ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА




1. Прочитайте тексты. О чем говорится в них? Как говорится? Где могут быть использованы?

а) С самого утра перепадает мелкий дождик, сменяемый по временам теплым солнечным сиянием. Небо то все заволакивается рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищается на мгновение, и тогда из-за раздвинутых туч показывается лазурь, ясная и ласковая, как прекрасный глаз.
б) В Москве и Подмосковье сегодня переменная облачность, временами небольшой дождь. Ветер слабый. Температура днем 15—17 °С.

в) Ну и погода сегодня! То дождь, то солнце. Да и не очень тепло.


2. Сгруппируйте примеры: обозначают неофициальную или официальную обстановку (по 2 примера)
Дома, на работе, в школе на уроке, в школе на перемене, на экскурсии в музее, на прогулке в лесу, в магазине, в поликлинике, в общественном транспорте, в гостях у знакомых, на собрании.

 

3. Сгруппируйте примеры: выражения, которые обозначают а) общения; б) сообщения; в) воздействия (по 2 примера).
Отвечать урок, здороваться, делать замечание нарушителю дисциплины, делиться летними впечатлениями с товарищами, делать доклад в кружке, объяснять задачу однокласснику, приглашать ребят в поход, обсуждать с ними маршрут, давать сведения о местности, рассказывать сказку малышу.


4. Укажите, в каких речевых ситуациях могут быть использованы высказывания.
а) Женя помолчала и опять спросила: — Оля, а кто такой Тимур? — Это один царь такой,— намыливая себе лицо и руки, неохотно ответила Ольга,— злой, хромой, из средней истории. (А. Гайдар.)

б) Тимур (Тамерлан), годы жизни 1336—1405, среднеазиатский полководец и завоеватель. Предпринял ряд походов в Среднюю Азию, на Ближний Восток, в Индию. Завоевания Тимура сопровождались массовым истреблением покоренного населения и беспощадным разорением целых стран. (Энциклопедический словарь.)

в) Футболист ударил по мячу. Ударил, значит, его нога оказала определенное воздействие на мяч, и скорость мяча увеличилась.

7) Сережа накатывает мяч на Ваньку, и тот — бац! —бьет с ходу. Мяч со свистом летит в ворота.

 

5. Узнайте стили по их характеристикам.

1. Логично (последовательно и аргументированно), беспристрастно, точно (исключая приблизительность) передаётся информация для сообщения знаний.

2. Точно (исключая двусмысленность), официально, по общепринятому стандарту, в виде документа излагается что-либо.

3. Непринуждённо, без особых забот о литературной правильности речи выражается личное отношение к чему-либо или сообщается что-либо в процессе общения людей.

4. Прямо и призывно, с целью воздействия на читателя (слушателя) выражается гражданская позиция автора в связи с чем-либо.

5. Опосредованно, через систему художественных образов в отшли-фованной форме речевого произведения как вида словесного ис-кусства повествуется о чём-либо для воздействия авторской по-этической мыслью на читателя.

 

6. К каким стилям относятся данные жанры речи? (к каждому стилю – по 3 примера)

Диссертация, реферат, отчёт, роман, рассказ, репортаж, поэма, повестка, заявление, акт, открытое письмо, конспект, докладная, сопроводительное письмо, обвинительное заключение, диалог, басня, фраза, лозунг, листовка, закон, постановление, анкета, характеристика, ода, сказка, статья, заметка, объявление, договор, указ, речь (выступление).

 

7. Для каких стилей приведённые языковые средства являются характерными? (к каждому стилю – по 3 примера)

Слова: Разговорные, профессиональные, термины, канцеляризмы, общественно-политическая лексика и фразеология, отвлечённые, просторечные, слова в переносно-образных значениях, слова в основных (понятийных) значениях, книжные, диалектные, жаргонные, созданные автором, междометные слова-сокращения, штампы, устаревшие, заимствованные, неологизмы, стилистически окрашенные, уменьшительно-ласкательные.

Предложения: Восклицательные, с обращением, с однородными членами, с вводными словами, с прямой речью, вопросительные, побудительные, определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные, неполные, с обособленными членами предложения, слова-предложения, реплики, цитаты, сложносочинённые, сложноподчинённые, сложные бессоюзные, сложные предложения с различными видами связи.

 

8. Разделите слова и словосочетания на четыре группы: а) стилистически нейтральные; б) имеющие книжную окраску; в) разговорную окраску; г) просторечные. (по 3 примера)

Взглянуть, роптать, вертеться, взирать, тривиально, банально, солдат, есть, очи, воин, глаза, зиждиться, глубже, весна, вкушать, встречаться, гордость, жаловаться, хихикать, скачать текст, гордыня, смеяться, лицо, основываться, украсть, обращаться, вращаться, столовка, капризуля, одобрение, скопировать текст, славословие, лик, похвальба, столовая, говорить о судьбе, говорить про судьбу, сказать ради шутки, сказать в шутку, организовать работу применительно к новым условиям, владение языками, владеть языками, далеко, на кудыкину гору, нечаянно, по невнимательности.

 

9. Распределите словосочетания на группы по соотнесенности со стилями речи. (к каждому стилю – по 3 примера)

Расторжение договора, кумир толпы, поставить в известность, в обстановке острых разногласий, совладелец фирмы, как в воду кануть, беспрерывная беготня, милый малыш, высшая нервная деятельность, оголтелый шовинизм, категориальное значение, единовременное пособие, немного всплакнуть, заявка на участие, лексическое и грамматическое значение слова, местный заводище, осуществлять контроль, чудесный теремок, звонкие согласные, расчудесный парень, подлежит изъятию, выразить глубокую тревогу, принять к сведению, часто халтурить, короткая память, от нечего делать, модальные модификации предложения, политическая и расовая дискриминация, один-одинешенек, довести до сведения, коммуникативный регистр речи, согласно приказу, в плановом порядке, возложить ответственность, сойти с рук, в окрестностях города, миролюбивые силы, временная нетрудоспособность, девичья память, иметь место, иметь в виду.

 

10. Определите стилистическую окраску слов и подберите к ним синонимы иной стилистической окраски.(7 слов)

Болезнь, драться, брести, рукоплескать, ничегонеделание, воин, ввалиться, изгнать, бояться, лентяй, настойчивый, необразованный, здешний.

 

11. Подберите синонимы к выделенным словам. (7 предложений – по выбору)

1. Мы применили всякие методы исследования. 2. Когда умер А.С.Пушкин? 3. Недалеко от нашего дома находится базар. 4. Он вдруг почувствовал резкую боль. 5. Журналисты задавали президенту различные вопросы. 6. Он любил думать о смысле жизни. 7. Он пока не женат. 8. У меня появились непредвиденные проблемы. 9. В этом деле есть как хорошие, так и плохие стороны. 10. Никто не знает, где прячется этот человек. 11. Не надо тратить деньги на сувениры. 12. Надо починить папину машину. 13. Когда появилась жизнь на нашей планете? 14. Он кинул мяч в корзину, но промахнулся. 15. Старший брат отнял у младшего книгу. 16. Давай подарим маме фартук! 17. Порезанный палец надо перевязать. 18. Всю ночь придется не спать. 19. У бизнесмена украли машину. 20. Расскажите, что случилось.

 

12. Сопоставьте тексты. К каким стилям они относятся? Чем отличаются друг от друга? Чем объясняются эти различия? Отметьте в каждом тексте лексические, морфологические и синтаксические особенности, характерные для функционального стиля.

Текст 1

Прежде всего лексема мороз входит в определенную тематическую группу – названий климатических и, шире, природных явлений: она образует единый ряд со словами холод, снег, лед, ветер, зима, декабрь, январь, февраль, Рождество, Крещение, Новый год, температура, климат, время года, север, полюс… Кроме существительных в группу входят, очевидно, прилагательные, глаголы, наречия: снежный, февральский, морозный, мерзнуть, зябнуть, холодать, холодно и т.д. когда человек выбирает нужное для него в процессе речи слово, то он уже знает о какой теме, то есть сфере жизни, пойдет речь. И весь словарный запас в его голове распадается примерно на такие объединения: «человек», «жилище», «одежда», «искусство», «спорт», «животный и растительный мир» (разумеется, с дальнейшим подразделением) т.д. деле, мороз входит в определенные синонимические и антонимические ряды, и вот здесь уже лексема соотносится со словами только своей, то есть той же самой, части речи: холод, стужа, холодина, колотун, а также жара, зной, теплынь и т.п. Ясно, что разграничение синонимов – это уже более тонкая «инструментовка» в деятельности говорящего (Б. Норман).

Текст 2

Раз, часу во втором ночи, мне показалось, что Тата не дышит; я смотрел на нее, скрывая ужас; жена моя догадалась. - У меня кружится в голове, - сказала она мне, - дай воды.

Когда я подал стакан, она была без чувств. Иван Тургенев, приходивший делить мрачные часы наши, побежал в аптеку за аммониаком, я стоял неподвижно, между двумя обмершими телами, смотрел на них и ничего не делал. Горничная терла руки, мочила виски моей жене. Через несколько минут она пришла в себя.

- Что? – спросила она. - Кажется, Тата открывала глаза, - сказала наша добрая, милая Луиза.

Я посмотрел – будто просыпается; я назвал ее шепотом по имени, она раскрыла глаза и улыбнулась черными, сухими и растреснувшими губами. С этой минуты здоровье стало возвращаться (А. Герцен).

Текст 3

Приказ

О подготовке отчета по расходованию бюджетных средств

ПРИКАЗЫВАЮ: Главному бухгалтеру Тимофеевой Т.В. подготовить отчет о расходовании бюджетных средств за второе полугодие 2005 года к 15.01.2006.

Директор ООО «Профигрупп» А.И. Колпакова

 

Текст 4

-А он уже приходил. Где же ты была? - Опять упустила! Где он сейчас? - Наверх пошёл. Ещё вернётся.

- У тебя есть, чем записать? - На. Ты записку не оставляй. Наша забудет отдать. Лучше подожди.

Текст 5

За прилавком – компьютер

(По сообщениям нашего корр.) Одна из первых в республике автоматизированных информационно-диспетчерских систем (АИДС) введена в торговой сети нашего города и стала управлять потоками поступающих в магазины продовольственных товаров. По команде оператора машины в считанные секунды предлагают наиболее рациональную раскладку товаров, оптимальные и наиболее короткие маршруты завоза, время и даже вид транспорта, чтобы осуществлять доставку с минимальными материальными и временными затратами.

 

13. Прочитайте приведенные ниже отрывки. Определите, к каким стилям речи они относятся. (1 текст)

План характеристики функционального стиля: 1) Название стиля. 2) Сфера функционирования. 3) Жанры. 4) Лексические особенности. 5) Морфологические и синтаксические особенности. 6) Наличие эмоционально-экспрессивной окраски.

I. Берёза (лат. Bétula) - род листопадных деревьев и кустарников семейства Берёзовые (Betulaceae). Берёза широко распространена в Северном полушарии; на территории России принадлежит к числу наиболее распространённых древесных пород. Общее число видов — около ста или немного больше. Многие части берёзы используются в хозяйстве: древесина, кора, берёста (поверхностный слой коры), берёзовый сок. Почки и листья применяют в медицине. Некоторые виды используют для создания полезащитных полос, а также в декоративном садоводстве. Берёза занимает важное место в культуре славян, скандинавов, финно-угорских и других народов. (Флора Восточной Европы, т. 11. / Под ред. Н. Н. Цвелёва. М.—СПб: Тов-во научных изданий КМК. 2004. — с. 65.)

Берёза, -ы, ж. - Лиственное дерево с белой (реже тёмной) корой и с сердцевидными листьями. Белая 6. Черная б. Карликовая б. II уменьш. берёзка, -и, ж. II ласк. берёзонька, -и, ж. II прил. берёзовый, -ая, -ое. Б. сок. Б. веник. Семейство берёзовых (сущ.). (С.И.Ожегов «Словарь русского языка»).

II. Береза настолько распространена в нашей стране, что издавна многие поэты и писатели связывают с ее образом само понятие родины. Березу можно встретить не только в лесах и рощах, селах и деревнях, но и в черте города. Это лиственное дерево с нежно-зеленой кроной и белым стройным стволом с черными полосками. Береза не зря пользовалась любовью и уважением наших предков, воспевших ее в своих песнях и преданиях. Ведь в давние времена, когда еще не было бумаги, умельцы особым образом выделывали верхний слой березовой коры — бересту, чтобы на ней можно было писать. Древесина дерева и сегодня служит для изготовления мебели, листья и почки используются в лекарственных целях, березовый сок не только вкусен, но и полезен, а из гибких тонких веток получаются отличные веники для бани...

III. Чуть солнце пригрело откосы И стало в лесу потеплей, Береза зеленые косы Развесила с тонких ветвей. Вся в белое платье одета, В серёжках, в листве кружевной, Встречает горячее лето Она на опушке лесной (Вс. Рождественский).

IV. Вот они, березоньки! Ох, вы мои хорошие! И стоят себе с краешку и стоят. Зазеленели… Ox, ox, нарядились-то! Ах, невестушки вы мои, нарядились. И молчат стоят. Какие стоят!..



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: