки. Занятие 62-63. “Что другие ценят во мне и, что я ценю в себе?”. Мотивировать учащихся на самораскрытие и содействовать осознанию ими собственных достоинств, способностей, достижений. | 0,5 0,5 |
Приложение 1 Диагностические процедуры в программе.
Класс | Диагностический инструментарий | Цель |
2 класс | - методика (сокращенный вариант, первая серия) “Определение уровня умственного развития младших школьников”; - методика “Таблицы Шульте”; - методики “Узнавание фигур”, “Заучивание десяти слов” А.Р.Лурии; | - изучение уровня умственного развития учащихся и определение их актуального состояния; - оценка параметров внимания и работоспособности учащихся: распределения, объема, врабатываемости, устойчивости и истощаемости; - изучение особенностей памяти (непосредственного запоминания), утомляемости, активного внимания; определение ведущего типа запоминания. |
3 класс | - методика “Цветовой тест М.Люшера”; - методика “Прогрессивные матрицы Равенна”; - рисуночная проективная методика “Школьная тревожность” А.М.Прихожан; | - оценка психо-эмоционального состояния учащихся; - изучение личностных особенностей школьников; - определение особенностей развития невербального интеллекта учащихся; - диагностика уровня школьной тревожности учащихся; |
4 класс | - “Диагностика структуры интеллекта”. Тест Д.Векслера; - методика “Личностный опросник Кеттелла” (модификация Л.А.Ясюковой); - анкета “Эмоционально-психологический климат класса”; | - определение уровня интеллектуального развития школьников; - изучение личностных особенностей младших школьников; - изучение эмоционально-психологического климата классного коллектива; |
Литература:
1. Безруких, М.М. Знаете ли вы своего ученика? /М.М. Безруких, С.П. Ефимова. – М.: Просвещение, 1991. – 179с.
2. Гуревич, К.М. Индивидуально-психологические особенности школьника. /К.М. Гуревич. – М.: Дрофа, 1988. – 244 с.
3. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И Лубовского, Н. А. Ципиной. – М., 1984.
4. Екжанова Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно – развивающего обучения детей с нарушением интеллекта. // Дефектология. – 1999. - №6 – с.25-29.
5. Елфимова, Н.В. Диагностики и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников. /Н.В. Елфимова. – М.: Просвещение, 1991. – 256 с.
6. Зобков, В.А. Психология отношения и личности учащегося. /В.А. Зобков. – Казань, 1992. – 127 с.
7. Залевский Г. В., Галажинский Э. В., Бохан Т. Г. Психическая ригидность как фактор школьной дезадаптации учащихся младших классов: диагностика, коррекция, профилактика. – Томск: Изд-тво Том. ун-та, 1999. – 128 с.
8. Ледина В.Ю.ИБИС. Игровое биоуправление и саморегуляция. Антистрессовый тренинг для детей и подростков: методическое пособие. – СПб., 2000.
9. Менчинская, Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. / Н.А. Менчинская. – М.: Просвещение, 1989. – 311 с.
10. Мухина, В.С. Детская психология. / В.С. Мухина. – М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 2000. – 352 с.
11. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе. / Р.В. Овчарова. – М.: Просвещение, 1995. – 201 с.
12. Основы специальной психологии: Учеб. пособие/Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 480 с.
13. Токарева, С.Н. Социальные и психологические аспекты семейного воспитания / С.Н. Токарева. – М.: МГУ, 1989. – 97 с.
14. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических заведений / Г.А. Урунтаева. – М.: Издательский центр “Академия”, 1996. – 336 с.