Семинар № 1. Сущность и эволюция категории качество, научные основы управления качеством




Пояснительная записка.

Качество – экономическая, политическая и нравственная категория. Подготовка квалифицированных менеджеров предусматривает изучение и освоение современных методов управления качеством продукции, товаров, услуг и работ, процессов и систем управления. Инструментом успешного решения проблемы качества на уровне предприятий и организаций является внедрение систем качества, соответствующих стандартам ИСО серии 9000.

Цель курса «Управление качеством»:

сформировать у студентов знания и «образ мышления» в области обеспечения качества;

дать представление об отечественном и зарубежном опыте управления качеством, об основах современных подходов в данной области;

развить навыки владения методами создания и управления систем качества, оценки результативности работы систем качества.

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. Сущность и эволюция категории качество, научные основы управления качеством

Философские основы категории «качество». Качество в русской философии и культуре. Современные подходы к определению содержания категории «качество». Содержание категорий «социальное качество» и «качество жизни». Развитие понятий «управление» и «управление качеством». Основные этапы становления современных подходов к управлению качеством. Формирование научных основ управления качеством. Система показателей качества товара. Система показателей качества услуги. Управление качеством и обеспечение качества. Всеобщее управление качеством. Система качества. Инструменты контроля качества.

Вопросы для самостоятельной работы

1. Перечислите основные вехи в эволюции категории «качество».

2. Укажите, в каких значениях Аристотель рассматривал категорию «качество».

3. Поясните различия в понимании категории «качество» в трактовке Г.Гегеля Ф. Энгельса.

4. Поясните, какие проблемы духовной, социальной и экономической жизни российского общества выделял И.А.Ильин в статье «Спасение качества» и какие пути решения он предлагал.

5. Раскройте содержание категорий «качество жизни», «социальное качество», «качество человека».

6. В чем заключается различие между старой и новой парадигмами управления качеством.

7. Дайте характеристику современной трактовке категории «управление качеством».

Тема 2. Национальные школы управления качеством, современные тенденции управления качеством

Вклад российских ученых в формировании научных подходов к управлению качеством: Гастев А.К., Бойцов В.В., Гличев А.В., Шор Я.Б., Азгальдов Г.Г. и т.д. Становление и развитие американской школы управления качеством: Деминг У.Э., Джуран Дж., Кросби Ф., Фейгенбаум. Основные положения японской школы управления качеством: Исикава К., Тагути Г., Синго С. Формирование и развитие системного подхода к управлению качеством в СССР. Особенности управления качеством в 80-90-х годах ХХ века. Развитие системного подхода к управлению качеством на базе международных стандартов и принципов. Конкурсы и премии в области качества.

Вопросы для самостоятельной работы

1. Назовите основные положения экономико-статистического направления в российской школе управления качеством.

2. Каков вклад российских ученых в развитие теории и практики управления качеством.

3. Сравните подходы к управлению качеством Деминга У.Э., Джурана Дж., Кросби Ф., Фейгенбаума. Выявите общие черты и различия.

4. Раскройте основные положения японской национальной школы управления качеством.

5. Охарактеризуйте содержание системного подхода к управлению качеством и обоснуйте необходимость его использования.

6. Подумайте, почему Государственный знак качества не присваивался произведениям искусства, медикаментам, печатным изданиям.

7. Поясните, с какой целью были разработаны принципы единой системы государственного управления качеством продукции.

8. Укажите, какое значение имеют премии в области качества на государственном уровне и для отдельного предприятия.

9. Назовите основные методы управления качеством, применявшиеся на уровне предприятия и государства в целом в СССР в 80-е годы.

 

Тема 3. Методологические основы управления качеством и сферы приложения методов управления качеством

 

Понятие TQM («всеобщее управление качеством», «всеобщий менеджмент качества»). Менеджмент качества и его принципы. Система всеобщего контроля качества. Система управления качеством производственных процессов. Система обеспечения качества. Система всеобщего управления качеством. Принципы всеобщего управления качеством. Классификация методов управления качеством: организационные, социально-психологические, экономические, организа-ционно-технические. Процессный подход: система менеджмента качества (СМК). Петля качества (петля Ситтинга). Аудит СМК. Системы менеджмента качества в образовании.

Вопросы для самостоятельной работы

1. Назовите и поясните классификацию методов управления качеством.

2. Какова роль «человеческого фактора» в управлении качеством?

3. Назовите особенности организации и функционирования кружков и групп качества?

4. В чем сущность метода контрольных карт, метода Парето, метода Исикавы?

5. Какие бывают виды контроля качества?

6. Назовите принципы аудита СМК.

7. Каким требованиям должна удовлетворять система управления качеством?

8. Как построена система управления образованием в России?

9. Какие качества преподавателя вы считаете «очень важными», «важными», «мало значительными», «незначительными» и почему?

10. Является ли карьера выпускника показателем качества образования?

 

Тема 4. Квалиметрия как наука, её роль, методы и области практического применения

Стандарты и сертификация товаров и услуг. Закон Российской Федерации о сертификации, о единстве измерений, о стандартизации. Стандарты Международной организации по стандартизации. Методы определения показателей качества: экспертные методы, методы сравнения и инструментальные методы. Анализ качества продукции. Статистическое регулирование процессов. Анализ качества деятельности предприятия. Сертификация производства.

Вопросы для самостоятельной работы

1. раскройте сущность квалиметрии как области научных и практических исследований.

2. Чем была вызвана необходимость разработки международных стандартов ИСО серии 9000?

3. Почему предприятиям необходима система качества, соответствующая стандартам ИСО 9000?

4. Какие стандарты относятся к международным, национальным и стандартам организации?

5. Что такое сертификация? Каковы особенности системы сертификации в Российской Федерации?

6. Каковы типовые схемы сертификации, установленные ИСО?

7. Каково значение сертификации объектов на их соответствие безопасности человека и окружающей среды?

 

Семинарские занятия

Семинар № 1. Сущность и эволюция категории качество, научные основы управления качеством

1. Современные подходы к определению содержания категории «качество». 2. Содержание категорий «социальное качество» и «качество жизни».

3. Основные этапы становления современных подходов к управлению качеством.

4. Система показателей качества товара.

5. Система показателей качества услуги.

6. Управление качеством и обеспечение качества.

7. Всеобщее управление качеством.

8. Система качества.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: