ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
на тему
Работу выполнила
Ученица 82 группы
Шадрина Дарья
Преподаватель: Я.В. Королькова
Санкт-Петербург
2019-2020
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. Собор Воскресения Христова Спас на Крови…. 4
1.История создания……………………………………………………. 4
2. Архитектура и внутреннее убранство……………………………... 5
2.1 Внешний вид собора……………………………………………. 6
2.2 Купола……………………………………………………………. 7
2.3 Внутреннее убранство собора…………………………………. 8
ГЛАВА 2. Собор Покрова Пресвятой Богородицы………… 16
1.История создание……………………………………………………. 16
2. Архитектура и внутреннее убранство……………………………... 17
2.1 Внешний вид собора………………………………………………18
2.2 Купола…………………………………………………………….. 19
2.3 Внутреннее убранство собора…………………………………… 20
ГЛАВА 3. Сравнение двух культовых зданий……………… 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………. 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………. 27
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………. 28
ВВЕДЕНИЕ
На мой взгляд, выбранная мною тема " Сравнение двух культовых зданий: собора Василия Блаженного в Москве и собора Спаса - на - Крови в Санкт – Петербурге." очень интересна, т.к. выбранные мной архитектурные памятки многим кажутся абсолютно схожими внешне, но мне хочется доказать и рассказать, что на самом деле они очень разные.
Объект исследования: Собор Спас- на- Крови и Собора Василия Блаженного
Цель работы – разобраться в различиях и сходствах соборов.
Задачи:
· Изучить литературу по данной теме;
· Рассказать о каждом соборе подробно (история создания, архитектура, внутренне убранство);
|
· Составить сравнительную таблицу (различие и сходства соборов)
В первой главе рассмотрен Собор Воскресения Христова (Спас на Крови), как объект архитектурного исторического наследия. Во второй главе раскрыт образ Собора Покрова Пресвятой Богородицы. В третьей главе идет сравнение двух соборов.
ГЛАВА 1. Собор Воскресения Христова (Спас на Крови)
В самом центре Санкт-Петербурга, на набережной канала Грибоедова, возвышается необыкновенной красоты храм с пестрыми куполами, отличающийся от других церквей не только своей многоцветностью, но и трагической историей своего появления (см. Приложение № 1).
1. История создания
Яркий и необычный для стольного Петербурга храм располагается непосредственно над каналом Грибоедова, близ Михайловского сада. 1 марта 1881 года здесь произошла трагедия – в результате теракта погиб император Александр II. А на месте его трагической гибели было решено возвести храм, вот почему Спас на Крови получил свое название раньше, чем началось строительство. Несмотря на быстрое принятие решения Городской думой, реализация проекта долгое время откладывалась. Причиной тому служило отсутствие подходящего проекта, к которому новый император, Александр (сын Александра II) предъявлял очень серьезные требования: собор должен был соответствовать чертам традиционной русской архитектуры, напоминать соборы Москвы и Ярославля, а один из его приделов обязательно должен увековечить память императора, погибшего мученической смертью. Как проводились конкурсы на проект Спаса на Крови, история кратко рассказывает: предлагали свои варианты лучшие архитекторы тех времен – Бенуа, Шретер, Богомолов и другие. А победу одержал молодой и перспективный Альфред Парланд, заручившийся поддержкой архимандрита Игнатия. Но и ему пришлось еще 5 лет потратить на доработку проекта.
|
2. Архитектура и внутреннее убранство
Спас на Крови архитектор Парланд задумал грандиозным: он должен был объединить все черты традиционного русского зодчества – изразцы и керамическую черепицу, купола и шатры, мозаику и живопись Васнецова и других художников.
2.1 Внешний вид собора
Архитектура храма представляет собой образец позднего этапа эволюции «русского стиля». Здание представляет собой собирательный образ русского православного храма, ориентированного на образцы Москвы и Ярославля XVI–XVII веков. Большое влияние на внешний облик храма оказала архитектура московского собора Василия Блаженного.
В декоре здания использован разнообразный отделочный материал — кирпич, мрамор, гранит, эмали, позолоченная медь и мозаика.
Использован в нем был целый ряд художественных техник: Керамические изразцы в квадратных углублениях стен; Примыкающие к фасаду сени в виде резных теремов; Окна фасадов и шатров получили удлиненную форму с кокошником сверху и были украшены резными наличниками; Главенствующее место заняла в декоре фасадов Спаса на Крови мозаика, созданная в частной мастерской Фролова по эскизам художников 19 века. Высоко, под самым куполом колокольни ею выложены слова молитвы Василия Великого, а перед входом в храм разместились мозаичные иконы из мрамора, посвященные святым, хранившим императора Александра II – Зосиму Соловецкому и Евдокии (см. Приложение №2). Над ними и сводом полукруглого окна расположилась грандиозная мозаичная композиция «Спас Нерукотворный с предстоящими Богоматерью и Иоанном». Мозаикой выложены и гербы всех областей Российской Империи (см. Приложение №3), и изображения святых у каждого из входов в храм. Всего на фасад Спаса на Крови в Питере было израсходовано более 650 квадратных метров мозаики. Она и стала причиной долгого пребывания собора в окружении лесов, с которыми связана и еще одна городская легенда: достраивался храм во времена гибели императорской власти в России, а когда леса сняли во второй раз – развалился СССР. Спас на Крови стиль русского зодчества не просто выдержал, а соединил в себе культуру и особенности архитектуры сразу четырех столетий. Яркий и необычный, словно резной терем с изразцами, он и сегодня издалека привлекает внимание среди однообразного строгого классицизма петербургской архитектуры.
|
2.2. Купола
В основе композиции храма компактный четверик, который увенчан пятиглавием, причём место центральной главы занимает шатёр высотой 81 метр (см. Приложение №4). Всего Спас-на-Крови венчают 9 глав, создающих асимметричную живописную группу, причём часть глав имеют позолоченное покрытие, а часть — эмалевое.
В основании восьмигранного шатра на его стене имеются восемь продолговатых окон с наличниками в форме кокошников. Вверху шатёр сужается, в нём прорезаны восемь выступов с окошками. Шатёр завершает фонарь, увенчанный луковичной главкой с крестом. Главка покрыта белой, жёлтой и зелёной эмалью в виде обвивающих её цветных полосок. Вокруг шатра расположены четыре луковичных купола, образуя при этом симметричную форму композиции. Все четыре купола покрыты цветной эмалью, но при этом разными рисунками. Эти купола располагаются на невысоких барабанах, имеющих размер, меньший, чем у самих куполов. В западной части собора находится колокольня, завершённая куполом, что делает её похожей на колокольню Ивана Великого в Московском Кремле. У звонницы имеется восемь арочных проёмов, разделённых колоннами. Остальные три купола, меньшие по размерам, располагаются на пристройках в восточной части храма.
2.3. Внутреннее убранство собора
Интерьер Спаса на Крови не уступает наружному облику: входя в храм, ты будто оказываешься внутри сказочной шкатулки, искрящейся драгоценными камнями, позолотой и многоцветьем мозаичных полотен, которые сплошным ковром покрывают стены, купола и своды храма (см. Приложение №5). Убранство интерьера Спаса на Крови (храма Воскресения Христова) поражает своим великолепием. Внутреннее пространство собора довольно компактно (хотя собор рассчитан на 1600 молящихся), но настолько насыщено декором, что у вас захватывает дух от этой грандиозной красоты, искрящихся красок и восхитительного света. В храме два ряда окон, причем раньше в них были вставлены разные по цвету стекла: бесцветные, прозрачные внизу и голубые вверху, с плавным переходом цвета. Из-за этого в любую погоду создавался эффект яркого голубого неба снаружи храма. Хотя над оформлением интерьера работали разные художники, он выглядит как целостное, гармоничное произведение. Высокие пилоны, парящие купола и своды создают впечатление устремленности к небесам.
Мозаика внутри Спаса на Крови
Спас на Крови славится крупнейшим в России ансамблем произведений мозаичного искусства, из-за чего собор даже называют «музеем мозаики». В то время как мозаика снаружи лишь акцентирует основные композиционные узлы здания, внутри мозаичные композиции практически полностью покрывают плоскости стены, пилонов, сводов и куполов храма Воскресения Христова. Образа иконостаса и киотов — тоже мозаичные. Мозаичное убранство Спаса на Крови уникально как по художественному уровню, так и по своим масштабам. Если площадь фасадных мозаичных композиций составляет более 400 кв. м, то общий мозаичный покров в интерьере Спаса на Крови занимает 7065 кв. м. Это единственный православный храм, мозаичное убранство которого столь велико по площади, — даже по европейским меркам это одна из крупнейших мозаичных коллекций. Общеизвестно, что по сравнению с росписями, мозаика — более дорогой, но зато более долговечный вид изобразительного искусства. Долговечность оказалась весьма полезным свойством, учитывая непростую судьбу храма после революции. Как показали дальнейшие события, применение таких прочных материалов, как мозаика и камень, помогло храму хоть как-то пережить годы испытаний. Сегодня нам уже трудно представить Спас на Крови без его «фирменного» мозаичного интерьера (см. Приложение №6), (см. Приложение №7). На самом же деле идея украсить храм изнутри мозаикой возникла не сразу: первоначально предполагалось интерьер расписать, а мозаику включить лишь в композиции фасадов и выполнить из нее иконы для иконостаса. марте 1895 года (когда о внутреннем мозаичном убранстве еще и речь не шла) был объявлен конкурс на изготовление наружных мозаик для храма Воскресения Христова. В конкурсе приняли участие «Венецианская мастерская» Антонио Сальвиати (Antonio Salviati) и Венецианское мозаичное общество (Società Musiva Veneziana), пользовавшиеся мировой известностью, немецкая фирма «Пуль и Вагнер», а также Мозаичное отделение Академии художеств, имевшее большой опыт работы в Исаакиевском соборе, и, наконец, первая в России частная мозаичная мастерская, основанная в 1890 году А. А. Фроловым. Предпочтение было отдано образцам этой мастерской, благодаря высоким художественным качествам, прочности и быстрой удешевленной технике набора. Создание мозаичного убранства Спаса на Крови начиналось в частной студии декоративной мозаики А. А. Фролова на Кадетской линии. После ранней смерти мастера в июне 1897 года его заменил младший брат Владимир Александрович Фролов (1874-1942). Мастерская переехала, а позднее разместилась в собственном здании Фроловых на Васильевском острове. За сравнительно короткий период в этой мастерской было создано почти всё мозаичное убранство Спаса на Крови. В. А. Фролов стал крупным мастером русской и советской мозаики и считается главным создателем мозаичного убранства храма Воскресения Христова (Спаса на Крови).
В. А. Фролов продолжил изыскания брата, который первым в России освоил ускоренный «обратный» («венецианский») способ набора. Этот метод был рассчитан на создание масштабных композиций, воспринимаемых с большого расстояния. Живописный оригинал переводили на плотную бумагу в зеркальном отображении. Затем рисунок делили на части, после чего на каждую наклеивали кусочки смальты (лицевой стороной вниз). Готовую мозаику окружали рамой и заливали цементным раствором. Мозаичные блоки крепились к стене, а швы между ними заполняли мастикой, по которой композиция затем уже «добиралась» прямым способом.
Через год после конкурса было предложено использовать мозаику и для интерьера. Создание оригиналов поручили сначала мастерской А. А. Парланда, но вскоре решили заказать эту работу известным художникам, тем более что уже в 1894-1895 годах М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, А. Ф. Афанасьев, В. В. Беляев, Н. А. Бруни, Ф. С. Журавлев, Н. А. Кошелев, А. Н. Новосельцев и другие исполнили эскизы и картоны наружных композиций. К 1900 году были в основном закончены эскизы и картоны интерьерной живописи.
В творчестве В. А. Фролова точность в передаче индивидуального подчерка авторов сочеталась с тягой к декоративной обобщенности рисунка и звучности колорита. Это в полной мере соответствовало художественным задачам модерна, а заодно и отвечало характеру монументальной мозаики как искусства, неразрывно связанного с архитектурой.
Декоративность достигалась усилением нескольких основных тонов, четким определением границ светотени, цветов и оттенков. Набор упрощался и укрупнялся с увеличением высоты. Отказ от шлифовки смальты помогал выявить богатство ее фактуры.
В отличие от мозаик Исаакиевского собора, которые воспроизводили ранее созданные произведения масляной живописи, оригиналы сюжетов Спаса на Крови сразу писались в расчете на их исполнение в смальте. Внутри храма нет ни одной живописной работы. Удивительный ковер прекрасных мозаичных картин покрывает всё внутреннее пространство храма. Этот уникальный ансамбль создавался под руководством архитектора А. А. Парланда целым коллективом мастеров-мозаичистов по эскизам 32 художников, среди которых были В. М. Васнецов, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, Н. Н. Харламов, В. В. Беляев и В. И. Отмар. Участвовал и сам Парланд.
Естественно, что художники, писавшие оригиналы для мозаик, отличались как степенью дарования, так и художественной манерой. Например, мозаичные иконы по эскизам А. П. Рябушкина, Н. А. Кошелева и Н. К. Бодаревского выполнены в традициях академической живописи; в работах М. В. Нестерова и Н. А. Бруни можно заметить элементы модерна, а у В. М. Васнецова и Н. Н. Харламова преобладают черты византийской иконописи. В итоге композиции остались неравноценными и разностильными. Несмотря на это, внутреннее пространство храма воспринимается как единое целое.
Многочисленные библейские сюжеты разделены неповторимыми мозаичными узорами. Рисунок этого красочного багета разнообразен, но ведущее место занимает растительный орнамент. По словам самого Парланда, орнаменты «преимущественно берут свои мотивы из растительного, подчас фантастического царства с примесью к ним изредка легкой плетушки». Мозаичные иконы и орнаменты заполняют поверхности пилонов и стен, плавно переходя в изогнутые поверхности арок, сводов и куполов.
Мозаики северной стены
Живописная манера А. П. Рябушкина отличается самобытностью, особым духом «русскости», но в то же время активным использованием приемов академической школы. Это особенно заметно на примере мозаики «Насыщение пятью хлебами пяти тысяч человек». Сферический полукупол воспринимается как небесный свод, что усиливается ярким фоном из голубой и темно-синей смальты.
Монументальные мозаичные композиции северной стены Спаса на Крови, созданные по оригиналам А. П. Рябушкина, отличаются выразительностью линий, обобщенностью и звучностью красочных пятен. Сцены на противоположной южной стене (художники В. И. Отмар, В. П. Павлов, И. Ф. Порфиров и др.) специалисты признают более слабыми в художественном отношении.
Центральное место в мозаичном ансамбле Спаса на Крови принадлежит произведениям Николая Николаевича Харламова. К тому времени он снискал славу художника-монументалиста, вдохнувшего новую жизнь в канонические приемы византийского искусства. Харламову было доверено выполнить эскизы сюжетов для большой апсиды и для плафонов всех пяти куполов. В общей сложности этому художнику принадлежат подготовительные работы к 42 мозаикам интерьера.
Самая масштабная из них — мозаичный образ Христа Вседержителя, «Христос Пантократор», в плафоне центрального купола — относится к числу наиболее значимых произведений в творчестве Харламова. Мозаика покрывает все пять куполов храма. Главный купол, как мы уже знаем, занимает образ Пантократора. В четырех малых куполах представлены: Богоматерь, Спас Эммануил, Иоанн Креститель и Спас Благое Молчание. Все эти мозаики созданы по эскизам Н. Н. Харламова по канонам византийской иконописи. Эти сравнительно небольшие по размеру композиции отличаются точным и ясным рисунком набора.
Тот же Н. Н. Харламов является автором мозаичной композиции «Евхаристия» на тему «Тайной вечери» в главном алтаре. Обычные посетители храма ее увидеть не могут, разве что иногда, когда царские врата иконостаса приоткрыты (но и тогда видна лишь центральная часть мозаики)
Мозаики апсид и куполов выдержаны в утрированно крупном масштабе. Они находятся в фокусе восприятия и венчают весь живописный ансамбль. К числу таких знаковых композиций относится и мозаика «Христос во славе» над иконостасом (в средней апсиде), также созданная по эскизам Н. Н. Харламова.
Помимо вышеназванных композиций, Н. Н. Харламов был автором картонов, по которым были набраны некоторые другие мозаики в интерьере Спаса на Крови: 8 серафимов, 4 евангелиста, 4 изображения ангелов со страстями, 8 изображений сил небесных, 8 изображений ангелов, «Святой Василий Великий», «Святой Иоанн Златоуст», текст молитвы перед причастием, «Святые Кирилл и Мефодий», «Святые Стефан Пермский и Исаакий Далматский», фриз из серафимов, изображения серафимов и ангелов.
В работе над мозаичным оформлением храма также принимал участие художник Н. А. Кошелев. Кроме мозаичного панно кокошника южного фасада «Христос во славе», он разработал эскизы для двух панно в интерьере Спаса на Крови: «Преображение Господне» (на восточном своде) и «Бегство в Египет» (на восточной стороне, в солее).
Авторство самого большого количества мозаик в интерьере и на фасадах Спаса на Крови (всего 48 эскизов) принадлежит художнику Василию Васильевичу Беляеву.
Камень в убранстве храма
Помимо мозаики, уникальность храма-памятника подчеркивает использование ценных минералов. Интерьер Спаса на Крови уникален по разнообразию и великолепию каменного убранства, по богатству отделки и обилию пород, фактур и оттенков русских самоцветов и итальянских мраморов. Это целый музей камня и камнерезного искусства, в создании которого принимали участие лучшие российские и итальянские мастера. В оформлении интерьера были использованы итальянские мрамора, уральская и алтайская яшма неповторимого рисунка, порфир, орлец (см. Приложение №8).
Удивительный наборный мраморный пол итальянской работы (см. Приложение №9), как драгоценный мозаичный ковер, покрывает огромную площадь: 608 кв. м.
Рисунок мраморного пола — геометрический орнамент густых насыщенных оттенков — вторит членениям внутреннего пространства и вместе с тем представляет самостоятельную композицию, где Парланд следовал античной традиции, в которой был воспитан. Толщина верхнего слоя мрамора — 5 мм.
За годы нелегкого существования Спаса на Крови этот инкрустированный мраморный мозаичный пол был почти полностью разрушен, но в настоящее время восстановлен в первоначальном виде. До революции от возможных повреждений его оберегали специальные тканые ковры, и сегодня ходить внутри храма разрешается только по специально отведенным для этого местам (ковровым дорожкам).
К сожалению, рассмотреть чудесный пол (точнее, оставленный для обозрения центральный участок) можно не всегда: бывает, что он заставлен стульями.
Иконостас и киоты. Мозаичные иконы Спаса на Крови
Еще один яркий пример использования ценных цветных минералов в интерьере Спаса на Крови — отделка иконостасов (см. Приложение №10), (см. Приложение №11). Всего в храме три иконостаса: центральный, северный и южный — в принципе, их обычно считают тремя частями одного иконостаса. Так или иначе, обычным посетителям видна в основном только центральная часть (центральный иконостас). Южная и северная лишь немного проглядывают за киотами.
Нарядный резной иконостас Спаса на Крови — одна из главных достопримечательностей собора. Он изготовлен из цветного итальянского мрамора архитектора А. А. Парланда. Оттенки мрамора подобраны замечательно: красно-коричневый с разноцветными прожилками снизу, он постепенно светлеет, плавно переходя в нежный желтоватый.
Когда рассматриваешь иконостас, кажется, что перед тобой резьба по дереву, настолько естественны цвета и настолько тонко выполнена работа, да и сами формы иконостаса с его тонкими колонками и крупными кокошниками схожи с резными деревянными алтарными преградами.
Царские врата из чеканного серебра с эмалью были созданы для иконостаса в 1900 году в мастерской братьев Грачевых. А их декор был выполнен московскими ювелирами.
Иконы иконостаса созданы по эскизам художников В. М. Васнецова, М. В. Нестерова, Н. К. Бодаревского, Н. П. Шаховского и других. Все они — мозаичные.
Перед северным и южным иконостасом (симметрично по отношению к центральному иконостасу) расположены киоты — места для наиболее почитаемых икон. Это одни из важнейших элементов внутреннего убранства Спаса на Крови. Киоты выполнены из прекрасного уральского родонита (орлеца), коргонского порфира, ревневской, орской и аушкульской яшм — настоящая коллекция отечественного цветного поделочного камня.
Некогда оба киота были заполнены иконами в богатых окладах. Теперь все эти иконы утрачены.
Мозаика южного киота, «Воскресение Христа», кажется не столь выразительной. Возможно, это связано с излишне светлым колоритом, а также с тем, что художник М. В. Нестеров не всегда учитывал специфику исполнения оригинала в мозаичной технике. Тема, которой посвящено это мозаичное полотно, — Воскресение Спасителя как отражение ассоциативной связи с судьбой убитого Александра II. На фоне мерцающего золотом проема гробницы предстает воскресший Христос с крестом как знаком победы над смертью.
Несмотря на сложность резьбы, мастера создали для киотов Спаса на Крови удивительные растительные узоры.
Сень над местом гибели Александра II и ее каменное убранство
Помимо мозаик и многоцветного пола, иконостаса и киотов, большой художественный интерес представляет шатровая сень (балдахин) над местом смертельного ранения Александра II, расположенная в середине западной стороны храма. Одновременно она является идейным средоточием интерьера Спаса на Крови — не менее важным и почитаемым, чем алтарь. Снаружи храма «памятному месту» соответствует мозаичное «Распятие» под колокольней.
Как известно из истории Спаса на Крови, одним из условий, поставленных Александром III перед строителями храма, было сохранить место смертельного ранения его отца внутри церкви. Архитектор Парланд выполнил это пожелание и уделил мемориальной зоне особое внимание. При строительстве это место бережно сохранялось, а над ним была возведена дивная сень.
Само «памятное место» воссоздано из подлинных фрагментов: здесь в неприкосновенности сохранена часть мостовой, покрытой крупными булыжниками, а также часть решетки Екатерининского канала. Заново уложенная часть мостовой (три плиты тротуара и булыжное мощение) и восстановленные перила набережной находятся на семь ступеней ниже уровня пола храма. Эти священные реликвии, обагренные кровью убитого царя, сохранены для потомков как немые свидетели свершившейся трагедии.
Возведенная над местом убийства Александра II драгоценная 14-метровая сень (см. Приложение №12) выполнена в стиле деревянных «царских мест» XVII века (как, например, Мономахов трон в Успенском соборе Московского Кремля). Она символизирует святость памятного места. Сень была создана из уральских и алтайских драгоценных и поделочных камней по рисунку архитектора А. А. Парланда и установлена в 1907 году.
Сень представляет собой сложное архитектурное сооружение в виде шатра на четырех колоннах. Колонны выполнены из серо-фиолетовой яшмы, а высокий антаблемент — из ревневской яшмы. Резной навес, соединяющий надкапительные столбики из ревневской яшмы, сделан из благородного уральского змеевика. Столбики дополнительно украшены мозаичными иконами с изображением святых покровителей дома Романовых.
Над антаблементом возвышается собственно шатер, состоящий из трех ярусов кокошников, украшенных резным орнаментом. Промежутки между кокошниками разделены розетками из орлеца в виде подсолнухов. Двадцать четыре кокошника изготовлены из ревневской яшмы. Завершает конструкцию восьмигранная пирамида из уральского змеевика с крестом из 112 граненых топазов (по другим сведениям — горного хрусталя).
При таком богатстве отделки не удивительно, что общая стоимость сени почти равнялась стоимости строительства всего остального храма.
Ограждает сень балюстрада из розового орлеца (родонита), дополненная ажурной позолоченной решеткой.
К моменту начала реставрации Спаса на Крови стало ясно, что за долгие годы надругательств над храмом сень практически полностью разрушена. Верхняя часть (шатер) отсутствовала вообще. Уцелели лишь яшмовые колонны с надкапительными столбиками и мозаичными вставками, а также часть балюстрады. Реставрация сени закончилась совсем недавно.
ГЛАВА 2. Собор Покрова Пресвятой Богородицы
Собор Василия Блаженного занимает особое место не только среди шедевров мировой архитектуры, но и в сознании любого русского человека (см. Приложение №13). Эта церковь на Красной площади является олицетворением красоты русской души, ее бездонного внутреннего духовного мира, сокровенного желания обрести рай и блаженство, как на земле, так и на небе. Собор Василия Блаженного безоговорочно признан всеми нами как один из символов России и как одна из её значительных духовных основ.
1. История создание
Строительство собора на Красной площади города Москвы по указу Ивана Грозного начали в 1555 г., продлилось оно до 1561 г. По одной версии, он был воздвигнут в честь взятия Казани и окончательного завоевания Казанского ханства, а по другой — в связи с православным праздником — Покровы Пресвятой Богородицы.
По одной из версий, архитектором был известный псковский мастер Постник Яковлев по прозвищу Барма. По другой, широко известной версии Барма и Постник — два разных архитектора, оба участвовавших в строительстве. Согласно легенде, архитектор (архитекторы) собора были ослеплены по приказу Ивана Грозного, чтобы они не смогли больше построить подобного храма. Однако если автором собора является Постник, то он не мог быть ослеплён, поскольку в течение нескольких лет после строительства собора участвовал в создании Казанского кремля.
2. Архитектура и внутреннее убранство
Покровский собор обладает уникальными настенными росписями, внушительной коллекцией древнерусской иконописи и шедевров церковно-прикладного искусства. Уникален ансамбль десяти церквей с полными иконостасами, интерьеры которых отражают четырехвековую историю храма.
2.1 Внешний вид собора
Покровский собор — это не один храм, а целых десять церквей. Настоящий церковный городок! (см. Приложение №14). В этом легко убедиться, если посмотреть на сооружение сверху, с высоты птичьего полёта.
На общем основании возвышаются девять башенок, украшенных яркими разноцветными куполами. Самая высокая башня, с золотой главкой, стоит в центре. Её обступили, словно в хороводе, восемь остальных: четыре средних и четыре малых. Каждая башенка —это отдельная церковь, имеющая своё имя. По имени центральной — самой главной, Покровской, — назван весь собор.
А где же десятая церковь — святого Василия Блаженного? Её не так- то просто найти. Небольшая, украшенная зелёной главкой с красными ««шипами», она находится ниже остальных и стоит не на общем основании. а чуть сбоку.
Храм выстроен из кирпича и лишен главного фасада. Высота храма − 65 м, до конца XVI века, это было самое высокое здание Москвы.
2.2 Купола
Купола — самая главная отличительная черта Покровского собора (см. Приложение №15). Всего их одиннадцать: куполом, кроме церквей, украшена ещё и колокольня. Обрати внимание, все купола храма — разные. И по цвету, и по оформлению. Один напоминает очищенный апельсин с жёлтыми и зелеными дольками, другой — крепкую кедровую шишку, третий — золотой ананас, четвёртый — голубое небо с облаками. Разноцветные полоски, ромбы, шипы на куполах —всё это делает Покровский собор удивительно красивым и неповторимым.
Но почему же храм имеет столь необычные купола? Доподлинно неизвестно. Но есть предположение, что Покровский собор представляет собой «град обетованный» — небесный город, обещанный людям Богом. В отличие от земных городов, в граде небесном всегда царят красота, радость, добро.
Снаружи храм Покрова Пресвятой Богородицы кажется многоэтажным. Но это впечатление обманчиво. В здании всего два этажа, вернее —яруса. Первый — высокое основание, которое принято называть подклетом. Второй — стоящие на нем храмы. Старинное русское слово «клеть» означало «дом», «жилые покои». Следовательно, «подклет» — это помещения под домом, в которых не живут. В древней Москве многие здания имели такие высокие основания, ведь за зиму почва сильно промерзала и оттаивала иногда лишь к середине июня. В помещениях, расположенных близко к земле, всегда царил холод. Здесь человек не мог долго находиться. Поэтому пространство подклета использовали для хозяйственных нужд— как склад или кладовку. Каменные стены подклета — толстые, почти в два человеческих роста. Они не только поддерживали тяжёлые строения второго яруса, но и могли вынести пушечный обстрел. Подклет обладал прекрасной вентиляцией. В его стенах и перегородках были устроены узкие отверстия — продухи. Благодаря им ‘собор «дышал» — воздух в нем всегда оставался чистым и свежим. Сырость, была не страшна хранящимся здесь ценностям. На второй ярус Покровского собора можно попасть по широким наружным лестницам. Первое, что бросается в глаза при входе в храм, — это роспись стен. Стебли нарисованных растений причудливо изгибаются, а сами цветы напоминают тюльпаны, лилии, орхидеи, розы (см. Приложение №16). Храм расписывали вручную, поэтому двух одинаковых цветов ты в нём не найдёшь. Все девять церквей, стоящие на подклете, связаны друг с другом внутренней и внешней галереями (коридорами). По ним можно переходить, из храма в храм, словно по улице. Главное при этом — не заблудиться!
2.3. Внутреннее убранство собора
При всем своем внешнем величавом великолепии Покровский собор внутри имеет достаточно скромные размеры.
Внутреннее убранство всех слагающих комплекс девяти храмов не похоже одно на другое и отличается по стилю росписи, цветовой гамме и по манере ее исполнения. В оформлении части стен использована роспись маслом, а в некоторых сохранились фрески, датируемые шестнадцатым веком. Главным богатством собора являются его уникальные иконостасы, в которых собраны более четырехсот бесценных икон, относящихся к периоду XVI-XIX столетий и принадлежащих кисти московских и новгородских мастеров.
После возвращения храма в лоно православной церкви, произошедшего в светлый праздник Покрова, музей начал возобновление коллекции колоколов. Сегодня можно увидеть девятнадцать экспонатов, представляющих шедевры литейного искусства. «Старейший» из них отлит еще за пять лет до взятия Казани, а самому молодому в 2016 году исполняется двадцать лет. Своими глазами можно увидеть доспехи и оружие, с которыми войска Ивана Грозного шли на приступ Казанского Кремля.
Кроме уникальных икон внутри храма Василия Блаженного можно ознакомиться с полотнами русских мастеров портретной и пейзажной живописи девятнадцатого столетия. Гордостью музейной экспозиции является коллекция старинных рукописных и первопечатных книг.
Неоднократно христианское святилище достраивали и переделывали. Оттого уникальный памятник архитектуры хранит сокровища нескольких веков. Здесь древнерусская иконопись мирно соседствует с масляными шедеврами 18 веков. Грандиозная реконструкция постигла церковь при Екатерине II. Именно такой мы видим её сейчас.
Икона и мощи Василия Великого Уникальная архитектура и старинные фрески – не единственные ценности церкви. Мощи Василия Блаженного, известного московского юродивого были погребены у стен Троицкого храма. Босой молитвенник проповедовал милосердие и обладал даром предвидения. Почитается как покровитель Москвы.
Иконостас с заворотом (см. Приложение №17)
Иконостас для собора Василия Блаженного создали в 1895 году по проекту архитектора Андрея Павлинова. Это так называемый иконостас с заворотом — он настолько велик для небольшого храма, что продолжается на боковых стенах. Его украшают старинные иконы — Богоматерь Смоленская XVI века и образ святого Василия Блаженного, написанный в XVIII веке.
Подклет
В Покровском соборе отсутствуют подвальные помещения. Церкви и галереи стоят на едином основании — подклете, состоящем из нескольких помещений. Прочные кирпичные стены подклета (до 3 м в толщину) перекрыты сводами. Высота помещений — около 6,5 м.
В подклете находятся иконы Покровского собора. Самая древняя из них — икона св. Василия Блаженного конца XVI в., написанная специально для Покровского собора. Также экспонируются две иконы XVII в. — «Покров Пресвятой Богородицы» и «Богоматерь Знамение». Икона «Богоматерь Знамение» является репликой фасадной иконы, расположенной на восточной стене собора. Написана в 1780-е гг. В XVIII—XIX вв. икона находилась над входом в придел Василия Блаженного.
Также храм декорирован росписями — они созданы на стенах здания в разные годы. Здесь изображены Василий Блаженный, Богородица, главный купол украшен ликом Спаса Вседержителя.
По указу Фёдора Ивановича, сына Ивана Грозного, над могилой святого соорудили и осветили предел, который вошёл в Покровский комплекс. Сегодня это единичное место, где совершаются регулярные богослужения с чтением акафиста. С 1923 года храмовый ансамбль действует как музей, а с 1991 по указу президента в совместном пользовании церкви и государства.
ГЛАВА 3. Сравнение двух культовых зданий
Собор Василия Блаженного в Москве и петербургский Спас-на-Крови часто называют близнецами. Вот только близнецами эти храмы никак не могут быть, разве, что сводными.
Главная отличительная черта обоих соборов — их яркие купола — будто глазированные украшения на тортах. Изначально украшение куполов Василия Блаженного было скромнее, эмалевые изразцы на маковках появились в конце XVI века во время перестройки храма после пожара.
При строительстве Спаса-на-Крови идею с яркими куполами повторили, но рисунок подобрали новый.
В первые послереволюционные годы храм был отдан обновленческой церкви — лояльной к новой власти. Это роднит его со Спасом-на-Крови, где так же несколько лет велись службы «обновленцев». Схожи и дальнейшие судьбы — разорение, угроза сноса, долгие годы реставрации. Теперь оба храма — музеи, в которых периодически проводятся церковные службы.
Рассмотрим модели двух храмов: Собора Василия Блаженного и Храма Спаса на Крови: