Из статьи капитан-директора БМРТ «Некрасов» Н. К. Елфимова




ЕЛФИМОВ Николай Кириллович

Ст. Мучная Черниговского района Приморского края – 14.09.1977, Ленинград.

Капитан дальнего плавания.

Окончил Владивостокское мореходное училище (1928), работал на судах торгового флота матросом, помощником капитана, капитаном. Участник Великой Отечественной войны с сентября 1941 года, доброволец, участник обороны Ленинграда. В марте 1942 года отозван из действующей армии и направлен в Балтийский техфлот.

С 1955 года в Мурманском траловом флоте. Возглавлял экипажи БМРТ «Пушкин», «Некрасов», «Перемышль», «Добролюбов», «Свердловск» и других судов. Моряки «Некрасова» первыми в стране добыли 100 тысяч центнеров рыбы за год. Ветеран войны и труда журналист газеты «Рыбный Мурман» П. А. Бвстроумов вспоминал: «БМРТ – не бортовик: здесь законченный производственный цикл – от вылова до выпуска готовой рыбной продукции. Надо было заботиться и об экономических показателях. Не зря руководителем экипажа здесь был капитан-директор. Вдумчивым морским производственником оказался капитан-директор БМРТ-252 «Некрасов» Н. К. Елфимов. Поясню, почему я его так «окрестил». Опыта промысловой работы у него не было. Это не первый случай, когда на мостик траулера поднимался человек «со стороны» – из морского флота. Николай Кириллович, опираясь на свой немалый морской и жизненный опыт, прислушиваясь к советам бывалых рыбаков, прикинул, что можно взять от нового траулера. Так родилось смелое решение, поддержанное экипажем: бороться за годовой вылов 100 тысяч центнеров рыбы. Были (когда их не было?) скептики, маловеры, считавшие руководителя БМРТ-252 выскочкой, авантюристом. Но когда взялись за подсчеты капитаны, технологи, стармехи, другие специалисты больших рефрижераторных, «некрасовцев» поддержали коллективы всех БМРТ»*.

Поздравляя читателей с новым 1959 годом, рыбацкая газета посвятила капитану Елфимову такие строки:

Пример, достойный подражанья, –

Вся дружба с классиком у вас.

В предсъездовском соревнованье

Вы показали снова класс.

И отмечая вас достойно,

Одно лишь хочется сказать:

Не следует на себестоимость

В работе закрывать глаза.

В 1962 году участвовал в спецрейсе на Кубу в период Карибского кризиса.

С 1965 года капитан на судах «Севрыбхолодфлота» (ТР «Хибинские горы»). Затем вернулся в МТФ. Инициатор швартовки рыболовных и транспортных судов в открытом море.

В 1966-1977 годы – уполномоченный Минрыбхоза СССР по вопросам вылова рыбы в районе Патагонского шельфа и у острова Кергелен (Аргентина).

Делегат ХХII съезда КПСС (1961).

Награжден орденом Ленина (1957), орденом Отечественной войны II степени, орденом Знак Почета, медалями.

 

ОТ ПЕРВЫХ ОПЫТОВ – К МАСТЕРСТВУ

Из статьи капитан-директора БМРТ «Некрасов» Н. К. Елфимова

В середине 1955 года флот пополнился рефрижераторными судами типа «Пушкин», которые являются настоящими плавучими предприятиями, где рыбу не только добывают, но и перерабатывают, выпускают готовую продукцию, отправляют груз не на рыбокомбинат, а прямо к потребителям. Эти корабли ходят на промысел в дальние районы, к берегам Канады и возвращаются с грузом в 700-800 тонн рыбы. Но это, конечно, не пришло само собой, успехи достигнуты в результате огромных усилий.

Вначале рефрижераторные суда, имеющие большую автономность плавания, использовались далеко не на полную мощность. Они вели промысел в Баренцевом море, удаляясь от берегов миль на 300-400. Новейшая техника, установленная на траулерах, нередко работала впустую. Все это происходило потому, что люди не были знакомы с новыми приборами, с новой технологической схемой обработки рыбы, впервые столкнулись с техникой кормового траления.

Трудности встречались почти на каждом шагу. Но моряки осваивались, вносили даже усовершенствования. По инициативе работавшего тогда на нашем корабле старшего мастера лова тов. Бобылева была изменена конструкция рабочей площадки. Это позволило экономить время при спуске и подъеме трала не менее двух минут.

Часто случались у нас порывы тралов, мешков, уловистость была низкая. Так, однажды, работая в прибрежных районах обыкновенным 35-метровым тралом с двухрядным мешком, изготовленным из пеньки, мы выловили всего 16 тонн рыбы. Были сплошные порывы. Тогда решили перейти на работу с двухрядным манильским мешком. И что же? В тех же условиях и за такое же примерно время улов составил 280 тонн. Порывов почти не было…

Постепенно моряки осваивались и с техникой кормового траления. Спуски и подъемы трала стали проводить за 35-40 минут, а не за полтора часа, как раньше.

Немало трудностей у нас было и с использованием новых приборов – рыбоискателя, локатора, гирокомпаса, динамометра…

На каждом участке работы на корабле постепенно приходил успех. Из рейса в рейс росли уловы, открывались все новые и новые возможности увеличения добычи рыбы. Позднее, после того, как рефрижераторный траулер «Свердловск» сходил с дружественным визитом в Канаду, промысел перенесли в дальние районы – на Свердловскую и Ньюфаундлендскую банки, Флемиш-Кап. В этих малоизученных районах также вначале приходилось туго, особенно в организации и ведении поисковой работы. Но это продолжалось недолго. Вскоре «Некрасов» стал работать самостоятельно, искать и успешно находить рыбу. Дальние районы промысла были освоены, корабли стали использоваться на более полную мощность.

В этом заслуга людей, которые, невзирая на трудности, стремились к поставленной цели. Многие из этих товарищей сейчас стали зрелыми, настоящими моряками, значительно выросли, приобрели новые профессии. Матросы тт. Уманский и Ольхов, плотник Карагаев теперь работают мастерами по добыче рыбы. Профессию моториста освоили рыбообработчики тт. Горелов, Страксон, Лановенко, слесарь-наладчик тов. Колеманов (сейчас он учится на механика второго разряда). Токарь-слесарь тов. Мучкин вырос до механика-наладчика. Электрик тов. Сарапас стал электромехаником. Много поработал над повышением своих знаний и второй механик тов. Качюсов. Он теперь плавает на другом судне и возглавляет машинное отделение. Один из лучших наших судоводителей старший помощник капитана тов. Ильгов ныне капитан рефрижераторного траулера «Гоголь».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: