Условия и требования к организации общения как взаимодействия




Американский социолог русского происхождения П. Сорокин выделил два обязательных условия социального взаимодействия:

· участники взаимодействия должны обладать психикой и органами чувств, т. е. средствами, позволяющими узнать, что чувствует другой человек, через его действия, мимику, жесты, интонации голоса и т. д.;

· участники взаимодействия должны одинаковым образом выражать свои чувства и мысли, т. е. использовать одни и те же символы самовыражения.

Взаимодействие может рассматриваться как на микроуровне, так и на макроуровне.

Взаимодействие на микроуровне — это взаимодействие в повседневной жизни, например, в рамках семьи, небольшого рабочего коллектива, студенческой группы, группы друзей и т. д.

Взаимодействие на макроуровне разворачивается в рамках социальных структур, институтов и даже общества в целом.

Конструктивное общение – это такое взаимодействие людей, при котором собеседники способны услышать и понять мнение друг друга, получая для себя что-то полезное, возможно даже ценное.

Требования к конструктивному общению. Конструктивное общение состоит из:

- умения слушать;

- способности понять смысл услышанного;

- способности конструктивно разрешать возникающие конфликты, а еще лучше не допускать их возникновения;

- желания получать новую информацию, знания;

- доброжелательности, приветливости;

- способности аргументировано и спокойно отстаивать свою точку зрения;

- умение не навязывать свое мнение в негативной форме, подавляя личность другого человека.

Конструктивное общение необходимо для того, чтобы: решить возникшую проблему, обсудить совместные действия, для развития личности, как средство поддержки, для получения новой информации, опыта, а также для приятного общения.

I. Вопросы для самоконтроля

1. Как соотносятся между собой понятия «действие», «взаимодействие», «общение»?

2. Что побуждает людей взаимодействовать друг с другом?

3. Почему люди придерживаются общих правил поведения?

4. Каковы основные причины неэффективного взаимодействия между людьми?

5. Человека, без сомнения изменяющего свое поведение в соответ­ствии с групповым воздействием, т. е. соглашающегося с мнением группы, называют:

а) конформистом;б) нонконформистом;в)коллективистом.

6. Социальная норма — это:

а) правило поведения;

б) стандарт поведения;

в) регулятор поведения;

г) обычаи и традиции;

д)все ответы верны.

7. Социальный контроль обеспечивает:

а) приобретение билетов в транспорте;

б) изменение поведения, отклоняющегося от нормы;

в) помощь всем нуждающимся.

Тема 2.2. Взаимодействие в общении

1. Стили взаимодействия

Все люди различаются по стилю взаимодействия – устойчивым характеристикам общения в различных ситуациях. Стиль общения существенно определяет поведение человека при его взаимодействии с другими людьми. Конкретный выбор того или иного стиля общения определяется целым рядом факторов, среди которых важными являются следующие: цель общения, ситуация, в которой оно осуществляется, статус и личностные особенности собеседника, его мировоззрение и положение в обществе, характеристика самой формы взаимодействия.

Существует четыре основных стиля взаимодействий: ритуальный, императивный, манипулятивный и гуманистический.

Ритуальный стиль. Этот стиль обычно задается культурой, в которой живет человек. Ритуальным, например, может быть стиль приветствий и вопросов, задаваемых при встрече, и ответов. Так, в американской культуре принято на вопрос: «Как дела?» отвечать: «Прекрасно», как бы дела ни обстояли в действительности. Для нашей культуры свойственно отвечать «по существу», не стесняясь отвешивать негативные характеристики собственному существованию. Человек, привыкший к другому ритуалу, будет озадачен, получив подобный ответ.

Императивный стиль. Это авторитарная, директивная форма взаимодействия. Цель императивного стиля – достижение контроля над поведением другого, над его установками или принуждение к определенным действиям и решениям. В качестве средств оказания влияния используются приказы, предписания и требования. Сферы, где достаточно эффективно используется императивное общение – это отношения «начальник – подчиненный», воинские уставные отношения, работа в экстремальных условиях.

Манипулятивный стиль. Если цель императивного общения никак не завуалирована, то при использовании манипулятивного стиля влияние на собеседника осуществляется скрытно. Цель остается той же: добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. При манипулятивном общении собеседник воспринимается не как целостная личность, а как носитель определенных нужных манипулятору качеств. Поэтому человек, выбравший в качестве основного стиля общения манипулятивный, со временем начинает воспринимать фрагментарно и себя самого, переходя на стереотипные формы поведения. При этом использование манипулятивных навыков в одной сфере (например, в деловой) обычно заканчивается переносом этих навыков на все остальные сферу жизни человека.

Гуманистический стиль. К этому стилю относятся все разновидности диалогического общения: это равноправное взаимодействие, цель которого – взаимное познание, самопознаобщения. Гуманистический стиль общения лишен императива и позволяет достичь глубокого

Стили педагогической деятельности, прежде всего, подразделяются на три общих, рассмотренных выше вида: ав­торитарный, демократический и либерально-попустительский, наполняясь в то же время собственно «педагогическим» содер­жанием. Приведем их описание, данное А.К. Марковой.

Авторитарный стиль. Ученик рассматривается как объект педагогического воздействия, а не равноправный партнер. Учи­тель единолично решает, принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемых им требова­ний, использует свои права без учета ситуации и мнений учащих­ся, не обосновывает свои действия перед учащимися. Вследствие этого учащиеся теряют активность или осуществляют ее только при ведущей роли учителя, обнаруживают низкую самооценку, агрессивность. При авторитарном стиле силы учеников направ­лены на психологическую самозащиту, а не на усвоение знаний и собственное развитие. Главными методами воздействия тако­го учителя являются приказ, поучение. Для учителя характер­ны низкая удовлетворенность профессией и профессиональная не­устойчивость. Учителя с этим стилем руководства главное вни­мание обращают на методическую культуру, в педагогическом коллективе часто лидируют.

Демократический стиль. Ученик рассматривается как рав­ноправный партнер в общении, коллега в совместном поиске зна­ний. Учитель привлекает учеников к принятию решений, учи­тывает их мнения, поощряет самостоятельность суждений, учи­тывает не только успеваемость, но и личностные качества уче­ников. Методами воздействия являются побуждение к действию, совет, просьба. У учителей с демократическим стилем руковод­ства школьники чаще испытывают состояния спокойной удов­летворенности, высокой самооценки. Учителя с этим стилем больше обращают внимание на свои психологические умения. Для та­ких учителей характерны большая профессиональная устойчи­вость, удовлетворенность своей профессией.

Либеральный стиль. Учитель уходит от принятия реше­ний, передавая инициативу ученикам, коллегам. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, проявляет нерешительность, колебания. В классе неустойчи­вый микроклимат, скрытые конфликты».

Каждый из этих стилей, выявляя отношение к партнеру взаимодействия, определяет его характер: от подчинения - к партнерству - к отсутствию направленного воздействия. Су­щественно, что каждый из этих стилей предполагает доминиро­вание либо монологической, либо диалогической формы обще­ния. Более детализированная по характеру включенности в де­ятельность педагога общения дифференциация стилей предложе­на В.А. Кан-Каликом:

- стиль увлеченности педагога совместной с учащимися творческой деятельностью, что является выражением отношения учителя к своему делу, к своей профессии;

- стиль дружеского расположения, который служит общим фоном и предпосылкой успешности взаимодействия учителя с классом. В.А. Кан-Калик обращает внимание на опасность пе­рехода дружеского расположения в фамильярность, панибратст­во, что может пагубно сказаться на педагогической деятельно­сти в целом. «Дружественность должна быть педагогически це­лесообразной, не противоречить общей системе взаимодействий педагога с детьми»;

- стиль общения - дистанция, являющаяся выражением авторитарного стиля, который, благоприятно сказываясь на внешних показателях дисциплины, организованности обучающих­ся, может привести к личностным изменениям - конформизму, фрустрации, неадекватности самооценки, снижению уровня при­тязаний и т.д.;

- стиль общения - устрашение и заигрывание, что свиде­тельствует о профессиональном несовершенстве педагога.

Приведенное описание стилей преподавательской обучаю­щей деятельности можно рассматривать как некоторую ее модель, отражающую специфику субъекта этой деятельности.

 

2. Типы социальных ролей.


Социальная роль – это нормативно одобренное, ожидаемое окружающими людьми поведение человека в определённых обстоятельствах.

Социальная роль – это модель (образец) поведения, ориентированная на данный статус человека в соответствии с требованиями ситуации социального взаимодействия. Таким образом, роль – социальная функция личности ожидаемое поведение в соответствии статуса. Каждый человек обладает множеством социальных ролей. В течение дня он может выполнять многочисленные роли.

В своей жизни и даже ежедневно личность выполняет несколько ролей. Совокупность ролей называется ролевым набором. Можно выделить следующие группы или типы ролей:

1. Семейно-родственные – супруг, мать, ребенок, брат, дедушка и т. п.

2. Общественно-бытовые или ситуационные – хозяин, гость, покупатель, пассажир, зритель, отдыхающий и т. п.

3. Профессионально-производственные – работник, владелец, руководитель, токарь, пилот, военнослужащий, врач и т. п.

4. Социально-политические – депутат, избиратель, президент, лидер партии,
член партии.

5. Национально-этнические – роли в соответствии с этнической принадлежностью.

Свойства социальной роли:

· индивиды выступают во множестве ролей;

· роль есть лишь отдельно взятый аспект целостного поведения;

· решающее значение имеет соответствие социальной роли потребностям и интересам личности в самореализации и саморазвитии;

· роли социальные могут быть предписанные и достигаемые;

· с социальной ролью связаны определенные права и обязанности индивида;

· между ролями возможны отношения как гармонии, так и дисгармонии (внутри – или межролевые конфликты).

Межролевой конфликт – это несовместимые, конфликтующие обязанности личности. Например, работник милиции иногда должен выбирать между выполнением служебного долга и арестом друга, или замужняя студентка должна совмещать обязанности жены и ученицы.

Внутриролевой конфликт – это исполнение обязанностей, не соответствующих роли, или сознательное нарушение ролевых обязанностей. Например, депутат с трибуны Государственной Думы провозглашает одну точку зрения, а в узком кругу – совсем противоположную; или студенты, занимающиеся уборкой картошки вместо учебы.

Марксистская социология подразделяет социальные роли на институциализированные и конвенциональные (по соглашению). Институциализированные являются ведущими, так как проистекают из социальной структуры общества. Конвенциальные возникают в процессе групповых взаимодействий относительно произвольно и имеют объективную окраску.

Американский социолог Т. Парсонс выделял пять основных характеристик социальной роли:

· эмоциональный (сдержанность или раскованность);

· способ получения (предписание или завоевание);

· масштаб (строгая ограниченность или размытость);

· формализация (действия по правилам или произвольно);

· мотивация (личная прибыль или общее благо).

Необходимо отметить, что любая роль является чистой моделью поведения. Характер конкретного индивида является главным связующим звеном между ролевыми ожиданиями и ролевыми испытанием. Это означает, что ролевое поведение конкретного человека не укладывается в чистую схему. Оно представляет собой продукт свойственного только ему уникального способа интерпретации, истолкования и реализации ролей.

Социальные роли в зависимости от характера требований, предъявляемых к ним, можно разделить на три категории норм:

· нормы должностного или обязательного поведения;

· нормы желательного поведения;

· нормы возможного поведения.

Соблюдение обязательных нормативных требований контролируется и обеспечивается определенными санкциями.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: