Фонетические средства выразительности
Название | Определение | Пример |
Аллитерация* | повторение одинаковых или похожих согласныхзвуков | Люблю гр о з у в начале мая, Когда весенний, пе р вый гр ом, Как бы р е з вяся и и гр ая, Гр охочет в небе голубом. |
Ассонанс* | повторение одинаковых или похожих гласныхзвуков | О, весн а — без конц а и без кр а ю — Без конц а и без кр а ю мечт а! |
Синтаксические средства выразительности
Название | Определение | Пример |
Анафора* | единоначатие — это повторение звуков, слов или группы слов в начале строк, строф, предложений, абзацев | Лениво дышит полдень мглистый, Лениво катится река. |
Эпифора | повторение слов или группы слов в конце строк, строф, предложений, абзацев | Досталась им буханка светлого хлеба — радость! Сегодня фильм хороший в клубе — радость! Двухтомник Паустовского в книжный магазин привезли — радость! |
Риторический вопрос | Риторический вопрос не требует ответа, он используется, чтобы усилить эмоциональность, выразительность речи, привлечь внимание читателя к тому или иному явлению | Может ли не стучать пепел ее в сердце писателя, пепел необозримых пожарищ Второй мировой войны? Может ли честный писатель не выступать против тех, кто хотел бы обречь человечество на самоуничтожение? |
Риторическое восклицание | фигура, в которой в форме восклицания содержится утверждение. Риторические восклицания усиливают в сообщении выражение тех или иных чувств | Пышный! Ему нет равной реки в мире! ( о Днепре) |
Риторическое обращение | стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи. Оно служит не столько для называния адресата речи, сколько для выражения отношения к тому, о чем говорится в тексте. | Друзья мои! Прекрасен наш союз. Он, как душа, неудержим и вечен… Земля — владычица! К тебе чело склонил я… |
Повтор слов* | повторение какого-либо члена предложения (слова), части предложения или целого предложения, нескольких предложений, строфы с целью привлечь к ним особое внимание. | Она [Анна] была прелестна в своем простом черном платье, прелестны были ее полные руки с браслетами, прелестна твердая шея с ниткой жемчуга, прелестны вьющиеся волосы расстроившейся прически, прелестны грациозные легкие движения маленьких ног и рук, прелестно это красивое лицо в своем оживлении; но было что-то ужасное и жестокое в ее прелести. |
Параллелизм* | сходное построение смежных частей текста: рядом стоящих предложений, стихотворных строк, строф, которые, соотносясь, создают единый образ | Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской... |
Многосоюзие | избыточный с грамматической точки зрения повтор союзов, ощущаемый как лишний и употребляемый как выразительное средство | Псевдокультура ни словом, ни жестом может и не отличаться от культуры, но делом, но последствием, но своею ошибочностью — отличается. |
Бессоюзие | намеренное опущение союзов между однородными членами предложения или частями сложносочиненного предложения | Мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки, лавки, фонари, Дворцы, сады, монастыри... |
Эллипсис | намеренный (отклоняющийся от нейтральной нормы) пропуск какого-либо члена или части предложения | Что ж, — мы проживем и без хлеба! Недолго ведь с крыши — на небо… |
Инверсия* | изменение обычного порядка слов в предложении с целью подчеркивания смысловой значимости какого-либо элемента текста (слова, предложения), придания фразе особой стилистической окрашенности: торжественного, высокого звучания или, наоборот, разговорной, несколько сниженной характеристики. | Сижу за решеткой в темнице сырой Но не бегало зыби по этому морю; не струился душный воздух: назревала гроза великая Часов однообразный бой Идет Жилин, все тени держится. |
Парцелляция | расчленение единой синтаксической структуры предложения на несколько интонационно-смысловых единиц — фраз. На месте расчленения предложения могут использоваться точка, восклицательный и вопросительный знаки, многоточие | Утром, ярким, как лубок. Страшным. Долгим. Ратным. Был разбит стрелковый полк. Наш. В бою неравном. |
Градация* | последовательное расположение слов, выражений, тропов (эпитетов, метафор, сравнений) в порядке усиления (возрастания) или ослабления (убывания) признака. | Светились, горели, сияли огромные голубые глаза. |
Именительный темы | разделенное на две части построение, в котором первая часть обозначает актуальное для говорящего или пишущего понятие (тему сообщения), а вторая часть содержит какое-либо высказывание по поводу данного понятия. Первая часть именительного темы может быть представлена словом, сочетанием слов, предложением или даже несколькими предложениями | Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века — Все будет так. Исхода нет. |
Умолчание | оборот речи, состоящий в том, что автор сознательно недосказывает мысль, предоставляя право слушателю (читателю) догадаться, какие слова не произнесены | Нет, я хотел... быть может, вы... я думал, что уж барону время умереть |