Утверждаю
Первый проректор – проректор по учебной работе
___________________О.А. Сидоров
«____»__________________ 2016г
ПРОГРАММА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
37.03.01
Психология
Курс 4, семестр 8
Заочное отделение
Директор института
_________________________
«_____»__________________2016 г.
Программа утверждена на заседании кафедры
от «_____»________________2016 г.
протокол № _______________
Заведующий кафедрой
«_____»__________________ 2016 г.
Йошкар-Ола
Сведения о переутверждении программы практики
Учебный год | Решение кафедры (№ протокола, дата заседания кафедры, ФИО, подпись зав. кафедрой) | Автор изменения (ФИО, подпись) | Раздел (элемент) программы | Номер изменения, дополнения |
Пояснительная записка
Программа педагогической практики по направлению подготовки 37.03.01 Психология составлена в соответствии с учебным планом подготовки бакалавров.
Педагогическая практика студентов 4 курса является составной частью учебного процесса. Результатом этой практики выступает формирование базовых умений и навыков осуществления профессиональной деятельности – преподавания психологии, а также организации научно-исследовательской деятельности.
Педагогическая практика проводится на 3 курсе в течение 6 недель в организациях и учреждениях, имеющих в штате преподавателей-психологов, в школах, колледжах, профессиональных училищах и высших учебных заведениях, где преподается предмет психология.
Практика, как важнейшая часть профессиональной подготовки психолога, направлена на освоение умений ставить цели, формулировать задачи в контексте профессиональной деятельности; на развитие навыков прикладного применения теоретических знаний; на формирование профессиональной позиции психолога, мировоззрения, стиля поведения, освоение профессиональной этики.
|
В период педагогической практики студенты знакомятся со спецификой деятельности психолога в учреждениях, где осуществляется преподавание психологии как самостоятельной учебной дисциплины.
2. Цели и задачи педагогической практики:
Цели:
· развитие профессиональных навыков и умений, сформулированных в требованиях Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования;
· формирование и развитие умений и навыков преподавания психологии;
· знакомство с конкретными условиями профессиональной педагогической деятельности;
· закрепление полученных теоретических знаний по общепрофессиональным и специальным дисциплинам.
Задачи практики:
· изучение студентами-практикантами методик преподавания и педагогического опыта преподавателей факультетских кафедр;
· проведение различных типов занятий с использованием разработанных педагогических методов и приемов;
· развитие коммуникативных навыков;
· развитие у студентов-практикантов интереса к научно-исследовательской работе в области методики преподавания учебной дисциплины;
· освоение и закрепление необходимого теоретического материала, выполнение контрольных заданий в ходе практики;
· выполнение работ по заказу психолога образовательного учреждения (или лица, его заменяющего).
|
Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения педагогической практики:
В результате прохождения педагогической практикив соответствии с образовательной программой бакалавриата по направлению «030300.62 Психология» студент должен обладать следующими компетенциями:
Общекультурные компетенции (ОК):
способность и готовность к:
владению навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ОК-6);
восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-7);
Профессиональные компетенции (ПК):
способность и готовность к:
отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретаций (ПК-2);
осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-4);
Научно-исследовательская деятельность:
способность и готовность к:
пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-10);
участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (ПК-11);
|
Педагогическая деятельность:
способность и готовность к:
преподаванию психологии как общеобразовательной дисциплины (ПК-15);
участию в учебно-методической работе в сфере общего образования (ПК-16);
Организационно-управленческая деятельность:
способность и готовность к:
реализации интерактивных методов, психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников и охрану здоровья индивидов и групп (ПК-23).
Организация и руководство практикой
Психолого-педагогическая практика студентов 4 курса заочного отделения является составной частью учебного процесса и вторым этапом ознакомления с профессиональной деятельностью.
Местом проведения являются образовательные учреждения (школы, дома творчества). Практика может быть организована на базе специализированных психологических служб, психологических центров.
Время проведения- 8 семестр, 6 недель.
Организацию психолого-педагогической практики студентов 3 курса очного отделения специальности Психология обеспечивают:
директор института (заместитель);
руководитель практики;
руководители от базового учреждения прохождения практики.
Директор института (заместитель) осуществляет контроль за организацией психолого-педагогической практики.
Руководитель практики осуществляет оперативное руководство прохождением психолого-педагогической практики и контроль за качеством организации практики студентов.
Групповые руководители студентов назначаются по представлению декана факультета приказом ректора университета ежегодно на весь период практики из числа штатных преподавателей кафедры.
Руководитель от базового учреждения прохождения практики назначается администрацией учреждения из числа наиболее подготовленных и опытных специалистов.
Содержание педагогической практики
Данный вид практики предполагает активное включение студентов в самостоятельную деятельность под руководством опытных педагогов. Она также предполагает овладение навыками педагогического общения с детским или подростковым коллективом, умениями регулировать и корректировать внутригрупповые межличностные взаимодействия.
Вместе с тем, практика может быть организована на базе специализированных психологических служб, а также психологических центров. В этом случае ставятся цели и определяются задачи практики в зависимости от специфики тех видов деятельности, которые реализуются соответствующими службами и центрами.
Педагогическая практика дополняет и обогащает теоретическую подготовку студентов, обеспечивает возможности для закрепления, углубления и использования полученных знаний в решении практических задач. В ходе практики студенты должны научиться планировать свою собственную педагогическую деятельность, организовывать работу учащихся на уроке, управлять их познавательными процессами – восприятием, вниманием, мышлением, запоминанием.
Достижение наилучшего результата в педагогической деятельности на практике возможно только при совмещении собственной преподавательской деятельности с управлением познавательной активностью, поведением учащихся на уроке. Такого опыта студенты, приходящие на педагогическую практику, как правило, не имеют. Педагогический опыт приобретается постепенно, с каждым проведенным уроком. Чтобы этот процесс был управляемым и результативным, необходимо осуществлять анализ проведенных занятий с преподавателем, работающим в образовательном учреждении, преподавателем-методистом и другими студентами-психологами. Только при таком подходе в организации практики каждый собственный урок и урок, проведенный другим практикантом, станет важным обучающим шагом в постижении мастерства преподавания психологии. При этом к любым затруднениям, ошибкам и неудачам, возникающим в педагогической деятельности, следует подходить конструктивно. Осознанное сегодня затруднение, причины которого в ходе анализа становятся ясными и понятными, при проведении следующего урока легче преодолевать.
Общая трудоемкость учебно-ознакомительной практики составляет: 3 зачетные единицы, 108 часов.