III. Деятельность школьника




Задание по психологии на педагогическую практику для предвыпускных курсов

В рамках педагогической практики студенту предвыпускного курса необходимо всестороннее изучить психологические особенности формирующейся личности учащегося и составить ее психологическую характеристику в соответствии с предлагаемой схемой.

Выполнение данного задания представляет собой кропотливый исследовательский труд студента, ранее прослушавшего теоретический курс общей, возрастной, педагогической и социальной психологии. Он складывается из тщательного анализа наблюдаемого поведения ученика на уроках и между ними; индивидуальной беседы с учащимся, бесед с классным руководителем, психологом, учителями-предметниками и (по возможности) с родителями; психологического анализа документов – классного журнала, карты здоровья учащегося и др.; сопоставления полученных материалов с результатами эмпирического исследования уровня развития ряда познавательных процессов, индивидуально-типологических особенностей, учебных интересов и склонностей ученика, выявленных с помощью специальных психодиагностических методов.

Последовательность действий и сроки выполнения заданий

1. Выбор объекта наблюдения - учащегося (в течение первых двух-трёх дней со дня начала практики).

2. Эмпирическое исследование (в течение первых 7-10 дней со дня начала практики).

а) установить контакт с учащимся,

б) провести испытания (в течение 2-3 дней),

в) обработать результаты, провести их качественный и количест­венный анализ.

3. Текущее скрытое наблюдение за выбранным учащимся с последующими ретроспективными записями в протоколе наблюдений (с первых дней и в течение всего периода практики).

4. Составление психологической характеристики с использованием полученных мате­риалов и результатов эмпирического исследова­ния (за неделю до окончания практики).

5. Представление отчета по выполнению психологической части педагогиче­ской практики методисту (в установленный деканатом срок).

В отчёт должны войти следующие документы:

Полная развёрнутая характеристика личности школьника, составленная по предложенной схеме на основе бесед, наблюдения и эмпирического исследования.

Рекомендации по воспитательной работе со школьником, основанные на выявленных проблемах и резервах развития.

Не менее трёх протоколов эмпирического исследования личности и познавательных процессов школьника.

Критерии оценки выполнения задания по психологии

На оценку выполнения задания по психологии и, в целом, отчета по психологии будет влиять следующее:

· полнота выполнения заданий;

· тщательность в оформлении отчета, аккуратность в записях протоколов наблюдений за учащимся и бесед;

· литературный стиль составленной характеристики уче­ника;

· глубина и научность выводов;

· авторская индивидуальность в составлении отчета;

· минимум орфографических, пунктуационных и других ошибок в тексте, своевременная сдача отчета методисту.

Психологическая характеристика личности

(примерная схема составления психологической характеристики учащегося) (приложить полную характеристику, написанную по этой схеме, к отчёту)

I. Общие сведения об учащемся: возраст, класс, школа, состояние здоровья, внешность (краткий словесный портрет).

II. Условия семейного воспитания: состав семьи; профессии, возраст, краткая характеристика родителей и других членов семьи (братьев, сестер, бабушек, дедушек и т.д.), взаимоотношения в семье, согласованность действий взрослых по воспитанию ребенка.

III. Деятельность школьника

1. Учебная деятельность: мотивы учения и учебные интересы; отношение к школе, учению и отметкам; сформированность учебной деятельности учебных действий; учебные достижения (успеваемость, знания, умения, навыки); наличие “школьной тревожности”.

2. Игровая деятельность: место в жизни учащегося; преобладающие и любимые игры; предпочтительные роли в них; взаимоотношения в игре со сверстниками и взрослыми.

3. Трудовая деятельность: общественно-полезный и бытовой труд (постоянные и ситуативные поручения); мотивы, отношение к труду; активность, способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками; роли и функции в совместной трудовой деятельности.

4. Общение: общая характеристика общения и поведения; потребность в общении, общительность, круг желаемого и реального общения, удовлетворенность общением, характер общения (доминирование, подчинение, лидерство, конформизм, эмпатия, конфликтность); общение со взрослыми, сверстниками и младшими; общение с детьми своего и противоположного пола.

IV. Учащийся как член классного коллектива: место учащегося в формальной и неформальной структурах группы; осознание своего положения в классе и удовлетворенность им; потребность быть членом коллектива; потребность в признании; авторитет (на чем основан); отношение к массовидным явлениям в классе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: