ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от «___» _________________ г. № ______
Москва
О внесении изменений в Положение о федеральном
государственном пожарном надзоре
Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Положение
о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 17, ст.1964; 2015, № 44, ст. 6138; 2016, № 35, ст. 5326; № 39,
ст. 5669; 2017, № 2, ст. 364; № 28, ст. 4149; 2018, № 23, ст. 3284; № 53, ст. 8666; 2019, № 18, ст. 2239; № 41, ст. 5730).
2. Пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 9 октября 2019 г. № 1303 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, № 41
ст. 5730) изложить в следующей редакции:
«4. Подпункты «а» и «б» пункта 3 настоящего постановления вступают в силу
с 1 января 2021 г.».
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации М. Мишустин
Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от _____________ № _____
ИЗМЕНЕНИЯ,
которые вносятся в Положение о федеральном государственном пожарном надзоре
1. Пункт 20 изложить в следующей редакции:
«В целях применения риск-ориентированного подхода при осуществлении федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач
в области пожарной безопасности, федерального государственного пожарного надзора объекты защиты, находящиеся во владении и (или) пользовании (эксплуатации) организаций и граждан, подлежат отнесению к одной из категорий риска согласно приложению.
|
Федеральные органы исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации обеспечивают направление в федеральный орган исполнительной власти уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности перечней подведомственных объектов, в отношении которых указанные федеральные органы исполнительной власти не осуществляют федеральный государственный пожарный надзор.
При осуществлении федерального государственного пожарного надзора федеральными органами исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации:
а) к категории чрезвычайно высокого риска относятся объекты специального назначения, на которых осуществляет свою деятельность федеральный орган исполнительной власти в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации;
б) к категории значительного риска относятся объекты обороны и иные объекты специального назначения (включая объекты военной инфраструктуры и объекты безопасности), на которых осуществляют свою деятельность федеральные органы исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки;
|
в) к категории среднего риска относятся дипломатические и консульские учреждения Российской Федерации, а также представительства Российской Федерации за рубежом;
е) к категории низкого риска относятся иные объекты, не отнесенные
к категории чрезвычайно высокого, значительного и среднего риска.
Федеральные органы исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации вправе устанавливать критерии вероятности несоблюдения обязательных требований
на указанных объектах защиты и соответствующий им порядок изменения на более высокую (низкую) категорию риска.
Отнесение объектов защиты к определенной категории риска осуществляется в отношении зданий, сооружений и помещений, являющихся пожарными отсеками, а также наружных установок.».
2. Приложение к Положению о федеральном государственном пожарном надзоре изложить в следующей редакции:
«Порядок и критерии отнесения объектов защиты
к определенной категории риска
1. При отнесении объектов защиты к определенной категории риска причинения вреда (ущерба) различного масштаба и тяжести жизни или здоровью граждан в результате пожаров используются сведения единой государственной системы статистического учета пожаров и их последствий, а также сведения статистической отчетности Федеральной службы государственной статистики.
2. На основании ежегодного мониторинга сведений, содержащихся в единой государственной системе статистического учета пожаров и их последствий,
и сведений статистической отчетности Федеральной службы государственной статистики (далее – ежегодный мониторинг) в отношении поднадзорных зданий, сооружений и помещений, а также наружных установок определяется:
|
допустимый риск причинения вреда (ущерба) жизни или здоровью граждан
в результате пожаров на объектах защиты, в целом по Российской Федерации
(далее – допустимый риск негативных последствий пожара);
ожидаемый риск причинения вреда (ущерба) различного масштаба и тяжести жизни или здоровью граждан в результате пожаров по группе объектов защиты, однородных по видам экономической деятельности и классам функциональной пожарной опасности (далее – ожидаемый риск негативных последствий пожаров по группе объектов защиты).
3. Допустимый риск негативных последствий пожаров , год-1) определяется по формуле:
где – величина индивидуального пожарного риска воздействия критических значений опасных факторов пожара на человека в зданиях и сооружениях. В соответствии со статьей 79 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» принимается равной 10-6 в год;
– численность постоянного населения в Российской Федерации в период проведения ежегодного мониторинга, человек;
– общее количество объектов защиты в Российской Федерации в период проведения ежегодного мониторинга, единиц;
– общее количество погибших людей при пожарах на объектах защиты в Российской Федерации в период проведения ежегодного мониторинга, человек;
– общее количество травмированных людей при пожарах на объектах защиты в Российской Федерации в период проведения ежегодного мониторинга, человек.
4. Ожидаемый риск негативных последствий пожаров по группе объектов защиты , год-1) определяется по формуле:
где P – вероятность возникновения пожаров в период проведения ежегодного мониторинга по группе объектов защиты, однородных по видам экономической деятельностью и классам функциональной пожарной опасности, год-1;
– социальный ущерб по группе объектов защиты, однородных по видам экономической деятельностью и классам функциональной пожарной опасности, возникший в период проведения ежегодного мониторинга, человек/единиц;
M Г – количество погибших при пожарах людей на объектах защиты, однородных по видам экономической деятельностью и классам функциональной пожарной опасности в период проведения ежегодного мониторинга, человек;
M Т – количество травмированных при пожарах людей на объектах защиты, однородных по видам экономической деятельностью и классам функциональной пожарной опасности в период проведения ежегодного мониторинга, человек;
– количество объектов защиты в соответствующей группе в период проведения ежегодного мониторинга, единиц;
Т – период проведения ежегодного мониторинга, лет. Принимается
равным 1 году.
Вероятность возникновения пожаров в период проведения ежегодного мониторинга по группе объектов защиты, однородных по видам экономической деятельностью и классам функциональной пожарной опасности определяется по формуле:
где M П – количество пожаров, происшедших на объектах защиты
в соответствующей группе в период проведения ежегодного мониторинга, единиц.
Социальный ущерб (, чел./ед.) на объектах защиты в соответствующей их группе в период проведения ежегодного мониторинга определяется по формуле:
5. Критерием отнесения объекта защиты к определенной категории риска является уровень превышения величины ожидаемого риска негативных последствий пожаров для соответствующей группы объектов защиты по отношению к величине допустимого риска негативных последствий пожара.
Для определения уровня превышения величины ожидаемого риска негативных последствий пожаров для соответствующей группы объектов защиты по отношению к величине допустимого риска негативных последствий пожара определяется показатель тяжести потенциальных негативных последствий пожаров для рассматриваемых объектов защиты, однородных по виду экономической деятельности и классам функциональной пожарной опасности.
Показатель тяжести потенциальных негативных последствий пожаров () определяется по формуле:
где – ожидаемый риск негативных последствий пожара для группы объектов защиты, однородных по виду экономической деятельности и классам функциональной пожарной опасности, год-1;
– допустимый риск негативных последствий пожаров, год-1.
6. В зависимости от значения показателя тяжести потенциальных негативных последствий пожаров выделяют следующие уровни тяжести потенциальных негативных последствий пожара:
при значении К г.т, равном, или превышающем 100, уровень тяжести потенциальных негативных последствий пожара является чрезвычайно высоким;
при значении К г.т, находящемся в диапазоне от 45 до 100, уровень тяжести потенциальных негативных последствий пожара является высоким;
при значении, К г.т, находящемся в диапазоне от 20 до 45, уровень тяжести потенциальных негативных последствий пожара является значительным;
при значении К г.т, находящемся в диапазоне от 9 до 20, уровень тяжести потенциальных негативных последствий пожара является средним;
при значении К г.т, находящемся в диапазоне от 4 до 9, уровень тяжести потенциальных негативных последствий пожара является умеренным;
при значении К г.т уровень тяжести потенциальных негативных последствий пожара является низким.
Уровень тяжести потенциальных негативных последствий пожара принимается за соответствующую категорию риска для группы объектов защиты, однородных по виду экономической деятельности и классам функциональной пожарной опасности без учета индивидуальных социально-экономических особенностей и характеристик объекта защиты.
Данный показатель является базовым для определения категории риска для каждого объекта защиты из соответствующей их группы.
7. В целях планирования контрольно-надзорных мероприятий федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, проводятся ежегодные расчеты показателей
, ,
Один раз в пять лет, по каждому показателю , , , производится его среднестатистическая оценка, которая публикуется на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач
в области пожарной безопасности в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
8. В целях определения категории риска для каждого объекта защиты из группы объектов защиты, отнесенных к определенной категории риска,либо для принятия решения об изменении ранее присвоенной объекту защиты категории риска определяется индекс индивидуализации подконтрольного лица.
9. Индекс индивидуализации подконтрольного лица определяется органом государственного пожарного надзора, к компетенции которого отнесено принятие решения о присвоении объекту защиты определенной категории риска. Исходные данные для расчета индекса индивидуализации подконтрольного лица определяются на основе информации об объекте защиты, имеющиеся в распоряжении органа государственного пожарного надзора.
При наличии оснований, позволяющих отнести объект защиты к различным категориям риска, подлежат применению критерии, относящие объект защиты к более высокой категории риска.
10. Индекс индивидуализации подконтрольного лица представляет собой показатель, получаемый в результате обработки данных об индивидуальных социально-экономических характеристиках объекта защиты – индикаторов риска причинения вреда (ущерба), оказывающих влияние на уровень обеспечения его пожарной безопасности, а также критериев добросовестности подконтрольного лица, характеризующих вероятность несоблюдения на объекте защиты обязательных требований пожарной безопасности.
11. Индекс индивидуализации подконтрольного лица для каждого объекта защиты определяется по формуле:
где – индикаторы риска причинения вреда (ущерба), отражающие индивидуальные характеристики объекта защиты;
М – общее количество учтенных индикаторов риска причинения вреда (ущерба);
– критерии добросовестности, характеризующие вероятность несоблюдения на объекте защиты обязательных требований пожарной безопасности;
N – общее количество критериев добросовестности.
12. В зависимости от значения индекса индивидуализации подконтрольного лица органом государственного пожарного надзора категория риска конкретного объекта защиты может быть изменена на более высокую или более низкую категорию риска с учетом значений уровней тяжести потенциальных негативных последствий пожара, установленных пунктом 6 настоящего приложения.
13. Основанием для принятия решения об изменении присвоенной объекту защиты категории риска является значение показателя тяжести потенциальных негативных последствий, полученное с учетом индекса индивидуализации подконтрольного лица, как сумма базового значения показателя тяжести потенциальных негативных последствий и значения индекса индивидуализации подконтрольного лица.
14. Показатель тяжести потенциальных негативных последствий пожара с учетом индекса индивидуализации подконтрольного лица определяется по формуле:
где – базовый показатель тяжести потенциальных негативных последствий пожара;
– индекс индивидуализации подконтрольного лица.
15. Индикаторы риска причинения вреда (ущерба), отражающие индивидуальные характеристики объекта защиты, устанавливаются в соответствии
с таблицами 1, 2.
16. Критерии добросовестности, характеризующие вероятность несоблюдения на объекте защиты обязательных требований пожарной безопасности, устанавливаются в соответствии с таблицами 3, 4.
Таблица 1
Индикаторы риска причинения вреда (ущерба) | Здания жилого назначения | Объекты образования | Объекты, на которых осуществляется деятельность детских лагерей | Объекты здраво-охранения | Объекты социальной защиты | Культовые учреждения (объекты культа) | Объекты культурно-досугового назначения | Объекты временного размещения людей, туризма и отдыха | Объекты торговли | Объекты общественного питания | Объекты бытового обслуживания и предоставления услуг населению | Объекты транспортной инфраструк-туры | Админи-стративные здания | |
1. Степень огнестойкости здания | I, II | |||||||||||||
III | ||||||||||||||
IV,V | ||||||||||||||
2. Высота здания | до 28м | |||||||||||||
от 28 м до 50 м (до 75 м для жилых зданий) | ||||||||||||||
свыше 50 м (свыше 75 м для жилых зданий) | ||||||||||||||
3. Наличие открытых лестниц и (или) многосветных пространств | Да | |||||||||||||
Нет | ||||||||||||||
4. Количество людей в здании | До 50 | |||||||||||||
50-200 | ||||||||||||||
200-700 | ||||||||||||||
700-1000 | ||||||||||||||
1000-5000 | ||||||||||||||
Свыше 5000 | ||||||||||||||
5. Наличие круглосуточного пребывания или проживания маломобильных групп населения, детей дошкольного и школьного возраста, пожилых людей старше 75 лет | Да | |||||||||||||
Нет | ||||||||||||||
6. Наличие на объекте пожарной охраны, обеспеченной пожарно-техническим вооружением | Да | -10 | -10 | -10 | -10 | -10 | -10 | -10 | -10 | -10 | -10 | -10 | -10 | -10 |
Нет | ||||||||||||||
7.Наличие охраны в здании | Нет | |||||||||||||
Не круглосуточно | -1 | -1 | -1 | -1 | -1 | -1 | -1 | -1 | -1 | -1 | -1 | -1 | -1 | |
Круглосуточно | -3 | -3 | -3 | -3 | -3 | -3 | -3 | -3 | -3 | -3 | -3 | -3 | -3 | |
8. Электропроводка выполнена более 20 лет назад | Да или сведения отсутствуют | |||||||||||||
Нет | ||||||||||||||
9. Вид электропроводки | открытая | |||||||||||||
скрытая | ||||||||||||||
10. Наличие электрического отопления | Да | |||||||||||||
нет | ||||||||||||||
11 Наличие печного отопления | Да | |||||||||||||
Нет |
Таблица 2
Индикаторы риска причинения вреда (ущерба) | Объекты производственного назначения | Объекты складского назначения | Объекты сельскохозяйственного назначения | Наружные установки (пожаровзрывоопасные, пожароопасные) | |||
1. Степень огнестойкости здания | I, II | - | |||||
III | - | ||||||
IV,V | - | ||||||
2. Наличие людей в селитебной зоне | Да | - | |||||
Нет | - | ||||||
3. Высота здания (наружной установки)* | до 28м | ||||||
от 28 м до 50 м | - | ||||||
свыше 50 м | |||||||
4. Наличие открытых лестниц и (или) многосветных пространств | Да | - | |||||
Нет | - | ||||||
5. Наличие постоянных рабочих мест | Да | ||||||
Нет | |||||||
6. Наличие маломобильных групп населения, пожилых людей старше 75 лет на территории. | Да | ||||||
Нет | |||||||
7. Наличие на объекте пожарной охраны, обеспеченной пожарно-техническим вооружением | Да | -10 | -10 | -10 | -10 | ||
Нет | |||||||
8.Наличие охраны объекта | Нет | ||||||
Не круглосуточно | -1 | -1 | -1 | -1 | |||
Круглосуточно | -5 | -3 | -3 | -5 | |||
9. Категория здания (наружной установки) (если категорируется)* | А(АН) | ||||||
Б(БН) | |||||||
В(ВН) с долей помещений В1-В2 более 50% | |||||||
В(ВН) с долей помещений В1-В2 менее50% | |||||||
Г(ГН) | |||||||
Д(ДН) | |||||||
10. Электропроводка выполнена более 20 лет назад | Да или сведения отсутствуют | - | |||||
Нет | - | ||||||
11. Вид электропроводки | открытая | - | |||||
скрытая | - | ||||||
12. Электрическое отопление | Да | - | |||||
нет | - | ||||||
13 Наличие печного отопления | Да | - | |||||
Нет | - | ||||||
14. Категория объекта по потенциальной радиационной опасности
| I | - | - | ||||
II | - | - | |||||
III | - | - | |||||
IV | - | - | |||||
Не категорируется | - | - | |||||
* в скобках даны критерии для наружной установки
Таблица 3
Критерии добросовестности | Здания жилого назначения | Объекты образования | Объекты, на которых осуществляется деятельность детских лагерей | Объекты здравоох-ранения | Объекты социальной защиты | Культовые учреждения (объекты культа) | Объекты культурно-досугового назначения | Объекты временного размещения людей, туризма и отдыха | Объекты торговли | Объекты обществен-ного питания | Объекты бытового обслужива-ния и предостав-ления услуг населению | Объекты транспорт-ной инфра-структуры | Админи-стративные здания | |
1. Наличие действующего предписания органа государственного пожарного надзора с неустраненными нарушениями, связанными с требованиями к путям эвакуации, зонам безопасности для маломобильных групп населения, системам противопожарной защиты (система пожарной сигнализации, система оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, система противодымной защиты, система автоматического пожаротушения) | Да | |||||||||||||
Нет | ||||||||||||||
2. Наличие действующего предписания органа государственного пожарного надзора с неустраненными нарушениями, связанными с требованиями к обеспечению деятельности пожарных подразделений | Да | |||||||||||||
Нет | ||||||||||||||
3. Наличие действующего предписания органа государственного пожарного надзора с неустраненными нарушениями, не вошедшими в пункты 1, 2 | Да | |||||||||||||
Нет | ||||||||||||||
4.Наличие положительного заключения независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности) на объект защиты | Да | -8 | -8 | -8 | -8 | -8 | -8 | -8 | -8 | -8 | -8 | -8 | -8 | |
Нет | ||||||||||||||
5. Наличие в здании учреждений, осуществляющих экономическую деятельность, не соответствующую функциональному назначению здания | Да | |||||||||||||
Нет | ||||||||||||||
6. Наличие сведений о проведении в здании перепланировки | Да | |||||||||||||
Нет | ||||||||||||||
7. Наличие доступа органу государственного пожарного надзора к системам видеонаблюдения объекта для проведения регулярного дистанционного мониторинга соблюдения требований пожарной безопасности | Да | -4 | -4 | -4 | -4 | -4 | -4 | -4 | -4 | -4 | -4 | -4 | -4 | -4 |
Нет | ||||||||||||||
8. Наличие круглосуточного мониторинга работоспособности противопожарных систем | Да | -4 | -4 | -4 | -4 | -4 | -4 | -4 | -4 | -4 | -4 | -4 | -4 | -4 |
Нет | ||||||||||||||
9. Наличие зарегистрированных случаев пожаров за последние 5 лет | Да | |||||||||||||
Нет | ||||||||||||||
10. Наличие вступившего в законную силу постановления суда о назначении наказания в виде административного приостановления деятельности юридического лица и индивидуального предпринимателя в течение последних 3 лет | Да | |||||||||||||
Нет | ||||||||||||||
11. Наличие информации о вводе в эксплуатацию, либо фактическом функционировании объекта защиты, получившего отрицательное заключение при согласовании специальных технических условий, отражающих специфику обеспечения его пожарной безопасности и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности | Да | |||||||||||||
Нет | ||||||||||||||
12. Непредставление в установленном порядке декларации пожарной безопасности в отношении объекта защиты, для которого законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено проведение экспертизы проектной документации | Да | |||||||||||||
Нет | ||||||||||||||
13. Непредставление юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в срок, установленный в предостережении о недопустимости нарушения обязательных требований, уведомления о принятии мер по обеспечению соблюдения обязательных требований законодательства в области пожарной безопасности | Да | |||||||||||||
Нет | ||||||||||||||
14. Наличие сведений о ненадлежащей работе при пожаре имеющихся систем противопожарной защиты | Да | |||||||||||||
Нет | ||||||||||||||
15. Наличие сведений о приостановлении действия лицензии юридического лица, индивидуального предпринимателя на осуществление деятельности по техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности вследствие грубых нарушений лицензионных требований | Да | |||||||||||||
Нет |
Таблица 4