Требования к минимуму содержания по дисциплине




(основные дидактические единицы)

Основные принципы художественного оформления театрализованного представления и эстрадной программы; типы и устройство сцены, механизация и оборудование, осветительная и проекционная аппаратура; техника безопасности; навыки образного мышления, пространственное видение художественного оформления; работа над эскизом, чертежом, макетом, выгородкой

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

За время изучения дисциплины студенты заочники выполняют одну контрольную работу на 4-ом курсе между семестрами. Контрольная работа состоит из одного теоретического вопроса и практического задания. Задания для контрольной работы составлены в 10-ти вариантах.

Теоретический вопрос рассматривает способы разработки, изготовления, художественной обработки и установки всех элементов сценографии представления:

- светопроекционное оборудование;

-эскизы декораций, сценических костюмов;

-бутафория и реквизит;

-мягкие и жёсткие декорации;

- театральные станки и приспособления;

-сценические костюмы и элементы к нему;

-световые и музакальные партитуры;

-рекламные издания;

В практическом задании предполагается разработать эскизы оформления сцены преддипломного представления, эскизы костюмов, чертежи сложных декораций и реквизита, световые и музыкальные партитуры, смету расходов на изготовление элементов сценического декора, зарисовку различных вариантов установки и подвески мягких и жестких декораций и других элементов.

Для выполнения контрольной работы изучается рекомендуемая специальная литература. При ответе на вопросы используется опыт творческой учебной деятельности студента-заочника.

Контрольная работа должна соответствовать основным требованиям и правилам её оформления:

- номер варианта;

-тема вопросов;

-план ответа;

-список используемой литературы;

Контрольная работа предоставляется на проверку в установленные сроки.

ВАРИАНТЫКОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

 

ВАРИАНТ №1

Техническое оборудование сцены-коробки и её обслуживание. Основные виды сцен и сценических площадок театрализованных представлений в закрытых помещениях и на открытом воздухе. Соблюдение техники безопасности.

Методические указания

В начале необходимо выполнить чертеж сцены-коробки (вид сверху и сбоку) и дать описание основных механизмов современной сцены: их назначение и роль в постановке представлений. К этим механизмам относятся кулисные машины, поворотные круги, подъёмные площадки, проекционное и осветительное оборудование.

Затем выполнить чертежи (или рисунки) пространственной, симультанной, кольцевой сцен и дать описание способов использования в постановках.

Литература

1. Базанов, В.В. Техника и технология сцены / В.В. Базанов. - Л.: Искусство, 1976.

2. Базанов, В.В. Сцена XX века / В.В. Базанов.- Л.: Искусство. 1990.

3. Силин, А. Площади нашей палитры / А. Силин.- М., 1982.

4. Шароев, И.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений / И.Г. Шароев.- М.: Просвещение, 1986.

 

ВАРИАНТ №2

Световое оформление театрализованных представлений в закрытых помещениях и на открытом воздухе. Приёмы освещения исполнителей и декораций. Использование иллюминации, открытого огня, световых эффектов.

Методические указания

В начальном этапе ответа необходимо раскрыть функциисценического света, как выразительного средства и способа сделать видимым происходящее на сцене, этапы работы над замыслом и партитурой всего представления. Затем дать описание групп осветительных приборов направленного и рассеянного света и раскрыть приемы освещения исполнителей и декораций:

-комбинированное

-верхнее или нижнее;

- боковое;

- контровое (со стороны задника);

-прямое (со стороны зрителей);

В заключение дать краткое описание приёмов использования иллюминирования, фейерверка и открытого огня в вечерних представлениях на открытом воздухе.

Литература

1. Емельянов, Е.Д. Технические средства клуба / Е.Д. Емельянов.- М., 1976.

2. Шкап, Л.Д. Сценические световые эффекты, световое оформление спектакля /Л.Д. Шкап // Молодежная эстрада.- М.,1978.- №1; 1982.- №2.

3. Шкап, Л.Д. Световое оформление спектакля / Л.Д. Шкап.- М.,1975.

4. Шимон, А.А. Техника в клубном творчестве / А.А. Шимон.- М., 1981.

5. Мироненков, В.В. Световые художественные установки /В.В. Мироненков.- М.: Плакат, 1983.

ВАРИАНТ №3

Этапы работы над замыслом сценографии театрализованного представления в условиях закрытого помещенияи на открытом воздухе. Методические указания

В ответе на данный вопрос необходимо указать, что замысел сценографии является составной частью постановочного плана театрализованного представления и напрямую зависит от его формы, темы, идеи, жанровой направленности.

Таким образом замысел сценографии складывается из следующих составных элементов:

- эскиз оформления сцены, сценической площадки (открытая эстрада, импровизированная сцена, площадь, улица и т.п.);

- эскизы сценических костюмов;

- чертежи сложных декораций;

- музыкально-шумовая и световая партитуры:

- монтажный лист (при проведении массовых представлений на открытом воздухе);

- график поэтапного ввода в постановку элементов оформления;

- эскизы рекламных изданий представления (афиши, программки, буклеты);

- смета расходов на изготовление и установку элементов оформления представления;

К теоретической части контрольной работы прилагаются самостоятельно разработанные эскизы оформления сценической площадки, сценических костюмов и афиши театрализованного представления (форма представления по выбору студента).

 

Литература

1. Рубб, А.А. Тайны режиссерского замысла / А.А. Рубб.- М.: Сов. Россия,1999.

2. Шароев, И.Г. Режиссура эстрадных массовых представлений / И.Г. Шароев.- М.: Просвещение,1986.

3. Силин, А. Площади наши палитры / А. Силин.- М.: Сов. Россия, 1962.

4. Сосунов, Н.Н. От макета к декорации / Н.Н. Сосунов.- М.: Искусство,1983.

5. Кулебакин, Г. Рисунок и основы композиции / Г. Кулебакин.- М.: Просвещение, 1983.

6. Щипанов, А. Художник в сельском клубе / А. Щипанов.- М.: Сов. Россия, 1968.

 

ВАРИАНТ №4

Назначение одежды сцены и её составные части. Технология изготовления, способы подвески и трансформации.

Методические указания

Необходимо раскрыть понятие «одежда сцены» и её функциональное назначение. Затем дать описание всех составных частей одежды сцены:

- занавес (главный, антрактовый);

- кулисные пары (кулисы и падуга);

- задник, горизонт, панорама;

- театральный половик;

- арлекин;

Теоретический ответ подкрепляется зарисовкой каждого элемента. После этого дается краткое описание технологии изготовления, способов подвески и приёмов трансформации одежды сцены в различных представлениях («классический», «кабинет», диагональный другие способы).

Литература

1. Базанов, В.В. Техника и технология сцены / В.В. Базанов.- Л.: Искуксство,1976.

2. Базанов, В.В. Сцена XX века / В.В. Базанов.- Л.: Искусство, 1990.

3. Ключников Д.А., Театральные драпировки / Д.А. Ключников, Л.Д. Снежинский. - М.: ВТО, 1980.

ВАРИАНТ №5

Виды композиций в построении элементов сценографии театрализованных программ и представлений. Роль композиционного центра. Зрительное равновесие всех элементов композиции.

Методические указания

В начале нужно дать определение понятиям «композиция», «композиционный центр», «зрительное равновесие» её элементов и роль композиции в различных жанрах искусства, в том числе в сценографии, где композиция является художественным приёмом размещения в сценическом пространстве всех элементов оформления представления:

- одежды сцены;

- мягких и жестких декораций;

- театральных станков, ширм;

- элементов декора помещений;

- реквизита;

Затем дать описание видов композиций, используемых в сценографии представлений. Это плоскостные, объемные, смешанные, которые выстраиваются на сцене относительно её глубины. Композиционный центр во всех композициях несёт основную смысловую нагрузку, отражает тему представления и может выделяться на сцене формой, размером или цветом.

К теоретическому ответу необходимо приложить зарисовки всех видов композиции оформления сцены.

Литература

1.Кулебакин, Г. Рисунок и основы композиции / Г. Кулебакин.- М.: Просвещение, 1983.

2.Сосунов, Н.Н. От макета к декорации / Н.Н. Сосунов.- М.: Искусство, 1962.

3.Мюллер, М. Декорационное оформление спектакля / М. Мюллер.- М.: Искусство, 1966.

4.Тарасевич, Г. Художник-оформитель / Г. Тарасевич, В. Грохотов. - М.: Искусство, 1966.

 

ВАРИАНТ №6

Роль цвета в оформлении театрализованных представлений. Цветовая партитура постановки.

Методические указания

Прежде всего необходимо раскрыть понятие «цвет» и его составные элементы: насыщенность, тон и полутон, светлота, сочетаемость, деление на холодные и тёплые, хроматические и ахроматические цвета. Раскрыть психологическое воздействие цвета на эмоциональное состояние человека, что должно учитываться постановщиком представления при разработке замысла сценографии. Режиссер совместно с художником определяют цветовую палитру будущего мероприятия:

- в соответствии с темой и атмосферой определяется доминирующий цвет всех элементов художественного оформления;

- разрабатывается эскиз оформления сцены (сценической площадки) в цвете, где определяется цвет мягких и жёстких декораций, элементов интерьера, сценических костюмов, реквизита и бутафории;

- разрабатывается световая партитура освещения сцены в цвете;

При этом необходимо помнить о гармоничности цветовых сочетаний всех элементов сценографии, недопустимости цветового диссонанса и пестроты.

К теоретическому ответу контрольной работы прилагаются эскизы оформления сцены и сценических костюмов театрализованного представления (по выбору).

Литература

1. Тарасевич, Г., Грохотов, В. Художник-оформитель / Г. Тарасевич, В. Грохотов.- М. Сов. Россия, 1966.

2. Мироненков, В.В. Световые художественные установки / В.В. Мироненков.- М.: Плакат, 1983;

3. Щипанов, А.С. Художник в сельском клубе / А.С. Щипанов.- М.: Сов. Россия, 1981.

4. Щипанов, А.С. Изокружок в сельском клубе / А.С. Щипанов.- М.: Сов. Россия, 1974.

 

ВАРИАНТ №7

Виды жёстких декораций и театральных станков используемых в постановке театрализованных представлений, их функциональное назначение.

Способы изготовления и установки декораций и станков на сцене и сценических площадках на открытом воздухе.

Методические указания

В начале необходимо раскрыть понятие «декорация» и её функциональное назначение в создании художественного образа театрализованного представления. Затем дать описание видов жестких декораций по внешним признакам и назначению, и способы их использования в различных постановках:

- живописные;

- архитектурные;

- конструктивные;

- метафорические;

- игровые;

Дать краткое описание видов театральных станков (подиум, приставная лестница, пандус, куб, тумба, эстрада) и способы их использования в постановках. Выполнить чертёж трех театральных станков (по выбору).

Перечислить правила техники безопасности при установке и эксплуатации сложных габаритных декораций на сцене и на открытых площадках.

Литература

1.Базанов, В.В. Техника и технология сцены / В.В. Базанов.- Л.: Искусство, 1976.

2.Мюллер, М. Декорационное оформление спектакля / М. Мюллер.- М.: Искусство,1966.

3.Журнал «Молодёжная эстрада».- №6, 1999.

4.Сосунов, Н.Н.От макета к декорации / Н.Н. Сосунов.- М.: Искусство, 1980.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: