(основные дидактические единицы)
Основные принципы художественного оформления театрализованного представления и эстрадной программы; типы и устройство сцены, механизация и оборудование, осветительная и проекционная аппаратура; техника безопасности; навыки образного мышления, пространственное видение художественного оформления; работа над эскизом, чертежом, макетом, выгородкой
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
За время изучения дисциплины студенты заочники выполняют одну контрольную работу на 4-ом курсе между семестрами. Контрольная работа состоит из одного теоретического вопроса и практического задания. Задания для контрольной работы составлены в 10-ти вариантах.
Теоретический вопрос рассматривает способы разработки, изготовления, художественной обработки и установки всех элементов сценографии представления:
- светопроекционное оборудование;
-эскизы декораций, сценических костюмов;
-бутафория и реквизит;
-мягкие и жёсткие декорации;
- театральные станки и приспособления;
-сценические костюмы и элементы к нему;
-световые и музакальные партитуры;
-рекламные издания;
В практическом задании предполагается разработать эскизы оформления сцены преддипломного представления, эскизы костюмов, чертежи сложных декораций и реквизита, световые и музыкальные партитуры, смету расходов на изготовление элементов сценического декора, зарисовку различных вариантов установки и подвески мягких и жестких декораций и других элементов.
Для выполнения контрольной работы изучается рекомендуемая специальная литература. При ответе на вопросы используется опыт творческой учебной деятельности студента-заочника.
Контрольная работа должна соответствовать основным требованиям и правилам её оформления:
- номер варианта;
-тема вопросов;
-план ответа;
-список используемой литературы;
Контрольная работа предоставляется на проверку в установленные сроки.
ВАРИАНТЫКОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
ВАРИАНТ №1
Техническое оборудование сцены-коробки и её обслуживание. Основные виды сцен и сценических площадок театрализованных представлений в закрытых помещениях и на открытом воздухе. Соблюдение техники безопасности.
Методические указания
В начале необходимо выполнить чертеж сцены-коробки (вид сверху и сбоку) и дать описание основных механизмов современной сцены: их назначение и роль в постановке представлений. К этим механизмам относятся кулисные машины, поворотные круги, подъёмные площадки, проекционное и осветительное оборудование.
Затем выполнить чертежи (или рисунки) пространственной, симультанной, кольцевой сцен и дать описание способов использования в постановках.
Литература
1. Базанов, В.В. Техника и технология сцены / В.В. Базанов. - Л.: Искусство, 1976.
2. Базанов, В.В. Сцена XX века / В.В. Базанов.- Л.: Искусство. 1990.
3. Силин, А. Площади нашей палитры / А. Силин.- М., 1982.
4. Шароев, И.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений / И.Г. Шароев.- М.: Просвещение, 1986.
ВАРИАНТ №2
Световое оформление театрализованных представлений в закрытых помещениях и на открытом воздухе. Приёмы освещения исполнителей и декораций. Использование иллюминации, открытого огня, световых эффектов.
Методические указания
В начальном этапе ответа необходимо раскрыть функциисценического света, как выразительного средства и способа сделать видимым происходящее на сцене, этапы работы над замыслом и партитурой всего представления. Затем дать описание групп осветительных приборов направленного и рассеянного света и раскрыть приемы освещения исполнителей и декораций:
-комбинированное
-верхнее или нижнее;
- боковое;
- контровое (со стороны задника);
-прямое (со стороны зрителей);
В заключение дать краткое описание приёмов использования иллюминирования, фейерверка и открытого огня в вечерних представлениях на открытом воздухе.
Литература
1. Емельянов, Е.Д. Технические средства клуба / Е.Д. Емельянов.- М., 1976.
2. Шкап, Л.Д. Сценические световые эффекты, световое оформление спектакля /Л.Д. Шкап // Молодежная эстрада.- М.,1978.- №1; 1982.- №2.
3. Шкап, Л.Д. Световое оформление спектакля / Л.Д. Шкап.- М.,1975.
4. Шимон, А.А. Техника в клубном творчестве / А.А. Шимон.- М., 1981.
5. Мироненков, В.В. Световые художественные установки /В.В. Мироненков.- М.: Плакат, 1983.
ВАРИАНТ №3
Этапы работы над замыслом сценографии театрализованного представления в условиях закрытого помещенияи на открытом воздухе. Методические указания
В ответе на данный вопрос необходимо указать, что замысел сценографии является составной частью постановочного плана театрализованного представления и напрямую зависит от его формы, темы, идеи, жанровой направленности.
Таким образом замысел сценографии складывается из следующих составных элементов:
- эскиз оформления сцены, сценической площадки (открытая эстрада, импровизированная сцена, площадь, улица и т.п.);
- эскизы сценических костюмов;
- чертежи сложных декораций;
- музыкально-шумовая и световая партитуры:
- монтажный лист (при проведении массовых представлений на открытом воздухе);
- график поэтапного ввода в постановку элементов оформления;
- эскизы рекламных изданий представления (афиши, программки, буклеты);
- смета расходов на изготовление и установку элементов оформления представления;
К теоретической части контрольной работы прилагаются самостоятельно разработанные эскизы оформления сценической площадки, сценических костюмов и афиши театрализованного представления (форма представления по выбору студента).
Литература
1. Рубб, А.А. Тайны режиссерского замысла / А.А. Рубб.- М.: Сов. Россия,1999.
2. Шароев, И.Г. Режиссура эстрадных массовых представлений / И.Г. Шароев.- М.: Просвещение,1986.
3. Силин, А. Площади наши палитры / А. Силин.- М.: Сов. Россия, 1962.
4. Сосунов, Н.Н. От макета к декорации / Н.Н. Сосунов.- М.: Искусство,1983.
5. Кулебакин, Г. Рисунок и основы композиции / Г. Кулебакин.- М.: Просвещение, 1983.
6. Щипанов, А. Художник в сельском клубе / А. Щипанов.- М.: Сов. Россия, 1968.
ВАРИАНТ №4
Назначение одежды сцены и её составные части. Технология изготовления, способы подвески и трансформации.
Методические указания
Необходимо раскрыть понятие «одежда сцены» и её функциональное назначение. Затем дать описание всех составных частей одежды сцены:
- занавес (главный, антрактовый);
- кулисные пары (кулисы и падуга);
- задник, горизонт, панорама;
- театральный половик;
- арлекин;
Теоретический ответ подкрепляется зарисовкой каждого элемента. После этого дается краткое описание технологии изготовления, способов подвески и приёмов трансформации одежды сцены в различных представлениях («классический», «кабинет», диагональный другие способы).
Литература
1. Базанов, В.В. Техника и технология сцены / В.В. Базанов.- Л.: Искуксство,1976.
2. Базанов, В.В. Сцена XX века / В.В. Базанов.- Л.: Искусство, 1990.
3. Ключников Д.А., Театральные драпировки / Д.А. Ключников, Л.Д. Снежинский. - М.: ВТО, 1980.
ВАРИАНТ №5
Виды композиций в построении элементов сценографии театрализованных программ и представлений. Роль композиционного центра. Зрительное равновесие всех элементов композиции.
Методические указания
В начале нужно дать определение понятиям «композиция», «композиционный центр», «зрительное равновесие» её элементов и роль композиции в различных жанрах искусства, в том числе в сценографии, где композиция является художественным приёмом размещения в сценическом пространстве всех элементов оформления представления:
- одежды сцены;
- мягких и жестких декораций;
- театральных станков, ширм;
- элементов декора помещений;
- реквизита;
Затем дать описание видов композиций, используемых в сценографии представлений. Это плоскостные, объемные, смешанные, которые выстраиваются на сцене относительно её глубины. Композиционный центр во всех композициях несёт основную смысловую нагрузку, отражает тему представления и может выделяться на сцене формой, размером или цветом.
К теоретическому ответу необходимо приложить зарисовки всех видов композиции оформления сцены.
Литература
1.Кулебакин, Г. Рисунок и основы композиции / Г. Кулебакин.- М.: Просвещение, 1983.
2.Сосунов, Н.Н. От макета к декорации / Н.Н. Сосунов.- М.: Искусство, 1962.
3.Мюллер, М. Декорационное оформление спектакля / М. Мюллер.- М.: Искусство, 1966.
4.Тарасевич, Г. Художник-оформитель / Г. Тарасевич, В. Грохотов. - М.: Искусство, 1966.
ВАРИАНТ №6
Роль цвета в оформлении театрализованных представлений. Цветовая партитура постановки.
Методические указания
Прежде всего необходимо раскрыть понятие «цвет» и его составные элементы: насыщенность, тон и полутон, светлота, сочетаемость, деление на холодные и тёплые, хроматические и ахроматические цвета. Раскрыть психологическое воздействие цвета на эмоциональное состояние человека, что должно учитываться постановщиком представления при разработке замысла сценографии. Режиссер совместно с художником определяют цветовую палитру будущего мероприятия:
- в соответствии с темой и атмосферой определяется доминирующий цвет всех элементов художественного оформления;
- разрабатывается эскиз оформления сцены (сценической площадки) в цвете, где определяется цвет мягких и жёстких декораций, элементов интерьера, сценических костюмов, реквизита и бутафории;
- разрабатывается световая партитура освещения сцены в цвете;
При этом необходимо помнить о гармоничности цветовых сочетаний всех элементов сценографии, недопустимости цветового диссонанса и пестроты.
К теоретическому ответу контрольной работы прилагаются эскизы оформления сцены и сценических костюмов театрализованного представления (по выбору).
Литература
1. Тарасевич, Г., Грохотов, В. Художник-оформитель / Г. Тарасевич, В. Грохотов.- М. Сов. Россия, 1966.
2. Мироненков, В.В. Световые художественные установки / В.В. Мироненков.- М.: Плакат, 1983;
3. Щипанов, А.С. Художник в сельском клубе / А.С. Щипанов.- М.: Сов. Россия, 1981.
4. Щипанов, А.С. Изокружок в сельском клубе / А.С. Щипанов.- М.: Сов. Россия, 1974.
ВАРИАНТ №7
Виды жёстких декораций и театральных станков используемых в постановке театрализованных представлений, их функциональное назначение.
Способы изготовления и установки декораций и станков на сцене и сценических площадках на открытом воздухе.
Методические указания
В начале необходимо раскрыть понятие «декорация» и её функциональное назначение в создании художественного образа театрализованного представления. Затем дать описание видов жестких декораций по внешним признакам и назначению, и способы их использования в различных постановках:
- живописные;
- архитектурные;
- конструктивные;
- метафорические;
- игровые;
Дать краткое описание видов театральных станков (подиум, приставная лестница, пандус, куб, тумба, эстрада) и способы их использования в постановках. Выполнить чертёж трех театральных станков (по выбору).
Перечислить правила техники безопасности при установке и эксплуатации сложных габаритных декораций на сцене и на открытых площадках.
Литература
1.Базанов, В.В. Техника и технология сцены / В.В. Базанов.- Л.: Искусство, 1976.
2.Мюллер, М. Декорационное оформление спектакля / М. Мюллер.- М.: Искусство,1966.
3.Журнал «Молодёжная эстрада».- №6, 1999.
4.Сосунов, Н.Н.От макета к декорации / Н.Н. Сосунов.- М.: Искусство, 1980.