Американский социолог русского происхождения П. Сорокин выделил два обязательных условия социального взаимодействия:
· участники взаимодействия должны обладать психикой и органами чувств, т. е. средствами, позволяющими узнать, что чувствует другой человек, через его действия, мимику, жесты, интонации голоса и т. д.;
· участники взаимодействия должны одинаковым образом выражать свои чувства и мысли, т. е. использовать одни и те же символы самовыражения.
Взаимодействие может рассматриваться как на микроуровне, так и на макроуровне.
Взаимодействие на микроуровне — это взаимодействие в повседневной жизни, например, в рамках семьи, небольшого рабочего коллектива, студенческой группы, группы друзей и т. д.
Взаимодействие на макроуровне разворачивается в рамках социальных структур, институтов и даже общества в целом.
Конструктивное общение – это такое взаимодействие людей, при котором собеседники способны услышать и понять мнение друг друга, получая для себя что-то полезное, возможно даже ценное.
Требования к конструктивному общению. Конструктивное общение состоит из:
- умения слушать;
- способности понять смысл услышанного;
- способности конструктивно разрешать возникающие конфликты, а еще лучше не допускать их возникновения;
- желания получать новую информацию, знания;
- доброжелательности, приветливости;
- способности аргументировано и спокойно отстаивать свою точку зрения;
- умение не навязывать свое мнение в негативной форме, подавляя личность другого человека.
Конструктивное общение необходимо для того, чтобы: решить возникшую проблему, обсудить совместные действия, для развития личности, как средство поддержки, для получения новой информации, опыта, а также для приятного общения.
|
I. Вопросы для самоконтроля
1. Как соотносятся между собой понятия «действие», «взаимодействие», «общение»?
2. Что побуждает людей взаимодействовать друг с другом?
3. Почему люди придерживаются общих правил поведения?
4. Каковы основные причины неэффективного взаимодействия между людьми?
5. Человека, без сомнения изменяющего свое поведение в соответствии с групповым воздействием, т. е. соглашающегося с мнением группы, называют:
а) конформистом;б) нонконформистом;в)коллективистом.
6. Социальная норма — это:
а) правило поведения;
б) стандарт поведения;
в) регулятор поведения;
г) обычаи и традиции;
д)все ответы верны.
7. Социальный контроль обеспечивает:
а) приобретение билетов в транспорте;
б) изменение поведения, отклоняющегося от нормы;
в) помощь всем нуждающимся.
Тема 2.2. Взаимодействие в общении
1. Стили взаимодействия
Все люди различаются по стилю взаимодействия – устойчивым характеристикам общения в различных ситуациях. Стиль общения существенно определяет поведение человека при его взаимодействии с другими людьми. Конкретный выбор того или иного стиля общения определяется целым рядом факторов, среди которых важными являются следующие: цель общения, ситуация, в которой оно осуществляется, статус и личностные особенности собеседника, его мировоззрение и положение в обществе, характеристика самой формы взаимодействия.
Существует четыре основных стиля взаимодействий: ритуальный, императивный, манипулятивный и гуманистический.
|
Ритуальный стиль. Этот стиль обычно задается культурой, в которой живет человек. Ритуальным, например, может быть стиль приветствий и вопросов, задаваемых при встрече, и ответов. Так, в американской культуре принято на вопрос: «Как дела?» отвечать: «Прекрасно», как бы дела ни обстояли в действительности. Для нашей культуры свойственно отвечать «по существу», не стесняясь отвешивать негативные характеристики собственному существованию. Человек, привыкший к другому ритуалу, будет озадачен, получив подобный ответ.
Императивный стиль. Это авторитарная, директивная форма взаимодействия. Цель императивного стиля – достижение контроля над поведением другого, над его установками или принуждение к определенным действиям и решениям. В качестве средств оказания влияния используются приказы, предписания и требования. Сферы, где достаточно эффективно используется императивное общение – это отношения «начальник – подчиненный», воинские уставные отношения, работа в экстремальных условиях.
Манипулятивный стиль. Если цель императивного общения никак не завуалирована, то при использовании манипулятивного стиля влияние на собеседника осуществляется скрытно. Цель остается той же: добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. При манипулятивном общении собеседник воспринимается не как целостная личность, а как носитель определенных нужных манипулятору качеств. Поэтому человек, выбравший в качестве основного стиля общения манипулятивный, со временем начинает воспринимать фрагментарно и себя самого, переходя на стереотипные формы поведения. При этом использование манипулятивных навыков в одной сфере (например, в деловой) обычно заканчивается переносом этих навыков на все остальные сферу жизни человека.
|
Гуманистический стиль. К этому стилю относятся все разновидности диалогического общения: это равноправное взаимодействие, цель которого – взаимное познание, самопознаобщения. Гуманистический стиль общения лишен императива и позволяет достичь глубокого
Стили педагогической деятельности, прежде всего, подразделяются на три общих, рассмотренных выше вида: авторитарный, демократический и либерально-попустительский, наполняясь в то же время собственно «педагогическим» содержанием. Приведем их описание, данное А.К. Марковой.
Авторитарный стиль. Ученик рассматривается как объект педагогического воздействия, а не равноправный партнер. Учитель единолично решает, принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемых им требований, использует свои права без учета ситуации и мнений учащихся, не обосновывает свои действия перед учащимися. Вследствие этого учащиеся теряют активность или осуществляют ее только при ведущей роли учителя, обнаруживают низкую самооценку, агрессивность. При авторитарном стиле силы учеников направлены на психологическую самозащиту, а не на усвоение знаний и собственное развитие. Главными методами воздействия такого учителя являются приказ, поучение. Для учителя характерны низкая удовлетворенность профессией и профессиональная неустойчивость. Учителя с этим стилем руководства главное внимание обращают на методическую культуру, в педагогическом коллективе часто лидируют.
Демократический стиль. Ученик рассматривается как равноправный партнер в общении, коллега в совместном поиске знаний. Учитель привлекает учеников к принятию решений, учитывает их мнения, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества учеников. Методами воздействия являются побуждение к действию, совет, просьба. У учителей с демократическим стилем руководства школьники чаще испытывают состояния спокойной удовлетворенности, высокой самооценки. Учителя с этим стилем больше обращают внимание на свои психологические умения. Для таких учителей характерны большая профессиональная устойчивость, удовлетворенность своей профессией.
Либеральный стиль. Учитель уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, проявляет нерешительность, колебания. В классе неустойчивый микроклимат, скрытые конфликты».
Каждый из этих стилей, выявляя отношение к партнеру взаимодействия, определяет его характер: от подчинения - к партнерству - к отсутствию направленного воздействия. Существенно, что каждый из этих стилей предполагает доминирование либо монологической, либо диалогической формы общения. Более детализированная по характеру включенности в деятельность педагога общения дифференциация стилей предложена В.А. Кан-Каликом:
- стиль увлеченности педагога совместной с учащимися творческой деятельностью, что является выражением отношения учителя к своему делу, к своей профессии;
- стиль дружеского расположения, который служит общим фоном и предпосылкой успешности взаимодействия учителя с классом. В.А. Кан-Калик обращает внимание на опасность перехода дружеского расположения в фамильярность, панибратство, что может пагубно сказаться на педагогической деятельности в целом. «Дружественность должна быть педагогически целесообразной, не противоречить общей системе взаимодействий педагога с детьми»;
- стиль общения - дистанция, являющаяся выражением авторитарного стиля, который, благоприятно сказываясь на внешних показателях дисциплины, организованности обучающихся, может привести к личностным изменениям - конформизму, фрустрации, неадекватности самооценки, снижению уровня притязаний и т.д.;
- стиль общения - устрашение и заигрывание, что свидетельствует о профессиональном несовершенстве педагога.
Приведенное описание стилей преподавательской обучающей деятельности можно рассматривать как некоторую ее модель, отражающую специфику субъекта этой деятельности.
2. Типы социальных ролей.
Социальная роль – это нормативно одобренное, ожидаемое окружающими людьми поведение человека в определённых обстоятельствах.
Социальная роль – это модель (образец) поведения, ориентированная на данный статус человека в соответствии с требованиями ситуации социального взаимодействия. Таким образом, роль – социальная функция личности ожидаемое поведение в соответствии статуса. Каждый человек обладает множеством социальных ролей. В течение дня он может выполнять многочисленные роли.
В своей жизни и даже ежедневно личность выполняет несколько ролей. Совокупность ролей называется ролевым набором. Можно выделить следующие группы или типы ролей:
1. Семейно-родственные – супруг, мать, ребенок, брат, дедушка и т. п.
2. Общественно-бытовые или ситуационные – хозяин, гость, покупатель, пассажир, зритель, отдыхающий и т. п.
3. Профессионально-производственные – работник, владелец, руководитель, токарь, пилот, военнослужащий, врач и т. п.
4. Социально-политические – депутат, избиратель, президент, лидер партии,
член партии.
5. Национально-этнические – роли в соответствии с этнической принадлежностью.
Свойства социальной роли:
· индивиды выступают во множестве ролей;
· роль есть лишь отдельно взятый аспект целостного поведения;
· решающее значение имеет соответствие социальной роли потребностям и интересам личности в самореализации и саморазвитии;
· роли социальные могут быть предписанные и достигаемые;
· с социальной ролью связаны определенные права и обязанности индивида;
· между ролями возможны отношения как гармонии, так и дисгармонии (внутри – или межролевые конфликты).
Межролевой конфликт – это несовместимые, конфликтующие обязанности личности. Например, работник милиции иногда должен выбирать между выполнением служебного долга и арестом друга, или замужняя студентка должна совмещать обязанности жены и ученицы.
Внутриролевой конфликт – это исполнение обязанностей, не соответствующих роли, или сознательное нарушение ролевых обязанностей. Например, депутат с трибуны Государственной Думы провозглашает одну точку зрения, а в узком кругу – совсем противоположную; или студенты, занимающиеся уборкой картошки вместо учебы.
Марксистская социология подразделяет социальные роли на институциализированные и конвенциональные (по соглашению). Институциализированные являются ведущими, так как проистекают из социальной структуры общества. Конвенциальные возникают в процессе групповых взаимодействий относительно произвольно и имеют объективную окраску.
Американский социолог Т. Парсонс выделял пять основных характеристик социальной роли:
· эмоциональный (сдержанность или раскованность);
· способ получения (предписание или завоевание);
· масштаб (строгая ограниченность или размытость);
· формализация (действия по правилам или произвольно);
· мотивация (личная прибыль или общее благо).
Необходимо отметить, что любая роль является чистой моделью поведения. Характер конкретного индивида является главным связующим звеном между ролевыми ожиданиями и ролевыми испытанием. Это означает, что ролевое поведение конкретного человека не укладывается в чистую схему. Оно представляет собой продукт свойственного только ему уникального способа интерпретации, истолкования и реализации ролей.
Социальные роли в зависимости от характера требований, предъявляемых к ним, можно разделить на три категории норм:
· нормы должностного или обязательного поведения;
· нормы желательного поведения;
· нормы возможного поведения.
Соблюдение обязательных нормативных требований контролируется и обеспечивается определенными санкциями.