Купле(1)ые вещи были тщательно упакова(2)ы и аккуратно сложе(3)ы в карто(4)ые коробки.
Ответ: ___________________________.
15. Расставьте знаки препинания.Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Природа проходит через влюблённое и вечно творящее сердце поэта и запечатлевается в его лирических строках.
2) Инверсия является одним из важнейших средств интонационно-синтаксического выделения слов или словосочетаний.
3) Лёгкий ветерок то просыпался то утихал.
4) Двигатель не успел по-настоящему остыть и его запустили в течение нескольких минут.
5) В темноте и фонари подобны звездам и тени походят на чудищ и поздние прохожие как привидения.
Ответ: ___________________________.
16. Расставьте знаки препинания:укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Небольшой ключ (1) бивший из расщелины в песчанике (2) питал водой (3) протекающий по дну оврага (4) ручей.
Ответ: ___________________________.
17. Расставьте все недостающие знаки препинания:укажите цифру(-ы), на
месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Я вас любил: любовь еще (1) быть может (2) В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем. Я вас любил безмолвно (3) безнадежно (4) То робостью (5) то ревностью томим; Я вас любил так искренно (6) так нежно (7) Как (8) дай вам бог (9) любимой быть другим.
(А.С. Пушкин)
Ответ: ___________________________.
18. Расставьте знаки препинания:укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Лес (1) который со всех сторон окружал шахматовскую усадьбу (2) и (3) который сдерживался человеческой деятельностью (4) двинулся со всех сторон и поглотил шахматовскую поляну (5) словно сомкнулись над ней зелёные волны.
|
Ответ: _____________________________.
19. Расставьте знаки препинания:укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Невежество всегда обладает большей уверенностью (1) чем знание (2) и только невежды могут с уверенностью утверждать (3) что науки никогда не будут в состоянии решить ту (4) или иную проблему.
Ответ: ___________________________.
20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив
лишнее слово. Выпишите это слово.
Затем послышался тихий шёпот, и в сторону учёного направились взгляды, выражавшие неприязнь и страх.
Ответ: ___________________________.
ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ, ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ 21-25
(1)Ненавижу диктаторов – ничего хорошего человечеству они никогда не приносили. (2)Но как быть с диктатурой гена – этого крохотного властителя нашей жизни?
(3)Говорят, против судьбы не попрешь. (4)Люди веками убеждались в могуществе рока, иначе не передавали бы из поколения в поколение грустную пословицу. (5)Современная биология подвела научный фундамент под фольклорный афоризм: ученые утверждают, что наша судьба на три четверти зависит от генов. (6)Проще говоря, что досталось от родителей, то и определит нашу долгую или не очень долгую жизнь.
(7)Три четверти, что и говорить, очень много. (8)Но это, на наше счастье, вовсе не означает, что все заранее предопределено, и нам остается только покорно брести по дороге, проложенной загадочным механизмом наследственности. (9)Да, мы здорово зависим от судьбы. (10)Но не стоит прогибаться под диктатуру гена – двадцать пять процентов свободы, которые оставляет нам наследственность, в нашей судьбе куда важнее, чем неизбежные три четверти.
|
(11)Величайший россиянин всех времен был правнуком знаменитого крестника Петра Великого, генерала Ганнибала. (12)От прадеда он унаследовал железное здоровье, немалую физическую силу, могучий характер и редкую работоспособность. (13)Почему он-то не вышел в генералы? (14)Ведь какую карьеру мог бы сделать с его умом и энергией! (15)Видимо, двум ярко одаренным родственникам хватило для поиска жизненного призвания той четверти натуры, которая, в отличие от трех наследственных четвертей, давала им свободу выбора. (16)Чернокожий воспитанник царя не видел для себя судьбы, кроме престижной военной. (17)А на жизнь Пушкина решающее влияние оказали не гены, а либеральные преподаватели Лицея и вольнолюбивые однокашники, которые азартно состязались в стихотворчестве, поначалу не слишком понимая, чем именно смуглый курчавый мальчишка отличается от Дельвига, Кюхельбекера и Соболевского.
(18)Куда вела наследственность хилого мальчика Сашеньку? (19)Скромное поместье, безрадостное общение с докторами, карты с соседями, в лучшем случае служение хитроумной государыне по статской части. (20)Но Александр Васильевич сполна использовал возможности четвертой четверти судьбы, став тем самым Суворовым, величайшим полководцем России за всю ее историю.
(21)Я не ученый, никакой статистики у меня нет, только личные наблюдения. (22)Иногда – любопытные. (23)Например, отчетливо вижу, как с течением времени меняются писательские жены. (24)Многие из них, живя с талантливыми людьми, сами становятся талантливыми. (25)Вот случай, поразительный по яркости. (26)Девочка познакомилась с известным поэтом, закрутился роман. (27)Дальше – рядовая советская судьба: поэта сослали, и девочку с ним, поэта посадили, и он безвестно пропал в зоне, а повзрослевшую девочку на долгие годы загнали в лагерный барак. (28)Выжила. (29)Вышла. (30)И написала поразительную книгу воспоминаний, один из лучших образцов русской прозы XX века. (31)Да, Осип Эмильевич Мандельштам был великим поэтом. (32)Но как вышло, что и Надежда Яковлевна Мандельштам стала автором великой книги, не только глубокой, честной и точной, но и почти безукоризненной по стилю?
|
(33)Когда поэта погубили, а рукописи изъяли, вдова поняла, что, кроме нее, некому сохранить для русской культуры стихи, заменить которые нечем. (34)А как их сберечь, когда за ней наверняка вот-вот придут (вскоре и пришли)? (35)Где хоть относительно безопасное место для рукописей? (36)Надежда Яковлевна такое место нашла – в собственном мозгу. (37)Стихи мужа она выучила наизусть, и все бесконечные лагерные годы, чтобы ничего не забылось, ежедневно повторяла в уме. (38)Без всяких оговорок, это был подвиг. (39)Но еще и потрясающая школа работы над словом. (40)Думаю, человек, способный прочесть на память «Медного всадника», «Демона» или «Анну Снегину», просто не сможет писать плохо. (41)А ведь Надежда Яковлевна удерживала в памяти не десять, не двадцать – сотни стихотворений мастера.
(42)С наукой не спорят – раз умные люди говорят, что наша участь на три четверти предопределена генами, значит, так оно и есть. (43)Но самое главное в нашей судьбе заключено в четвертой четверти: призвание, радость освоения мира, азарт познания, дружба, любовь, роскошь человеческого общения, столь ценимая Антуаном де Сент-Экзюпери. (44)Если суммировать, получится примерно вот что: биологическим в нас командуют гены – а человеческое? (45)А человеческое в себе создаем мы сами. (46)На все четыре четверти. (47)На все сто процентов.
(По Л.А. Жуховицкому*)
*Леонид Аронович Жуховицкий (род. в 1932 г.) — русский писатель, публицист, драматург. В своем творчестве поднимает актуальные социально-нравственные вопросы.
21. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Пушкин стал величайшим поэтом, потому что он унаследовал гены генерала Ганнибала – знаменитого крестника Петра Первого.
2) Наша судьба заранее не предопределена генами, унаследованными от родителей.
3) Судьба каждого человека зависит не столько от биологического фактора – наследственности, сколько от того, как он сам распорядится собственной жизнью.
4) Надежда Яковлевна Мандельштам выучила стихотворения мужа, чтобы воспитать в себе безукоризненное чутьё к слову.
5) Суворов был величайшим полководцем России за всю её историю.
Ответ: __________________.
22. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложение 27 содержит повествование
2) В предложениях 1–6 представлено описание.
3) Предложения 7–10 содержат элементы описания.
4) В предложениях 42–47 содержится рассуждение.
5) В предложении 17 присутствует элемент описания.
Ответ: _________________.
23. Из предложений 42–44 выпишите контекстные антонимы.
Ответ: _______________.
24. Среди предложений 21–29 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью лексического повтора. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
Ответ: _________________.
25. «Автор, характеризуя важную роль генов в нашей судьбе, использует троп (А) (предложение 2). Однако (Б) («величайший россиянин всех времен» в предложении 11) подчёркивает важность поиска жизненного призвания вопреки наследственности. А какой, по мнению публициста, могла быть судьба А.В. Суворова, если бы он покорно подчинился «диктатуре генов»? Такой синтаксический приём, как (В) (предложения 18–19), позволяет читателю понять это.
Тогда что же поможет нам стать хозяевами собственной судьбы? (Г) (предложение 43) дает ответ на этот вопрос».
Список терминов:
1) метонимия
2) сравнительный оборот
3) ряд однородных членов
4) метафора
5) вопросно-ответная форма изложения
6) синонимы
7) контекстные антонимы
8) градация
9) лексический повтор
А Б В Г
_ _ _ _