Общие положения
По дисциплине «Управление проектами» предусмотрены следующие виды учебных занятий: лекционные занятия, практические занятия, самостоятельная работа.
На практических занятиях акцент рекомендуется делать на обучении студентов работе с учебной и научной литературой, формирования и совершенствования навыков обучающихся в области проектного управления, а также докладам и презентациям в рамках практических занятий. В ходе выполнения заданий студенты должны получить опыт разработки графика проекта, умение работать с проектной документацией и ориентироваться в современной литературе, посвящённой управлению проектами.
1 занятие:
1. Знакомство со студентами.
2. Выявление познаний студентов в сфере управления проектами и степени знакомства со проектным менеджментом как областью знания.
3. Обсуждение ключевых понятий проектного менеджмента.
4. Домашнее задание: составить список наиболее важных отличий проектного управления от операционного менеджмента.
2 занятие
1. Проверка домашнего задания. Обсуждение в аудитории.
2. Дискуссия «Стандартизация: зло или благо?».
3. Знакомство с современными международными и национальными стандартами управления проектами.
4. Домашнее задание: ознакомиться с международным стандартом PMBoK.
3 занятие
1. Проверка домашнего задания. Обсуждение в аудитории.
2. Дискуссия: «Инициация проекта: ключевые действия».
3. Разбор темы «Жизненный цикл проекта. Фаза инициации».
4. Домашнее задание: изучить предложенные преподавателем шаблоны уставов; найти интересные примеры проектных уставов.
4 занятие
1. Проверка домашнего задания. Обсуждение в аудитории.
|
2. Разбор темы «Продвижение брендов и управление сообществами в социальных сетях».
3. Домашнее задание: рассмотреть инструмент продвижения (по выбору студента), охарактеризовав его специфику на основе анализа открытых источников.
5 занятие
1. Проверка домашнего задания. Обсуждение в аудитории.
2. Разбор темы «Роли участников проекта».
3. Разбор темы «Цели и особенности использования программных комплексов в проектной деятельности современной организации».
4. Домашнее задание: изучить особенности современных корпоративных решений для управления проектами.
6 занятие
1. Проверка домашнего задания. Обсуждение в аудитории.
2. Разбор темы «Разработка плана проекта».
3. Дискуссия «Анализ среды проекта».
4. Домашнее задание: изучить принципы построения графика проекта.
7 занятие
1. Проверка домашних заданий. Обсуждение в аудитории.
2. Разбор темы «Оптимизация проекта. Управление рисками».
8 занятие
1. Проверка домашних заданий. Обсуждение в аудитории.
2. Разбор тем «Мультипроектность. Программы и портфели проектов как средство управления на макроуровне».
9 занятие
1. Проверка домашних заданий. Обсуждение в аудитории.
2. Разъяснение принципов подготовки к аттестации.
Методика текущего контроля
и график текущего контроля
Формой промежуточной аттестации по дисциплине является оценка по результатам экзамена с учетом результатов текущего контроля.
К дифференцированному зачету допускается студент, сдавший 80% домашних заданий и успешно выполнивший предварительно согласованное с преподавателем индивидуальное задание. Если результаты не удалось обсудить на занятиях, они представляются преподавателю на проверку в электронном виде в формате доклада или видеоролика (в зависимости от задания).
|
Текущий контроль включает в себя:
- контроль посещаемости (не менее 80% занятий)
- выполнение коллективных и индивидуальных домашних заданий, оценка за которые по четырехбалльной шкале выставляется по следующим критериям:
o «отлично» - вопрос раскрыт полностью, задача решена правильно
o «хорошо» - вопрос раскрыт не полностью, задача решена частично
o «удовлетворительно» - в ответе на вопрос имеются существенные ошибки; задача не решена или решена неправильно, ход решения правильный
o «неудовлетворительно» - отсутствует ответ на вопрос или содержание ответа не совпадает с поставленным вопросом, задача не решена, ход решения неправильный
График текущего контроля
№ недели | лекции | практика | ТК |
2ч. | |||
2ч. | |||
2ч. | |||
2ч. | |||
2ч. | |||
2ч. | Проверка заданий | ||
2ч. | |||
2ч. | Проверка заданий | ||
2ч. | |||
2ч. | Проверка заданий | ||
2ч. | |||
2ч. | Проверка заданий | ||
2ч. | |||
2ч. | Проверка заданий | ||
2ч. | |||
2ч. | Проверка заданий | ||
2ч. | |||
2ч. | Проверка заданий |
Оценочные средства
Промежуточная аттестация
1. Проводится на практических занятиях на основе проверки домашних заданий
2. Написать реферат по одной из тем. В работе должны быть рассмотрены те аспекты выбранной темы, которые не затрагивались на лекции. Объём работы 2-4 тыс. знаков (1-2 страницы компьютерного текста 14 шрифт, полтора интервала). Обязательный список литературы.
|
3. Законспектировать фрагмент какой-либо публикации по теме «управление проектами», показавшейся студенту интересной и дополняющей изученное на лекции.
4. Написать реферат по истории проектного управления в России или в других странах мира (обязательное указание источников и авторов, грамотное оформление ссылок и списка использованной литературы). Объём работы 3-4 страницы (параметры указаны выше).
5. Проанализировать кейс реализации коммуникационного проекта, выделить ключевые инструменты, реализованные на разных этапах проектного цикла.
Для аттестации по дисциплине «Управление проектами» студенту необходимо выполнить и успешно сдать задания в рамках практических занятий, а также устно продемонстрировать преподавателю знание теоретического материала. Практические и теоретические знания студента учитываются при выставлении итоговой оценки. В ходе ответа крайне желательно продемонстрировать не только знание содержания лекций, но и знакомство со специальной литературой. Не менее важно приводить примеры. Для получения оценки «отлично» необходимо, чтобы примеры были подобраны самостоятельно (а не взяты из лекции).
Итоговая аттестация
Вопросы к экзамену по дисциплине
Вопрос 1. Управление проектами как особая область знания. Её специфика и ключевые понятия. Проектный треугольник. Жизненный цикл проекта. Современные международные и национальные стандарты управления проектами. Процессы управления проектом. Области знаний по управлению проектами (в соответствии со стандартом PMI PMBoK® Guide 2008): управление интеграцией, содержанием, сроками, стоимостью, качеством, персоналом, коммуникациями, рисками и по-ставками.
Вопрос 2. Проектное управление в современном обществе. Социально-исторические предпосылки востребованности проектного подхода. Особенности ведения бизнеса в условиях постиндустриального перехода. Социальные и пси-хологические основы проектного управления. Управление проектными коммуника-циями. Роль руководителя проектов в организации. Классические модели руко-водства. Формальные и неформальные организационные структуры. Стратегиче-ское планирование и оперативное администрирование.
Вопрос 3. Инициация проекта. Постановка целей. Основные регламентные доку-менты проекта. Разработка Устава проекта. Предварительное описание содержа-ния проекта.
Вопрос 4. Цели и особенности использования программных комплексов в проект-ной деятельности современной организации. Организация командной работы в корпоративных системах управления проектами (на примере Microsoft Office Project 2007 и Microsoft Project Server 2007).
Вопрос 5. Разработка плана проекта. Разработка графика работ. Структурная де-композиция работ. Виды связей (логических зависимостей) между задачами. Гиб-кость графика. Планирование ресурсов. Виды ресурсов, способы их учёта. Опре-деление затрат и планирование финансов. Виды затрат и методы их начисления. Методы планирования стоимости проекта.
Вопрос 6. Оптимизация проекта. Оптимизация графика: критический путь и «ме-тод критического пути». Метод PERT. Выравнивание загрузки ресурсов. Главные принципы оптимизации затрат. Управление рисками. Виды проектных рисков. Идентификация рисков. Качественный и количественный подходы к анализу рис-ков. Разработка стратегии смягчения рисков. Способы реагирования на риски. Принципы и средства управления рисками.
Вопрос 7. Контроль за ходом реализации проекта. «Отслеживание» проекта: рабо-та с плановыми, фактическими и текущими параметрами. Получение и обработка сведений о ходе работы над проектом. Анализ календарного плана, контроль объ-ема выполненных работ, анализ выполнения бюджета.
Вопрос 8. Мультипроектность. Связанные проекты и проекты с общим пулом ре-сурсов. Объединение проектов в программы. Портфели проектов как средство управления на макроуровне.
[1] В Microsoft Office Project 2010 к критическим также относятся задачи, имеющие ограничения типа Фиксированное начало; Фиксированное окончание; Как можно позже (в планируемых от даты начала проектах); и Как можно раньше (в проектах, планируемых от даты окончания). Кроме того, критическими считаются задачи, дата окончания которых превышает дату крайнего срока или совпадает с ней.