права аномальных детей на образование.




 

Изменение отношения государства и общества к лицам с умственными и физическими недостатками охватывает на Западе временной отрезок с конца XVIII до конца XIX в. За это вре­мя западноевропейские государства прошли путь от осознания воз­можности обучения детей с сенсорными нарушениями к осознанию права на образование детей с нарушениями слуха, зрения, интел­лекта и необходимости организации для них сети специальных школ.

Началом этого периода можно считать открытие первых учебных за­ведений для глухих и для слепых, завершением - дату принятия в каждой конкретной стране закона об обязательном начальном образовании и последующих актов, распространяющих действие основного закона на детей с сенсорными и интеллектуальными нарушениями.

Этот период характеризуется кардинальным из­менением отношения к аномальным детям, что обусловлено ста­новлением и утверждением нового, более гуманного и демократического взгляда на гражданские права лиц с выраженными откло­нениями в развитии, а также введением всеобщего обязательного начального обучения.

Поворот в государственной политике и общественном созна­нии был подготовлен идеями великих мыслителей Ренессанса и Просвещения. Ключевую роль сыграла французская Декларация прав человека и гражданина (1789).

Закономерно, что именно в этот период начинается строительство националь­ных европейских систем специального образования. В предшествующий период отношение государства и общества к лицам с умственными и физическими недостатками, их граждан­ский статус были таковы, что вопрос о необходимости школьного обучения аномальных детей не мог возникнуть. Еще не было дос­таточных предпосылок для организации специального образова­ния как параллельной образовательной системы.

В анализируемый период впервые законодательно изменен статус инвалидов: большинство европейских стран признает их право на образование. За­канчивается время прецедентов, начинается строительство системы специального образования. Это стало возможным, прежде всего потому, что законодательно признается право инвалидов на га­рантированную социальную помощь и образование, а также от­ветственность общества и государства за реализацию этого права.

С начала XIX в. в ряде стран принимаются нормативные акты о введении специального образования:

1817 г. Дания - Акт об обязательном обучении глухих.

1842 г. Швеция - Закон о начальном образовании, предусматривающий введение «минимального плана» для бедных детей и «де­тей с недостаточной способностью приобретать знания в полном объеме, предлагаемом системой образования».

1873 г. Саксония - Закон об обязательном обучении слепых, глухих, умст­венно отсталых.

1881 г. Норвегия - Закон об обязательном обучении глухих.

1882 г. Норвегия - Закон об обучении умственно отсталых.

1887 г. Швеция - Новая редакция Закона о начальном образовании раз­личает бедных и слабоумных детей.

1889 г. Швеция - Закон об обязательном восьмилетнем обучении глухих.

1892г. Пруссия - Циркуляр, подтверждающий необходимость расширения сети вспомогательных классов.

1893 г. Англия - Закон о начальном образовании глухих и слепых.

1896 г. Швеция - Закон об обязательном обучении слепых.

1899 г. Англия - Закон об обучении умственно отсталых детей.

Становление систем специального образования происходит в указанный период в Австрии, Англии, Германии, Дании, Италии, Франции, а точнее, в средоточиях культурной, научной и полити­ческой жизни перечисленных стран - столицах (Вене, Лондоне, Берлине, Копенгагене, Риме, Париже).

Интенсивное развитие вспомогательных классов и школ для умственно отсталых детей прямо связано с введением закона о всеобщем начальном образовании. Государство вынуждено было создавать параллельную образовательную систему для детей, которые не в состоянии усвоить образовательный стандарт в установленные сроки. Умственно отсталые выделяются в особую категорию детей, нуждающихся в специальном обучении.

Каждая европейская страна прошла свой путь строительства системы специального образования, однако общими для всех являются:

· признание права аномальных детей на обучение и распростра­нение действия Закона об обязательном всеобщем начальном об­разовании для детей с нарушением слуха, зрения, позже и на детей с умственной отсталостью;

· создание минимальной нормативно-правовой базы, регулирую­щей функционирование системы специального образования;

· определение принципов и источников финансирования специ­альных школ (на государственном, региональном, местном уров­нях) и их законодательное закрепление;

· параллельное функционирование негосударственных органи­заций (ассоциаций, благотворительных фондов), стимулирующих и контролирующих государственные решения и инициирующих развитие сети специальных учреждений;

· охват специальным образованием детей всех регионов страны.

Итак, европейским государствам понадобилось почти двести лет, чтобы осознать право аномальных детей на образование, признать необходимость создания параллельной образовательной системы - системы специального обучения, включающей на дан­ном историческом рубеже три типа спецшкол: для детей с нару­шениями слуха, зрения, интеллекта.

Заключение

 

В основах законодательства Российской Федерации об охране, здоровья граждан, в статье о правах инвалидов сказано: “Инвалиды, в том числе дети-инвалиды и инвалиды с детства, имеют право на медико-социальную помощь, реабилитацию, обеспечение лекарствами, протезами, протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения на льготных условиях, а также на профессиональную подготовку и переподготовку. Нетрудоспособные инвалиды имеют право на бесплатную медико-социальную помощь в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, на уход на дому, а в случае неспособности удовлетворять основные жизненные потребности — на содержание в учреждениях системы социальной защиты населения”.

Два столетия складывалось государственно-административное общественное и частное призрение с XVIII по вторую половину XIX в. Оформляется административная система помощи инвалидам. Намечаются тенденции институциональной системы помощи, представляемой различными ведомствами — общественными и частными институтами защиты и призрения: гошпитали, инвалидные дома, дома для неизлечимых больных, для душевнобольных, призрение слепых и глухих; Совет Императорского Человеколюбивого Общества, Благодетельное общество, Московское благотворительное общество, Московское дамское попечительство, и другие частные лица.

В XVIII в. многие западные страны попали под влияние идей просвещения, исходивших из Франции. Гуманистические идеи смогли привлечь внимание всего общества к призрению инвалидов. Общество начинает осознавать ответственность и за нуждающихся в призрении физически неполноценных людей.

В конце XIX в. во многих странах возникают специальные государственные формы помощи инвалидам, специальная помощь слепым и глухим.

Параллельно с государственной системой призрения бедных формировалась система благотворительных учреждений, направленных на оказание в первую очередь индивидуальной помощи инвалидам.

Государство и общество изменяет отношение к лицам с умственными и физическими недостатками на Западе в период с конца XVIII до конца XIX в.

Европейские государства осознали, начиная с XIX века, право аномальных детей на образование, признали необходимость создания параллельной образовательной системы - системы специального обучения детей с нару­шениями слуха, зрения, интеллекта.

 

 

Литература:

 

1. Бадя Л. В., Демина Л. И., Егошина В. Н. Исторический опыт социальной работы в России. – М., 2000.

2. Готье Ю. В. История областного управления от Петра I до Екатерины II. – М., 2001. – Т. 2.

3. Григорьев В. А. Реформы местного управления при Екатерине II. – М., 2000.

4. Дубинский В.И. Социальная работа в Германии. — М.: ГАСБУ, 2000.

5. Замский Х.С.Умственно отсталые дети: история их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века,-М., 2002.

6. Ловчиновская И. Социальная защита в Северной Америке // Материалы V всероссийской научно-практической конференции «Теория и практика коммерческой деятельности» (2-24 марта 2004 г.). – Красноярск: КГТЭИ, 2004. – С. 389-390.

7. Микульский К. Организация социальных служб в Польше//Российский журнал социальной работы. — 2001. — № 2.

8. Некрасов А.Я. Международный опыт социальной работы. — М.: ГАСБУ, 2003.

9. Нищеретний П. И. Исторические корни и традиции развития благотворительности в России. – М., 2001.

10. Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира: Хресто­матия / Сост. Л.М. Шипицина. - СПб., 2002.

11. Социальное обслуживание населения и социальная работа за рубежом / Сост. А.М. Панов. — М., 2000.

12. Фирсов М. В. История социальной работы в России. Учебное пособие. – М., 2000.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: