Задание по психологии на педагогическую практику для предвыпускных курсов
В рамках педагогической практики студенту предвыпускного курса необходимо всестороннее изучить психологические особенности формирующейся личности учащегося и составить ее психологическую характеристику в соответствии с предлагаемой схемой.
Выполнение данного задания представляет собой кропотливый исследовательский труд студента, ранее прослушавшего теоретический курс общей, возрастной, педагогической и социальной психологии. Он складывается из тщательного анализа наблюдаемого поведения ученика на уроках и между ними; индивидуальной беседы с учащимся, бесед с классным руководителем, психологом, учителями-предметниками и (по возможности) с родителями; психологического анализа документов – классного журнала, карты здоровья учащегося и др.; сопоставления полученных материалов с результатами эмпирического исследования уровня развития ряда познавательных процессов, индивидуально-типологических особенностей, учебных интересов и склонностей ученика, выявленных с помощью специальных психодиагностических методов.
Последовательность действий и сроки выполнения заданий
1. Выбор объекта наблюдения - учащегося (в течение первых двух-трёх дней со дня начала практики).
2. Эмпирическое исследование (в течение первых 7-10 дней со дня начала практики).
а) установить контакт с учащимся,
б) провести испытания (в течение 2-3 дней),
в) обработать результаты, провести их качественный и количественный анализ.
3. Текущее скрытое наблюдение за выбранным учащимся с последующими ретроспективными записями в протоколе наблюдений (с первых дней и в течение всего периода практики).
|
4. Составление психологической характеристики с использованием полученных материалов и результатов эмпирического исследования (за неделю до окончания практики).
5. Представление отчета по выполнению психологической части педагогической практики методисту (в установленный деканатом срок).
В отчёт должны войти следующие документы:
Полная развёрнутая характеристика личности школьника, составленная по предложенной схеме на основе бесед, наблюдения и эмпирического исследования.
Рекомендации по воспитательной работе со школьником, основанные на выявленных проблемах и резервах развития.
Не менее трёх протоколов эмпирического исследования личности и познавательных процессов школьника.
Критерии оценки выполнения задания по психологии
На оценку выполнения задания по психологии и, в целом, отчета по психологии будет влиять следующее:
· полнота выполнения заданий;
· тщательность в оформлении отчета, аккуратность в записях протоколов наблюдений за учащимся и бесед;
· литературный стиль составленной характеристики ученика;
· глубина и научность выводов;
· авторская индивидуальность в составлении отчета;
· минимум орфографических, пунктуационных и других ошибок в тексте, своевременная сдача отчета методисту.
Психологическая характеристика личности
(примерная схема составления психологической характеристики учащегося) (приложить полную характеристику, написанную по этой схеме, к отчёту)
I. Общие сведения об учащемся: возраст, класс, школа, состояние здоровья, внешность (краткий словесный портрет).
|
II. Условия семейного воспитания: состав семьи; профессии, возраст, краткая характеристика родителей и других членов семьи (братьев, сестер, бабушек, дедушек и т.д.), взаимоотношения в семье, согласованность действий взрослых по воспитанию ребенка.
III. Деятельность школьника
1. Учебная деятельность: мотивы учения и учебные интересы; отношение к школе, учению и отметкам; сформированность учебной деятельности учебных действий; учебные достижения (успеваемость, знания, умения, навыки); наличие “школьной тревожности”.
2. Игровая деятельность: место в жизни учащегося; преобладающие и любимые игры; предпочтительные роли в них; взаимоотношения в игре со сверстниками и взрослыми.
3. Трудовая деятельность: общественно-полезный и бытовой труд (постоянные и ситуативные поручения); мотивы, отношение к труду; активность, способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками; роли и функции в совместной трудовой деятельности.
4. Общение: общая характеристика общения и поведения; потребность в общении, общительность, круг желаемого и реального общения, удовлетворенность общением, характер общения (доминирование, подчинение, лидерство, конформизм, эмпатия, конфликтность); общение со взрослыми, сверстниками и младшими; общение с детьми своего и противоположного пола.
IV. Учащийся как член классного коллектива: место учащегося в формальной и неформальной структурах группы; осознание своего положения в классе и удовлетворенность им; потребность быть членом коллектива; потребность в признании; авторитет (на чем основан); отношение к массовидным явлениям в классе.