ПРОЦЕДУРА ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ




 

Процедура тестирования предполагает как индивидуальную, так и групповую форму, занимает около 25 минут.

Предполагается следующая инструкция:

«Вам предлагается ответить на 105 вопросов. Вопросы направлены на выяснение Вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дайте первый «естественный» ответ, который придет Вам в голову. Отвечайте быстро и точно. Помните, что нет «хороших» или «плохих» ответов.

Если Вы выбрали ответ «да», поставьте крестик в графе «да». Если Вы выбрали ответ «нет», поставьте крестик соответственно в графе «нет» регистрационного листа».

Текст взрослой (В-ОСТ) и детской (Д-ОСТ) формы опросника приводится в отдельном буклете. Бланк регистрации ответов в приложении.

За совпадение с ключом начисляется один балл, суммарные значения по каждой шкале заносятся по каждой шкале заносятся в специальные колонки регистрационного листа.

 

Ключ к опроснику В-ОСТ

 

ЭР СЭР П СП Т СТ ЭМ СЭМ К
+4 +11 +20 +2 +1 +24 +14 +6 +32
+8 +30 +25 +9 +13 +37 +17 +7 +52
+15 +57 +35 +18 +19 +39 +28 +21 +89
+22 +62 +38 +26 +33 +51 +40 +36 -12
+42 +67 +47 +45 +46 +72 +60 +41 -23
+50 +78 +66 +68 +49 +92 +61 +48 -44
+58 +86 +71 +85 +55 -5 +69 +53 -65
+64 -3 +76 +99 +77 -10 +79 +63 -73
+98 -34 +76 -31 -29 -16 +88 +75 -82
-27 -74 +101 -81 -43 -56 +91 +80  
-83 -90 -54 -87 -70 -96 +95 +84  
-103 -105 -59 -93 -94 -102 +97 +100  

Ключ к опроснику Д-ОСТ

 

ЭР СЭР П СП Т СТ ЭМ СЭМ К
+1 +17 +4 +6 +7 +25 +11 +13 +44
+2 +18 +5 +21 +8 +40 +12 +14 +60
+16 +48 +19 +22 +23 +41 +26 +28 +105
+31 +49 +20 +36 +39 +55 +27 +29 -15
+46 +63 +34 +51 +54 +70 +42 +43 -30
+47 +77 +65 +52 +68 +85 +57 +58 -45
+61 +78 +66 +81 +69 -9 +71 +59 -75
+62 -3 +80 +97 +84 -10 +72 +73 -89
+91 -33 +94 -37 -38 -24 +86 +74 -90
-32 -64 +95 -67 -53 -56 +87 +88  
-76 -79 -35 -82 -83 -99 +101 +103  
-92 -93 -50 -96 -98 -100 +102 +104  

 

 

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ШКАЛ

 

Автор методики (Русалов В.М., 1988,1990) предлагает ориентироваться при выделении высоких, средних и низких значений по каждой шкале на X=6 и σ около 3,принимает за норму 6 ± 2 и выделяет значения с 9 до 12, характеризующие высокий полюс шкалы, а от 0 до 3 – низкий полюс (таблица 1).

Необходимо отметить, что данный подход позволяет в грубой форме определить выраженность той или иной темпераментальной черты, так как распределение только приближается к нормальному. Получение данных на репрезентативной выборке затруднительно. В то же время при выделении групп по отдельным переменным (например, возрасту, полу и т.д.), на наш взгляд, проблематично получить в каждом кластере нормальность распределения по всем шкалам. Следовательно, более корректно применение средних со стандартным отклонением, полученных в диагностической практике самим психологом, либо возможна ориентация на приведенные ниже нормативные данные.

Все вышеизложенное не снижает ценности диагностического документа, а только свидетельствует о том, что он еще требует доработки, а в практической деятельности – взвешенного подхода при интерпретации результатов.

 

Таблица 1

Баллы Интерпретация шкал
9 – 12 Энергичность предметная (ЭР) «Широкая» сфера деятельности, высокая потребность в освоении предметного мира, жажда деятельности, стремление к напряженному умственному и физическому труду, легкость умственного пробуждения, высокая работоспособность.
0 – 3 «Узкая» сфера деятельности, пассивность, низкий уровень тонуса и активации, нежелание умственного напряжения, низкая вовлеченность в процесс деятельности.
9 – 12 Энергичность социальная (СЭР) Широкий круг контактов, открытость, общительность, тяга к людям, легкость в установлении социальных связей, стремление к занятию высокого ранга при освоении мира через коммуникацию.
0 – 3 «Узкий» круг контактов, незначительная потребность в общении, уход от социально активных форм поведения, замкнутость.
9 – 12 Пластичность предметная (П) Легкость переключения с одного вида деятельности на другой, быстрый переход с одних форм мышления на другие в процессе взаимодействия с предметной средой, то есть в работе, стремление к разнообразию форм предметной деятельности.
0 – 3 Склонность к монотонной работе, боязнь и избегание разнообразия форм поведения, вязкость, консерватизм привычек, стереотипные формы деятельности.
9 – 12 Пластичность социальная (СП) Широкий набор коммуникативных программ, автоматическое включение в социальные связи, легкость вступления в контакты и переключения в процессе общения, наличие большого количества коммуникативных заготовок (стереотипов), импульсивность в общении.
0 – 3 Трудность в подборе форм социального взаимодействия, низкий уровень готовности к вступлению в социальные контакты, стремление к поддержанию узкого круга социальных связей, сдержанность в общении.
9 – 12 Темп предметный (Т) Высокий темп поведения и скорость выполнения операций при осуществлении предметной деятельности, скорость психический процессов при выполнении конкретных заданий, легкость движения.
0 – 3 Замедленность действий, низкая скорость моторно – двигательных операций при выполнении предметной деятельности.
9 – 12 Темп социальный (СТ) Легкость и плавность речи, быстрота вербализации, высокие возможности речедвигательного аппарата.
0 – 3 Речевая заторможенность, замедленное восприятие чужой речи, трудность словесного выражения своих мыслей, слабая развитость речедвигательной системы.
9 – 12 Эмоциональность предметная (ЭМ) Высокая чувствительность к расхождению между задуманным, ожидаемым, планируемым действием и реальным результатом этого действия, ощущение неполноценности продукта своей деятельности, тревога, неуверенность, высокое беспокойство по поводу работы или учебы, чувствительность к неудачам на работе или в учебе.
0 – 3 Низкая чувствительность к расхождению между задуманным, ожидаемым, планируемым действием и реальным результатом этого действия, слабое эмоциональное реагирование при неудачах, нечувствительность к неуспеху дела, спокойствие, уверенность в себе при выполнении любого дела.
9 – 12 Эмоциональность социальная (СЭМ) Высокая эмоциональность в сфере общения и чувствительность к неудачам в общении, ощущение беспокойства, неуверенности, тревоги в процессе социального взаимодействия, и высокая социальная ранимость.
0 – 3 Низкая эмоциональность в общении, нечувствительность к оценкам, малая чувствительность к неудачам в общении, ощущение спокойствия и уверенности в себе в процессе социального взаимодействия.

 

 

Набравшему высокие показатели по шкале «К» (7-9) необходимо пройти перетестирование, либо исключить его из обработки, т.к. у испытуемого присутствует неадекватная оценка своего поведения. Низкие показатели по «К» шкале (0-2) свидетельствуют об адекватном восприятии своего поведения и искренности в ответах.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: