ХОД УРОКА
Организационный момент.
Повторение и углубление ранее изученного материала
Публицистический стиль - это стиль, в основе которого лежит воздействие на читателя с помощью убеждения, влияния на его мысли и поступки.
-Беседа
-Назовите характерные признаки публицистического стиля.
-Что общего у публицистического стиля с художественным?
-Какие жанры публицистического стиля вы знаете? (Заметка, статья, репортаж.)
-Подчеркните названия жанров публицистики.
Элегия, баллада, роман, очерк, трагедия, сонет, рассказ, фельетон, эпиграмма, новелла, повесть, поэма, интервью, ода, басня, комедия, эссе, статья, сатира.
-Укажите в приведенном списке тем лишь те проблемы, которые являются предметом обсуждения в публицистической литературе.
Построение сложноподчиненных предложений; проблемы, связанные с техногенными катастрофами; выборы президента; решение линейных уравнений; соединение химических элементов; работа администрации города; рейтинг исполнителей современной музыки; использование акваланга для проведения ремонтных работ под водой; литературоведческий анализ текста.
Актуализация знаний.
Чтобы вспомнить основные черты публицистического стиля, мы обратимся к тексту
Из газет
Сотни людей, несмотря на проливной дождь, пришли вчера на Трафальгарскую площадь. Они собрались здесь, чтобы выразить протест против появления на английской земле новой партии американских «крылатых ракет», о чем сообщил накануне в Брюсселе верховный главнокомандующий вооруженными силами НАТО в Европе.
В эти осенние дни в Лондоне смеркается рано. Поэтому, когда в половине восьмого у подножия памятнику адмиралу Нельсону вспыхнули огни восковых свечей, заметались по фасадам тени от зажженных манифестантами факелов, ощущение тревоги охватило не только участников демонстрации, но и, кажется, даже полицейских.
|
Подхожу к молодому мужчине в защитной куртке с факелом в руке. Поль Джонс, работник аэропорта, говорит, что пришел сюда, чтобы выразить свое негодование.
«Это позор, что нас держат в неведении относительно того, от чего зависит жизнь или смерть нации. Почему мы должны узнавать такие вещи от американского генерала, когда речь идет о нашей собственной стране? »
Несколько женщин в колеблющемся пламени свечей читают отпечатанный текст новой антивоенной песни.
— То есть как «почему мы здесь»? — удивляется вопросу та, у которой в руках мокрый от дождя листок. — Генералы тайком привозят сюда крылатые ракеты, а мы должны молчать?!
Время приближается к восьми часам. Участники манифестации разбиваются на группы не более десяти человек в каждой — таково условие, поставленное полицией, и начинают двигаться в направлении Уайтхолла, к зданиям министерства обороны и резиденции премьер-министра. Однако метров через сто дорогу им преграждает полицейский кордон. Манифестанты садятся на мокрую мостовую со свечами и факелами в руках. «Нет — крылатым ракетам!», «Работу, а не бомбы».
Фронтальный опрос
- Жанр этого текста - репортаж. Тема - описание митинг на Трафальгарской площади. А к какому стилю можно отнести этот текст? (Публицистический)
- Как вы определили стилевую принадлежность текста? (По особенностям, свойственным этому стилю)
|
- Все верно, сейчас вам нужно вспомнить эти особенности, заполнив таблицу.
Цель и черты | Лексические особенности | Средства эмоциональной выразительности | Синтаксические особенности. |
1. Информирование 2. Эмоциональное воздействие 3. Убеждение 4. Внушение 5. Побуждение. 6. Эмоциональность. 7. Призывность. 8. Логичность построения | Общественно-политическая лексика; Сочетания, свойственные официально-деловому стилю; книжная (высокая) лексика; понятия из области морали и этики, экономики, культуры, психологии; слова, обозначающие человеческие переживания. | Слова с яркой эмоциональной оценкой; эпитеты; сравнения; метафоры; разговорные обороты речи; фразеологизмы, пословицы, поговорки, обращения, повторы и т.д. | Прямая речь; косвенная речь; восклицательные и вопросительные предложения; обилие сложных синтаксических конструкций; ряды однородных членов; вводные слова; причастные и деепричастные обороты; |
С ообщение информации, воздействие на слушателей или читателей
Эмоциональность,
страстность, призывность, актуальность,
доходчивость,
логичность
Лексические:
– общественно-политическая лексика;
– совмещение торжественной лексики и раз говорных средств;
– антонимы.
Синтаксические:
– побудительные и восклицательные предложения;
– риторические вопросы;
– повторы;
– параллелизм;
– однородные члены;
– обращения;
– использование литературных цитат, афоризмов, пословиц, поговорок
Статья в газете,журнале, очерк,репортаж, интервью, ораторская речь, судебная речь, выступления на митингах, собраниях, съездах, в передачах по радио и телевидению
|
Итак, мы рассмотрели стилевые и языковые черты публицистического стиля. Надо отметить, что не в каждом тексте можно найти полный набор этих признаков. Ведь определяя стиль предложенного текста, мы опираемся на речевую ситуацию, сферу употребления и на тему и цель высказывания.
Углубление знаний.
Фронтальный опрос
Жанры публицистики могут быть как устными, так и письменными. Назовите те жанры, которые известны вам.
- А какое важное политические событие недавно минуло?
(Выборы)
- А как выборы связаны с нашей сегодняшней темой?
(Политические дебаты – это тоже один из жанров, устный, публицистического стиля).
6.Работа с текстом.
" В России две беды: дураки и дороги", - утверждал Карамзин. С тех пор прошло немало времени, в стране менялся конституционный строй, но эти извечные проблемы по - прежнему присутствуют в нашей действительности. И если для борьбы с дураками еще не придумана госпрограмма, то с колдобинами и ухабами на дорогах государство борется постоянно. В прошлом году завершилась пятилетняя президентская программа "Дороги России", теперь же транспортники решили мыслить более масштабно и разработали план на десятилетие.
-Какова тема данного текста? (Тема дорог и транспорта)
– К какому стилю речи относится данный текст? Текст относится к публицистическому стилю речи
- Найдем признаки публицистического стиля и докажите стилистическую принадлежность текста.
Дать читателю информацию с последующей оценкой проблемы дорог и транспорта, одновременно воздействуя на читателя.
Для этого высказывания свойственны простота, эмоциональность, а значит, текст будет понятен широкому кругу читателей
-характерно употребление слов общественно - политического типа лексики: "конституционный строй", "госпрограмма","государство", "пятилетняя президентская программа".
-есть и разговорные слова, "дураки", "колдобины", "ухабы
-начинается он с цитаты: "В России две беды: дураки и дороги", которая давно уже стала афоризмом
три сложных предложения построены на антитезе: "менялся конституционный строй, но проблемы по - прежнему присутствуют"; "для борьбы с дураками еще не придумана госпрограмма, то с колдобинами и ухабами на дорогах государство борется постоянно"; "пятилетняя президентская программа завершилась, теперь же транспортники разработали план на десятилетие отрывок из публицистической статьи.
Его цель - дать читателю информацию с последующей оценкой проблемы дорог и транспорта, одновременно воздействуя на читателя. Это, скорее всего, отрывок из публицистической статьи, возможно, начало проблемного очерка. Для данного текста характерно употребление слов общественно - политического типа лексики: "конституционный строй", "госпрограмма". "государство", "пятилетняя президентская программа". Здесь встречаются речевые стандарты, а также штампы, имеющие канцелярскую окраску: "государство борется", "мыслить масштабно", "извечные проблемы", "присутствуют в действительности", "разработан план". Кроме того, в данном тексте есть и разговорные слова, что особенно характерно для публицистического стиля речи: "дураки", "колдобины", "ухабы". Для этого высказывания свойственны простота, эмоциональность, а значит, текст будет понятен широкому кругу читателей. Начинается он с цитаты: "В России две беды: дураки и дороги", которая давно уже стала афоризмом. Последующие три сложных предложения построены на антитезе: "менялся конституционный строй, но проблемы по - прежнему присутствуют"; "для борьбы с дураками еще не придумана госпрограмма, то с колдобинами и ухабами на дорогах государство борется постоянно"; "пятилетняя президентская программа завершилась, теперь же транспортники разработали план на десятилетие". Данное высказывание характерно для широкого круга читателей.
Практическая работа.
Определите стиль текстов
1 текст. Парадигматическое и синтагматическое значение лексических единиц оказываются соотнесёнными как их взаимосвязанные структурные характеристики. Чем ближе друг к другу такие единицы в парадигме, тем больше сходства в их употреблении. Абсолютные или очень близкие по значению синонимы, например, употребляются совершенно или почти одинаково.
Вариант ответа:
2 текст. Пахло жасмином в старой гостиной с покосившимися полами. Сгнивший, серо-голубой от времени балкон, с которого за отсутствием ступенек надо было спрыгивать, тонул в крапиве, бузине, бересклете. В жаркие дни, когда вовсю пекло солнце, когда были отворены осевшие стеклянные двери и весёлый отблеск стекла передавался в тусклое овальное зеркало, висевшее на стене против двери, всё вспоминалось нам фортепиано тёти Тони, когда –то стоявшее под этим зеркалом.
СТИЛЬ -?
Текст.№3. Таким образом, теория относительности отвергает галилеевский закон сложения параллельных скоростей, не вступая при этом в конфликт с геометрической очевидностью. Непосредственное (алгебраическое) сложение возможно только для скорости V и U, измеренной в одной системе.
СТИЛЬ -?