Отцовство в России: исследования Института социологии РАН




Социологическое исследование, выполненное Татьяной Резниковой, научным сотрудником сектора социологии семьи и гендерных отношений Института социологии РАН посвящено контрацептивному поведению молодежи. Его результаты были опубликованы в последнем выпуске журнала "Социологические исследования".

Анонимные анкеты были распространены среди 328 студентов, включая 166 девушек, в Москве и Чебоксарах. На момент исследования 83,8% юношей и 68,5% девушек имели опыт сексуального общения. Средствами предохранения от нежелательной беременности пользовались 84% юношей и 77,6% девушек, имеющих постоянные сексуальные связи.

На вопрос о том, как поведут себя юноши в случае неожиданной беременности партнерши: 18% молодых людей ответили, что предложат своей подруге сделать аборт, 31,5% посоветуют рожать, однако большинство юношей (42,5%) не знали, как поведут себя. С девушками картина более определенная — среди них не было ни одной (0%), кто бы затруднился ответить: 34% сделают аборт, 45,3% будут рожать, а 20,8% сделают нечто "другое", как было обозначено в анкете. Видимо, речь идет об иных способах прерывания беременности, не связанных с абортом, скажем, провокация выкидыша с помощью таблеток и т.п. Половина девушек (49,5%) надеется, что партнер предложит ей оставить ребенка, почти столько же юношей (46,4%) ждут от партнерши такого же встречного предложения. Однако 11,4% девушек уверены, что партнер устранится от решения проблемы.

Отношение молодежи к абортам в целом негативное: 60,7% девушек и 69,9% юношей согласны, что "аборт — это довольно серьезная операция, которая может привести к бесплодию", 33,1% и 22,8% считают, что "в любом случае это убийство", а 10,6% и 12,2% уверены, что аборт нельзя делать ни при каких обстоятельствах. Но, с другой стороны, девушки соглашаются на аборт, так как "невозможно обеспечить ребенка на данный момент", "нет времени", "рано", "нежелание иметь детей", "необходимо закончить учебу", отсутствие квартиры, работы, расставание с партнером... Материальные мотивы явно преобладают и вынуждают девушек принимать неприятное и опасное решение.

Но если ребенок все-таки родится, то 60% юношей женятся, 17,6% признают отцовство, но вместе жить не будут, и лишь 4% откажутся от ребенка. Причем, 81,2% девушек и 56% юношей надеются, что родители помогут им в уходе за ребенком и его воспитании.

 

Будущая семья: гипотезы исследователей ХХ столетия

 

В известном смысле представить себе вероятности ХХ1 века означает попытки вычленить в современных изменениях, в данном случае относящихся к семье, стабильные тенденции с учётом инерционности социальных и культурных структур. Следуя этому тезису, можно утверждать, что несмотря на негативно оцениваемые обыденным и отчасти научным сознанием умножение числа разводов, внебрачных сексуальных контактов, снижение уровня рождаемости и т.п., незыблемость института семьи, в принципе, ни один аналитик не ставит под сомнение. Вопрос лишь в одном: какую форму он примет?

В индустриальных странах, и особенно, в США наметился постоянный рост личного дохода. Одно из ожидаемых прямых следствий – уменьшение семейной взаимозависимости, освобождение супружеской пары от необходимости тщательно планировать финансы. Достаток, по-видимому, откроет возможность для многих замужних женщин из низших экономических страт профессионально не трудится, а в высших слоях – снять с жены ответственность за домашние работы: в обоих случаях будет устранена решающая причина семейного напряжения – относительная бедность. Материнство станет деятельностью, занимающей лишь часть времени, и потому женщина сможет свободно развивать свои профессиональные и/или личные интересы, что в конечном счете приведёт к снижению её социокультурной зависимости от мужа. Люди, уверен аналитик, используют деньги и для того, чтобы получить больше пространства. Супружеская пара станет проживать отдельно от других взрослых, включая и детей, на протяжении всей брачной жизни. Важны, разумеется, не только рост дохода, но и его надёжность.

Этика самореализации ставит, как правило, верность браку в прямую зависимость от того, что он открывает для личности.

Ограничусь на данном этапе панорамным импрессионистским заключением – ожидалось, что брак где-то лет через 20-25 будет основываться на эмоциональной интимной связи, напрямик зависящей от наличия постоянной атмосферы доверия между партнёрами и от веры каждого из них в преданность и понимание другим. В семье количество детей сведётся к минимуму, появление их планируется на довольно поздней стадии брака, и, хотя каждый ребёнок будет желанный, ответственность по уходу возложется на профессионалов.[2, 223].

Ассоциальные пары, с точки зрения социологов, в ближайшие годы будут умножаться, потому что они лучше соответствуют «коллективным представлениям», на которые действует наиболее сильная инерция. То, что социально очевидно, как правило, не может быть краткосрочным.[2, 236].

Р.Флетчер(социолог) не менее последовательно чем Л.Руссел, проводит мысль о взаимосвязи семьи и общества. Прогресс индивида, семьи, нации становится великим не только благодаря вглядыванию в себя, самоуглублению, но также и благодаря преданности целям, лежащим вне этих границ, - убеждён английский аналитик.[2, 239]. Но если в критический момент жизни, люди посветят себя сотрудничеству с другими, формированию общества, чьи нравственные принципы ясно стоят перед ними, то мы станем более энергичными, а наша жизнь более осмысленной, исчезнет страх за стабильность, здоровье, счастье и тип семьи, который сегодня формируется. Согласимся, несмотря на безудержный пафос, суть идеи верна – семья изменятся как по законам общества, так и по своим собственным, что и открывает простор для проявления личностного многообразия.

 

Заключение

Отсюда не покажется чрезмерным утверждением о неисчерпаемости ценностей моногамии, по меньшей мере, и в первые десятилетия ХХ1 столетия. Уходящий век обнаружил уникальный «ландшафт». Зафиксированы «следы» патриархального типа (состояние коего и даёт, по-видимому, основание для дискуссий вокруг кризиса семьи), пик детоцентристского (по крайней мере, в России) и становление супружеского (минимально унифицированного, открывающего перспективу для личностного самовыражения – по-разному обозначаемого в различных странах – и наиболее уязвимого). Вместе с тем открыто многообразие действующих моделей в границах того или иного типа семьи.

В общем, проблемы современной семьи начинаются с мотива вступления в брак и выбор супруга, который на прямую зависит от индивида, того, кто собирается вступить в брак. А точных и конкретных характеристик или методов выбора супруга и мотивов вступления нет, но всё же широко распространенным мотивом является нежелательная беременность, а уж только потом любовь, вот поэтому семьи подвержены распаду, даже ещё на ранней её стадии.

А на сегодняшний день довольно быстро развивается гражданский брак, который, по мнению исследователей на самом деле не является средством подготовки к заключению брака, возможно, это только лишь переходная стадия нового типа семьи, а каким он будет, пока ещё никто не решатся сказать.

Литература

1. Журнал "Социологические исследования", 2003, №1

2. С.И. Голод. Семья и брак: историко-социологический анализ. Санкт-Петербург, ТОО ТК «Петрополис», 1998.- 272с.

3. Информационный бюллетень "Население и общество": jflorin@unix.ecfor.rssi.ru



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: